Четверг, 08.12.2016, 12:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

Об обзорах торговой политики государств — участников СНГ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

ПРОТОКОЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

ОБ ОБЗОРАХ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ

(Москва, 10 декабря 2015 года)

Экономический совет Содружества Независимых Государств

решил:

  1. Принять к сведению обзоры торговой политики Российской Федерации и Республики Таджикистан (прилагаются).
  2. Направить указанные обзоры в правительства государств — участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств и разместить на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

Председательствующий на заседании Экономического совета Содружества Независимых Государств

О.ПЕСКОВ

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

ОБЗОР ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Обзор торговой политики Российской Федерации составлен в соответствии с Порядком проведения обзоров торговой политики государств — участников СНГ, утвержденным Решением Экономического совета СНГ от 15 марта 2002 года.

Обзор подготовлен Исполнительным комитетом СНГ на основе доклада, представленного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Целями обзоров торговой политики являются обеспечение транспарентности торговой политики государств — участников СНГ, содействие соблюдению правил, норм и обязательств, зафиксированных в международных договорах и документах по вопросам формирования и функционирования зоны свободной торговли, а также регулярное информирование об основных показателях экономики и взаимной торговли государств — участников СНГ.

 

  1. РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ

 

Торговая политика Российской Федерации строится на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС, ЕАЭС) между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией, знаменующий переход к следующей после Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) стадии интеграции (подписан президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в г. Астане).

Договором о ЕАЭС определяется международно-правовой статус ЕАЭС как международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

В Договоре о ЕАЭС четко зафиксировано, что ЕАЭС открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами.

Со 2 января 2015 года государством — членом ЕАЭС также является Республика Армения (10 октября 2014 года подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

23 декабря 2014 года подписан Договор о присоединении к ЕАЭС Кыргызстана, 8 мая 2015 года в г. Москве подписаны протоколы к Договору о ЕАЭС, содержащие условия и особенности, переходные положения для Кыргызстана в рамках ЕАЭС.

После завершения внутригосударственных процедур сторонами Договора и протоколов к нему 12 августа 2015 года Кыргызстан стал полноправным государством — членом ЕАЭС.

Соглашения ТС и ЕЭП составляют основу Договора о ЕАЭС. Вместе с тем они были переработаны, дополнены, систематизированы в Договоре ЕАЭС в ходе кодификации.

При этом положения Договора о ЕАЭС направлены на развитие и углубление интеграции в рамках ЕАЭС. Переформатированы под новые задачи система и функции органов ЕАЭС: Высший и Межправительственный советы, Суд ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Достигнуты принципиальные договоренности о проведении в ЕАЭС скоординированной (а в ряде случаев согласованной) политики в разных сферах экономики.

Значимой новацией является переход к формированию единого рынка в отдельных секторах услуг.

Предусмотрена поэтапная гармонизация в сфере финансовых рынков с постепенным движением к созданию наднационального финансового регулятора (согласованы дата создания и месторасположение наднационального органа по регулированию финансового рынка — это 2025 год, г. Алматы). Также государства — члены ЕАЭС проводят формирование общих рынков энергетических ресурсов в соответствии с договоренностями, достигнутыми в рамках ЕАЭС и будут двигаться к общим рынкам лекарственных средств и медицинских изделий.

Положения Договора о ЕАЭС значительно расширяют и углубляют сотрудничество государств — членов ЕАЭС в различных сферах, создавая благоприятную основу для нового этапа интеграции, в частности, для создания в ряде отраслей единых рынков, что в конечном счете позволит обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках ЕАЭС.

В условиях непростой экономической ситуации в мировой экономике тесная интеграция Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России на новой экономической основе становится одним из основных «драйверов» роста национальной экономики, выступает в качестве инструмента совместного преодоления экономических вызовов, дальнейшего экономического развития.

Евразийский интеграционный проект следует оценивать прежде всего с экономической точки зрения. Только государства, входившие в ТС и ЕЭП, — это территория более 20 млн кв. километров и население более 170 млн человек, общий товарооборот около 1 трлн долларов США ежегодно, а совокупный ВВП — более 2 трлн долларов США.

С присоединением новых членов значимость интеграционного объединения, соответственно, будет расти.

Что касается ощутимых макроэкономических эффектов от развития интеграции, то, как правило, они проявляются в долгосрочной перспективе. На первом этапе интеграция оказывает воздействие в основном на объем взаимной торговли. Это подтверждают и статистические данные ЕЭК. Наиболее значимые эффекты от создания ТС отмечены во взаимной и внешней торговле государств-членов сразу после его формирования. Так, за 2010 год объем взаимной торговли в рамках ТС и ЕЭП по сравнению с предыдущим годом увеличился на 29,1%, внешней торговли — на 32,6%; за 2011 год объем взаимной торговли увеличился на 33,9%, внешней торговли — на 32,2%. В целом за период 2010 — 2013 годов объем взаимной торговли увеличился на 76,7%, внешней — на 80,3%. При этом средний темп роста взаимной торговли за 4 года составил около 115% (внешней — 116%).

По данным ЕЭК, суммарный объем внешней торговли товарами государств — членов ТС и ЕЭП с третьими странами за январь — декабрь 2014 года составил 868,5 млрд долларов США, в том числе экспорт товаров — 556,5 млрд долларов США, импорт — 312 млрд долларов США. По сравнению с январем — декабрем 2013 года объем внешнеторгового оборота сократился на 6,9%, или на 64,5 млрд долларов США, экспорт — на 5,3%, или на 31,2 млрд долларов США, импорт — на 9,6%, или на 33,3 млрд долларов США. Профицит внешней торговли составил 244,5 млрд долларов США против 242,4 млрд долларов США в январе — декабре 2013 года.

Объем взаимной торговли товарами за январь — декабрь 2014 года, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств — членов ТС и ЕЭП во взаимной торговле, составил 57,4 млрд долларов США, или 89% к уровню 2013 года.

В связи с созданием ЕАЭС, а ранее ТС государственное регулирование внешней торговли товарами реализуется с учетом передачи части полномочий на наднациональный уровень — ЕЭК.

Внешнеторговая политика ЕАЭС реализуется в соответствии с разделом IX Договора о ЕАЭС. Основные цели и принципы внешнеторговой политики ЕАЭС закреплены в статье 33 Договора о ЕАЭС.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Договора о ЕАЭС внешнеторговая политика ЕАЭС направлена на содействие устойчивому экономическому развитию государств — членов ЕАЭС, диверсификации экономики, инновационному развитию, повышению объемов и улучшению структуры торговли и инвестиций, ускорению интеграционных процессов, а также на дальнейшее развитие ЕАЭС как эффективной и конкурентоспособной организации в рамках глобальной экономики.

В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Договора о ЕАЭС внешнеторговая политика реализуется через заключение ЕАЭС самостоятельно либо совместно с государствами-членами в сферах, в которых органы ЕАЭС принимают обязательные для государств-членов решения, международных договоров с третьей стороной, участие в международных организациях либо автономное применение мер и механизмов внешнеторговой политики.

 

О заключении соглашений с третьими странами

Согласно пункту 1 статьи 102 «Переходные положения в отношении раздела внешнеторговая политика» Договора о ЕАЭС государства-члены вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 1 января 2015 года международных договоров этого государства-члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства-члены. Государства-члены осуществляют унификацию договоров, на основании которых предоставляются преференции.

Российской стороной были подписаны Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о режиме торговли товарами от 2 марта 2012 года и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о режиме торговли товарами от 28 мая 2012 года. Режим свободной торговли Российской Федерации с указанными государствами не унифицирован с государствами — членами ЕАЭС, так как правосубъектность Республики Южная Осетия и Республики Абхазия партнерами России по ТС не была признана.

По вопросу заключения соглашений о свободной торговле (ССТ) необходимо отметить следующее. 29 мая 2015 года подписано ССТ между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны. В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления данного Соглашения в силу. Полный перечень ССТ, стороной которых является Российская Федерация, заключенных/вступивших в силу в период 2012 — 2015 годов, приведен в подразделе «Соглашения» настоящего раздела.

В настоящее время созданы совместные исследовательские группы (СИГ) по изучению целесообразности заключения ССТ между государствами — членами ЕАЭС и такими странами, как Египет и Индия. В августе 2015 года Советом ЕЭК принято решение о запуске аналогичной СИГ с Исламской Республикой Иран. В настоящее время ведется работа по формированию состава указанной СИГ. Кроме того, в 2015 году завершена работа соответствующей СИГ с Государством Израиль. 16 октября 2015 года Высшим Евразийским экономическим советом принято решение «О начале переговоров с Государством Израиль о заключении соглашения о зоне свободной торговли».

Соответствующие обращения рассматриваются на площадке ЕЭК, а решения по формированию совместных исследовательских групп (на уровне Совета ЕЭК) и непосредственно запуску переговорного трека (на уровне Высшего евразийского экономического совета) принимаются при достижении консенсуса между всеми государствами — членами ЕАЭС.

Существующая практика проведения переговоров по ССТ показывает, что проекты соглашений носят комплексный характер, затрагивая как национальный, так и наднациональный уровни регулирования. Вопросы регулирования внешней торговли товарами относятся к наднациональной компетенции.

В соответствии со статьей 35 Договора о ЕАЭС режим свободной торговли товарами в понимании ГАТТ 1994 устанавливается в торговле с третьей стороной на основании международного договора ЕАЭС с такой третьей стороной (с учетом положений статьи 102). Данной статьей также предусмотрено, что такой договор может включать иные положения, связанные с внешнеторговой деятельностью. Такие иные положение могут относиться к национальной компетенции членов ЕАЭС.

В соответствии со статьей 38 Договора о ЕАЭС члены ЕАЭС осуществляют координацию в сфере торговли услугами с третьими сторонами, при этом осуществление координации не означает наднациональной компетенции ЕАЭС в этой сфере. В связи с этим государства — члены ЕАЭС самостоятельно определяют целесообразность заключения соглашений о торговле услугами, инвестициях и перемещении физических лиц. Так, в рамках переговорного трека с Вьетнамом переговоры по соответствующему разделу велись представителями Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам.

Важным шагом после подписания 18 октября 2011 года государствами — участниками СНГ (за исключением Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана) Договора о зоне свободной торговле (ДЗСТ) и вступления его в силу с 20 сентября 2012 года стало присоединение к зоне свободной торговли СНГ Узбекистана с 16 мая 2014 года.

Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан от 31 мая 2013 года подписан Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной и вступил в силу с 16 мая 2014 года.

Процедуры ратификации указанного Протокола проведены в Беларуси, Казахстане, России и Узбекистане. Проекты соответствующих законов о его ратификации внесены в верховные законодательные органы Кыргызстана и Молдовы. В Армении и Таджикистане продолжается межведомственное согласование проектов документов, необходимых для вступления Протокола в силу. Украина необходимые внутригосударственные процедуры не провела.

Российская сторона нотой МИД России N 7421/1дснг от 10 сентября 2014 года уведомила Исполнительный комитет СНГ о выполнении в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года и пунктом 2 статьи 23 ДЗСТ необходимых процедур для прекращения действия двусторонних международных договоров о свободной торговле между Правительством Российской Федерации и правительствами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова и Украины (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июля 2014 года N 1394-р).

ДЗСТ стал основой формирования единой, отвечающей современным требованиям, включая нормы ВТО, договорной базы для полномасштабной либерализации торговли товарами на пространстве СНГ и ликвидации барьеров во взаимной торговле товарами.

В рамках ДЗСТ до минимума сведены изъятия из режима свободной торговли товарами, в отношении которых применяются таможенные пошлины (приложение 1 к ДЗСТ).

Стороны взяли на себя обязательства по дальнейшей либерализации торговли товарами (в зависимости от специфики аспектов торговли в ДЗСТ предусмотрено, что заинтересованные стороны вступят в соответствующие переговоры через 6 или 3 месяца/месяцев после вступления ДЗСТ в силу для подготовки проектов соответствующих конкретизирующих протоколов и соглашений).

С участием российской стороны запущены предусмотренные ДЗСТ и Решением Совета глав правительств СНГ о Договоре о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года переговоры о проектах:

Протокола о правилах и процедурах регулирования государственных закупок (в ходе проведения заседаний экспертной группы 14 — 15 августа и 18 — 19 августа 2014 года, а также 28 апреля 2015 года (согласно решению заседания Рабочей группы от 28 апреля 2015 года название документа изменено на проект Протокола между государствами — участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования госзакупок) проект документа прорабатывается на базе соответствующих положений Договора о ЕАЭС);

Соглашения о свободной торговле услугами;

Соглашения о транзите трубопроводным транспортом;

Протокола о снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин.

В настоящее время переговорные процессы по проектам Соглашения о транзите трубопроводным транспортом и Протокола о снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин приостановлены, в том числе в связи с отсутствием позиции Украины, которая является одной из основных заинтересованных сторон указанных переговоров.

Согласно статье 5 Стороны ДЗСТ предоставляют друг другу национальный режим в соответствии со Статьей III ГАТТ 1994.

Также в ДЗСТ предусматриваются обязательства Сторон, гарантирующие недискриминационное применение правил нетарифного регулирования, а также четкие, соответствующие мировой практике правила в области субсидирования.

В рамках ДЗСТ Стороны обязались не устанавливать и не сохранять никаких запретов или ограничений, кроме тех, которые разрешаются Статьей XI ГАТТ 1994, в том числе Пояснительными замечаниями к этой Статье, а также статьями 8 и 9 ДЗСТ. Запреты и ограничения, действующие на момент вступления в силу ДЗСТ, подлежат отмене согласно графику, предусмотренному приложением 2 к ДЗСТ.

Принципиально важным отличием ДЗСТ от действовавших на пространстве СНГ соглашений является наличие инструмента принуждения Сторон, нарушающих договоренности, к выполнению своих обязательств. Таким инструментом являются правила разрешения споров.

Приняты и работают отдельные технические документы, необходимые для рассмотрения споров между Сторонами ДЗСТ. В соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2013 года сформирован и размещен на сайте Исполнительного комитет СНГ список экспертов Сторон ДЗСТ, входящих в комиссию по разрешению споров. Решением Экономического совета СНГ от 14 марта 2014 года утвержден Порядок открытия и использования целевого счета для расчетов с членами и председателем комиссии экспертов по разрешению споров Сторон ДЗСТ, а 21 мая 2014 года Межгосударственным банком такой целевой счет открыт.

С целью защиты капиталовложений, осуществленных иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, и капиталовложений российских инвесторов на территориях иностранных государств Российская Федерация в период 2012 — 2015 годов заключила 10 соглашений о поощрении и защите капиталовложений (указаны в подразделе «Соглашения» настоящего раздела).

 

Снятие торговых ограничений на внешних рынках и в рамках ВТО

Российская Федерация завершила длительный переговорный процесс по присоединению к ВТО и с 22 августа 2012 года является полноправным членом этой организации.

На протяжении 2010 — 2014 годов российскими министерствами и ведомствами велась работа по устранению торговых барьеров при поставках российской продукции на внешние рынки.

В 2012 — 2013 годах было предотвращено введение или продление 32 ограничительных мер на общую сумму около 2,3 млрд долларов США. В 2014 году устранено 20 ограничительных мер, которые применялись иностранными государствами и оказывали негативное влияние на доступ российских товаров на внешние рынки. По экспертным оценкам, ущерб от действия этих мер составил более 816 млн доллРЕГУЛИРОВАНИИИаров США.

В целях мониторинга за реализацией Плана действий и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по его реализации создана Рабочая группа по вопросам участия Российской Федерации в ВТО при подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Рабочая группа является координационным органом (с привлечением представителей бизнес-сообщества), осуществляющим подготовку предложений и реализацию комплекса мер, направленных на поддержание и повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей в условиях членства Российской Федерации в ВТО.

В 2014 году было учреждено Постоянное представительство Российской Федерации при ВТО, принято постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года N 288 «Об утверждении правил взаимодействия органов государственной власти по вопросам, связанным с обеспечением участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации», учреждена автономная некоммерческая организация «Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации». В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2014 года N 136-р учреждена автономная некоммерческая организация «Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности», осуществляющая также поддержку национальных производителей в условиях членства Российской Федерации в ВТО.

Постпредство России проводит активную работу в рамках ВТО по отмене и изменению мер иностранных государств, которые оказывают негативное влияние на интересы российских компаний.

 

1.2. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Торговая политика Российской Федерации является составной частью ее экономической политики. Цель торговой политики — создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

К инструментам торговой политики относятся:

регулирование внешней торговли методами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с помощью мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных законодательством Российской Федерации;

торговые переговоры в двух- и многостороннем форматах для достижения международных договоренностей по созданию благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;

участие Российской Федерации в деятельности международных торговых и экономических организаций как на глобальном, так и региональном уровнях для обеспечения интеграции экономики России в мировое хозяйство;

взаимодействие с деловыми кругами в целях обеспечения торгово-экономических интересов Российской Федерации за рубежом, расширения экспорта российских товаров и услуг, поддержки национальных производителей и защиты внутреннего рынка.

При выработке мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования основными задачами антимонопольного регулирования являются: поддержание нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке Российской Федерации; недопущение необоснованного протекционизма при осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности; обеспечение баланса интересов производителей и потребителей.

Реализация основных задач торговой политики обеспечивает:

поддержку экспорта;

защиту внутреннего рынка и поддержку отечественных производителей;

интеграцию экономики Российской Федерации в систему международных экономических отношений.

Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных в статье 12 «Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ, а именно:

«Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

таможенно-тарифного регулирования;

нетарифного регулирования;

запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (19.05.2016)
Просмотров: 128 | Теги: торговая политика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016