Вторник, 18.06.2019, 15:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОБ ЭТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ КУЛЬТУРНОГО ПОДВИЖНИЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИКОЛАЯ РЕРИХА)

М.М. Шибаева, доктор философских наук, профессор, профессор
кафедры культурологии Московского государственного института культуры

ОБ ЭТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ КУЛЬТУРНОГО ПОДВИЖНИЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИКОЛАЯ РЕРИХА)

Содержательную основу статьи составляет осмысление духовно-нравственных оснований подвижничества как специфического типа социально-культурной деятельности, направленной на решение проблем гуманизации повседневной жизни в планетарном, с точки зрения Николая Рериха, масштабе. Через призму разработанного всемирно известным художником и мыслителем «Пакта мира» выявляется и анализируется специфика феномена культурного подвижничества и его гуманистическая сущность. Особый акцент ставится на том, что подвижническая деятельность Рериха питалась такими источниками, как художественное творчество живописца, его опыт мировоззренческих исканий, интерес к проблемам антропокосмизма и ценностно-смысловое пространство «Живой Этики». В статье отмечается и такой существенный момент расширения границ подвижнической деятельности Н. К. Рериха, как его непосредственное участие в научных экспедициях: Центрально-Азиатской (1923-1928 гг.) и Манчжурской (1934-1935 гг.). Результатом исследовательской и художественно-творческой работы стало создание 500 картин и ряда очерков, обладающих и в наше время познавательной ценностью с точки зрения понимания феномена этнокультурного разнообразия. В связи с рядом «знаковых» статей Н. К. Рериха по культурфилософским и этическим проблемам и особенно с «Пактом мира» раскрывается гуманистический потенциал манифестирования и обоснования идеи модальности совершенствования межнациональных и межгосударственных отношений на основе сопряженности сакральных и фундаментальных ценностей культуры и планетарного сотрудничества стран и народов.

Ключевые слова: Николай Рерих, подвижничество, культура, этический потенциал, планетарное мышление, антропокосмизм, идеал гуманизма, «Пакт мира».


История не есть лишь хронология,
отсчитывающая чередование событий,
она есть жизненный опыт добра и зла, она есть жизненный опыт добра и зла,
составляющий условие духовного роста...
(С.Н. Булгаков)

 

Только сердцем и мудростью может
объединиться и понять друг друга человечество.
(Н.К. Рерих)

 

Пафос моей маленькой жизни и
бесконечного мира...есть ответственное
расширение контекста действительно
признанных ценностей с моего единственного места.
(М.М. Бахтин)

В ценностном фонде мировой культуры творческое наследие Николая Константиновича Рериха занимает особое место. И не только потому, что им было создано более 7000 прекрасных полотен и написан ряд книг, отражающих вектор его мировоззренческих исканий и ценностные приоритеты, но и благодаря вкладу художника-мыслителя в актуализацию идей совершенствования межнациональных и межгосударственных отношений средствами культуры.

Своеобразие подхода Н. К. Рериха к вопросу о роли культуры заключается в том, что перспективы эффективного использования ее достижений и механизмов в целях адаптации людей к сложным реалиям, а также облагораживающего влияния на «мир человека» как носителя и творца духовно-нравственных норм и образцов связывались с задачами активной защиты в реалиях ХХ века как сакральных, так и фундаментальных ценностей.

В ряду подвижнических инициатив художника, мыслителя и общественного деятеля особое место принадлежит его идее создания и путей осуществления такого гуманистического проекта (говоря сегодняшним языком), как «Пакт мира», утверждающий необходимость охраны и пропаганды памятников культуры. Возникнув в преддверии Первой мировой войны, эта идея ассоциировалась у многих единомышленников Рериха с жизнедеятельностью сообщества медиков всех стран и народов — общества Красного Креста. Да и в XXI веке правомерность такого рода ассоциаций подтверждалась не раз: яркий пример тому — Доктор Лиза (Елизавета Глинка), до конца своей жизни отдававшая все силы спасению людей, особенно детей Донбасса и Сирии.

Мысль об этическом «сродстве» профессии врача и миссии подвижника в сфере охраны высших достижений этнокультурного опыта в любом из уголков нашей планеты принадлежит именно Н. К. Рериху. В одном из своих программных воззваний к энтузиастам его проекта Пакта (девиз которого он сформулировал как «Мир через Культуру») великий художник и мыслитель писал: «Красный Крест бережет здоровье, но будет знак, берегущий Культуру! Будет Лига Культуры!» [3, с. 431].

Подобного рода оптимизм изначально далек от прекраснодушия и романтических «грез», поскольку автор идеи создания мирового сообщества защитников подлинных ценностей исходил из ситуации усталости как «от разрушений и взаимного непонимания» [4, с. 258], так и от многочисленных примеров «лицемерия, ханжества и лживости под предлогом высоких задач» [5, с. 265].

Заметим, что сама жизнь не раз давала повод как для негативной оценки фактов вандализма, так и для еще большей активизации общих усилий по целенаправленному формированию духовно-нравственных основ отношения к миру культурных ценностей: взять хотя бы потрясшее Рериха (и не его одного, разумеется) разрушение пьяными молодыми людьми в Будапеште 10 января 1935 г. старинной церкви — памятника сакрального назначения. Мгновенным откликом на это событие стала его статья «Пьяные вандалы», в которой не только выражен протест родоначальника движения деятелей культуры разных стран против «воинствующей одичалости» и любых проявлений надругательства, но и воззвание-призыв в форме риторических вопросов: «Разве не нужно в большой поспешности напомнить об устоях культуры? Разве не нужно торопиться широко утвердить импульс для уважения духовных ценностей человечества...?» [6, с. 131].

Даже если абстрагироваться от поразительной «злободневности» такого диагноза кризиса культуры и для нашего времени, все равно невозможно переоценить этико-ду- ховную емкость позиции Рериха в отношении судьбы культурных ценностей в техногенном мире, продолжающем существовать в атмосфере недоверия и конфликтов.

Вероятно, поэтому почти все положения разработанного уникальным художником и «рыцарем» культурного подвижничества до сих пор сохраняют свою актуальность и являют собой этико-аксиологический манифест в защиту мира и культуры.

Действительно, аксиологической доминантой и этическим лейтмотивом всего творчества Н. К. Рериха является мысль об объединительном начале всех народов и культур. Тематика его семитысячного наследия живописных полотен и книг, статей, писем свидетельствует о том, что для великого подвижника феномен этнокультурного разнообразия являл собой ценность общечеловеческого масштаба, а не «яблоко раздора» между странами и народами. Обостренное внимание к этической, аксиологической и миротворческой граням концепции гармонизации макрокосма Вселенной и микрокосма человека — характерная черта его многогранной деятельности [7, с. 25].

Будучи поборником идей антропокос- мизма, с одной стороны, и Живой Этики — с другой, Н. К. Рерих разработал особый подход к проблеме сохранения ценностного фонда и его продуктивного использования в целях гуманизма. Суть данного подхода в установке на постепенное преодоление средствами самой культуры различных проявлений невежества, корыстолюбия и вандализма и в ориентации на осознанно-активное использование ценностей Знания и Красоты во имя Блага и Справедливости. Иными словами, концепция тех ценностей-целей и ценностей-средств, которыми призваны руководствоваться, по убеждению Рериха, участники Пакта Мира и Лиги Культуры, носит деятельностный характер и исполнена духа энтузиазма.

При всей содержательной неисчерпаемости данной концепции в ней можно выделить ряд тех ключевых положений, которые в немалой степени обусловили в ряде стран разностороннюю деятельность организаций, содействующих охране и пропаганде памятников культуры и ее фундаментальных ценностей Истины, Добра и Красоты. Каждое из положений, разработанных Н. К. Рерихом, несет на себе печать того целостного, универсального и планетарного мышления, которое нашло свое блестящее воплощение в различных видах его творчества. Являя собой редкий тип энтузиаста культуры, ее «верного рыцаря без страха и упрека», Рерих создавал и популяризировал концепцию «убережения» и рационального использования мирового ценностного фонда на основе синтеза философского, религиозного, этического и эстетического подходов к культуре.

Отсюда правомерность выделения прежде всего такого важного положения, проходящего «красной нитью» через всю концепцию «Пакта мира», как умозаключение о смысле, т.е. назначении культуры. Обращаясь к проблемам культуры в течение многих десятилетий в ряде своих статей, эссе и посланий различного жанра, художник-мыслитель значительно обогатил традицию интерпретации специфики этого динамичного и разностороннего явления. Воззрения Рериха на культурную проблематику явно выходят за границы сугубо рационалистического и европоцентристского подхода: они свидетельствуют о «сгар- монизированности» в его мировоззрении достижений философов Запада и мудрецов Востока, а также о синтезе интеллектуального и интуитивного способов постижения этико-эстетических и творческих аспектов миссии культуры.

Одним из подтверждений универсального характера рериховской трактовки культуры, ее сущности и роли в жизни человечества является ряд его статей культурологической направленности. И в первую очередь такие «знаковые» тексты, как «Культура и цивилизация», «Вехи культуры», «Культурность», «Культура — почитание света», «Привет нашим Обществам культуры», «Врата в будущее», «Культура — сотрудничество », «Жестокосердие », «Оборона» и др. Все эти работы объединяет глубокая убежденность их автора в высоком назначении культуры как того смыслового пространства, в беспредельности и глубинах которого органично сопряжены друг с другом сакральные и фундаментальные ценности. Не случайно в каждом своем тексте посвященном проблемам защиты культурных ценностей как «сферы высокого» и гуманного, Н. К. Рерих писал с большой буквы слово «Культура». Эта традиция, как и весь дух подвижничества художника-мыслителя, еще одно свидетельство синтеза в индивидуальной картине мира и концепции человека идей русских религиозных философов и Живой Этики.

Утверждая в своем приветствии участникам конференции Знамени Мира (в Брюгге в 1931 г.), что «именно понятие Культуры предполагает не отвлеченность, не холодную абстракцию, но действенность творчества» [4, с. 257], Рерих подробно раскрывает этот тезис в статье «Оборона». Здесь он вновь обосновывает мысль о том, что, благодаря тому, что «Культура есть истинное просветленное познавание, ... научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества» [7, с. 433], ее роль в приобщении людей к ценности Истины трудно переоценить. Не менее значима Культура и как «красота во всем ее творческом величии, ... песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании» [8, с. 433].

Смысловая ёмкость и тональность размышлений Рериха о культуре как ценностно-смысловой основе человеческого бытия подводит нас к пониманию того, что ценности существуют не сами по себе, а во имя дальнейшего «просветления» и совершенствования «Планеты людей» (Экзюпери). Именно поэтому «Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству» [8, с. 433].

Признавая за культурой ценность мощного «строительного потенциала», реализация которого служит целям совершенствования жизни и человека, Рерих определяет ее как «синтез действенного блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [9, с. 267]. Гуманистическую значимость функционального ряда культуры как синтеза фундаментальных ценностей Н. К. Рерих связывал с тем, что «ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным» [9, с. 267].

Согласно Николаю Рериху, культура лишь тогда способна пробуждать в человеке стремление к духовному росту, нравственному совершенствованию и творческой реализации, когда ее ценности рассматриваются и используются в ракурсе планетарного гуманизма и в соответствии с критериями всеобщего Блага. Аксиологический взгляд на культуру тесно переплетался у Рериха с признанием важности познания феномена этнокультурного разнообразия как ценности планетарного значения. Именно поэтому он стал вдохновителем проекта Центрально-Азиатской экспедиции (19231928 гг.) и ее непосредственным участником. С культурологической точки зрения результаты этой многолетней научно-творческой экспедиции трудно переоценить: было создано пятьсот живописных полотен и собран обширный материал археологического и этнографического характера. В свете этого правомерно оценивать участие Н. К. Рериха в этой и Маньчжурской экспедициях (1934-1935 гг.) как специфическую грань его культурного подвижничества.

Однако более явно подвижнический характер жизни и творчества Николая Рериха обнаруживается в его активной деятельности по преодолению шовинизма и межгосударственной розни. Отсюда и его «Пакт мира», смысл которого соотносится, на мой взгляд, не только с духом Живой Этики, но и с рядом идей русских религиозных философов - прежде всего с учением о Всеединстве В. С. Соловьева и с размышлениями Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина, П. А. Флоренского об истинном смысле Бытия в его различных аспектах и измерениях.

Одно из таких измерений - культурно-историческое, которое рассматривалось религиозными мыслителями через призму сопоставления цивилизации и культуры. Поскольку содержательно «Пакт мира» интегрирует ценностно-смысловые моменты развития человечества, стоит остановиться на своеобразии отношения Н. К. Рериха к вопросу об онтологическом и аксиологическом статусе цивилизации и культуры.

Отправной момент разведения понятий «культура» и «цивилизация» у него тот же, что и у русских религиозных философов, в частности, у Н. А. Бердяева: признание безрелигиозного характера цивилизации, для которой, говоря словами Фридриха Ницше, «Бог умер.». Однако, если Бердяев утверждал, что в поисках бегства «от смертельной тоски» бездушного цивилизованного общества (из-за секуляризации его жизни) «устремленность людей Запада к былым культурным эпохам или экзотическим культурам Востока означает восстание духа против окончательного перехода культуры в цивилизацию, но восстание слишком утонченного, упадочного, ослабленного духа» [1, с. 163], то у Рериха совсем иной акцент.

Согласно ему, не культура как универсальный опыт почитания света и благоговейного отношения к «творческому огню» вырождается в цивилизацию, а «каждая страна проходит степень общественности, т.е. цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное неистребимое понятие культуры» [9, с. 292]. При этом Рерих обращает внимание на следующее обстоятельство: «Большая энциклопедия этики совершенно опускает определение слова «цивилизация», как не входящего в круг высоких этических понятий» [9, с. 293]. В связи с фактом отсутствия в таком солидном издании понятия цивилизации он в этой же статье («Синтез») дает собственное определение культуры. По утверждению Н. К. Рериха, «хотя в самом себе понятие культуры достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека - мыслительной, религиозной, этической,- оно более всего понимаемо как высшее стремление человечества утвердить смысл своего внутреннего бытия» [9, с. 293].

В контексте размышлений и воззваний подвижника проекта реализации в повседневном существовании людей принципа «творческого блага» понятия цивилизации и культуры не столько противопоставляются друг другу, сколько уточняются для программирования деятельности участников Пакта мира под Знаменем «охранения всего Прекрасного» [10, с. 303]. Как видно из самого текста «Пакта мира», его смысл заключается в спасении совместными усилиями народов и стран культурных ценностей и на их продуктивное использование в миротворческих целях. Антропокосми- ческие, культурфилософские и этические мотивы «Пакта мира» в своем синтезе отражают суть подвижничества в соответствии с духом Учения о Живой Этике: «Свободное Служение, сердечное почитание и сознательное восхождение» [14, с. 460]

В этой связи стоит остановиться еще на одном моменте, подтверждающем культурологическую значимость и этический потенциал подвижничества,- на субъект- ности этого типа деятельности. Не только пример Николая Рериха, но и других подвижников служения идеалу гуманизма дает основание утверждать, что каждый из них своим мироотношением и бескорыстной деятельностью являет человека культуры.

Понятие «человек культуры», введенное М. М. Пришвиным, неотделимо от ценностно-творческих граней субъектности подвижничества. Справедливость тезиса Э. Кассирера о том, что культура в реальности предстает как «целостность вербальной и нравственной деятельности, которая постигается не только в абстракциях, но и ... в энергии самореализации» [2, с. 124], подтверждается масштабом личности Рериха, его многосторонним подвижничеством и активным противостоянием любым фобиям и проявлениям вандализма, которые он характеризовал как «параксизмы невежества». Опасность «параксизмов невежества» художник-мыслитель связывал с тем, что они «прежде всего устремлены на все самое высокое. Невежеству нужно что-то истребить, нужно отрубить чью-то голову, хотя бы каменную, нужно вырезать дитя из утробы матери, нужно искоренить жизнь и оставить «место пусто». Вот идеал невежества. Оно приветствует безграмотность, оно улыбается порнографии, оно восхищается всякой пошлостью и подлостью.» [11, с. 379].

Этическую и духовную альтернативу угрозам «самому высокому» и «мудрости света» Рерих видел в повседневной, базирующейся на интеллектуальных, художественных, нравственных и религиозных (духовных) ценностях, созданных в ходе многовекового развития человечества. Еще в начале XX века в личности и деятельности Н. К. Рериха соединились талант живописца и дух культурного подвижничества. Став в реалиях Серебряного века одним из организаторов Совета Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины, а также основоположником Общества возрождения художественной Руси, он сохранил ту деятельную приверженность идее благоговейного отношения к ценностям культуры, которая особенно зримо проявилась в его «Пакте мира», который появился между двумя Мировыми войнами (в 1929 г.)

Глубокий смысл и гуманистический пафос его художественного творчества, мировоззренческих исканий и общественной деятельности пронизывают все созданное Н. К. Рерихом, в том числе и статью «О культуре и мире моление», завершающие строки которой по-прежнему сохраняют свою актуальность и современных реалиях: «Истинно, коротко время! Не потеряем ни дня, ни часа. И воззжем огонь сердца в немедленном претворении в действительность светоносных начал культуры и мира» [12].

В бескорыстной деятельности на поприще защиты и актуализации гуманистических ценностей Н. К. Рерих был, разумеется, не одинок. Уроки и наглядные образцы верности идее гуманизма дает подвижническая деятельность таких уникальных личностей, как Альберт Швейцер, Януш Корчак, Мать Мария, Мать Тереза, наконец, Доктор Лиза. Каждое из этих и других имен подвижников минувшего и нынешнего веков заслуживает самого глубокого внимания и философского осмысления, поскольку подтверждает собой значимость «категорического императива» (И. Кант) и миротворчества на основе сопряженности сакральных и фундаментальных ценностей культуры.

 
Примечания

1. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. Москва, 1990.
2. Кассирер Э. Критический идеализм как философия культуры // Культурология. XX век : антология. Москва, 1995.
3. Рерих Н.К. Врата в будущее // Рерих Н.К. Избранное. Москва : Правда, 1990.
4. Рерих Н.К. Привет конференции Знамени Мира // Рерих Н.К. Избранное. Москва : Правда, 1990.
5. Рерих Н.К. Культурность // Рерих Н.К. Избранное. Москва : Правда, 1990.
6. Рерих Н.К. Пьяные вандалы // Рерих Н.К. Листы дневника. Москва : Правда, 1999.
7. Рерих Н.К. Оборона // Рерих Н.К. Избранное. Москва : Правда, 1990.
8. Рерих Н.К. Культура — почитание света // Рерих Н.К. Избранное. Москва : Правда, 1990.
9. Рерих Н.К. Синтез // Рерих Н.К. Избранное. Москва : Правда, 1990.
10. Рерих Н.К. Красный Крест Культуры // Рерих Н.К. Избранное. Москва : Правда, 1990.
11. Рерих Н.К. Жестокосердие // Рерих Н.К. Избранное. Москва : Правда, 1990.
12. Рерих Н.К. О культуре и мире моление [Электронный ресурс]. URL: peacemaking.ru books/online il ... o culture - I - mire
13. Шибаева М.М. «Русский космизм и духовное наследие Н.К. Рериха : мотивы созвучия» // Космическое мировоззрение - новое мышление ХХ! века : материалы международной научно-общественной конференции : в 3 т. Москва : Международный центр Рерихов, 2004. Т. 2. С. 23-29.
14. Учение Живой Этики. Иерархия. Москва : МЦР, 1995.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 4 (84)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (10.06.2019)
Просмотров: 14 | Теги: подвижничество, Культура, Николай Рерих | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь