Пятница, 20.07.2018, 06:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

О современном состоянии автотранспортной преступности

С.О. Младенов

О современном состоянии автотранспортной преступности

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью исследования вопросов автотранспортной преступности на современном этапе развития общества и государства. Целью статьи является изучение категории автотранспортных преступлений, предпосылок их совершения. Особое внимание уделяется статистике дорожно-транспортных происшествий как в Российской Федерации в целом, так и в Приволжском федеральном округе, в г. Саратове. Автором выделяются наиболее часто совершаемым преступления в анализируемой категории.

Ключевые слова: транспортные средства, автотранспортная преступность, дорожно-транспортные происшествия, обеспечение безопасности.

 

Обеспечение транспортной безопасности выступает на сегодняшний день одной из главных проблем, затрудняющих нормальное функционирование транспортной инфраструктуры в целом. Увеличение общего объема транспортных средств приводит к осложнению поддержания такой безопасности, в связи с чем именно объекты транспортной инфраструктуры наиболее подвержены негативным последствиям. Особое место в транспортной инфраструктуре занимает автотранспорт и обеспечение безопасности на его объектах, потому как именно он наиболее подвержен преступному воздействию.

Прежде чем начать выяснение современного состояния автотранспортной преступности, нельзя не обратиться к позициям ряда отечественных криминологов [1], по мнению которых криминологическая характеристика автотранспортных преступлений должна осуществляться в рамках расширенного изучения общей проблемы дорожно-транспортных происшествий, ибо последняя дает общее представление о состоянии правонарушений различного рода на транспорте. Более того, именно дорожно-транспортные происшествия нередко выступают предпосылками совершения дорожно-транспортных преступлений.

По официальной статистике дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации в целом за январь-ноябрь 2015 г. совершено 133 203 нарушения правил дорожного движения, что на 33,6 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года; количество погибших в результате таких нарушений за указанный период составляет 16 638 человек, что на 38,6 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года; количество лиц, которым причинен вред здоровью различной степени тяжести — 168 146 человек, что на 33,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В Приволжском федеральном округе складывается аналогичная ситуация. Так, за январь-ноябрь 2015 г. совершено 28 144 нарушения, что на 34,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года; количество погибших в  результате таких нарушений за указанный период составляет 3 243 человека, что на 39,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года; количество лиц, которым причинен вред здоровью различной тяжести — 36 023 человека, что на 34,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Данные по Саратовской области соответствуют обстановке по Российской Федерации и ПФО. За анализируемый период было совершено 2 340 дорожнно-транспортных происшествия, что на 24,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года; что повлекло смерть 258 человек, что на 38,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года; вред здоровью различной степени тяжести получили 2 960 человек, что на 22,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года |2|. Таким образом, достаточно высокие проценты снижения совершения дорожно-транспортных происшествий составляют в целом положительную динамику.

Согласно опубликованному отчету по преступлениям против безопасности движения и эксплуатации автомототранспортных средств за 2015 г. Государственной инспекции безопасности дорожного движения РФ [31 ситуация выглядит следующим образом:
1) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) — зарегистрировано 28 093 преступления;
2) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ) — зарегистрировано 3 преступления;
3) приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) — зарегистрировано 1 преступление;
4) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ) — зарегистрировано 208 преступлений.

Ситуация но Саратовской области аналогична ситуации по России в целом:
1) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) — зарегистрировано 357 преступлений;
2) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ) — преступлений не зарегистрировано;
3) приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 276 УК РФ) — преступлений не зарегистрировано;
4) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ) — зарегистрировано 5 преступлений.

Очевидно, что наиболее часто совершаемым преступлением анализируемой категории является преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в период с 2010 но 2014 гг. наблюдается следующая динамика совершения нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

В 2010 г. но РФ было совершено 26,3 тысячи таких преступлений, что повлекло смерть 10,3 тысяч человек; в 2011 г. было совершено 27,3 тысячи преступлений, из них с летальным исходом — для 10,9 тысяч человек; в 2012 г. было совершено 29,4 тысячи преступлений, что повлекло смерть 11,6 тысяч человек; в 2013 г. было совершено 28,2 тысяч преступлений, что повлекло смерть 10,9 тысяч человек; в 2014 г. было совершено 28,4 тысяч преступлений, что повлекло смерть 10,9 тысяч человек [4].

Цифры статистики позволяют говорить нам о снижении количества совершаемых дорожно-транспортных преступлений, но, определяя уровень автотранспортных преступлений, нельзя не учитывать такие обстоятельства, как, например, неполная регистрация уголовной статистикой органов Министерства внутренних дел и прокуратуры данных преступлений, а также использование при анализе уровня и динамики таких преступлений дополнительных показателей.

Однако следует заметить, что анализируемые данные представляют собой официальную статистику, в которой учитываются только зарегастрированные преступления, в то время как латентная преступность не учитывается. На сегодняшний день показатели латентности преступных посягательств достаточно высоки, что приводит к искажению представления о фактическом состоянии, структуре, развитии исследуемой категории преступлений или конкретного состава, а также о размерах и характере нанесенного ущерба, причиненного преступлением.

Как было отмечено ранее, совершение автотранспортных преступлений, в частности, нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) ставится в прямую зависимость от совершения дорожно-транспортных происшествий, о чем говорят как статистические данные, так и немалочисленные исследования |5|. Думается, что предупреждение административных правонарушений на транспорте может стать средством профилактики и автотранспортных преступлений в целом.

Для осуществления профилактики автотранспортных преступлений и снижение их числа необходимо обеспечить реализацию разного рода мер: правового характера но законодательному утверждению стандартов безопасности транспорта, технического характера по совершенствованию состояния дорожного полотна и обустройства дорог в целом, воспитательного характера но проведению мероприятий, ориентированных на повышение правового воспитания и правовой культуры граждан, а также иных мер, которые станут способствовать снижению уровня автотранспортной преступности.

Список литературы:

1. Алексеев, А.И. Российская уголовная политика: преодоление кризиса / A.M. Алексеев, B.C. Овчинский, Э.Ф. Побегайло. — М.: Норма, 2006. — 144 с.
2. Правовая защита автолюбителя. URL: http://www.vashamashina.ru/statistics traffic accident.html (дата обращения: 25.01.2016).
3. ГИБДД РФ: официальный сайт. URL: https:/www.gibdd.ru%2Fstat%2Ffiles%2F f560%2F14%2Fl 100%2F1100-560-2.xls (дата обращения: 25.01.2016).
4. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http:// www.gks.ru/free doc/new site/population/pravo/10-01.doc (дата обращения: 25.01.2016).
5. Ефимова, И.О. Состояние неосторожной дорожно-транспортной преступности в России // Известия Юго-западного государственного университета. Серия История и право. - 2012. - № 2, ч. 1. - С. 193-196.
6. Шапкин, А.А. Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений // Вестник I I У. — 2012. — № 10. — С. 351—355.

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ.№ 4 2016

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (09.07.2018)
Просмотров: 9 | Теги: автотранспортная, Транспортные средства | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь