Суббота, 03.12.2016, 07:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

О развитии рынка страховых услуг в государствах - участниках СНГ (Часть 12)

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Структура страховых выплат

Страховые выплаты

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

Тыс. рублей

В % к итогу

Тыс. рублей

В % к итогу

Тыс. рублей

В % к итогу

Тыс. рублей

В % к итогу

Тыс. рублей

В % к итогу

Тыс. рублей

В % к итогу

Всего:

78 736,1

 

100 980,2

 

97 331,7

 

98 675,2

 

103 025,6

 

171 526

 

в том числе по:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательному страхованию

23 564,1

29,9

32 089,3

31,8

42 842,4

44

43 744,9

44,3

48 178,9

46,8

76 887,7

44,9

добровольному личному страхованию

22 572,9

28,7

24 859,5

24,6

23 132,6

23,8

14 395,4

14,6

12 122,6

11,7

22 725,1

13,2

добровольному имущественному страхованию

32 599,1

41,4

44 031,4

43,6

31 356,8

32,2

40 534,8

41,1

42 724,1

41,5

71 913,2

41,9

 

Рис. 29. Динамика страховых выплат за 2014 год (млн рублей)

Институциональная среда страхового рынка. В 2014 году на страховом рынке Республики Таджикистан осуществляли лицензированную деятельность 18 страховых и 1 брокерская организация, тогда как в 2013 году 16 страховых и 1 брокерская организация.

Институциональная структура страхового сектора

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Количество страховых организаций,

17

16

14

15

16

18

из них:

 

 

 

 

 

 

государственные

2

2

2

2

2

2

негосударственные

15

14

14

13

14

16

Количество страховых брокеров

-

-

-

-

1

1

Нормативно-правовая база рынка страховых услуг. Основными нормативными и правовыми актами, которые регулируют страховую деятельность и страхование, являются Гражданский кодекс Республики Таджикистан, законы "О страховой деятельности" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также ряд нормативных правовых актов Правительства Республики Таджикистан.

Соглашения, подписанные Таджикистаном в рамках СНГ, способствуют укреплению сотрудничества и обмену опытом в сфере надзора, регулированию страховой и перестраховочной деятельности.

Административные требования. Страховую деятельность в Республике Таджикистан вправе осуществлять юридические лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности.

Страховые (перестраховочные) организации и брокеры лицензируются государственным уполномоченным органом (Министерство финансов Республики Таджикистан).

Согласно статье 8 Закона Республики Таджикистан "О страховой деятельности" при создании страховой организации и осуществлении деятельности с участием иностранных инвесторов должны быть соблюдены следующие требования:

иностранный инвестор обязан представить документы, подтверждающие его платежеспособность: физическое лицо - подтверждение иностранного банка, юридическое лицо - баланс за последний год деятельности, подтвержденный аудиторским заключением;

не менее половины членов коллективного органа управления страховой организации с участием иностранных инвесторов должны составлять граждане Республики Таджикистан. Иностранные инвесторы - члены коллективного органа управления страховой организации должны иметь опыт работы в сфере страховой деятельности и (или) финансов не менее двух лет;

страховая организация, имеющая в уставном фонде долю иностранного инвестора, обязана предварительно уведомить государственный орган страхового надзора об увеличении размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов, об отчуждении в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акции (долей в уставном каптале), а отечественные акционеры (участники) - о приобретении принадлежащих иностранным инвесторам акций (долей в уставном капитале);

оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах страховых организации) производится исключительно в денежной форме в валюте Республики Таджикистан;

руководители и главные бухгалтеры страховой организации с иностранными инвестициями должны постоянно проживать на территории Республики Таджикистан.

Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законодательством Республики Таджикистан деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика.

Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховщиками (страховыми организациями) или иностранными страховыми брокерами, незарегистрированными и не получившими лицензию на осуществление страховой деятельности (страхового дела) в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке, на территории Республики Таджикистан запрещается.

Страховые актуарии должны иметь квалификационный аттестат и осуществлять деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов на основании трудового или гражданско-правового договора со страховщиком (страховой организацией).

Налогообложение страховых компаний. В настоящее время страховые организации уплачивают в бюджет и внебюджетные фонды налоги и неналоговые платежи в соответствии с общим режимом налогообложения, установленным Налоговым кодексом Республики Таджикистан и иными актами законодательства.

Налог на прибыль юридических лиц. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для резидента является валовой доход, уменьшенный на сумму вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом.

Валовой доход состоит из доходов, вознаграждений и выгод налогоплательщика в денежной и натуральной (нематериальной) формах, включая поступления, ведущие к увеличению чистой стоимости активов налогоплательщика, кроме поступлений, освобожденных от налога на прибыль.

Объектом налогообложения нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Таджикистан через постоянное учреждение, является его валовой доход из источников в Республике Таджикистан, связанный с постоянным учреждением, уменьшенный на сумму вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом в отношении такого дохода.

Виды валового дохода нерезидента, предусмотренные в статье 128 Налогового кодекса, не связанные с его постоянным учреждением, подлежат налогообложению у источника выплаты без осуществления вычетов, если источник дохода находится в Республике Таджикистан.

В случаях получения нерезидентом дохода от продажи или передачи имущества и (или) имущественных прав, не связанных с его постоянным учреждением в Республике Таджикистан, объектом налогообложения является его валовой доход от этой операции из источников в Республике Таджикистан, уменьшенный на сумму вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом. Ставка налога на прибыль - 25%.

Удержание налога на дивиденды у источника выплат. Дивиденды, выплачиваемые резидентными предприятиями, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 12%, за исключением дивидендов, выплачиваемых резидентным предприятиям.

Дивиденды, облагаемые налогом в соответствии с частью 1 статьи 128 Налогового кодекса, не включаются в валовой доход их получателя и не подлежат дальнейшему налогообложению.

Социальный налог года. Объектами налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах первом и третьем части 1 статьи 212 Налогового кодекса, являются:

заработная плата, вознаграждения и иные доходы, определяемые в соответствии со статьей 99 Налогового кодекса, уплачиваемые налогоплательщиками в пользу наемных работников;

выплаты, вознаграждения и иные доходы, выплачиваемые в пользу физических лиц, не указанных в абзацах первом и втором части 1 статьи 212 Налогового кодекса.

Объектом обложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем части 1 статьи 212 Налогового кодекса, является заработная плата, вознаграждения и иные выгоды по трудовым и гражданско-правовым договорам (контрактам), предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, уплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, включая выплаты и вознаграждения по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом части 1 статьи 212 Налогового кодекса, является валовой доход от предпринимательской деятельности.

Применительно к частям 1 и 2 статьи 212 Налогового кодекса не относятся к объекту налогообложения:

суммы, выплачиваемые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав);

суммы, выплачиваемые в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам (контрактам), заключенным с филиалами и представительствами юридических лиц-резидентов, расположенными за пределами территории Республики Таджикистан;

суммы, выплачиваемые в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Республики Таджикистан в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Ставка социального налога - 25%.

Антикризисные меры поддержки страхового рынка. Страховой рынок республики находится на стадии становления, и финансово-экономический кризис не оказал существенного влияния на его состояние и развитие.

Так, согласно статистическим данным в послекризисный период показатели страховых организаций возросли. Страховые премии за этот период выросли на 240,8 млн рублей, или на 32,3%, страховые выплаты - на 52,6 млн рублей, или на 47,8%, уставный фонд - на 478,8 млн рублей, или на 72,5%, платежи в бюджет - на 37,4 млн рублей, или на 62,7%.

Перестраховочная деятельность. Страховые премии, переданные на перестрахование нерезидентам в 2009 - 2014 годах: 2009 год - 227 975,7 тыс. рублей; 2010 год - 281 217,6; 2011 год - 222 762,3; 2012 год - 371 920,1; 2013 год - 330 452,2; 2014 год - 325 471,7 тыс. рублей.

Доля перестраховочных организаций: Казахстан - 4 517 тыс. рублей; Россия - 303 203,7; Великобритания - 14 867,3; Швеция - 7 234,5; Япония - 629,7 тыс. рублей.

Объем страховых премий, переданных на перестрахование за 2014 год, составил 325 471,7 тыс. рублей.

Доля перестраховочных организаций: Казахстан - 4 556,6 тыс. рублей; Россия - 298 457,5; Великобритания - 14 646,3; Швеция - 7 160,4; Япония - 650,9 тыс. рублей.

 

Заключение

Приведенные данные позволяют заключить следующее.

Страховой рынок государств - участников СНГ динамично развивается, его функции в системе социально-экономических и финансовых отношений усиливаются, повышается уровень обеспечения страховой защиты граждан и предприятий, страховые компании играют в экономике все более значимую роль.

Основными факторами роста страхового рынка являются: активизация деятельности банков, связанной с кредитованием экономики, развитие кэптивного страхования (страхование рисков финансово-промышленных групп), увеличение реальных доходов на душу населения, а также введение обязательных классов страхования. Страховые организации обеспечивают свой рост за счет расширения территориальных торговых сетей, поддерживают высокий уровень рентабельности за счет низких показателей убыточности по добровольному имущественному страхованию.

Расширяется институциональная среда страхования. Создаются ассоциации участников страхового рынка, направленные на координацию деятельности страховщиков и страховых брокеров, защиту их прав и интересов. Так, в Республике Молдова создан Союз страховщиков, цели которого состоят в развитии и расширении взаимодействия и сотрудничества страхового и перестраховочного рынков, а также в координации деятельности страховщиков и страховых брокеров, защита их прав и интересов. Для проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств создаются автостраховые сообщества. Например, в Республике Армения существует Армянское бюро автостраховщиков.

Вместе с тем на развитие страхования негативно влияют следующие факторы:

существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;

отсутствие надежных финансовых инструментов долгосрочного размещения страховых резервов и достаточного объема высоколиквидных финансовых инструментов;

недостаточный уровень страховой культуры потенциальных потребителей;

недостаточность административных мер воздействия за неисполнение или ненадлежащее исполнение законов обязательного страхования.

Для улучшения показателей рынка страхования нормативно-правовая база государств - участников СНГ постоянно совершенствуется.

Так, в Республике Молдова с целью предотвращения возможного влияния мирового экономического кризиса на страховой рынок предложены ряд мер, включая применение правильной оценки обязательств при установлении страховых премий, формирование, размещение и дисперсию страховых резервов, пересмотр программ перестрахования с внешними партнерами страховщиков, подготовка законодательной базы для регулирования национального страхового гарантийного фонда.

В Российской Федерации в страховое законодательство внесены ряд изменений, которые вступили в силу в 2015 году. Расширены полномочия страхового надзора. Банк России наделен правом отзыва лицензии без приостановления ее действия в случае несоответствия страховщика установленным требованиям.

Усиливается роль административных требований по регулированию страховой деятельности.

Так, в Республике Армения страховую деятельность вправе осуществлять только те юридические лица, которые созданы как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

В Кыргызской Республике для обеспечения платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативы платежеспособности и максимальной ответственности по страхованию отдельных рисков, исходя из размера собственных средств. Методика расчета нормативов, а также их размеры установлены инструкцией, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 июня 2011 года N 278.

В Российской Федерации в целях совершенствования системы тарификации ОСАГО Банк России наделяется правом оперативного регулирования тарифов - изменять базовые ставки страховых тарифов по ОСАГО и (или) коэффициенты к ним каждые шесть месяцев, а в исключительных случаях - каждые три месяца.

Государства - участники СНГ вырабатывают и реализуют меры поддержки рынка страховых услуг: осуществляют либерализацию страхового рынка, создают благоприятный инвестиционный климат, обеспечивают финансовую устойчивость и прозрачность страховщиков, усиливают защиту прав и интересов потребителей страховых услуг, принимают меры по совершенствованию системы обязательного страхования и развитию добровольных продуктов страхования. Так, в Кыргызской Республике в качестве приоритета страхового рынка предусмотрено развитие обязательных видов страхования. Поставлена задача введения новых видов обязательного страхования и развития действующих видов обязательного страхования гражданской ответственности.

Страховые организации стали важными институциональными инвесторами, размещая свободные средства, в том числе страховые резервы, в надежные и ликвидные финансовые инструменты на условиях возвратности, прибыльности и диверсификации. Развитие перестраховочной деятельности в государствах - участниках СНГ - важная составляющая рынка страхования. Так, для эффективного функционирования системы перестраховочной защиты в законодательстве Республики Беларусь предусмотрена обязательная передача страховыми организациями обязательств, принятых сверхнормативно, государственному перестраховщику. С целью диверсификации перестраховочного портфеля государствами уделяется значительное внимание развитию сотрудничества в области международного перестрахования.

Особую актуальность имеет развитие сотрудничества органов страхового надзора государств - участников СНГ в рамках Межгосударственного координационного совета руководителей органов страхового надзора государств - участников СНГ. Это обусловлено глобализацией страхового рынка, появлением новых страховых и перестраховочных продуктов, новых механизмов регламентирования и надзора страховой (перестраховочной) деятельности.

В целях дальнейшего развития страхового рынка государств - участников СНГ представляется целесообразным вырабатывать с участием совета согласованные подходы:

по регулированию деятельности страховых посредников;

совершенствованию требований финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, раскрытию информации об их деятельности;

лицензированию страховых (перестраховочных) организаций;

совершенствованию методов и форм обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

формированию оптимального уставного капитала страховых (перестраховочных) организаций и страховых резервов;

унификации видов (классов) страхования;

определению критериев платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций.

Предлагаемые меры позволят обеспечить финансовую устойчивость и надежность страховых организаций, повысить значение страхования как механизма защиты имущественных и личных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, усилить инвестиционный потенциал страховых организаций в интересах эффективного стимулирования развития экономики государств - участников СНГ.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (08.04.2016)
Просмотров: 163 | Теги: страхование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016