Вторник, 23.05.2017, 09:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УКЛОНЕНИЯ ОБВИНЯЕМЫХ ОТ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ И СУДА

А.П.Большаков

О совершенствовании рАзыскной деятельности следователя по предупреждению уклонения обвиняемых от органов следствия и суда

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом следователь, орган дознания и дознаватель принимают меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. К их числу необходимо, думается, отнести меры по предупреждению уклонения обвиняемого от органов следствия и суда. Не случайно одним из основных направлений разыскной работы органов внутренних дел является предупреждение уклонения лиц от органов следствия и суда, отбывания наказания и исполнения определенных обязанностей [1, с. 21].

Работа по предупреждению уклонения обвиняемых является процессуальной обязанностью следователя и проводится на всех этапах раскрытия и расследования преступлений.

В этой связи меры по предупреждению уклонения лиц от органов дознания, следствия и суда, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей должны состоять в проведении определенных мероприятий и проводиться службами и подразделениями органов внутренних дел с использованием имеющихся в их распоряжении сил и средств на всех этапах деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

1. При проведении оперативно-разыскных мероприятий по делам предварительной оперативной проверки работники органа дознания выявляют намерения разрабатываемых скрыться    с места регистрации, проживания, устанавливают их связи, избираемые способы побега и пункты возможного их местонахождения, применяя для этих целей средства и методы оперативно-разыскного характера.

2. По прибытии на место происшествия следователь совместно с другими участниками следственно-оперативной группы (в соответствии со своими полномочиями) немедленно организуют и проводят работу по установлению         и задержанию лиц, совершивших преступление. Дежурный по органу внутренних дел, одновременно с направлением на место происшествия следственно-оперативной группы, принимает меры по задержанию преступников. К разыскным мероприятиям привлекаются наряды патрульно-постовой службы, передвижные патрули вневедомственной охраны, сотрудники ГИБДД    и работники оперативных аппаратов органов внутренних дел.

В Инструкции об организации и тактике разыскной работы говорится, что «при рассмотрении заявлений (сообщений) лиц о совершении преступлений, а также при расследовании уголовных дел до применения меры пресечения к лицам, подлежащим привлечению в качестве обвиняемого, проводятся мероприятия по предупреждению уклонения от следствия» [1, с. 21].

К таким мероприятиям, прежде всего, следует отнести своевременное возбуждение следователем уголовного дела и проведение органом дознания всего комплекса мероприятий оперативно-разыскного характера. При этом следователю необходимо учитывать установленные законом сроки и не затягивать с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела. Известно, что промедление с возбуждением дел и принятием мер к предупреждению уклонения от органов следствия и суда способствует тому, что лицо, совершившее преступление, скрывается.

К числу процессуальных действий, непосредственно направленных на предупреждение уклонения лица от следствия, относится задержание подозреваемого в совершении преступления в порядке ст. 91, 100 УПК РФ. Время задержания необходимо, наряду с другими работами, выполняемыми в этот период, использовать и для тщательного изучения личности задержанного    и прогнозирования его поведения, выявления его реальных возможностей и намерений скрыться от следствия (куда-либо уехать, изменить       в этих целях внешность, использовать подложные документы и т. д.). Кроме того, установление действительных намерений задержанного, наряду с другими обстоятельствами, будет способствовать более правильному избранию в отношении его меры пресечения и тем самым — предотвращению сокрытия от органов следствия и суда.

Предупредительная работа следователя должна осуществляться «на основе анализа всех обстоятельств, связанных с уклонением преступника от следствия и суда» [2, с. 10].

Поэтому на начальном этапе расследования, в соответствии со ст. 46, 164, 166, 189, 190 УПК РФ, следователь должен внимательно проверить и уточнить все имеющиеся в деле данные     о личности обвиняемого (подозреваемого): возраст лиц, скрывающихся от следствия, их семейное положение, наличие судимости, характер преступных действий, мотивы уклонения от следствия и суда, наличие у обвиняемого документов, удостоверяющих личность, наличие денежных средств, возможные источники их приобретения, наличие места проживания (убежища), родственные связи, адрес его места жительства (регистрации), фактического проживания, правильность их записи в протоколах следственных действий (путем непосредственного ознакомления с документами, удостоверяющими личность, либо через паспортно-визовую службу). Поверхностное, а порой пренебрежительное отношение следователя к изучению личности обвиняемого приводит к тому, что нередко в розыск объявляются лица с неполными установочными данными или вымышленными адресами, а это, в свою очередь, затрудняет их розыск или делает его вовсе проблематичным.

В этой связи предлагается комплекс мер по предупреждению уклонения обвиняемых от следствия и его использование в процессе раскрытия преступлений по горячим следам (см. схему 1).

Полагаем, что сведения об обвиняемом необходимо собирать с момента совершения им преступления или задержания и затем отражать в справке о его личности, прилагаемой к протоколу задержания (в порядке ст. 91 УПК РФ).         К справке о личности необходимо прилагать фотографии подозреваемого (обвиняемого), дактокарту отпечатков его рук. В особых случаях у обвиняемых (подозреваемых), совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, следует отбирать образцы крови, а также производить записи их разговора на аудио- и видеоносители. Это позволит уже на начальном этапе расследования иметь представление о его личности           и предупредить его сокрытие от следствия.

В справке о личности указываются: анкетные данные обвиняемого; сведения о его документах; основания объявления обвиняемого в розыск; обстоятельства уклонения от следствия; сведения о прежних судимостях; состояние его здоровья; сведения о близких родственниках, друзьях, знакомых, иных связях; описание примет обвиняемого; психологический портрет обвиняемого.

На практике нередки случаи выполнения оперативным работником разыскных действий, уже исполненных следователем ранее. Чтобы избежать дублирования в разыскной работе          с органом дознания, следователю необходимо при передаче материалов в разыскное подразделение составить справку о результатах уже проведенных мероприятий.

При работе с обвиняемыми (подозреваемыми) следователю необходимо избирать предупредительные меры и последовательность их применения на основе принципа индивидуальности. Такие меры могут быть по усмотрению следователя усилены или заменены в зависимости от сложившейся следственной ситуации.

Так, во всех случаях хорошо зарекомендовали себя меры предупредительного характера        к обвиняемым, которым избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу.     В отношении таких обвиняемых следователь проводит следующие мероприятия: направляет сторожевые листки (карточки) в паспортно-визовую службу по месту регистрации, в отдел кадров по месту работы или учебы извещение      о привлечении лица к уголовной ответственности и применении меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей; направляет поручение органу дознания об организации наблюдения за поведением обвиняемого по месту жительства и изучения его поведения        в ходе всего расследования по делу.

Работа следователя по предупреждению уклонения обвиняемых от следствия и суда должна быть построена так, чтобы в ней как можно меньше было ошибок и упущений. Поэтому все намеченные мероприятия следователя, в том числе и по предупреждению уклонения таких лиц, необходимо отражать в ежедневных (календарных) планах работы и в планах расследования конкретного преступления.

В настоящее время каждый второй обвиняемый, скрывшийся от органов предварительного следствия и дознания, объявляется в розыск       с мерой пресечения, не связанной с заключением под стражу [3, с. 36]. Практика показывает, что доставка таких обвиняемых, в случае их обнаружения и задержания, к месту производства предварительного следствия и дознания из других регионов страны крайне проблематична. При этом немалое число обвиняемых задерживается именно за совершение еще более тяжких преступлений.

В настоящее время следователь ограничен    в возможности применить меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого, объявленного в местный и федеральный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК РФ). Это означает, что в отношении практически всех обвиняемых, скрывшихся от органов расследования, не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу (поскольку информация о сокрытии обвиняемого за пределы Российской Федерации поступает значительно позднее момента сокрытия от следствия         и суда).

Другой распространенной мерой пресечения является подписка о невыезде и надлежащем поведении, которая обязывает обвиняемого (подозреваемого) не покидать постоянное или временное местожительство без разрешения следователя. Эта мера пресечения применяется      к обвиняемым, совершившим преступления небольшой тяжести, и нередко является эффективным средством в предупреждении их сокрытия от органов следствия, учитывая, что следователь подошел к этому обстоятельно, изучив личность обвиняемого, родственные и иные его связи и т. д.

Такие меры пресечения, как залог, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, личное поручительство, также играют немалую роль в предупреждении сокрытия обвиняемых от органов следствия. Не исключается применение и домашнего ареста (в том числе в предупредительном плане). Эта мера пресечения также успешно применяется следователями (дознавателями) в отношении обвиняемых, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

 

Список библиографических ссылок

 1. Об утверждении Инструкции об организации и тактике разыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения: приказ МВД России от 5 мая 1993 г. № 213.

2. Коновалов Е. Ф. Методические рекомендации по организации и осуществлению розыска скрывшихся преступников следственными аппаратами органов внутренних дел. Челябинск, 1976.

3. Состояние преступности в России за январь—декабрь за 2008 г. // Щит и меч. М., 2009.

 

© А. П. Большаков, 2009

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (26.12.2012)
Просмотров: 1029 | Теги: исполнение обязанностей, отбывание наказания, розыск, разыскная деятельность следователя, уклонение от органов следствия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь