Вторник, 20.08.2019, 04:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

О ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

С.А.Воронцов, профессор кафедры процессуального права, профессор кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (г. Ростов-на-Дону), доктор юридических наук, профессор

О ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

В статье исследуются причины и условия, способствующие активизации международного терроризма, анализируются основные тенденции данного негативного феномена, рассматриваются особенности обращения с взрывчатыми веществами в Европейском сообществе, регулируемые директивой Совета 93/15/ЕЕС от 5 апреля 1993 года о гармонизации положений, касающихся выпуска на рынок и надзора за ВВ, применяемыми в гражданских целях, формулируются предложения, направленные на повышение эффективности противодействия деятельности международных террористических организаций.

Ключевые слова: глобализм, мультикультурализм, терроризм, директива СЕ, маркировка взрывчатых веществ.
 
 
В современном мире терроризм приобрел характер глобальной угрозы для всей системы международной и национальной безопасности. Характеризуя причины активизации данного негативного феномена, Президент России Владимир Путин еще в 2015 г., как бы предугадав политику США в Сирии в 2017-2018 гг., в выступлении на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» предостерег международное сообщество от попыток использовать террористов в своих целях: «Невозможно добиться успеха в борьбе с террористами, если часть из них использовать как таран для свержения неугодных режимов, - отметил он. - Никуда потом от этих террористов не деться, это только иллюзия, что удастся с ними справиться, отстранить от власти, как-то договориться» [5].

Российская Федерация на протяжении последних двух десятилетий находится в состоянии постоянного противодействия террористическим угрозам. Однако, несмотря на реализуемые антитеррористические меры, террористам удалось осуществить ряд резонансных террористических актов: захваты театрального центра на Дубровке, школы в городе Беслане, взрывы в Махачкале, Волгограде, Санкт-Петербурге, подрывы террористов-смертников в московском и санкт- петербургском метрополитенах, аэропорту Домодедово, волгоградском рейсовом транспорте. [7]

Обеспечить стопроцентное выявление, предупреждение и пресечение террористических атак на своей территории на протяжении сколько-нибудь длительного периода не удалось ни одной стране. Для решения данной задачи необходимо системное приложение сил всего международного сообщества. Это аксиома. Террористические атаки в городах Великобритании, Франции, Германии, Бельгии и других европейских стран, а также в США, полномасштабные войны в Сирии, Ираке, Афганистане со всей очевидностью показывают, что недооценка угроз терроризма приводит к самым тяжким последствиям. Так, жертвами атак террористов в мире за последние пятнадцать лет стали 170 000 гражданских лиц, а экономики государств, потерпевшие граждане и юридические лица понесли совокупный ущерб не менее одного триллиона долларов. [1]

Следует подчеркнуть, что многие террористические атаки последних лет являются следствием недальновидной политики правительств США и ряда стран Европы, которые игнорировали нарастание террористических проявлений, считая их одной из либеральных ценностей, согласно которой каждый человек имеет право высказывать свои мысли, зачастую вызывающие у большинства законопослушных граждан оторопь и недоумение.

Процесс недооценки угрозы терроризма - не одномоментный акт, он продолжался достаточно долго. Можно констатировать, что вся послевоенная история Европы - это пересмотр норм морали, нравственности и даже результатов Великой отечественной войны, отношения к решениям Нюрнбергского процесса. Под маской демократии и плюрализма в ряде цивилизованных стран формировалась определенная «кислотная среда», в которой активно развивались бациллы ненависти, морального разложения, отрицания тысячелетних истин и неписаных норм, пересмотра исторических событий.

Идеалистическое представление о европейской гармонии привело к снижению порога чувствительности к формированию факторов, парализовавших работу западных правоохранительных органов и специальных служб. Невозможно работать на упреждение, если власть и общество выступают за право радикально настроенных лиц жить так, как они этого хотят, вопреки действующим законам. Под влиянием глобалистских настроений, идей мультикультурализма Европа получила тысячи очагов экстремизма, сотни районов в городах, в которых обитатели живут не благодаря, а вопреки законам страны пребывания, куда даже полиция не решается проникнуть. Не удивительно, что в определенный момент процессы нарастания экстремизма превысили «критическую массу» и перешли в фазу террористической активности.

Террористические проявления возникают в среде, где нарушен баланс гармонии между нищими и богатыми, между политическими партиями, между конфессиональными группами, нациями и народностями. Через экстремистские формы проявления возникающие на данной основе протесты и противостояние неминуемо приведут к террористическим акциям. Изучение механизма этой эволюции, выработка мер предупреждения являются ключевыми задачами не только для создания комфортных условий диалога между людьми, но и противодействия распространению идеологии и практики терроризма.

К числу основных тенденций современного терроризма следует отнести:

- существенное расширение географии терроризма, охватывающей страны Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии;

- интернациональный характер большинства террористических организаций, активно использующих этнорелигиозный фактор;

- усиливающееся взаимное влияние внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;

- рост уровня организованности и системного характера террористической деятельности, формирование мощных террористических формирований с развитой инфраструктурой. Наиболее опасной силой выступает пусть значительно ослабленная в ходе сражений в Сирии, но пока еще боеспособная запрещенная в России международная террористическая организация «Исламское государство», сумевшая привлечь в свои ряды представителей из более чем 80 стран мира [3];

- совершенствование существующих и разработка более эффективных форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших;

- активное распространение террористической идеологии в сети Интернет, возможности которой широко используются в качестве средств связи для координации экстремистской и террористической деятельности, размещения инструкций по изготовлению средств террора, поиска новых источников финансирования, инструмента вербовки новых членов радикальных структур. [8]

Росту угроз со стороны международных террористических организаций мировое сообщество должно противопоставить комплекс скоординированных системных мер, поддерживаемых если не всеми, то подавляющим большинством государств мира.

Наиболее часто террористические акты осуществляются с использованием взрывчатых веществ. Это обусловлено компактностью взрывных устройств, возможностью транспортировки на различных видах транспорта, а в количестве нескольких килограмм - в чемоданах, хозяйственных сумках, портфелях и даже на теле человека. Немаловажное значение имеет широкий круг способов приведения взрывных устройств в действие (в том числе при помощи таймеров, радиовзрывателей и др.), позволяющих террористу удалиться на безопасное расстояние.

С учетом этого важным направлением противодействия международному терроризму является создание единой системы международного контроля за незаконным оборотом взрывчатых веществ. Основной проблемой в данной сфере является отсутствие единых международных стандартов маркировки взрывчатки. В большинстве террористических атак террористы используют взрывчатку заводского изготовления, так как она обладает большей мощностью при меньших размерах по сравнению с взрывчаткой, изготовленной в кустарных условиях. Предпочтение данным взрывчатым веществам отдают и представители криминальных сообществ. Маркировка взрывчатых веществ позволяет криминалистам по следам взрыва установить, в какой стране, на каком предприятии было изготовлено взрывчатое вещество. Обладая данной информацией, сотрудники оперативно-розыскных подразделений могут вычислить каналы утечки взрывчатки с предприятий, где она была изготовлена, или складов, где она хранилась, и задержать лиц, причастных к данной преступной деятельности.

В Российской Федерации взрывчатые вещества производят на 151 предприятии отрасли боеприпасов и специальной химии. Ежегодно производится свыше 1 миллиона 134 тысяч тонн взрывчатки, из которых 800 тысяч тонн формируется по месту использования на 106 горнорудных предприятиях страны из невзрывных компонентов. В обороте взрывчатых материалов участвуют 1235 организаций на 5988 промышленных объектах, 66% этих организаций находятся в частной собственности. [6]

Для маркировки взрывчатки в целях повышения эффективности проведения досмотровых операций, упрощения, облегчения и удешевления аппаратуры обнаружения скрытых закладок взрывчатых веществ во многих странах используются химические метки, создаваемые путем введения во взрывчатое вещество маркирующей композиции, содержащей идентификаторы, количество которых равно количеству технических показателей, подлежащих маркировке. При этом вводят идентификаторы, обладающие масложиро- растворимостью, химической стойкостью в средах с любым диапазоном pH, стойкостью к свободным радикалам, химической инертностью к компонентам взрывчатого вещества, химической инертностью к продуктам взрыва и отсутствием токсических свойств.

В нашей стране контроль за производством, хранением и оборотом взрывчатых веществ осуществляют МВД России и Ростехнадзор. [4]

В европейском сообществе обращение с взрывчатыми веществами регулируется директивой Совета 93/15/ЕЕС от 5 апреля 1993 г. о гармонизации положений, касающихся выпуска на рынок и надзора за взрывчатыми веществами, применяемыми в гражданских целях [2], которая предполагает создание условий для обеспечения высокого уровня безопасности. Для перемещения взрывчатых веществ в пределах стран, входящих в Совет Европы (СЕ), осуществлена гармонизация законодательных актов о выпуске на рынок взрывчатых веществ. Получение разрешения на сбыт возможно только после удовлетворительного прохождения взрывчатыми веществами ряда испытаний.

Гармонизированы также различные национальные правила с целью обеспечения свободного перемещения данных видов продукции без снижения оптимальных уровней безопасности.

В качестве органа, имеющего компетенцию по принятию гармонизированных стандартов, признан Европейский Комитет по стандартизации (CEN).

Совет в постановлении 90/683/ЕЕС от 13 декабря 1990 г. ввел средства для применения процедур оценки соответствия взрывчатых веществ, что позволяет определить ответственность изготовителей и органов, ответственных за применение порядка оценки соответствия, путем учета характера указанных взрывчатых веществ.

Рассматриваемая директива распространяется на боеприпасы только в том, что касается правил, регламентирующих контроль над их перевозкой и связанные с ним мероприятия; принимая во внимание, что перевозка боеприпасов осуществляется в условиях, схожих с перевозкой оружия, она должна регламентироваться положениями, схожими с положениями, применяемыми при перевозке оружия, как указано в Директиве 91/477/ЕЕС от 18 июня 1991 г. о контроле за приобретением и владением оружием. В этой связи приемлемо для компетентных властей исходить в своем подходе из нормативного положения Совета (ЕЭС) № 1468/81 от 19 мая 1981 г. о взаимном содействии между административными властями государств- членов и сотрудничестве между последними и Комиссией в деле обеспечения должного применения законодательства по вопросам таможни и сельского хозяйства.

Государства-члены обязаны принимать необходимые меры для обеспечения такого положения вещей, при котором взрывчатые вещества, подпадающие под действие директивы, могут быть выпущены на рынок только в случае, если они соответствуют всем положениям директивы и имеют маркировку СЕ, а их соответствие прошло оценку согласно всем процедурам, указанным в директиве.

Государства-члены обязаны информировать Комиссию и прочие государства-члены об органах, которые назначены ими для осуществления процедур оценки соответствия, о специфических задачах, выполнять которые назначены указанные органы, а также об идентификационных номерах, заблаговременно присвоенных им Комиссией.

Маркировка соответствия СЕ должна наноситься таким образом, чтобы быть хорошо различимой, разборчивой и нестираемой на самих взрывчатых веществах, или, если это невозможно, на идентификационной табличке, прикрепляемой к веществу, или, если оба указанных метода не могут быть применены, на упаковке. Идентификационная табличка должна выполняться таким образом, чтобы ее повторное применение было невозможно.

Если государство-член установило, что маркировка СЕ не была должным образом нанесена, изготовитель обязан привести продукцию в соответствие, предусмотренное положениями о маркировке, и прекратить выявленное нарушение согласно условиям, определяемым государствами-членами.

Если государство-член установит, что то или иное взрывчатое вещество с маркировкой соответствия СЕ, применяемое для своей предполагаемой цели, может ставить безопасность под угрозу, оно обязано принять все временные меры, необходимые для изъятия данного взрывчатого вещества с рынка, или запретить его выпуск на рынок либо лишить свободы перемещения.

Разрешение на перевозку взрывчатых веществ должно предоставляться грузополучателю компетентным органом в его стране. Данный орган обязан проверить факт того, что грузополучатель имеет законные полномочия приобретать взрывчатые вещества, а также необходимые лицензии и разрешения. Лицо, ответственное за перевозку, обязано информировать компетентные органы о транзитном государстве-члене или государствах-членах, на перемещение через территорию которого (которых) необходимо получить разрешение.

Государство-член в случае наличия серьезной угрозы нарушения общественной безопасности в результате незаконного владения или применения взрывчатых веществ или боеприпасов, на которые распространяется действие директивы, может принимать все необходимые меры, касающиеся перевозки взрывчатых веществ или боеприпасов, с тем чтобы не допустить данного незаконного владения или применения.

Государства-члены обязаны постоянно предоставлять прочим государствам-членам и Комиссии уточненную информацию о предприятиях, занимающихся изготовлением взрывчатых веществ и имеющих лицензии и разрешения.

Государства-члены обязаны проверять факт наличия у подобных предприятий системы отслеживания перемещения взрывчатых веществ, которая бы позволяла в любое время идентифицировать лиц, владеющих взрывчатыми веществами.

Государства-члены обязаны обеспечивать правильность маркировки взрывчатых веществ. Изготовитель обязан наносить на каждое взрывчатое вещество маркировку СЕ и составлять письменную декларацию соответствия. Маркировка СЕ должна сопровождаться идентификационным символом нотифицируемого органа, ответственного за проведение проверок.

Изготовитель обязан принимать все необходимые меры, чтобы процесс изготовления обеспечивал соответствие взрывчатых веществ типу, указанному в сертификате экспертизы типа ЕС, и требованиям директивы, которые на них распространяются. Он обязан наносить маркировку СЕ на каждое взрывчатое вещество и составлять декларацию соответствия.

Цель состоит в том, чтобы дать возможность оценки соответствия требованиям директивы, а также возможность понимания вопросов разработки, изготовления и эксплуатации взрывчатого вещества.

Каждое государство-член обязано принять в контексте своего национального законодательства необходимые меры, которые бы позволили компетентным властям конфисковывать любую продукцию, подпадающую под действие директивы, при наличии достаточных свидетельств о том, что указанная продукция незаконным образом приобретена, применяется или реализуется.

Депутат Государственной Думы Российской Федерации Николай Ковалев предложил распространить указанную директиву Совета ЕЭС на все государства, производящие и использующие взрывчатые вещества. [9] Положительное решение данного вопроса приведет к созданию системы всемирной маркировки взрывчатых веществ, что позволит существенно расширить возможности правоохранительных органов, ответственных за упреждение террористических атак.
 

Библиографический список

1. Выступление спецпредставителя Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) Николая Ковалева. 24 апреля 2017. - URL: http:// www.militarynews.ru/Story.asp?rid=1&nid=449191.
2. Директива Совета 93/15/ЕЕС от 5 апреля 1993 года о гармонизации положений, касающихся выпуска на рынок и надзора за взрывчатыми веществами, применяемыми в гражданских целях. - URL: http://www.serti.ru/pages.php?id=441.
3. Кулягин, И.В. Профилактика распространения идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде / И.В. Кулягин // Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (отечественный и зарубежный опыт) : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 21 апреля 2016 г., Ростов-на-Дону. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2017. С. 8-25.
4. Паспорт для бомбы // Российская газета. - 2011. - 15 февраля.
5. Путин: США обманывали Россию и весь мир, говоря о ядерной угрозе Ирана. URL: https://www.discred.ru/news/putin_ssha_obmanyvali_rf_i_ves_mir_govorja_o_jadernoj_ugroze_ irana/2015-10-22-16439.
6. Тайную маркировку получат все взрывчатые вещества, произведенные в России // ИА «Амител». - URL: http://www.amic.ru/news/142479.
7. Теракты с использованием взрывных устройств в РФ с 2013 года. Досье. - URL: https://news.rambler.ru/crime/38789785/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink.
8. Штейнбух, А.Г. Традиционные средства массовой информации и «новые медиа» как средства оценки результативности профилактических мероприятий / А.Г. Штейнбух // Современные системы безопасности - Антитеррор. - Красноярск: СиюЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. - С. 102-115.
9. Экс-глава ФСБ Ковалев предложил ПА ОБСЕ разработать и принять Антитеррористический кодекс. 24 апреля 2017 г. - URL: http://tass.ru/politika/4207599.

Источник: Научно-практический журнал "Вестник Сибирского юридического института МВД России" № 2 (35) 2019


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (12.08.2019)
Просмотров: 11 | Теги: директива СЕ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь