Суббота, 03.12.2016, 07:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

О СОЗДАНИИ ЦЕНТРОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА БАЗЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

А.В.Гурский, "Физическая культура и спорт северо-запада России". Вып. 1

О СОЗДАНИИ ЦЕНТРОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА БАЗЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

Основной задачей высших учебных заведений по физкультурному образованию была и остается подготовка педагогических кадров для работы в различных звеньях системы физического воспитания. Несколько упрощая специальность выпускника физкультурного вуза, можно сказать о двух основных направлениях будущей профессиональной деятельности: преподаватель физической культуры и тренер по видам спорта. При большой схожести профессиональной деятельности они имеют свои отличия, особенно при работе со спортсменами старших и высших разрядов. Работа преподавателя по физической культуре от детского сада до высшего учебного заведения регламентирована государственным заказом, стандартом, изложенным в программах по физическому воспитанию. Работа тренера также во многом регламентирована, однако, несомненно, работа тренера, особенно работающего с различными сборными командами, требует каждодневного творческого подхода, постоянного обобщения современных достижений в области спорта высших достижений.

Исторически сложилось, что институт физической культуры в основном решал задачу по подготовке преподавателей по физическому воспитанию и в меньшей степени тренерских кадров.

В силу объективных причин советская система физического воспитания по подготовке высококвалифицированных спортсменов не трансформировалась в российскую систему. В особенности это касается подготовки резервов для национальных сборных команд. Схематично представляя систему подготовки квалифицированных спортсменов, ее можно трактовать как трехзвенную. Первое звено - система детско-юношеских спортивных школ, основная задача которых - охватить возможно большее количество детей. Далее наиболее одаренные дети должны переходить в систему школ олимпийского резерва, высшего спортивного мастерства, что является вторым звеном, из спортсменов которых формируются национальные сборные команды (третье звено). На наш взгляд, наибольшие потери произошли во втором звене системы подготовки, пожалуй, основном по подготовке ближайшего резерва сборных команд. В советской системе подготовки квалифицированных спортсменов, добившейся лидирующего положения в мировом спорте, эту роль успешно выполняли сборные команды различных центральных советов, ведомств: «Спартак», «Урожай», «Буревестник», «Локомотив», ЦСКА, «Динамо», «Труд» и т.д. Данная система позволяла охватить сотни спортсменов ближайшего резерва для сборных команд.

Конкуренция за место в сборной команде страны была очень напряженной. Совершенно очевидно, что возродить спортивные общества с государственным финансированием нереально. Хотя возрождение студенческого спортивного общества «Буревестник», очевидно, и может стать кузницей по подготовке резервов в сборные команды и решать не менее важную задачу массового спорта - оздоровление молодого поколения страны.

Существующие в настоящее время СДЮШОР, ШВСМ, УОР не решают задачу по подготовке резерва в сборные команды, да и не могут ее решить в силу объективных причин. Окончив общеобразовательную школу, перспективный в спорте молодой человек заканчивает обучение и в ДЮСШ и стоит перед выбором будущей профессии. Пройдя многолетнюю подготовку в стенах ДЮСШ, многие молодые люди не мыслят себя вне спорта, и вот здесь, на наш взгляд, им на помощь должны прийти физкультурные вузы страны. Создание центров олимпийской подготовки по видам спора на базе физкультурных вузов - актуальная тема подготовки резервов для национальных сборных команд. В настоящее время перспективные спортсмены в возрасте 17 лет, занимавшие места в двадцатке, да порой и десятке сильнейших на первенстве России, остаются вне спорта. Национальные команды имеют очень ограниченный состав и не могут охватить всех перспективных спортсменов. Однако совершенно очевидно, что сделать объективный прогноз на основе результатов в юношеском спорте очень проблематично. Более того, спортсмены, занимавшие места, далекие от первых, становились олимпийскими чемпионами. Центры олимпийской подготовки, созданные на базе физкультурных вузов, должны формироваться на основе списков федераций по видам спорта из числа перспективной и одаренной молодежи.

На наш взгляд, опорных видов спорта в вузе должно быть не более 10, работу которых координирует факультет высшего спортивного мастерства, его можно назвать олимпийским.

Организация учебного процесса, быта, отдыха, питания студентов олимпийского факультета должна быть максимально приближена к условиям учебно-тренировочного сбора, а учебный процесс должен проходить по индивидуальным графикам обучения, что потребует от вуза повышения качества учебно-методической работы по разделу «Самостоятельная работа студента».

Возможность наблюдения за спортсменом на протяжении 4-6 лет, а с учетом индивидуального графика и более, то есть до возраста 22-24 лет, позволит с гораздо большей вероятностью определить олимпийскую перспективу спортсмена. Основной задачей вуза является организационная работа, непосредственно тренерская, которую должны осуществлять авторитетные тренеры по направлению федераций по видам спорта. Физкультурные вузы уже имеют определенную материальную базу, традиции, учебно- преподавательский состав, научный потенциал которого в настоящее время, возможно, далек от спорта высших достижений, но его необходимо подтягивать до современного состояния спорта.

Если мы ставим задачу быть лучшими в мире, то условия подготовки будущих тренеров должны быть на самом современном уровне, другого пути нет. И вот здесь решается другая, может даже и более важная задача, - подготовка тренеров, преподавателей по видам спорта не только прошедших практическую школу спорта высших достижений, но и получивших современные теоретические знания.

Внедрение спорта в физкультурные вузы позволит направить работу научного потенциала, пожалуй, наибольшего во всей системе физической культуры, на спорт высших достижений. Вуз, выбранный в качестве опорного по конкретному виду спорта, должен стать научно-методическим центром по координации его развития. Издание методической литературы, проверка экспериментальных идей, методик тренировок, проведение курсов повышения квалификации, семинаров судей должно стать неотъемлемой частью работы центра.

Предлагаемая структура создания центров на базе физкультурных вузов потребует существенных материальных вложений. Но олимпийские медали всегда были дорогими не только по степени их завоевания, но и в прямом смысле.

Единый управляющий орган, Министерство спорта, туризма и молодежной политики, упрощает координацию деятельности центров и позволяет решать, как минимум, три актуальные задачи: подготовку резерва для национальных команд страны, создание научно-методических центров по видам спорта и подготовку тренерских кадров для спорта высших достижений.

"Физическая культура и спорт северо-запада России". Вып. 1

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (27.10.2016)
Просмотров: 12 | Теги: физкультурный, ВУЗ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016