Пятница, 09.12.2016, 12:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Об использовании комплексного подхода в профилактике и раскрытии убийств, связанных с отчуждением жилья
В.П.Двоянов, А.Н.Тюменцев

Об использовании комплексного подхода в профилактике и раскрытии убийств, связанных с отчуждением жилья

В  2009 году Министерством внутренних дел Российской Федерации   зарегистрировано  17681  убийства и покушений на убийства (-11,8). Эти преступления часто связаны с другими - мошенничеством. Их зарегистрировано – 188723.[1] Настораживает тот факт, снизился уровень раскрываемости данных видов. В оперативных сводках ГУВД субъектов нередко можно видеть сведения об убийствах, связанных с вопросами отчуждения жилья у граждан. Всё это вызывают тревогу, и требует решительных мер по преломлению тенденции.

Опыт борьбы с преступлениями, связанными с отчуждением жилья граждан, показывает целесообразность комплексного подхода к организации этой работы. Положительно себя зарекомендовала практика создания на уровне УВД-ОВД специальных рабочих групп в составе представителей служб: уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, паспортно-визовой службы, участковых инспекторов милиции.

Основной задачей специальных рабочих групп является организация деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с отчуждением жилья граждан. В том числе:

- по инициативному, целенаправленному выявлению фактов безвестного исчезновения граждан после сделок по отчуждению жилья;

- установлению и проверке обстоятельств безвестного исчезновения граждан после сделок с жильем;

- розыску граждан, исчезнувших после сделок по отчуждению жилья;

- выявлению и раскрытию преступлений, связанных со сделками с жильем граждан;

- выявлению фирм и отдельных граждан, занимающихся сделками с жильем, их проверка и принятие необходимых мер по предупреждению данного вида преступлений;

- выявлению условий, способствующих совершению таких преступлений, и принятие мер по их устранению.

Для решения указанных задач специальная рабочая группа с учетом оперативной обстановки и местных условий:

- определяет службы органов внутренних дел, ответственные за конкретные направления деятельности по линии борьбы с преступлениями, связанными с отчуждением жилья граждан;

-   устанавливает сроки исполнения, систему отчета и контроля;

- обеспечивает методическое обеспечение задействованных служб по закрепленным направлениям работы.

Основные направления, деятельности задействованных служб по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с отчуждением жилья

Уголовного розыска:

- осуществление необходимых мероприятий, предусмотренных приказом МВД России № 213-1993 г. по розыску без вести пропавших и установлению неопознанных трупов;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию общеуголовных преступлений, связанных с отчуждением жилья.

Борьбы с экономическими преступлениями:

- оперативное прикрытие и проверка фирм и отдельных лиц, занимающихся сделками с жильем в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений своей компетенции в их деятельности, связанных с при­ватизацией и сделками с жильем граждан.

Паспортно-визовая служба:

выявление фактов:

- подделки документов (паспортов, ордеров и др.);

- снятия с регистрационного учета одиноких граждан с жилой площа­ди (по любым причинам: обмен, продажа, дарение, завещание и др.);

- отсутствия отметки об убытии с проданной жилой площади;

- регистрации к одиноким гражданам других лиц (в т. ч. родственников).

При выявлении указанных фактов незамедлительно докладывать руководству МОБ (2-й экземпляр рапорта помещается в накопительное дело по данной линии работы).

Дальнейшая проверка по мере необходимости проводится по схеме:

- при подделке документов: ПВС ¾ орган дознания;

- в остальных случаях: ПВС ¾ участковый инспектор милиции ¾ аппарат УР ¾ прокуратура.

Участковые инспектора милиции:

- проводят проверку по выявленным ПВС фактам (из числа вышеуказанных;

- в процессе повседневной работы на обслуживаемой территории через работников коммунальных служб, почтовых отделений, районных поликлиник, органов социального обеспечения, опеки и попечительства, патронажной службы устанавливают пожилых людей, одиноко проживающих, не имеющих устойчивых родственных, социально полезных связей, граждан, которые не приходят за пенсией, почтовыми отправлениями, не платят за квартиру, электроэнергию, телефон, не посещают поликлинику.

При выявлении таких категорий граждан, а также при поступлении сведений о сделках по отчуждению жилья у граждан, относящихся к "группе риска", в т. ч. с правом пожизненного проживания (механизм сбора и поступления такой информации из департамента, других организаций муниципального жилья, БТИ, органов нотариата и ответственных за это лиц определяет созданная в УВД-ОВД специальная рабочая группа) участковый инспектор милиции:

- устанавливает место пребывания пропавшего без вести.         В этих целях опрашивает соседей, сослуживцев, знакомых и родственников (при их наличии) пропавших без вести. Выясняет, была ли приватизирована квартира, намеревался ли он ее обменять, продать, подарить;

- если квартира приватизирована и владелец длительное время отсутствует ¾ через паспортные аппараты (по листку убытия) выясняет, куда и когда он выбыл, в связи с чем переехал;

- направляет запрос в соответствующее УВД-ГРОВД, по месту выезда разыскиваемого, для установления регистрации и фактического его местонахождения по данному адресу;

- в случае неприбытия разыскиваемого к новому месту регистрации аналогичные запросы направляет в населенные пункты, где согласно полу­ченной информации может находиться выехавший гражданин, либо может быть зарегистрирован после сложного обмена.

При инициативном выявлении фактов безвестного исчезновения граждан после сделки по отчуждению жилья может быть обнаружена одна из следующих типичных ситуаций, указывающих на вероятность преступления.

1. Гражданин выехал после продажи (обмена) жилья, но не прибыл к новому месту жительства. Характерно для случаев, когда преступление совершается:

- из-за денег, полученных от сделки по продаже (обмену) жилья;

- в целях предотвращения жалоб в связи с заведомым отсутствием другого жилища, обещанного жертве при сделке с жильем.

2. Человек пропал без вести после продажи (обмена) жилья и прибытия на новое место жительства. Может иметь место убийство:

-  из-за денег, полученных от продажи или обмена жилья.

3. Пропал без вести владелец коммунальной комнаты, которая занята (должна быть занята) соседями по квартире. В таких случаях последние редко являются организаторами убийства.

4. Бывший владелец не проживает в жилье после сделки по его отчуждению, а в паспортном аппарате нет отметки об убытии его к новому месту жительства.

Характерно для случаев:

- когда сделка по отчуждению жилья оформляется под психическим или физическим воздействием и потерпевшего после ее оформления убивают;

- владельца жилья убивают с целью завладения документами, по которым после их подделки осуществляют сделку по отчуждению принадлежавшего ему жилья;

- бывшего владельца убивают потому, что тот отказывался освобо­дить проданное им жилье.

Если в результате предпринятых мер не представилось возможным установить местонахождение пропавшего без вести и выяснить его судьбу для обеспечения его розыска и возможной идентификации с неопознанными трупами в поликлинике по месту жительства исчезнувшего и в других медицинских учреждениях, куда он обращался, требуется установить:

- схему зубного аппарата;

- групповую принадлежность крови;

- перенесенные заболевания и операции, в результате которых могли образоваться особые приметы (шрамы, рубцы и т. д.);

- наличие психических заболеваний, а также заболеваний, могущих вызвать скоропостижную смерть или потерю памяти, нарушение ориентировки во времени и пространстве.

Вместе с тем следует незамедлительно провести осмотр:

- места жительства исчезнувшего без вести;

- работы, мест провождения времени и возможного нахождения разыскиваемого (гараж, дача, садовый участок и т. д.);

- последнего местонахождения.

Задачами осмотров являются:

- сбор информации, необходимой для идентификации без вести пропавшего в случае обнаружения неопознанного трупа;

- получение сведений об обстоятельствах исчезновения, отразившихся в обстановке;

- обнаружение признаков, свидетельствующих о совершении преступления в осматриваемом месте.

В целях сбора информации, необходимой для идентификации без вести пропавшего, раскрытия преступления, следует принять меры к обнаружению и изъятию:

- отпечатков следов пальцев рук разыскиваемого и имеющихся отпечатков пальцев рук в его жилище;

- образцов его почерка, личных записей, переписки и документов, в т. ч. на квартиру;

- вещей со следами биологических объектов (волосы, слюна, кровь, потожировые выделения и т. д.);

- фотографий в различных ракурсах;

- образцов тканей и предметов одежды, аналогичных тем, в которых находился разыскиваемый перед исчезновением.

С помощью ультрафиолетового осветителя и необходимых химических реактивов следует осмотреть и исследовать труднодоступные для уничтожения следов места (плинтусы, отопительные батареи, щели между половы­ми досками, паркетом и облицовочными плитками, места соединения ручек с клинками ножей и т. д.). При этом делать соскобы и смывы, изымать микрочастицы и предметы, представляющие интерес, которые незамедли­тельно направлять на исследование в соответствующие экспертные учреж­дения.

На основе собранных данных принимается одно из следующих решений:

1. В порядке ст. 140, 145, 148, 149, 151 УПК РФ:

- об отказе в возбуждении уголовного дела (материалы по розыску передаются в аппарат уголовного розыска);

- о передаче материалов по подследственности в прокуратуру при наличии достаточных данных о том, что пропавший стал жертвой преступления, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (копии ¾ в УР для заведения розыскного дела и проведения розыскных мероприятий).

2. В порядке ст. 151 УПК РФ о направлении материалов по подследственности (территориальности).

При обнаружении в ходе проведения розыскных мероприятий признаков, явно указывающих на факт совершения в отношении пропавшего без вести гражданина преступления, материалы должны быть немедленно переданы в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В случаях, не терпящих отлагательств, в соответствии со             ст. 140-149 УПК РФ уголовное дело может быть возбуждено сотруд­никами органа дознания.

При возбуждении уголовного дела в связи с безвестным исчезнове­нием человека оперативно-розыскные мероприятия по раскрытию преступле­ния осуществляются в рамках розыскного дела (совместные указания Гене­ральной Прокуратуры и МВД России       № 15/16-1/5152 от 22.12.92г. и № 5/12-1/3003 от 30.06.94г.).

Для выдвижения версий и определения круга подозреваемых лиц целесообразно собрать следующую информацию.

1. О потерпевшем:

- полные анкетные данные, состав семьи, связи (проверить их нали­чие в преступном мире), образ жизни, круг общения;

- приметы и особенности внешности;

- адреса регистрации и фактического проживания за последние 5 лет, дату и адрес убытия (при выписке, снятии с регистрационного учета), о прибытии и фактическом проживании по новому адресу (либо обратное);

- состоит ли на учете в военкомате, органах социального обеспе­чения, поликлинике или диспансере, снят с учета или нет;

- о намерениях и обстоятельствах, предшествовавших исчезновению.

2. О новом владельце жилья:

- анкетные данные, состав семьи, судимость, связи, образ жизни, место работы, используемые телефоны;

- наличие или отсутствие прописки по данному адресу;

- адреса прописки за последние 5 лет (с датами прибытия и убытия) и адрес фактического проживания за возможно больший срок);

- наличие используемого автотранспорта (марка, модель, гос. номерной знак, цвет, особые приметы, проводились ли в интересуемый период ремонтные работы, покраска, переоборудование салона, багажника и др.);

- наличие у его близких и родственников в качестве собственности другого жилья.

3. О жилом помещении:

- характер жилья, его характеристика;

- наличие и местонахождение документов на жилье, их подлинность и законность оформления;

- кому принадлежит жилье, было ли оно приватизировано, если да, то ее дата, кем приватизировано;

- количество лиц, проживающих, в т.ч. прописанных, в квартире (комнате, доме), их операции с жильем и перемещение;

- дата отчуждения жилья и его характер (обмен, продажа, дарение, завещание, доверенность распоряжаться, оставление супругу, и т. д.);

- данные нотариуса, удостоверившего операцию с жильем, дата нота­риального оформления сделки, наличие регистрации в журнале учета;

- не проводился ли в жилище внезапный ремонт после исчезновения пропавшего без вести прежнего владельца.

4. Об участии фирм, отдельных лиц в отчуждении жилья, дате и мес­те оформления сделки с жильем:

- установочные данные фирмы (либо отдельного лица), оформлявшей сделку (адрес, реквизиты, телефоны, используемый автотранспорт, связи с криминальной средой и т. д.);

- наличие соответствующей лицензии на осуществление операции с недвижимостью;

- полные установочные данные руководителей фирмы, конкретных лиц, осуществлявших сделку по отчуждению жилья;

- дата и место оформления сделки, ее подлинность;

- соблюдение предусмотренной процедуры заключения сделки с жильем, наличие необходимых реквизитов в документах и соответствующих за­писей в журналах учета.

При выявлении посредников, участвовавших в сделке по отчуждению жилья, на них собирается аналогичная информация, а также устанавлива­ется, чьи интересы они представляли (покупателя, продавца, фирмы), через какие адреса и телефоны поддерживали связь в период заключения сделки.

В случаях, когда подлинность документов вызывает сомнение, они направляются на исследование в соответствующее экспертное учреждение.

В целях сбора информации, представляющей интерес для розыска пропавшего без вести и установления его судьбы, необходимо установить и опросить контактировавших с ним родственников, знакомых, работников коммунальных служб, почты, медицинских учреждений и др. При их опросе наряду с общими следует получить от них ответы на следующие вопросы:

- в каких отношениях находился опрашиваемый с разыскиваемым (по­терпевшим);

- когда с ним познакомился и при каких обстоятельствах;

- известно ли опрашиваемому об исчезновении данного лица, если да, то при каких обстоятельствах и от кого он узнал об этом;

- где находился опрашиваемый в предполагаемое время исчезновения пропавшего без вести;

- каков был образ жизни разыскиваемого, круг его знакомых, проявлял ли кто к нему незадолго до исчезновения интерес (посещал его квартиру, угощал спиртными напитками и т. п., предлагал продать жилье, либо оказать посреднические услуги в этом и т. д.);

- какие планы были у разыскиваемого перед исчезновением, собирался ли он с кем-либо встретиться и с какой целью (например, получить деньги за квартиру, оформить договор купли-продажи, осмотреть предлагаемое для обмена жилье и т. д.);

- когда и при каких обстоятельствах опрашиваемый видел исчезнувшего в последний раз и с кем;

- во что был одет разыскиваемый и какие предметы имел при себе;

- известные опрашиваемому особые приметы разыскиваемого и перенесенные им заболевания.

При поквартирном обходе следует дополнительно выяснить:

- слышал ли кто подозрительный шум в квартире;

- наблюдали ли факты выноса из этой квартиры больших тяжелых пакетов, предметов, их описание и приметы выносивших людей;

- приезжал ли кто в последнее время к разыскиваемому на автомашине, ее марка, цвет, номерной знак, приметы приезжавших лиц;

- наиболее близкие связи разыскиваемого.

Учитывая, что к рассматриваемому виду преступлений нередко бывают, причастны близкие или хорошо знакомые жертве люди (супруг, бывший супруг, сожитель, родственник), необходимо выяснить:

- была ли семья у разыскиваемого (потерпевшего), каков ее состав;

- наличие родственных и иных связей.

Таким образом,  использование комплексного подхода к организации  работы жизненно необходимо при раскрытии, расследовании и профилактике убийств, связанных с отчуждением жилья. Как показала практика применения данной тактики за последние пять лет (2004-2009 года), она   оправдана и приносит реальные результаты.

______________________

[1] Сведения о состоянии преступности  в России, Южном Федеральном округе, Волгоградской области за 12 месяцев 2009 года. Волгоград, 2009.С.29.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (13.01.2016)
Просмотров: 150 | Теги: отчуждение жилья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016