Суббота, 16.02.2019, 06:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

О СТАТУСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРКТИКИ И ДФО

Винокурова У.А.

О СТАТУСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРКТИКИ И ДФО

В Федеральном законе «Об образовании» допускается особый статус МГУ и СПбГУ, деятельность которых регулируется специальным федеральным законом. 4-м принципом образовательной политики признается «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Дмитрий Рогозин также отметил, что развитие Арктики должно рассматриваться с точки зрения интересов коренного населения, поэтому ключевая тема Форума в 2017 году звучит как «Человек в Арктике»: «В этом смысле арктическая тема для нашей страны - родная и близкая. В Арктике проживает более 2 миллионов граждан Российской Федерации, включая 120 тысяч коренного населения. Для этих людей необходимо создать максимально комфортные условия, которые позволят жителям быть уверенными в возможности получить образование и профессионально самореализоваться».

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2016 г. указано: «Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры». Одним из ведущих государственных приоритетов признано создание условий ускоренного развития человеческого потенциала Дальнего Востока и Арктической зоны РФ.

Реализация задач приоритетного развития арктических и дальневосточных территорий, являющихся приграничными форпостами России и содержащих богатейшие природно-недровые ресурсы, возможна лишь при условии сохранения и развития региональной системы профессионального образования.Именно система профессионального образования создает необходимое качество креативных сообществ, являющихся своеобразным "гумусом" для привлечения, удержания и развития человека в Арктике и Дальнем Востоке.

Однако, вузы и СПО как профессиональные образовательные организации, действующие в беспрецедентно холодных природно-климатических условиях вечной мерзлоты, полярной ночи и Полюса Холода, поставлены на грани разрушения из-за непосильного финансового бремени. Дело в том, что федеральные методики, определяющие стоимость обучения 1 студента, не принимают во внимание ни особые климатические условия, ни уровень средней заработной платы по региону, ни северные коэффициенты удорожания всех видов социальной инфраструктуры,ни прожиточного минимума в регионе и т.д. Уравниловка в бюджетном финансировании губительно отражается на конкурентности и самому факту существования именно северных вузов и СПО, так как львиную долю оплаты содержания инфраструктуры вузы должны изыскать из своих внебюджетных источников. Северные вузы наказываются за суровый климат на данной части России и поставлены в неравные условия с вузами, расположенными в теплых климатических зонах, что нарушает конституционное право доступности образовательных благ для россиян. Изотермический фатализм запущен, разрушая образовательную систему Арктики ДФО.

Укореняется односторонняя оценка деятельности профессиональных образовательных организаций как поставщиков востребованных профессий в ближайшей перспективе лишь с позиций рынка труда и работодателя в соответствии со списком ТОР-5С), одобренном Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Между тем северные вузы - это не только кузницы подготовки кадров, но и промоутеры регионального развития, выполняющие программы регионального развития и поддерживающие уровень креативности, культуры, стабильности населения, особенно молодого. Действующий инструментальный подход к профессиональной образовательной организации есть следствие приоритета отношения технократической цивилизации к человеку как к производителю материальных ценностей и средству производственных отношений. Ценность специалиста, укорененного на арктических, северных и дальневосточных территориях, должна измеряться категориями вклада в социально-экономическое, креативное, культурное, демографическое развитие региона. Жизнь региона не сводится к интересам бизнеса и работодателя. Должно быть установлено сочетание интересов бизнеса-региона-человека в формировании образовательной политики и защиты региональных и личностных ценностей, что предполагает использование геообразовательного подхода к реализации образовательной политики на северных территориях России. Не следует превращать территориальное могущество страны в ее бремя, в уязвимость населения ее северо-восточных и дальневосточных форпостов, вводя упрощенную политику, нивелирующую региональные специфики. Не следует возрождать царскую политику, которую Карамзин характеризовал как "ушибленность пространством". Советская система мобилизации трудовых ресурсов на севера исчерпала себя. Попытка переселения людей посредством выдачи "дальневосточного гектара" не встречает энтузиазма для укоренения новых переселенцев.

Геообразовательное пространство представляет собой территориальные образовательные сочетания образовательной политики, образовательных потребностей населения и человеческого потенциала региона. Миграционная ситуация и тенденции демографического движения в Арктике и ДФО характеризуются исходом населения и сложностью привлечения и укоренения населения. Профессиональные образовательные организации выполняют функции стабилизации молодого населения на северо-восточном форпосте России, и эта их важнейшая функция должна быть учтена в механизмах их поддержки в виде их региональной специализации как промоутеров российского развития в специфическом геообразовательном пространстве.

В настоящее время наблюдается осознание особой миссии арктических вузов. Сначала была создана Циркумполярная Ассоциация университетов, на базе которой в 2001 году был создан Университет Арктики как сеть университетов, колледжей, научно-исследовательских институтов и других организаций, вносящих вклад в развитие образования и науки о Севере и на Севере. Он нацелен на наращивание человеческого потенциала, содействие формированию северных сообществ, способствующих экономическому развитию и созданию глобальных партнерств. В России созданы Ассоциация арктических вузов и Национальный Арктический научно-образовательный концорциум. Они нацелены на разработку долгосрочной стратегии образовательной политики в регионах Арктики.

Очевидной иллюстрацией необходимости разработки данной стратегии является финансовое состояние вузов и С ПО, действующих на территории Якутии. Миссия у них едина - быть промоутерами регионального развития, повышения качества и креативности жизни укорененного населения посредством утверждения ценностей северной идентичности. Бюджетное финансирование на 2017 год обеспечивает их деятельность только на 6-9 месяцев, что привело в настоящее время к прямой угрозе закрытия из-за неподъемных долгов перед ЖКХ и энергетиками. Ситуация требует безотлагательного регулирования на федеральном правовом уровне.

Предлагаю следующие меры поддержки профессионального образования в Арктике и ДФО:

1. Ввести в ФЗ «Об образовании» статью «Статус профессиональной образовательной организации Арктики и Дальневосточного федерального округа», в которой предусмотреть реализацию нижеследующих предложений;

2. Ввести показатель измерения холода - «температуру на душу населения», как принято в Канаде и странах Северной Европы для определения прямых и косвенных экономических издержек производства, содержания инфраструктуры и адаптации человека к холоду;

3. Ввести показатель деятельности вуза и СПО как промоутера регионального развития (участие в разработке и реализации программ регионального развития, количество студентов по образовательным программам на 1000 человек населения в данного регионе, привлечения, удержания и повышения квалификации научно-педагогических работников, ведущих научно- образовательную деятельность по проблемам Арктики и ДФО и т.д.);

4. Ввести показатель уникальности и узкопрофильности образовательных программ (народные художественные промыслы, культура, искусство, физическая культура и спорт и т.д), что должно отразиться на уменьшении нормы численности студентов в расчете на 1 профессорско-преподавательского состава до 4 студентов на 1 ППС;

5. Вести показатель доли представителей коренных и малочисленных народов Севера в контингенте образовательной организации;

6. Целевой ориентир среднего контингента учебного заведения в Арктике и ДФО установить на уровне 180 студентов. При планируемой планке 200 студентов в Якутии появилась угроза закрытия 13 СПО, расположенных в северных, арктических территориях, ведущих профессиональное образование для инвалидов и для традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

7. Пересмотреть методики расчета ФОТ научно-педагогических работников, предусматривая бюджетную компенсацию в соответствии с уровнем среднемесячной заработной платы по региону;

8. Средняя стоимость обучения студента в профессиональной образовательной организации Арктики и ДФО должна быть субсидирована ее учредителем, исходя из стоимости издержек на поддержание инфраструктуры в условиях Арктики и ДФО;

9. Ввести изменения в Бюджетный Кодекс в части поддержки профессиональных образовательных организаций Арктики и ДФО всеми уровнями федерального, региональных и муниципальных бюджетов в соответствии с их полномочиями по реализации образовательных прав, выравнивания среднего регионального уровня заработной платы, выполнения государственного, муниципального и социального заказов по подготовке специалистов, участия в выполнении федеральных, региональных и муниципальных программ развития.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (29.01.2019)
Просмотров: 18 | Теги: ДФО, Арктика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь