Четверг, 08.12.2016, 10:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

О СТРАХОВАНИИ В ТОРГОВЛЕ

О СТРАХОВАНИИ В ТОРГОВЛЕ

Т. А.Батрова

Оборот товаров в торговле сопряжен с определенными рисками, наиболее эффективной защитой от которых является страхование, где можно выделить несколько составляющих:

страхование товаров в обороте (на складе);

страхование грузов, включая морское страхование; 3) страхование ответственности за качество товаров; 4) страхование товарных кредитов; 5) страхование торгового бизнеса; 6) страхование торговых центров (арендаторов торговых центров). И если страхование грузов имеет под собой хоть какую-то правовую основу, учитывающую специфику соответствующих отношений, в виде главы XV КТМ1 и Правил страхования грузов, утвержденных приказом Министерством финансов СССР № 140 от 24 декабря 1990 г.2, то остальные виды страхования, достаточно актуальные для тор­говли, законодателем практически не затрагиваются. Так, ст. 490 ГК РФ лишь ограничивается указанием на то, что договором купли-продажи может быть предусмотрена обязанность продавца или покупателя страховать товар, определяя последствия невыполнения такой обязанности. Между тем в каждом из перечисленных случаев возникают различные страховые риски, что порождает своеобразие подходов к расчету страховой суммы, определению пределов ответственности страховщика и т.п. Все эти вопросы в настоящее время преимущественно решаются на уровне локальных нормативных актов страховых компаний.

Страхование товара, в том числе при складском хранении, обычно покрывает такие риски как пожар, удар молнии, взрыв газа, паровых котлов, газохранилищ, газопроводов, стихийные бедствия, повреждение застрахованного имущества водой, умышленные действия третьих лиц (хищение), столкновение, наезд транспортного средства. Товар, помещаемый на склад, также может быть застрахован от повреждения при проведении погрузо-разгрузочных работ, при перемещении товарного запаса внутри склада, от гибели и порчи в результате поломки холодильного оборудования.

Учитывая, что количество товара в обороте, в отличие от основных материальных средств (недвижимость, оборудование) может изменяться даже в течение дня, для их страхования применяется три способа определения страховой суммы: 1) по среднему остатку, когда она рассчитывается исходя из средней стоимости товарных запасов на складе, а премии фактические выплачиваются ежеквартально по бордеро с учетом скорректированной страховой суммы; 2) по закупочной (контрактной) стоимости, когда за основу берутся заявленные страхователем суммы, соответствующие закупочной (контрактной) стоимости товарных запасов (включая НДС), учитываемых исходя из их максимального остатка на складе, а оплата убытка производится на основании предъявленных им накладных и счетов-фактур на приобретение товарных запасов, поврежденных/ уничтоженных страховым событием; 3) по первому риску, когда ориентиром служит возможная величина убытка, которая и будет составлять лимит ответственности страховщика, обязанного возместить клиенту фактически понесенные прямые убытки, связанные с утратой или повреждением застрахованных товарных запасов в пределах страховой суммы.

Выбор того или иного варианта объясняется разными факторами. По первому риску часто страхуются товары, передаваемые в залог. При больших объемах товарных запасов или их значительных колебаниях целесообразен метод среднего остатка. Для небольших запасов товара или для запасов, где разница максимума и минимума не превышает 2-3 раза, удобен метод закупочной (контрактной) сто­имости (метод максимального остатка).

Другой разновидностью имущественного страхования в сфере торговли стало страхование торговых центров. Соответствующий договор включает в себя страхование конструктивных элементов здания, страхование внешней и внутренней отделки, различного стационарного оборудования (кондиционерных установок, лифтов, эскалаторов). По этому же договору страхуется имущество, находящееся в здании торгового центра и принадлежащее его владельцу. Как правило, попутно со страхованием имущества заключается договор страхования гражданской ответственности. Это страхование позволяет покрыть риски в случае непреднамеренного причинения вреда третьим лицам (посетителям, арендаторам, соседям) и их имуществу.

Постепенно набирает популярность страхование товарного кредита, что обусловлено распространением практики отпуска продукции с рассрочкой платежа, ставший головной бо­лью для поставщиков торговых сетей. Объектом страхования в данном случае является риск просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. Соответственно, если товарный кредит застрахован, оплату поставки в срок осуществляет страховщик. При этом страховое покрытие предоставляется при заявлении на страхование всего торгового оборота компании, а не только по кругу контрагентов, относительно платежеспособности которых имеются сомнения. Стоимость страхования товарного кредита колеблется и на усмотрение страховой компании может составлять от 0,5% до нескольких процентов от величины оборота. При этом страховое возмещение составляет 80-90% от суммы застрахованного долга.

Считается, что поставки кредит выгодно страховать, если товар поставляется в кредит достаточно большому числу клиентов и годовой объем поставок составляет несколько десятков миллионов рублей. Особо актуальным это становится, если поставщик в свою очередь использует на закупку товаров заемные средства, поскольку возникает опасность понести убытки при несвоевременном поступлении платежа вследствие просрочки оплаты кредита. Следует учитывать и то, что страховой полис теоретически может быть использован в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита, если в нем качестве выгодоприобретателя будет указан банк.

Иногда речь идет о страховании торгового бизнеса в целом, что предполагает покрытие различных рисков, от материальных потерь, вызванных повреждением или уничтожением имущества, входящего в имущественный комплекс

торгового центра до риска ответственности за вред, причиненный здоровью клиентов и ущерба от временного прекращения деятельности.

Прежде всего, страхуются здание предприятия розничной торговли, затраты на ремонт и внутреннюю отделку помещений, офисное оборудование, мебель, оргтехника, инвентарь, товарный запас, остекление (витрины). Некоторые объекты могут быть дополнительно застрахованы от специфических рисков, характерных для конкретного вида имущества, а именно, от внезапного прекращения подачи электроэнергии из общественных сетей, выхода из строя систем кондиционирования воздуха и т.п.

При этом основой для определения страховых сумм является его восстановительная стоимость, которая рассчитывается на осно­вании сметной и иной документации на стро­ительные, отделочные и пуско-наладочные работы при вводе предприятия в эксплуатацию или на основании заключения специализированной оценочной организации. Альтернативной основой страхования имущества может быть страхование по балансовой (остаточной) стоимости.

Размер страховой премии при этом будет зависеть от таких факторов, как площадь тор­гового центра, местоположение объекта, год постройки и последнего капитального ремонта, оценочной стоимости торгового центра, а также наличия и размера франшизы. Она мо­жет быть изменена в результате применения понижающих и повышающих коэффициентов к страховому тарифу, отражающих наличие противопожарных и охранных систем, режим охраны и т.п.

Особое место среди коммерческих рисков занимают убытки от перерыва в торговой деятельности (включая потери арендной платы), вызванного стихийными бедствиями, пожаром, взрывом и т.д.), повлекшими полное или частичное приостановление деятельности компании. Их страхование позволит организации в этот сложный период продолжать выполнять свои налоговые, договорные и социальные обязательства в условиях неполучения либо существенного сокращения прибыли, поскольку соответствующие затраты будут покрываться страховой компанией. Объектом страхования будут выступать фонд заработной платы, отчисления в органы со­циального страхования, налоги и сборы, независящие от оборота компании, амортизационные отчисления, арендные и коммунальные платежи, проценты по кредитам, иные расхо­ды по продолжению застрахованной деятельности, недополученная средняя прибыль за период остановки3.

Внимания также заслуживает страхование ответственности участников торговой дея­тельности. Речь может идти как об ответственности за вред, причиненный при эксплуатации опасных производственных объектов (лифтов и эскалаторов), ответственности за любой иной вред, причиненный арендодателям, посетителям и прочим лицам при осуществлении деятельности, так и страховании ответственности за качество товаров.

Объектом страхования являются имущественные интересы изготовителей и продав­цов товаров, связанные с их обязанностью в соответствии с гражданским законодатель­ством и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иными законодательными актами Российской Федерации, регулирующими отношения в самых различных сферах деятельности, возместить вред жизни, здоровью или имуществу выгодопри-обретателей (физических и юридических лиц), причиненный недостатками изготовленного и реализованного товара, а также предоставлением недостоверной или недостаточной информации о нем. Данные риски страхуются при соблюдении следующих условий: 1) продукция изготавливается в условиях установившегося (массового или серийного) производства или изготовитель товара имеет товарный знак, утвержденный в установленном порядке, хотя в отдельных случаях, по согласованию сторон на страхование может быть принята ответственность за качество единичной и уникальной продукции; 2) изготовленный и реализованный товар полностью соответствует требованиям стандартов, систем управления качеством или другой нормативно-технической документации (сертификату соответствия, гигиеническому сертификату), в соответствии с которой он производится, о чем имеется со­ответствующее документальное подтверждение изготовителя или независимого органа (сертификационного, испытательного или др.); 3) продавец товара имеет право на его продажу или поставку, о чем имеется установленным образом оформленный документ; 4) изготовитель продукции может представить документальное подтвержде­ние проводимых мероприятий по обеспечению системы управления качеством товара и требуемого уровня метрологического обеспечения контроля качества продукции или стабильного уровня производства; 5) установлены четкие и однозначные требования к показателям качества товара и они соответствуют требованиям, установленным российским законодательством; 6) страхователи выполняют требования правил, установленных международными договорами Российской Федерации4.

Страховая сумма устанавливается страхователем и страховщиком по их согласованию. При этом могут быть указаны предельные сум-мы страхового возмещения, выплачиваемые выгодоприобретателю (лимиты страховых возмещений): по одному страховому случаю, происшедшему в течение договора страхования (несколько убытков, наступивших по одной и той же причине, рассматриваются как один страховой случай); отдельно по видам причиненного вреда. Отдельно оговариваются сторонами в договоре страхования размер страховой выплаты при судебных и иных дополнительных расходах страхователя при наступлении страхового случая.

При заключении договора страхования по соглашению сторон в отношении имущественного вреда выгодоприобретателям может быть установлена безусловная франшиза, в пределах которой страховщик не осуществляет выплату страхового возмещения. Соответственно при наличии франшизы договор страхования оплачивается по пониженным страховым тарифам с учетом ее размера.

Таким образом, в сфере торговли возникает немало ситуаций, требующих страховой защиты. Страховые риски связаны как с утратой и повреждением имущества, так и риском финансовых потерь при коммерческом кредите и возмещении вреда, причиненного третьим лицам, особенно при реализации товара ненадлежащего качества либо предоставлении неполной или недостоверной информации о нем.

Примечания

1. См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 01.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

2. См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1991. № 8.

3. См.: www. ingos. ru/ru/corporate/ property/unprofitable/trade_business.

4. См.: Типовые (стандартные) прави­ла страхования ответственности за качество товаров, работ (услуг): Утв. Гене­ральным директором ЗАО «Страховое акционерное общество «Гефест» 4 декабря 2000 г. // www.gefest. ru/3_7_2_.asp; Правила страхования гражданско1 ответственности изготовителя (исполните­ля, продавца) товаров (работ, услуг): ОАО «АльфаСтрахование» // www. alfastrah. Ru  /upload /iblock/027/2 Pravila_ straxovanija _grazhdanskoj_ otvetstvennosti_ izgotovitelja_ ispolnitelja_ prodavtsa_ tovarov_ rabot_ uslug.pdf.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (09.02.2016)
Просмотров: 135 | Теги: страхование, торговля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016