Среда, 22.01.2020, 10:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБ АДАПТАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СПБГЭУ

Н.В.Мюллер

ОБ АДАПТАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СПБГЭУ

Аннотация. В статье рассмотрено действующее законодательство России по вопросам адаптации основных профессиональных образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Показаны возможные способы адаптации программ и возможности применения этих способов в СПбГЭУ.

Ключевые слова: образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптация основных профессиональных образовательных программ.


С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. №419-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [1]. На основании этого закона только к концу 2016 г. принято 36 нормативных правовых актов Правительства России и федеральных министерств, а также 715 региональных законодательных актов о внесении изменений в отдельные региональные законы, регулирующие правоотношения по предоставлению населению услуг в различных сферах. Эти изменения обеспечили действие правовых механизмов для создания инвалидам равных со здоровыми людьми условий во многих сферах жизни, а также поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

Установлены системы контроля и надзора за соблюдением этих изменений в законодательстве. На федеральном уровне выполнение требований доступности для инвалидов в образовательных организациях осуществляет Рособрнадзор.

Изменения в законодательстве коснулись и требований, предъявляемых к педагогам. В профессиональном стандарте педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [2], вступившем в силу в 2017 г., необходимыми знаниями педагога являются знания «...особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)».

Одним из необходимых умений педагога является умение «анализировать примерные (типовые) программы (при наличии), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы, планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и другие методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) среднего профессионального образования . с учетом: . возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей)» [2].

Для организации учебного процесса в образовательной организации важным документом являются «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» [3], а также «Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования» [4].

Среди требований, перечисленных в данном документе, имеются требования по адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов и студентов с ОВЗ.

Основной целью разработки АООП является создание условий для образования инвалидов и лиц с ОВЗ - обеспечение равного доступа к образованию этой категории обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная основная профессиональная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Необходимо сделать одно важное замечание, вытекающее из указанных выше документов. Адаптация программ в вузе касается не содержания обучения, а создания условий для их усвоения.

Адаптация основных профессиональных образовательных программ для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья достигается одним, несколькими, или одновременно всеми перечисленными в табл. 1 способами. Однако не все способы адаптации легко реализуемы, что тоже показано в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что в свете современных требований особенную роль в образовании приобретают дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ).

Применение дистанционных образовательных технологий важно и при организации учебных, а также производственных практик.

Выбор мест прохождения практик для обучающихся инвалидов и обучающихся в ОВЗ должен осуществляться с учетом их доступности для данных обучающихся, а также с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы относительно рекомендованных условий и видов труда, отраженных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Эти требования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами ФГОС ВО и методическими рекомендациями для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья [6].

Исходя из опыта обучения студентов-инвалидов, необходимо отметить, что найти места практик для некоторых категорий студентов-инвалидов является сложной задачей. Особенно это касается студентов-инвалидов, испытывающих затруднения при передвижении. При этом ФГОС ВО, например, позволяет учебную и (или) производственную практику проводить в структурных подразделениях организации. Однако в условиях отсутствия безбарьерной среды это требование может оказаться невыполнимым.

Чтобы не возникала такая ситуация, встает задача разработки на базе университета учебной (и производственной) адаптационной практики.

Таблица 1
Способы адаптации АООП и возможности их применения в СПбГЭУ

Практика может быть реализована в двух вариантах:

1. По каждой специальности/направлению ответственное структурное подразделение создает свой блок заданий. Но при этом у студента не создается целостной картины работы организации.

Возможности реализации практики в рамках отдельных заданий имеются. В частности, недавно вышел «Сборник практических заданий и рекомендаций по их выполнению в рамках учебной практики, адаптационной для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Учебное пособие содержит практические задания для организации учебной практики в соответствии с требованиями ФГОС ВО на базе образовательного учреждения для студентов- инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья [7]. Для специальностей/направлений СПО также необходима подготовка таких изданий.

2. Совместная сквозная задача, имитирующая деятельность реального предприятия, для всех кафедр, где каждая кафедра наполняет свой блок (в той части, где учебная практика по разным направлениям и специальностям направлена на формирование, закрепление, развитие общих практических навыков и компетенций в различных видах работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью). Примером сквозной задачи является курс в системе дистанционного обучения Moodle: «Виртуальные учебные фирмы - практика предпринимательской деятельности», который используется для студентов, обучающихся по укрупненной группе специальностей и направлений 38.00.00 «Экономика и управление» (квалификация - бакалавр). Курс может быть использован и для обучающихся по программам СПО.

Список литературы

  1.  Федеральный закон от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
  2.  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
  3.  Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 №06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 №06-2412вн).
  4.  Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 №06-443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 №06-830вн).
  5.  Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  6.  Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.11.2016 №05-616 «Об утверждении методических рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья».
  7. 7. Сборник практических заданий и рекомендаций по их выполнению в рамках учебной практики, адаптационной для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. пособие. В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. Н.В. Мюллер, Л.А. Миэринь. СПб.: СПбГЭУ, 2017. 183 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (11.12.2019)
Просмотров: 21 | Теги: адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь