Вторник, 06.12.2016, 08:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБ ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ БОЛГАРИИ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ НА ОСНОВЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ (АНАЛИЗ ЭКСПЕР

Л.З. Цветанова-Чурукова

ОБ ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ БОЛГАРИИ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ НА ОСНОВЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ (АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ)

Современные изменения в обществе, вхождение Болгарии в европейское образовательное пространство определяют объективную потребность в совершенствовании системы образования, начиная с начальной школы. Представляется, что для начального звена перспективным является процесс интегрированного обучения с применением компьютерной технологии. Это определяет актуальность проводимого исследования.

Объектом исследования является интегрированное обучение в начальных классах, которое имеет многочисленные варианты практической реализации [1; 2; 3]. Оно предполагает укрепление внутренних и внешних связей в содержании учебного материала, в методах и приемах, формах и средствах технологичной организации познавательной деятельности. Усвоение рациональных логических процедур редукции и систематизации изучаемого материала, его конструирования и творческого использования в условиях компьютеризации учебной познавательной деятельности является катализатором необходимых перемен в области педагогики начального обучения. При систематизации знаний школьник создает свою систему учебных моделей.

Цель данной статьи состоит в выявлении особенностей процесса систематизации, характерных для детей младшего школьного возраста и связанных с уровнем их подготовки, наличием мотивации при ее осуществлении в предметной и интердисциплинарной деятельности, со степенью проникновения в сущность учебного материала и осознанием его ценности, с личным отношением учеников к этому процессу, к использованию рациональных дидактических процедур. Необходимо раскрыть педагогические условия для осуществления продуктивной систематизации младшими школьниками и учителями учебного материала.

Интерес к исследованию различных аспектов проблемы систематизации возник у нас при наблюдении уроков различного типа в начальных классах, при ознакомлении с опытом работы ученых и учителей-практиков из России, в частности с экспериментальными разработками лаборатории компьютерного обучения, возглавляемой профессором З. П. Ларских, при выявлении и анализе положительных и отрицательных сторон программированного обучения. Несомненно, что современный ученик должен уметь систематизировать свои знания, так как это обусловливает овладение системой логических действий, способствует умственному развитию.

Проблема, которая ставится в статье, – определить, как понимают и оценивают работники образования Болгарии особенности систематизации учебного содержания в условиях интегрированного обучения и компьютеризации начальной школы. Рассмотрение проблемы в этом ракурсе обусловлено следующей дидактической целью: улучшить качество подготовки детей в образовательном процессе посредством использования многообразных способов формирования такого интеллектуального умения, как систематизация. Реализация этой цели возможна при условии повышения познавательной активности младших школьников, развития у них личного творческого отношения к учебе, что во многом зависит от позиции учителя и его компетентности.

Прежде всего, необходимо охарактеризовать особенности контингента, принявшего участие в эксперименте, выяснить, как работники образования представляют себе приемы организации деятельности по систематизации учебного материала, что позволит уточнить, подтвердить или опровергнуть предположения о значимости предварительной подготовки учителей и младших школьников к интегрированному обучению на основе систематизации и компьютеризации, о значимости самоподготовки как предпосылки для успеха в образовательном процессе, мотивации.

Необходимо проанализировать имеющийся в Болгарии практический опыт развития интеллектуальных умений учеников с целью дальнейшего использования инноваций для интенсификации процессов интегрирования форм, методов, приемов и технологий обучения, что будет способствовать выполнению Национальной программы развития школьного образования и дошкольного воспитания и подготовки детей (2006 – 2015 г.), принятой решением Народного собрания 07.06.2006 г.

Мнение учителей начальных классов и воспитателей по проблемам систематизации и интеграции в обучении является очень важным для его совершенствования, поэтому мы провели широкомасштабное социологическое исследование (с помощью анкет), охватившее учителей 50 школ г. Софии и ее окрестностей; применили метод экспертных оценок. Кроме того, было организовано экспериментальное обучение учителей в Юго-западном университете им. Неофита Рилского (г. Благоевград) с целью их подготовки к использованию мультимедиа в системе начального обучения и экспериментальное обучение в г. Софии по ознакомлению с методикой проведения вариативных интегрированных занятий, на которых проводится систематизация учебного материала.

Социологическое исследование более чем 730 работников образования г. Софии с помощью анкет мы провели в конце 2007 г. И начале 2008 г. В нем приняли участие в основном учителя и воспитатели начальных классов, а также учителя прогимназических курсов.

Самыми значимыми характеристиками, по которым можно дифференцировать исследуемой контингент работников образования, – это уровень, на котором они ведут обучение; их образовательной ценз, их педагогический опыт; наличие или отсутствие специальной подготовки в области интегрированных форм и методов обучения, в области применения информационной образовательной технологии, в области мультимедийного обучения [4].

Результаты распределения исследуемых работников сферы образования по занимаемым в школе должностям отражены в таблице № 1.

Таблица № 1

Должности работников сферы образования, принявших участие в эксперименте


Основной контингент исследуемых, в соответствии с целями научного анализа, составляет группа учителей в начальных классах – 85%. Они отличаются своей комплексной подготовкой и обычно преподают несколько учебных предметов в I – IV классах. Количество учителей, которые преподают отдельные учебные предметы в V – VIII классах, – 65 человек (9%): математику – 9, болгарский язык и литературу – 16, английский язык – 12, физику – 4, физику и химию – 1, биологию – 3, историю – 4, немецкий язык – 2, информационные технологии – 4, музыку – 3, географию – 3, математику и информатику – 1, тактильное творчество – 1, биологию – 1, коррекционную коммуникацию – 1.

По параметру «педагогический стаж» были получены данные, отражающие определенные диспропорции (см. таблицу № 2).

Таблица № 2 Распределение работников образования в зависимости от их педагогического стажа

В рамках выборочной совокупности самым большим является количество (соответственно и показатель в процентах) учителей с педагогическим стажем в пределах от 16 до 25 лет (всего 307 человека – 44%). Количество учителей с педагогическим стажем более 25 лет – 188 человек (27%). Из этих данных можно сделать вывод, что большинство из респондентов, принявших участие в исследовании, отличаются богатым педагогическим опытом (71%). Если принять во внимание, что в третьей группе (учителя со стажем от 9 до 15 лет) насчитывается 139 человек (20%), становится ясным, что были обследованы люди, которые утвердились уже в профессиональном отношении, приобрели педагогическое мастерство (всего – 91%).


Распределение работников образования в зависимости от их педагогического стажа раскрывает картину демографического состояния состава учителей по возрастному признаку. Состав молодых учителей составляет всего 9% (2% из учителей имеют педагогический стаж от 1 года до 3 лет; 7% работали в школе от 4 по 8 лет). Ясно, что количество пожилых учителей в начальных классах г. Софии значительно выше по сравнению с количеством молодых учителей. Следовательно, по этому признаку состав исследуемых лиц отличается относительной гомогенностью.


Очень значимой является характеристика структуры исследуемого контингента учителей по образовательному уровню. Их дифференциация представлена в таблице № 3.

Из таблицы видно, что более 90% от исследуемых учителей в начальных классах г. Софии имеют высшее образование. Приблизительно 10% респондентов – это лица с незаконченным высшим образованием. Полученные данные показывают, что состав учителей отличается высокой профессиональной квалификацией. Нет ни одного учителя со средним педагогическим образованием.

Самую большую по объему группу (525 человек – 75,32%) составляют учителя с квалификационной степенью «магистр». При этом 90,25% из них окончили магистерские программы «Дошкольная педагогики и педагогика начального образования», «Педагогика начального обучения с дополнительной подготовкой в области иностранных языков». Они обеспечивают углубленную специализированную подготовку, адекватную современным требованиям к должности учителя в начальных классах школы. Магистерскую программу «Педагогика» окончили 3% учителей начальных классов. Остальные 6,75% распределяются между следующими магистерскими программами: «Русская филология и педагогика начального обучения», «Социальная педагогика и управление образования», «Дефектология», «Специальная педагогика», «Педагогика для детей с интеллектуальным дефицитом», «География», «Экономика», «Болгарская филология», «Английский язык», «Философия и психология», «Математика», «Химия», «Математика и информатика», «Хоровое дирижирование», «Педагогика для детей с зрительными и слуховыми нарушениями» и др.

Образовательно-квалификационную степень «бакалавр», то есть высшее образование на этом базисном, более низком уровне, приобрели 104 учителя (14,92 %). Перед ними открываются большие возможности для дальнейшего профессионально-творческого развития и совершенствования.

Только 68 учителей (9,76%) закончили педагогический колледж, то есть имеют незаконченное высшее образование. Это самый взрослый контингент учителей.

Наше исследование показало, что 397 (57%) из выборочной совокупности учителей проходили последипломные курсы повышения квалификации (курсы по изучению базисных компьютерных умений, курсы по нетрадиционной педагогике, по интерактивным методам в обучении, курсы по изучению приемов реализации проектного метода в начальных классах, курсы по современным педагогическим технологиям и т. д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что структура профессионально-квалификационной подготовки учителей начальных классов в Болгарии развита хорошо.

Данные обследования учителей показывают, что только 14 человек (2,01% респондентов) имеют специальную подготовку в области интегрированных форм и методов обучения на бакалаврском, магистерском уровне и на уровне подготовки в педагогическом колледже. Эта картина, конечно, не удовлетворяет практическим потребностям системы обучения в начальных классах. До сих пор в Болгарии в практическом плане интегрированным вариантам обучения, интегрированным урокам уделялось мало внимания. Благодаря функционированию системы последипломной квалификации учителей начальных классов этот процент возрастает до 21%. В итоге становится ясным, что 97,99% из респондентов фактически не получили необходимую теоретико-прикладную подготовку для организации и полноценного использования потенциала интегративного подхода к обучению детей.

В последнее время в Болгарии сильно возрастает интерес к использованию возможностей информационных образовательных технологий в педагогическом процессе в начальных классах. Компьютерные технологии улучшают подготовку детей по всем учебным предметам, изучаемым в начальной школе. Они выступают в качестве интегрирующего фактора в системе обучения. Пока в болгарской образовательной практике информатику ученики I – IV классов изучают в качестве факультативного, выбираемого предмета. В Болгарии, как и во всем мире, речь идет только о частичном интегрировании компьютерного (в частности, мультимедийного) обучения в систему начального образования. Одновременно с этим идет процесс модернизации подготовки студентов, будущих учителей в этой области.

Мы исследовали, насколько целенаправленной и широкой является подготовка учителей к работе в условиях информатизации образования. Только 113 (16,21 %) среди принявших участие в эксперименте учителей начальных классах г. Софии имеют специальную подготовку в области информационных образовательных технологий. Эту подготовку они приобрели в вузах. Кроме того, 282 учителя (71%) усвоили базисные компьютерные умения на курсах повышения последипломной квалификации.

В общей сложности 56,53% учителей от выборочной совокупности имеют навыки работы с компьютерными программными продуктами. К сожалению, без специальной подготовки в области применения компьютерной техники при обучении в начальных классах остаются более 43% исследуемых учителей г. Софии. Относительная мала доля учителей со специальной подготовкой в области использования технологии мультимедиа. Это положение является крайне неудовлетворительным, так как огромные функциональные возможности компьютерных технологий для повышения качества и эффективности обучения детей в начальных классах остаются нереализованными.

В настоящее время интерес к мультимедиа возрастает. Можно сделать вывод, что профессиональная деятельность учителей начальных классов динамично меняется, становится более открытой для внедрения инноваций в педагогическую практику [5].

Данные эмпирического исследования можно рассматривать как сигналы для определения проблем в практике начального образования, как отправной пункт для переосмысления деятельности в школе.

В ходе эксперимента мы выяснили, как учителя оценивают собственную педагогическую деятельность, имеющиеся в процессе обучения негативные ситуации, чувствуют ли потребность изменить свою работу в связи с ознакомлением с разнообразными педагогическими инновациями, в первую очередь – с идеями интегрирования на основе систематизации материала учебных предметов и использования компьютерных технологий. Полученные ответы отличались большим разнообразием мнений.

Анализ данных исследования показывают, что продуктивность урочной деятельности в начальных классах обусловлена многими факторами. Большинство учителей (348 человек – 16,64%) выражают мнение, что отсутствие хорошего материально-технического обеспечения уроков (в том числе современной компьютерной техники) является главной причиной негативных результатов в педагогическом процессе.

Подчеркивается роль наглядности в обучении детей, так как она помогает в младшем школьном возрасте перестраивать характер мыслительной деятельности: на основе конкретно-образного развивать абстрактно-логическое мышление, интеллектуальные умения. Многие учителя (347 человек – 16,59%) отмечают, что отсутствие в современных пособиях наглядности ведет к неудовлетворительным результатам в учебном процессе.

Еще одним значимым фактором, отрицательно влияющим на процесс познания, учителя считают несовершенство учебных программ (317 человек – 15,16%). Качество нормативных документов, действительно, очень важно для организации эффективного обучения. Следует учитывать их лучшие образцы, имеющиеся в мировой практике.

Исследуемые указывает и другие причины низкой эффективности уроков: 1) отсутствие или недоступность современных методических пособий (225 человек – 10,76%); 2) использование учебников и пособий низкого качества (211 человек – 10,09%); 3) недостаток учебного времени (109 человек – 5,21%); 4) отсутствие координации между школой и семьей в образовательном процессе (104 человека – 4,97%); 5) устаревшее учебное содержание (68 человек – 3,25%).

Как видно из полученных результатов, мнения и оценки учителей отличаются большой вариативностью. Меньше всего учителя связывают неэффективность уроков с отсутствием опыта (3 человека – 0,14%), с недостаточной профессионально-педагогической квалификацией (5 человек – 0,24%); с неиспользованием личностно-ориентированных и нетрадиционных приемов и технологий в педагогическом процессе (18 человек – 0,86%). Были названы и другие причины, отрицательно влияющие на продуктивность учебного процесса: 13 учителей (0,64%) отмечают недостатки в законе о народном просвещении, отсутствие мотивации и стимуляции учителей, заинтересованности со стороны родителей, их слабый контроль за развитием детей в школе, отсутствие доступности и простоты в изложении учебного материала, несоответствие содержания возрастному и интеллектуальному уровню развития учеников, незаинтересованность детей в результатах обучения, их абсолютная ненаказуемость. Три учителя (0,43%) считают, что нет помех (препятствий) для проведения интересных и продуктивных уроков.

Результаты исследования показывают, что у учителей есть специфичные требования к обеспечению учебного процесса, во многом определяющему его качество и эффективность. Они хотели бы иметь доступ к современной и актуальной информации, содержащейся в специальной педагогической литературе, а также в электронных ресурсах, располагать дополнительными материалами по всем учебным предметам, чтобы обеспечить их успешную интеграцию.

Анализ результатов анкетирования показал: чтобы повысить готовность педагогических работников к интегрированному обучению на основе систематизации и компьютеризации дидактического материала, необходимо: 1) дать представление об основных положениях концепции интеграции школьных предметов, изучаемых в начальных классах; о теоретической модели систематизации учебных знаний; об особенностях систематизации знаний путем изменений логической структурой учебного материала; 3) ознакомить учителей с системой интеллектуально-логических умений на каждом этапе систематизации учебного материала с помощью компьютерных программ; с педагогическими условиями систематизации учебного материала в начальных классах; с технологией систематизации учебного материала; с критериями и уровнями качества знаний, умений и навыков младших школьников, формируемых в рамках интегративного обучения.

Библиографический список

1. Азимов, Э. Г. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий [Текст] / Э. Г. Азимов: Дисс. ..пед. Наук. – М., 1996. – 291 с.

2. Видерхольд, А. Компьютер в начальной школе [Текст] / А. Видерхольд. – // ИНФО. 1993. № 2. – С. 23 – 26.

3. Ларских, З. П. Концептуальные проблемы развития информационных технологий обучения

4. Болтянский, В. Г., Рубцов, В. В. Современные проблемы компьютеризации и статистической обработки данных [Текст] / В. Г. Болтянский, В. В. Рубцов. – М., ВНИИСИ, 1989. – 70 с.

5. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М., 1989.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 64 | Теги: интегрированное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016