Вторник, 20.08.2019, 03:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

А.В.Ворожейкин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Калининградского института управления
ФАДЕЕВА В.В.Фадеева, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры административно- правовых дисциплин и информационного обеспечения органов внутренних дел Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
Б.Ю.Комиссаров, тренер-преподаватель Калининградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация рукопашного боя»

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Инструктор, силовые структуры, рукопашный бой, программа подготовки, программированное обучение, технические средства обучения, активные методы обучения.

В статье на базе анализа существующих подходов к подготовке инструкторов по рукопашному бою в различных силовых структурах представлены результаты разработки и научного обоснования авторской программы подготовки инструкторов. Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена выявленными особенностями процесса формирования готовности к педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою силовых структур посредством применения дистанционного обучения в системе ведомственного образования. Практическая значимость заключается в возможности реализации авторской разработки в вузах различных силовых ведомств, осуществляющих подготовку и повышение квалификации указанной категории сотрудников.

 

Требования к профессиональной подготовке сотрудников силовых структур постоянно повышаются, причем вектор этой подготовки в современных условиях глобального кризиса и дестабилизации международных отношений, напряженности в пределах приграничных территорий и усиления террористических угроз направлен на овладение специальными знаниями и прикладными навыками с учетом специфических особенностей оперативно-служебной деятельности. В настоящее время в рамках оперативно-боевой подготовки сотрудников пристальное внимание уделяется физической подготовке, и особенно прикладным ее разделам, призванным сформировать навыки, необходимые для продуктивного решения оперативно-служебных задач. Важными прикладными навыками, которыми в совершенстве должен владеть сотрудник силовых структур, являются владение приемами рукопашного боя и умение осуществлять действия, которые необходимы во время такого боя.

Результат многочисленных исследований, посвященных вопросам совершенствования существующей системы подготовки сотрудников силовых структур по рукопашному бою, свидетельствуют о том, что во всех силовых ведомствах дальнейшее развитие системы обучения прикладным единоборствам связывают, кроме прочего, и с подготовкой высококвалифицированных инструк- торско-педагогических кадров, осуществляющих обучение сотрудников по данному разделу физической подготовки. В частности, этой проблематике посвящены работы А.А. Обвинцева, В.В. Миронова, А.В. Кузьмина, Н.В. Астафьева, Н.Л. Литоша, А.В. Агеевца, В.А. Глубокого, Ю.Ф. Федюкова, С.М. Пристава, Ю.И. Шудьгова.

С учетом результатов научных изысканий и положительного опыта различных силовых ведомств в рамках исследований, проведенных с 2013 по 2017 г., были предприняты попытки оптимизации существующей системы подготовки инструкторов по рукопашному бою органов безопасности.

Для достижения поставленной цели:

- определялся уровень квалификации инструкторов (наиболее значимые показатели, влияющие на уровень профессиональной подготовленности);

- определялись требования, предъявляемые к подготовленности инструкторов, являющиеся, в свою очередь, основой для выявления показателей, определяющих их готовность к педагогической деятельности.

Проведенное исследование позволило получить данные о том, что наиболее важным показателем готовности инструкторов к педагогической деятельности является высокий уровень их методической подготовленности. В связи с этим целесообразным представлялось оценить уровень методической подготовленности инструкторского состава как основного показателя их готовности к педагогической деятельности. Учитывая, что методическая подготовка слагается из теоретической и организационно-методической составляющих, следовало рассмотреть каждую из них в отдельности. Результаты мониторинга уровня теоретических знаний и организационно-методических навыков указали на низкий (граничащий с неудовлетворительным) уровень методической подготовки инструкторов. Поэтому необходимо было выявить средства, методы и организационно-продуктивные формы для решения проблемы низкого уровня методической подготовленности инструкторов.

По мнению ведущих специалистов силовых структур, причинами такого положения дел являются:

- ограниченные временные рамки подготовки инструкторско-педагогического состава по рукопашному бою в рамках обучения в вузе;

- отсутствие научно обоснованной педагогической технологии многоуровневой подготовки инструкторов;

- ограниченные возможности непрерывного самообразования в связи с отсутствием современного теоретического обеспечения, учитывающего специфические особенности оперативно-служебной деятельности сотрудников и удаленности подразделений, в которых они служат.

Для разрешения противоречия между потребностями органов безопасности в педагогически грамотных инструкторах и достигнутым уровнем их готовности к педагогической деятельности был изучен передовой опыт вузов гражданского профиля, осуществляющих подготовку и переподготовку преподавательского и тренерского состава по физической культуре и спорту. Проведенный нами анализ показал, что обеспечить высокий уровень доступности образования при сохранении его качества позволяет мобильная информационно-образовательная среда - дистанционная форма обучения. Практика применения дистанционного обучения при подготовке специалистов в образовательных учреждениях физической культуры свидетельствует о положительных результатах, а именно:

- получение качественной теоретической информации независимо от места дислокации;

- возможность применения дистанционных курсов с разной временной периодичностью;

- отсутствие временных рамок дистанционного курса, что позволяет более качественно подойти к освоению теоретических знаний и формированию организационно-методических навыков.

С учетом выявленного в целях сокращения временных затрат на обучение и повышение квалификации, увеличения объема получаемой информации, экономии физических и психических ресурсов обучающихся, повышения качества их профессиональной подготовки авторами был изучен передовой ведомственный опыт организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам с применением дистанционных образовательных технологий. В ходе формирования информационно-образовательной среды одной из важнейших задач оказывается разработка содержания дистанционного курса. В процессе анализа аналоговых продуктов установлено, что в настоящее время на многих направлениях обучения успешно используются компьютерные средства обучения, инструментальные компьютерные средства (компьютерные учебники, тренажеры, справочники), а также различные контролирующие и тестирующие системы [2]. Среди компьютерных средств обучения - как в общей системе образования, так и в системе образования в области физической культуры и спорта - особое значение имеют электронные учебно-методические комплексы (далее - ЭУМК), позволяющие комплексно подходить к решению основных дидактических задач. ЭУМК предназначены для оказания помощи в получении и систематизации теоретических знаний, формировании практических навыков работы в предметной области с использованием информационных технологий, они содержат не только теоретический материал, но и практические задания, тесты и другие интерактивные фрагменты.

С учетом вышеизложенного коллективом сотрудников образовательных организаций органов безопасности был разработан электронный учебно-методический комплекс для подготовки и повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою. Разработанный ими ЭУМК - это компьютерная среда с базой данных, касающихся необходимых знаний, имеющей высокую степень адекватности к реальной предметной области, со встроенными элементами обучения и тестирования на наличие профессиональных качеств и навыков, статистической обработки результатов контроля и тестирования с сохранением их в базе данных, а также с возможностями реализовать индивидуальность и творческую активность обучающихся [5]. ЭУМК включает в себя несколько компонентов-подпрограмм, каждый из которых выполняет определенную функцию в обучении. Система обладает свойствами адаптации (средствами настройки) под квалификацию пользователя с целью создания индивидуальной учебной траектории. По своей сути, структуре и содержанию данная система является частной предметно-ориентированной дидактикой и реализует концепции личностно-ориентированного и информационно- технологического обучения. Учебный комплекс многофункционален и состоит из трех блоков (см. таблицу 1).

Таблица 1.
Структура ЭУМК по направлению обучения «Организация мероприятий оперативно-боевой подготовки в структурном подразделении»

Таблица 2.
Изменение показателей методической подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента (данные представлены по 5-балльной шкале)

Таблица 3.

Изменение мотивации у испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента (данные представлены по 5-балльной шкале)

Задачами информационного блока являются: предоставить информацию об ЭУМК и пояснить принципы работы с ним; дать общее представление обучающимся о целевой установке обучения, тематике изучаемого курса, процедуре контрольно-проверочных мероприятий и нормативных требованиях к входному, текущему и итоговому контролю. В этом разделе дано толкование основных понятий и важнейших терминов. Кроме того, можно получить дополнительные информационно-справочные материалы, которые призваны повысить продуктивность обучения на всех его этапах.

В основе обучающего блока лежат специально разработанные информационные продукты:

- видеолекции по основным теоретическим вопросам обучения (основы теории, методики и организации физической подготовки (раздел «Рукопашный бой»); основы педагогики и психологии; правовые основы применения и использования оружия, специальных средств и физической силы; основы медицинской подготовки, требования безопасности по предупреждению травматизма; правила соревнований в соответствии с требованиями Общероссийской федерации рукопашного боя);

- обучающие мультимедийные системы (техника выполнения приемов рукопашного боя; методика проведения учебно-тренировочных занятий; методика обучения приемам и действиям рукопашного боя; методика судейства соревнований по рукопашному бою; методика подготовки спортсменов единоборцев);

- ситуационные задачи, позволяющие моделировать ту или иную ситуацию, с которой сталкивается инструктор в процессе выполнения своих обязанностей, для формирования педагогических умений и навыков и совершенствования тактико-технических действий рукопашного боя;

- сценарные планы проведения ролевых игр (инструктор-преподаватель; инструктор-тренер; инструктор-инспектор; инструктор - спортивный судья).

В этом разделе методика комбинированного обучения (сочетания традиционного и компьютерного) позволяет самостоятельно ознакомиться с основными вопросами, в первую очередь теоретического и методического характера.

Контрольный блок позволяет обучающимся осуществить самоконтроль, он также может быть использован преподавателями в процессе проведения контрольных срезов с группами занимающихся. В основе блока лежит электронный продукт - автоматизированная система контроля усвоенных знаний (по теории, методике и технике выполнения приемов).

Результатом проделанной работы стало внедрение в 2018 г. в образовательный процесс дистанционного курса для потока «Организация мероприятий оперативно-боевой подготовки в структурном подразделении. Инструктор по рукопашному бою». К экспериментальной работе по обоснованию эффективности обучения инструкторов по рукопашному бою с элементами дистанционного обучения были привлечены две группы по 15 человек. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной программы подготовки инструкторов по рукопашному бою с элементами дистанционного обучения: уровень теоретических знаний, показатели развития организационно-методических навыков мотивационного компонента в структуре готовности к педагогической деятельности оказались достоверно выше у испытуемых экспериментальной группы, чем у испытуемых контрольной группы (см. таблицы 2 и 3).

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена выявленными и охарактеризованными особенностями процесса формирования готовности к педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою силовых структур посредством применения дистанционного курса обучения в системе ведомственного образования. Практическая значимость работы заключается в возможности реализации разработанного курса в практике вузов различных силовых ведомств, осуществляющих подготовку и повышение квалификации рассматриваемой категории сотрудников с учетом выявленных организационных условий реализации дистанционного курса, а именно: единства целей преподавателя и обучающегося; соблюдения последовательности этапов формирования теоретических знаний и методических навыков; рефлексии и стимулирования познавательной деятельности.

 
Библиографический список:

1. Ворожейкин А.В. Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий: Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2017. 220 с.
2. Ворожейкин А.В. Диагностика уровня квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник материалов XIX Международной науч.-практ. конф. (15-16 июня 2017 г., г. Иркутск). В 2 т. Т. 1. Иркутск: ВСИ МВД России, 2017. С. 52-58.
3. Болотин А.Э., Дзюба А.С., Ворожейкин А.В. Требования, предъявляемые к педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 3 (37). С. 179-182.
4. Сущенко В.П., Ворожейкин А.В. Показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 12 (142). С. 127-130.
5. Ворожейкин А.В., Фадеева В.В. Обоснование необходимости использования активных методов обучения в формировании готовности инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (49). С. 92-96.
6. Ворожейкин А.В., Фадеева В.В., Комиссаров Б.Ю. Приоритетные пути совершенствования методической подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2 (52). С. 138-143.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (56) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.08.2019)
Просмотров: 21 | Теги: Рукопашный бой, Силовые структуры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь