Среда, 07.12.2016, 15:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

О развитии рынка страховых услуг в государствах - участниках СНГ (Часть 10)

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Страховые премии и выплаты по добровольному личному страхованию за 2014 год

Виды страхования

Страховые премии

Выплаты

Млрд рублей

% к общей сумме

% к соответствующему периоду предыдущего года

Млрд рублей

% к общей сумме

% к соответствующему периоду предыдущего года

Страхование:

 

 

 

 

 

 

от несчастных случаев и болезней

95,5

29,1

100,9

15,27

12,2

115,3

медицинское

124,08

37,8

107,5

95,22

76,4

105,3

ИТОГО по личному страхованию (кроме страхования жизни)

219,58

66,9

104,5

110,49

88,6

106,5

на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события

75,08

22,9

116,2

10,91

8,7

110

с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика

31,86

9,7

170,9

2,49

2

140,7

пенсионное

1,59

0,5

100,1

0,83

0,7

128,4

ИТОГО по страхованию жизни

108,53

33,1

127,9

14,23

11,4

115,3

ИТОГО по добровольному личному страхованию

328,11

100

111,3

124,72

100

107,5

 

Страховые премии и выплаты по добровольному страхованию имущества за 2014 год

Виды страхования

Страховые премии

Выплаты

Млрд рублей

% к общей сумме

% к соответствующему периоду предыдущего года

Млрд рублей

% к общей сумме

% к соответствующему периоду предыдущего года

Страхование:

средств наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта

218,55

52

102,4

171,77

76,5

109,9

средств железнодорожного транспорта

1,19

0,3

83,2

0,51

0,2

95,3

средств воздушного транспорта

7,06

1,6

107

3,11

1,4

83,8

средств водного транспорта

4,32

1

114

2,58

1,2

99,2

грузов

21,79

5,2

101,1

3,07

1,4

114,1

сельскохозяйственное страхование

16,7

4

116,3

5,42

2,4

93,3

прочего имущества юридических лиц и граждан

150,79

35,9

111

38,05

16,9

118,9

ИТОГО по добровольному страхованию имущества

420,4

100

105,9

224,51

100

110,3

 

Страховые премии и выплаты по добровольному страхованию гражданской ответственности за 2014 год

Виды страхования

Страховые премии

Выплаты

Млрд рублей

% к общей сумме

% к соответствующему периоду предыдущего года

Млрд рублей

% к общей сумме

% к соответствующему периоду предыдущего года

Страхование:

владельцев автотранспортных средств (всего)

7,07

18,7

91,9

5,7

55,4

140,7

из него страхование, осуществляемое в рамках международной системы страхования "Зеленая карта"

3,03

8

86,6

0,4

3,8

89,6

владельцев средств железнодорожного транспорта

0,17

0,4

302,7

0,1

1

561,2

владельцев средств воздушного транспорта

2,6

6,9

96,7

0,33

3,2

107,5

владельцев средств водного транспорта

2

5,3

116,3

0,84

8,1

126,7

организаций, эксплуатирующих опасные объекты

1,6

4,2

81,2

0,15

1,5

43,6

за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг

2,21

5,8

109,4

0,26

2,5

361,9

за причинение вреда третьим лицам

16,24

42,9

124,5

1,6

15,5

106,7

за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору

5,96

15,8

767,6

1,32

12,8

532,9

ИТОГО по добровольному страхованию гражданской ответственности

37,85

100

126,3

10,3

100

142,9

 

Страховые премии и выплаты по федеральным округам за 2014 год

едеральные округа

Страховые премии

Выплаты

Млрд рублей

% к общей сумме

% к соответствующему периоду предыдущего года

Млрд рублей

% к общей сумме

% к соответствующему периоду предыдущего года

Центральный

567,39

57,4

108,5

257,32

54,5

112,2

Северо-Западный

96,83

9,8

109,7

54,5

11,5

112,9

Южный

44,74

4,5

107,8

22,91

4,8

112,2

Приволжский

120,78

12,2

109,6

60,09

12,7

109,2

Уральский

64,15

6,5

103,2

37,12

7,9

109,3

Сибирский

59,94

6,1

107,9

27,29

5,8

108,8

Дальневосточный

22

2,2

114,8

7,9

1,7

111,4

Северокавказский

11,76

1,2

109,7

5,13

1,1

110,1

Крымский

0,18

0,02

-

0,006

0,001

-

ИТОГО по федеральным округам

987,77

100

108,5

472,27

100

111,4

 

В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2014 года зарегистрированы 416 страховщиков, из них 404 страховые организации и 12 обществ взаимного страхования.

Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2014 год составила 987,77 и 472,27 млрд рублей соответственно (108,5 и 111,4% по сравнению с 2013 годом).

Дополнительные аналитические материалы размещены на официальном сайте Банка России в Интернете по адресу: www.cbr.ru.

Нормативно-правовая база страхового рынка. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а также федеральными законами и нормативными актами Банка России, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данные акты в Российской Федерации образуют страховое законодательство.

Основными законодательными актами, регулирующими страховую деятельность в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 48) и Закон от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Обязательные виды страхования регулируются федеральными законами, указанными выше, принятыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также нормативными актами Правительства Российской Федерации (на период до вступления в силу нормативных актов Банка России (статья 49 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков")). Действие Закона от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" распространяется на страховые организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Субъекты страхового дела Российской Федерации взаимодействуют с коллегами в государствах - участниках СНГ. Вместе с тем российские компании при осуществлении деятельности в государствах - участниках СНГ сталкиваются с рядом трудностей.

Налогообложение страховых организаций. В соответствии со статьями 143 и 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) страховые организации признаются налогоплательщиками НДС и налога на прибыль организаций.

Согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховщиками, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

Кроме этого, в силу подпункта 7.1 пункта 3 указанной статьи не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития".

Налогообложение страховых организаций налогом на прибыль организаций осуществляется на общих основаниях с учетом предусмотренных статьями 293 и 294 Кодекса особенностей определения доходов и расходов страховых организаций (страховщиков).

В Кодексе отдельно выделены особенности определения доходов и расходов страховых медицинских организаций - участников обязательного медицинского страхования (статья 294.1 Кодекса).

Изменения в российском страховом законодательстве. Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об изменении) (опубликован на официальном портале правовой информации в Интернете www.pravo.gov.ru, 24 июля 2013 года) внесены ряд изменений в страховое законодательство Российской Федерации, которые поэтапно вступали в силу начиная с 1 сентября 2013 года.

Положения Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) (в редакции Закона об изменении) применяются к правоотношениям, возникшим после вступления в силу Закона об изменении.

К ключевым изменениям, внесенным Законом об изменении, можно отнести:

повышение прозрачности в деятельности страховщиков, законодательное закрепление обязанности страховщиков, страховых брокеров и страховых агентов раскрывать информацию о своей деятельности страхователям (выгодоприобретателям);

наделение Банка России правом определять в своих нормативных актах минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования;

расширение полномочий страхового надзора. В частности, наделение Банка России правом отзыва лицензии без приостановления ее действия в случае несоответствия страховщика требованиям к соблюдению размера уставного капитала либо неоднократного в течение года непредставления или неоднократного в течение года нарушения более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетности. Это сделано с целью пресечения вывода активов и позволит предотвращать ухудшение положения страховщика на период серьезных нарушений;

введение институтов внутреннего контроля и внутреннего аудита на страховом рынке в целях повышения качества управления рисками страховых организаций;

законодательное регулирование процедуры передачи страхового портфеля:

выравнивание правового режима для иностранных инвесторов, работающих на страховом рынке;

совершенствование квалификационных и иных требований к руководителям, главному бухгалтеру, внутреннему аудитору страховой организации, установление требований к лицам, владеющим 10% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации;

развитие процедур лицензирования, в том числе создание законодательных основ для перевода отношений с соискателями лицензии в сферу электронного документооборота.

В связи со вступлением в силу с 21 января 2014 года Закона об изменении Банком России в 2014 году выпущены ряд нормативных актов, направленных на реализацию положений указанного Закона, в том числе указания Банка России:

от 16 ноября 2014 года N 3444-У "О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов";

от 16 ноября 2014 года N 3445-У "О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов";

от 30 декабря 2014 года N 3523-У "О порядке и сроках представления страховщиком в Банк России принятых им в рамках видов страхования правил страхования, расчетов страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок и положений о формировании страховых резервов";

от 30 декабря 2014 года N 3522-У "О требованиях к плану оздоровления финансового положения страховой организации".

Вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 года N 149-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", который устанавливает общие правила организации заключения страховщиками договоров страхования в форме электронных документов и направлен на расширение способов реализации страховых услуг посредством электронных продаж по отдельным видам страхования. Реализация положений указанного Федерального закона будет способствовать более полному удовлетворению спроса на страхование.

В Российской Федерации в 2013 - 2014 годах значительно возрос комбинированный коэффициент убыточности по договорам ОСАГО.

Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ Банка России наделен функциями по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

В том числе Банку России переданы полномочия по установлению правил страхования и страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах, страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, а также функции по контролю (надзору) за соблюдением профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств.

В рамках исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N ДМ-П13-6694 и иных решений Правительства Российской Федерации ведется работа по созданию эффективной системы государственного стимулирования добровольного страхования жилищного фонда на случай чрезвычайных ситуаций. Данная работа проводится с участием представителей страхового сообщества.

В Российской Федерации выработка указанных предложений осуществляется в условиях рыночной экономики, признания равенства участников правоотношений, регулируемых гражданским законодательством, свободы договора (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), что предполагает ограниченный инструментарий воздействия на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и обусловливает универсальность готовящихся предложений для экономики большинства государств.

Также в рамках предоставленных Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочий Банком России в 2014 году разработаны и утверждены следующие нормативные акты, направленные на реализацию его положений:

Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3385-У "О требованиях к соглашению о прямом возмещении убытков и порядку расчетов между его участниками";

указание Банка России от 12 сентября 2014 года N 3380-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств";

Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства";

Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства".

22 декабря 2014 года принят разработанный с участием Банка России Федеральный закон от 22 декабря 2014 года N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 424-ФЗ).

Закон N 424-ФЗ предусматривает:

снижение порога утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур и страхового возмещения при наступлении страхового случая и потери урожая в размере 25% основного объема;

дополнение перечня рисков, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки, рисками "наводнение", "подтопление", "паводок", "оползень". Чрезвычайная ситуация, вызванная наводнением на Дальнем Востоке в 2013 году и в Республике Хакасия в 2014 году, показала необходимость дополнения существующего перечня рисков;

формирование с 2016 года единого общероссийского объединения страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой.

В связи с практикой, активно применяемой международными рейтинговыми агентствами по понижению/отзыву рейтингов, связанной с политическими решениями органов власти иностранных государств и иных международных публично-правовых образований, Банком России установлена возможность оперативной корректировки уровней рейтингов и перечня рейтинговых агентств, оценки которых используются для определения качества активов, в которые инвестированы средства страховых резервов и капитал страховщика (указания Банка России от 16 ноября 2014 года N 3444-У, от 16 ноября 2014 года N 3445-У, решение Совета директоров Банка России от 23 декабря 2014 года "Об утверждении перечня рейтинговых агентств").

Антикризисные меры поддержки страхового рынка. Соответствующие меры рассматриваются Банком России в разрезе следующих вопросов.

1. Регулирование размера собственных средств страховщиков.

Рассматривается внесение изменения в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) в части наделения Банка России полномочиями по установлению размера субординированных займов, учитываемых для определения нормативного размера маржи платежеспособности. В настоящее время размер таких субординированных займов составляет 25% уставного капитала.

2. Для решения проблемы перестрахования в текущей экономической ситуации Банком России с учетом мнения Российского страхового сообщества рассматриваются четыре основных направления:

1) создание государственной перестраховочной компании;

2) создание государственной перестраховочной компании на базе "ЭКСАР";

3) создание перестраховочного пула российских страховщиков с использованием государственных гарантий свыше емкости;

4) покрытие кассового разрыва, вызванного разницей в сроках выплаты страхователю и покрытия убытков перестраховщиком за счет краткосрочных льготных банковских кредитов, в частности через банки, получившие средства от Агентства по страхованию вкладов в рамках антикризисной программы.

3. В части совершенствования регулирования ОСАГО рассматривается вопрос совершенствования системы тарификации ОСАГО путем наделения Банка России правом оперативного регулирования тарифов. Банк России может быть наделен правом изменять базовые ставки страховых тарифов по ОСАГО и (или) коэффициенты к ним каждые шесть месяцев, а в исключительных случаях - каждые три месяца.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (08.04.2016)
Просмотров: 105 | Теги: страхование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016