Вторник, 20.08.2019, 03:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

О СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

С.В.Векленко, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, начальник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

О СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Кадровая политика, образовательный процесс, органы внутренних дел, подготовка кадров, преподаватель, эффективность.

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с изменением требований к профессорско-преподавательскому составу в образовательных организациях системы МВД России, в том числе связанных с кадровой работой с данной категорией сотрудников и их оценкой. Подчеркивается, что современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, но и к оценке работы кадров. В связи с этим неуклонно возрастает значение организационно-правовых процедур оценки сотрудников, предусмотренных законодательством о службе в органах внутренних дел.

 
Произошедшие в России на рубеже XIX и XX веков социальные, экономические, политические и идеологические преобразования оказали существенное влияние на деятельность органов государственной власти, в том числе и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Более того, они явились катализатором проведенных в Министерстве внутренних дел Российской Федерации в 2011 и последующие годы реформ. Все это не могло не повлиять на кадровую ситуацию в органах внутренних дел.

Процессы демократизации российского общества, переход МВД к более открытой работе в связи с тем, что одним из основных критериев оценки деятельности органов внутренних дел стало общественное мнение, выдвигают на первый план задачу по укреплению законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан в строгом соответствии с Конституцией России.

Для успешного выполнения этой задачи, как видится, необходимо не только совершенствование форм и методов борьбы с криминалом, но и выработка новых подходов к формированию кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации и, как следствие, кадровой политики образовательных организаций системы МВД России.

Важность решения вопросов кадрового обеспечения образовательных организаций заключается в том, что от уровня профессионализма, культуры, служебной этики, честности и порядочности преподавателей зависит качество подготовки сотрудников органов внутренних дел - специалистов, удовлетворяющих современным запросам российского общества, в том числе связанных с повышением доверия к органам внутренних дел и качественным улучшением их деятельности.

Несмотря на принимаемые меры, проблемы на этом направлении деятельности по-прежнему существуют, о чем свидетельствует нестабильность кадровой ситуации и существующая тенденция оттока квалифицированных специалистов, в том числе и из числа научно-педагогических сотрудников. В конечном итоге это может привести к их замене педагогическими работниками, менее подготовленными к осуществлению образовательной и научной деятельности.

Одним из направлений решения этой проблемы может быть разработка стратегии формирования кадрового потенциала образовательной организации и ее кадровой политики. Действенная кадровая политика должна решать несколько основных задач, среди которых следует выделить:

- формирование профессионального кадрового ядра;

- повышение эффективности системы подбора, расстановки и перемещения кадров;

- создание условий, необходимых для стимулирования служебного роста, развития личной заинтересованности в выполнении служебных обязанностей и инициативы сотрудников.

При этом кадровая работа не должна быть сведена только к ликвидации негативных последствий. А сама кадровая политика должна быть активной, открытой, рациональной и эффективной.

Кроме того, необходимо минимизировать влияние на кадровую политику различных внешних и внутренних факторов. Среди внешних особо следует учитывать ситуацию на рынке труда, в том числе и в регионе расположения организации, особенности правового регулирования труда научно- педагогических сотрудников образовательных организаций МВД России.

Если конъюнктура, сложившаяся на региональном рынке труда, характеризуется дефицитом кадров нужных специальностей, грамотно построенная кадровая политика поможет повысить привлекательность работодателя и привлечь необходимых вузу специалистов. Но для этого необходимо создать условия, предусматривающие последовательное повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава ведомственных образовательных учреждений, совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров. Следует также сформировать систему стимулов профессорско-преподавательского состава, позволяющую гармонично сочетать научную и педагогическую деятельность.

Кадровая политика, сформированная с учетом внутренних и внешних факторов, позволит обеспечить высокое качество кадрового состава. Именно высокий уровень квалификации научно-педагогического состава образовательной организации системы МВД России, его грамотная расстановка и надлежащая мотивация позволяют обеспечивать повышение качества выпускников.

Стоит также отметить, что проект Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) определял, приоритетные задачи в области работы с кадрами. Среди них обозначалось обеспечение качества кадрового состава за счет комплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами, преимущественно выпускниками ведомственных образовательных учреждений, соответствующими государственным требованиям и общественным ожиданиям, способными и готовыми защищать права и свободы граждан, противодействовать преступности. Речь идет именно о выпускниках, подготовка которых, как уже было сказано, должна вестись специалистами высокого уровня.

Поэтому система работы с кадрами должна учитывать способности и возможности человека, в том числе связанные с его потенциалом, а также создавать наиболее благоприятные условия для проявления инициативы и профессиональной активности.

Важную роль в создании таких условий управления играет процедура оценки, то есть возможность определить уровень знаний, способностей и квалификации сотрудников в определенный момент, спрогнозировать перспективу их развития. На процесс оценки научно-педагогических сотрудников влияют стоящие перед образовательной организацией задачи, в том числе и по формированию качеств личности сотрудника органов внутренних дел, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Реализации этих целей может способствовать применение различных видов оценки профессорско-преподавательского состава: избрание по конкурсу, конкурсный отбор, испытание при приеме на работу, квалификационный экзамен или испытание, аттестация. С их помощью можно правильно подобрать и расставить кадры, исходя из имеющихся у сотрудника образования, ученой степени и (или) ученого звания, квалификации, индивидуальных особенностей. Кроме того, это позволяет своевременно учесть возросшие возможности и уровень профессионального роста.

Информация, получаемая в ходе проведения оценки, является основанием для принятия различных кадровых решений и позволяет руководству при правильном ее использовании оценить кадровый потенциал, его текущее и перспективное состояние, осуществить мониторинг факторов, оказавших существенное влияние на состояние кадровой работы, а также осуществить ее планирование.

В основе управления персоналом любой организации лежит кадровая политика, направленная на максимальное использование квалификационного потенциала работников, и образовательные организации МВД России не являются исключением в этом смысле. Достижение этого осуществляется посредством предоставления каждому сотруднику работы в соответствии с его способностями и квалификацией. Необходимо также создание благоприятного климата в коллективе и комфортных условий труда преподавателей.

Современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, но и к оценке работы кадров. В связи с этим неуклонно возрастает значение организационно-правовых процедур оценки сотрудников, предусмотренных законодательством о службе в органах внутренних дел.

В связи с тем, что перед образовательными организациями системы МВД России стоит важнейшая задача формирования нового поколения высокопрофессиональных сотрудников органов внутренних дел, сегодня значительно повысились требования к их научно-педагогическому составу. К высокой педагогической квалификации добавилось наличие различных наукометрических показателей, таких, например, как индекс Хирша. Кроме того, современному преподавателю требуется иметь достаточно высокий уровень профессиональной, служебной и физической подготовки, а также быть специалистом в области воспитательной работы с целью формирования положительного образа сотрудника полиции в процессе обучения. Именно это требует новых подходов к формированию кадровой политики образовательных организации МВД России к управлению кадровыми процессами, к процедурам подбора преподавателей и оценки их качеств и деятельности.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (50) 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (15.07.2019)
Просмотров: 30 | Теги: МВД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь