Понедельник, 27.05.2019, 04:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

А.В.Пещаницкий, директор Смоленского центра права и социологии, преподаватель кафедры общепрофессиональных и специальных правовых дисциплин Смоленского филиала Международного юридического института
Хохлов Юрий Алексеевич, главный юрист Смоленского центра права и социологии
Калачук Кирилл Андреевич, заместитель директора Смоленского центра права и социологии

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в настоящей статье исследуется правовое регулирование института общественного контроля в сфере образования и рассматриваются некоторые актуальные вопросы сочетания норм законодательства об образовании и о защите прав потребителей.

Ключевые слова: общественный контроль, образование, защита прав потребителей.

 

2014 г. с уверенностью можно назвать победным годом сторонников концепции общественного контроля над всеми сферами жизни общества, в том числе в образовании.

Безусловно, центральным событием законодательного регулирования этого направления стало принятие Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»  , закрепившего фундаментальные основы проведения общественно-контрольных мероприятий (далее также — Закон об общественном контроле).

В соответствии со ст. 1 Закона об общественном контроле указанный федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Одновременно с принятием Закона об общественном контроле федеральный законодатель издал и Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»  , расширивший сферы, подконтрольные общественности.

Таким образом, в Российской Федерации стала формироваться комплексная оценка качества оказываемых гражданам услуг, причем как государственными и муниципальными органами и организациями, так и негосударственными.

В этой связи представляется особо значимым правовой анализ регламентации общественного контроля в сфере образования ввиду его особой социальной роли.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также - Закон об образовании) содержит целую группу статей, посвященных независимой оценке:

1) Ст. 95. Независимая оценка качества образования;

2) Ст. 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся;

3) Ст. 95.2. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Между тем в ч. 3 ст. 95 Закона об образовании установлено ограничение, согласно которому независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки.

Таким образом, независимая оценка качества образования находится только лишь в компетенции специализированных юридических лиц, но не общества.

Положениями ст. 96 Закона об образовании законодатель допустил возможность общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ.

Частью 2 ст. 96 Закона об образовании установлено, что под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Одновременно с этим, поскольку образовательные услуги оказываются в конечном итоге гражданам, в силу положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»   правоотношения между образовательной организацией и обучающимися также подпадают под действие норм Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»  (далее также — Закон о защите прав потребителей).

Статья 45 Закона о защите прав потребителей в п. 2 установила права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) для осуществления своих уставных целей, среди которых можно выделить такие как право проводить независимую экспертизу качества, безопасности услуг, а также соответствия потребительских свойств услуг заявленной исполнителями информации о них; право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.

Исходя из буквального толкования приведенных правовых норм общественные организации — общества защиты прав потребителей также вправе проводить общественно-контрольные мероприятия в области качества образовательных услуг, в том числе путем проведения разного рода экспертиз.

На основании итогов общественно-контрольных мероприятий указанных общественных объединений могут быть составлены различные ранжированные списки, например рейтинг надежности образовательных организаций высшего образования, рейтинг образовательных программ того или иного уровня, а также многое другое.

Между тем нормативное понимание и правоприменительная трактовка Закона о защите прав потребителей в части независимых экспертиз качества образовательных услуг вступает в противоречие с нормами Закона об образовании, образуя правовую коллизию.

Таким образом, даже на законодательном уровне до сих пор однозначно не решен вопрос о том, кто имеет право проводить общественный контроль в сфере образования в Российской Федерации.

С одной стороны, на такой общественный контроль распространяются положения Закона об образовании, то есть проведение контроля лишь специализированными на то организациями. С другой стороны, к данной сфере жизнедеятельности российского общества применимы нормы Закона о защите прав потребителей, а потому проводить общественный контроль в указанной сфере могут и все общественные организации, специализирующиеся на защите прав потребителей.

В условиях естественных недостатков рыночной экономики приведенное нормативное противоречие может выступить инструментом недобросовестной конкурентной борьбы образовательных организаций за абитуриентов, поскольку ангажированные общественные организации по существу обладают правом выстраивать заведомо недостоверные рейтинговые оценки образовательных организаций и образовательных программ.

Тем не менее, как представляется, не стоит останавливаться на решении данного вопроса путем ограничения прав каких- либо общественных организаций в плане проведения общественно-контрольных мероприятий в сфере образования, отдавая предпочтение контролю со стороны государства в указанной области.

Общественный контроль не противопоставляется государственному, а наоборот, должен его дополнять. Можно говорить о некой органической взаимосвязи указанных двух видов контроля и их взаимодействии в достижении общих целей и задач в сфере образования.

Только в совокупности, то есть путем синергетического сочетания государственного и общественного контроля в сфере образования, можно комплексно решать актуальные проблемы современной российской системы образования, сочетание государственного и общественного контроля позволит получать объективную информацию о противоречиях в сфере образования и предпринимать соответствующие действия для разрешения возникающих проблемных ситуаций.

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института" № 2 (57) 2016


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.05.2019)
Просмотров: 14 | Теги: общественный контроль, защита прав потребителей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь