Пятница, 09.12.2016, 10:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

О развитии рынка страховых услуг в государствах - участниках СНГ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

ПРОТОКОЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ О РАЗВИТИИ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ

(Москва, 10 декабря 2015 года)

 

Экономический совет Содружества Независимых Государств

решил:

1. Принять к сведению информационно-аналитический обзор "Развитие рынка страховых услуг в государствах - участниках СНГ" (прилагается), подготовленный Межгосударственным координационным советом руководителей органов страхового надзора государств - участников СНГ на основе представленной государствами - участниками СНГ информации.

2. Межгосударственному координационному совету продолжить работу по мониторингу показателей рынка страховых услуг в целях дальнейшего развития сотрудничества в страховой сфере и обеспечения устойчивого роста валютно-финансового сектора экономики государств - участников СНГ.

3. Направить указанный обзор в правительства государств - участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств и разместить его на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

Председательствующий на заседании Экономического совета Содружества Независимых Государств О.ПЕСКОВ

 

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ СТРАХОВОГО НАДЗОРА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СНГ

 

РАЗВИТИЕ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ

(ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

 

Введение

Развитие интеграционных процессов в СНГ диктует необходимость существенного расширения взаимодействия государств - участников СНГ в валютно-финансовой сфере, включая страховую деятельность и систему страхового надзора. Для решения этой задачи государствами - участниками СНГ последовательно осуществляются совершенствование механизмов страхования и сближение стандартов его регулирования.

Глобализация мирового страхового рынка требует от национальных страховщиков и финансовых регуляторов унификации параметров страхового рынка в СНГ, его либерализации с учетом международных требований. Существует объективная необходимость отработки взаимодействия национальных страховых систем для обслуживания внешнеторговых и инвестиционных связей. Кроме того, страхование является важным элементом, гарантирующим социально-экономическую стабильность общества, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, технологических, экономических и иных рисков.

В условиях роста платежеспособного спроса на страховые услуги в СНГ развитие коммерческого страхового рынка может быть обеспечено за счет сбалансированного сочетания как принципов предпринимательской инициативы, так и государственного надзора за деятельностью частных страховщиков. Это обусловливает необходимость постоянного мониторинга страхового рынка, совершенствования форм и методов государственного надзора, формирования эффективной государственной политики в области страхования, внедрения новых видов страхования, развития страхового законодательства.

Обзор развития рынка страховых услуг в государствах - участниках СНГ за 2013 - 2014 годы подготовлен в соответствии с решением, принятом на шестом заседании Межгосударственного координационного совета руководителей органов страхового надзора государств - участников СНГ (12 - 13 марта 2014 года, Республика Армения), на основе материалов, представленных Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

В обзоре представлена информация по широкому кругу вопросов формирования страхового рынка: об основных видах страхования, административных требованиях, налогообложении страховых компаний, антикризисных мерах поддержки, перспективах сотрудничества и развитии инвестиционной деятельности. Приведена динамика основных статистических показателей страхового рынка.

Документ рассмотрен на седьмом заседании Межгосударственного координационного совета руководителей органов страхового надзора государств - участников СНГ (26 - 27 марта 2015 года, Республика Беларусь), на котором было принято решение направить обзор в Исполнительный комитет СНГ для последующего внесения документа на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.

 

Республика Армения

 

Страховому рынку республики присущи стабильность и устойчивость.

Виды страхования. В Законе Республики Армения от 22 мая 2007 года N ЗР-177 "О страховании и страховой деятельности" определены виды страхования. В соответствии со статьей 6 данного Закона страхование может проводиться в формах добровольного и обязательного страхования. Случаи, порядок и условия обязательного страхования устанавливаются законом. Виды страхования включают: страхование не жизни (любое страхование, кроме страхования жизни), страхование жизни, перестрахование.

Классы страхования не жизни:

1. Страхование от несчастных случаев (включая производственный вред и болезни, приобретенные в течение профессиональной деятельности).

2. Страхование здоровья.

3. Страхование сухопутного транспорта (за исключением железнодорожного).

4. Страхование железнодорожного транспорта.

5. Страхование самолетов.

6. Страхование водных перевозчиков.

7. Страхование перевозимого имущества (груза).

8. Страхование от пожара и стихийных бедствий.

9. Страхование имущества от иного ущерба.

10. Страхование ответственности, вытекающей из использования сухопутных автотранспортных средств (также грузоперевозчик).

11. Страхование ответственности, вытекающей из использования самолетов (также грузоперевозчик).

12. Страхование ответственности, вытекающей из использования водных перевозчиков (также грузоперевозчик), включенных в класс, указанный в пункте 6 настоящей части.

13. Страхование общей ответственности (все виды ответственности, которые не включены в классы, предусмотренные пунктами 10 - 12).

14. Страхование кредита.

15. Предоставление гарантий.

16. Страхование финансового ущерба.

17. Страхование судебных и внесудебных расходов.

18. Страхование содействия.

К классам страхования жизни относятся:

1. Страхование жизни, включающее страхование дожития, смерти, дожития и смерти одновременно, аннуитет, как приложение к договору о страховании жизни - от несчастных случаев, указанных в классе 1 страхования не жизни, страхование здоровья и другие страхования, не указанные в нижеследующих классах.

2. Страхование женитьбы и рождения.

3. Страхование в связи с инвестиционными активами, когда страхователи берут на себя инвестиционный риск.

4. Управление добровольными накопительными пенсионными средствами согласно схеме "установленные пенсии", которая включает управление активами (инвестициями) пенсионных фондов, предусмотренных для выплаты возмещений в случаях дожития, смерти и неработоспособности, и которая соотносится со страхованием выплаты минимальной доходности.

5. Тонтина - система страхования с общим фондом, при которой из всех страховых взносов формируется резерв, и накопленные активы впоследствии делятся между членами, достигшими определенного возраста, или выгодоприобретателями умерших членов.

6. Страхование возмещения капитала, согласно которому страховщик против одномоментных или периодических страховых взносов берет на себя обязательство выплаты определенной суммы в определенные сроки.

К классам перестрахования относятся:

1. Перестрахование не жизни.

2. Перестрахование жизни.

Обязательное страхование. 18 мая 2010 года Национальное Собрание Республики Армения приняло Закон "Об обязательном страховании ответственности за использование автотранспортных средств" (ОСАГО), который вступил в силу с 1 января 2011 года. В июне 2010 года по решению Центрального банка Республики Армения (далее - Центральный банк) было основано Армянское бюро автостраховщиков (далее - Бюро), целью которого является защита интересов пострадавших лиц, обеспечение стабильности и развития ОСАГО. Бюро начало свою работу в сентябре того же года и в сотрудничестве с Центральным банком разработало правовые акты, связанные с законами сферы, а также ряд правил системы ОСАГО. В 2011 году Центральный банк совместно с Бюро продолжили работу в страховой сфере, особенно для повышения эффективности страхового возмещения.

Для обеспечения эффективной работы инфраструктуры страхового рынка в 2010 году была разработана информационная система ОСАГО, целью которой является обеспечение:

выполнения обязательства по страхованию зарегистрированных автотранспортных средств, их учет и идентификация;

надлежащей информационной базы для формирования тарифов (также для расчета тарифов по системе Бонус-Малус) на основе водительской истории, для исключения повторных страховых возмещений и т.д.;

сопоставимости информации Дорожной полиции с данными автотранспортных происшествий.

Система широко используется в международной практике и предназначена для дифференциации страховых взносов в зависимости от уровня рисков каждого страхователя. Факторы рисков страхователя перечислены в Законе "Об обязательном страховании ответственности за использование автотранспортных средств", а система основана на водительской и страховой истории страхователей. Концепция данной системы (система Бонус-Малус) была разработана в 2010 году, а сама система вступила в силу с января 2013 года и применяется для расчета страховой премии, которую платит клиент в зависимости от его истории страховых случаев.

В январе 2012 года Правительство Республики Армения внедрило социальный пакет для примерно 120 тыс. госслужащих и государственных работников образовательных, культурных, социальных и научных секторов. Общая сумма социального пакета составляет 132 тыс. драмов (16,1 тыс. рублей), которые можно потратить в течение года. Согласно решениям Правительства Республики Армения от 29 декабря 2011 года N 1923-Н и N 1917-N государственные служащие и государственные работники образовательных, культурных, социальных и научных секторов, которым предоставлялась медицинская страховая карточка, должны были получить обязательное медицинское страхование в начале 2012 года (медицинское страхование, по сути, становится для них обязательным согласно решениям Правительства Республики Армения).

В результате активы страхового сектора выросли в несколько раз за последние 4 года. С марта 2014 года медицинское страхование государственных служащих осуществляется Министерством здравоохранения Республики Армения.

Финансовые показатели развития страхового рынка. Капитал страховых компаний по итогам 2013 года составил 1,3 млрд рублей <*>, <**>, в том числе уставный фонд - 1,2 млрд рублей. Активы составили 4 млрд рублей, а обязательства - 2,7 млрд рублей. На начало 2014 года страховые резервы страховых компаний республики были сформированы в объеме 1,4 млрд рублей.

--------------------------------

<*> По курсу Центрального банка Республики Армения на 31.12.2013 1 рубль = 12,4 драма.

<**> По курсу Центрального банка Республики Армения на 31.12.2014 1 рубль = 8,2 драма.

 

Капитал страховых компаний по итогам 2014 года составил 1,9 млрд рублей, в том числе уставный фонд - 1,7 млрд рублей. Активы составили 5,3 млрд рублей, а обязательства - 3,4 млрд рублей. На начало 2015 года страховые резервы страховых компаний республики были сформированы в объеме 1,9 млрд рублей.

Рис. 1. Динамика основных показателей страховой системы Республики Армения в 2007 - 2014 годах

В 2013 году страховые компании получили страховые взносы на сумму 2,9 млрд рублей и выплатили страховое возмещение и обеспечение на сумму 1,6 млрд рублей. По добровольным и обязательным видам страхования (ОСАГО) получены страховые взносы на сумму 1,6 и 1,3 млрд рублей соответственно.

Удельный вес добровольного страхования в структуре поступлений страховых взносов в 2014 году составил 55%.

В 2014 году страховые компании получили страховые взносы на сумму 3,7 млрд рублей и выплатили страховое возмещение и обеспечение на сумму 2,7 млрд рублей. По добровольным и обязательным видам страхования (ОСАГО) получены страховые взносы на сумму 2,2 и 1,5 млрд рублей соответственно.

Удельный вес добровольного страхования в структуре поступлений страховых взносов в 2014 году составил 59%.

В 2013 году потери страховых компаний составили 61,1 млн рублей.

В 2014 году прибыль страховых компаний составила 232 млн рублей.

Рис. 2. Страховые взносы и выплаты в 2007 - 2014 годах

 

Рис. 3. Структура страховых взносов в 2007 - 2014 годах

Институциональная среда страхового рынка. По состоянию на 1 января 2015 года страховой рынок Республики Армения представлен 7 страховыми компаниями по видам страхования, относящимся к страхованию не жизни, и 2 страховыми брокерами. В Республике Армения 3 страховые компании созданы с участием иностранного капитала.

СЗАО "Экспортное страховое агентство Армении" было основано 23 октября 2013 года по решению Правительства Республики Армения в рамках экспортно-ориентированной промышленной политики государства. Данное агентство создано со 100%-ным участием Республики Армения. С начала 2015 года агентство предоставляет экспортирующим компаниям - резидентам Республики Армения страховку от финансовых убытков в случае неуплаты иностранным покупателем или банком за поставленный товар. Предоставляемые страховые услуги являются эффективным решением по управлению экспортными рисками.

В целях организации проведения в Республике Армения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств создано Армянское бюро автостраховщиков. Также создана Армянская ассоциация участников страхового рынка, целью которой является координация деятельности страховщиков и страховых брокеров, защита их прав и интересов.

В 2010 году было создано Общество актуариев Армении, целью которой является развитие актуарной профессии в Армении. С января 2012 года Общество актуариев Армении является ассоциированным членом Международной ассоциации актуариев. Согласно решению комитета Международной ассоциации актуариев местом проведения 3-го конгресса актуариев СНГ был избран г. Ереван.

Также с целью повышения эффективности информационной системы ОСАГО с 2014 года начались работы по внедрению веб-портала "Единое окно автотранспортных средств". Единая электронная система предназначена для электронного подписания ОСАГО контрактов, а также управления ущербов и возмещений. Главной целью внедрения данной системы является повышение эффективности и прозрачности системы ОСАГО, в частности процесса оценки ущербов и выплат возмещений страховыми компаниями.

Нормативно-правовая база страхового рынка. Основными нормативными правовыми актами, которыми регулируются отношения по страхованию, являются Гражданский кодекс Республики Армения (глава 54 "Страхование"), законы Республики Армения "О страховании и страховой деятельности" и "Об обязательном страховании ответственности за использование автотранспортных средств" (ОСАГО), а также нормативные правовые акты Центрального банка.

Гражданским кодексом республики регулируются отношения между страховщиком и страхователем, а также их отношения с застрахованными лицами и выгодоприобретателями, которые возникают в процессе заключения и исполнения договора страхования.

Законом "О страховании и страховой деятельности" устанавливаются виды и классы страхования, а также регулируются отношения, связанные:

с организацией и осуществлением в республике страховой, перестраховочной, страховой посреднической деятельности;

созданием, лицензированием, осуществлением и прекращением деятельности страховых компаний, перестраховочных компаний, лиц, осуществляющих страховую посредническую деятельность;

осуществлением государственного контроля за страховой, перестраховочной и страховой посреднической деятельностью;

другими отношениями, связанными со страхованием.

Предельные величины, порядок расчета, состав участвующих в расчете основных экономических нормативов страховой деятельности, принципы, методы, порядок расчета технических резервов, вопросы перестрахования, инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов, особенности бухгалтерского учета в страховых организациях, составления, представления и публикации бухгалтерской отчетности страховых компаний, страховых брокеров и другие вопросы более подробно регулируются нормативными правовыми актами Центрального банка.

Законом Республики Армения "Об обязательном страховании ответственности за использование автотранспортных средств" (ОСАГО) устанавливаются условия и порядок страхования и выплаты ущерба, причиненного в результате использования автотранспортного средства.

Соглашения, подписанные Арменией в рамках СНГ, способствуют укреплению сотрудничества и обмену опытом в сфере надзора, регулированию страховой и перестраховочной деятельности.

Административные требования. На территории Республики Армения страховую деятельность вправе осуществлять только те юридические лица, которые созданы как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, в порядке, установленном Законом "О страховании и страховой деятельности".

Республика Армения, иностранные государства, муниципалитеты Республики Армения или иностранного государства могут быть участниками страховых компаний исключительно в случаях и порядке, установленных законом. Участниками компаний не могут быть партии и профессиональные союзы. Страховые компании, страховые брокерские компании, филиалы иностранных страховых компаний лицензируются Центральным банком. В частности, для получения лицензии вышеперечисленные лица представляют бизнес-план, устав компании, список участников компании, сведения о профессиональном соответствии кандидатов на должности руководителей. Для заключения любого договора со страховыми компаниями по осуществлению деятельности страховых агентов юридическим или физическим лицам, а также частным предпринимателям необходимо зарегистрироваться в качестве страховых агентов в регистре посредников в порядке, установленном законом и нормативными правовыми актами Центрального банка.

Иностранные компании, у которых на территории Республики Армения нет филиалов и дочерних компаний, посредством публичной оферты могут осуществлять страховую деятельность в Республике Армения только в том случае, если они зарегистрированы в государствах, являющихся стороной заключенных в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) соглашений, к которым присоединилась также Республика Армения. При этом они могут осуществлять только страхование, которое связано с рисками в области:

морских перевозок, гражданской авиации, запуска космических кораблей, фрахта (включая сопровождающий и обслуживающий персонал). Такое страхование может распространяться на перевозимое имущество, транспортные средства, осуществляющие перевозку, и отношения, возникающие при перевозках, взятых как вместе, так и в отдельности;

международных грузоперевозок;

других услуг, связанных с перестрахованием и ретроцессией.

Страховые компании не могут одновременно осуществлять деятельность по классам страхования жизни и страхования не жизни.

Для приобретения лицом или взаимосвязанными лицами значительного участия в уставном капитале страховых компаний необходимо предварительное согласие Совета Центрального банка. Кроме того, получение предварительного согласия Совета Центрального банка необходимо при проведении каждой новой сделки или сделок, в результате которых участие лица или взаимосвязанных лиц в уставном капитале компании составляет 20% и более и 50% и более соответственно.

Страховая организация может участвовать в уставном капитале других юридических лиц. Компании могут от своего имени и за свой счет осуществлять инвестиционную деятельность - покупать или иным образом приобретать, отчуждать акции, облигации и другие инвестиционные ценные бумаги. При этом без предварительного согласия Центрального банка им запрещается осуществлять такие операции или сделки, в результате которых доля участия:

компании в уставном капитале другого лица составит 5% и более;

компании в уставном капитале одного лица превысит 15% общего капитала данной компании;

в уставных капиталах всех лиц превысит 35% общего капитала данной компании.

Налогообложение страховых компаний. В настоящее время страховые компании уплачивают в государственный бюджет и местные бюджеты налоги и иные обязательные платежи в соответствии с общим режимом налогообложения, установленным налоговым законодательством Республики Армения и иными законодательными актами. Основными из них являются следующие:

1. Налог на прибыль юридических лиц.

Объектом налогообложения считается облагаемая прибыль, полученная как на территории Республики Армения, так и за ее пределами. Облагаемая прибыль определяется как положительная разница между валовым доходом налогоплательщика и вычетами, установленными Законом Республики Армения "О налоге на прибыль". Ставка налога на прибыль - 20%. Ставка налога на получаемые страховые вознаграждения и платежи перестрахования нерезидентов (в том случае, если по части подоходного налога есть ссылка на применение отдельной ставки на доходы иностранных лиц, получаемых от армянских источников), составляет 5%.

Указанным Законом, кроме общеустановленных для всех организаций вычетов, для страховых компаний установлены также дополнительные вычеты из валового дохода для целей обложения налогом на прибыль.

2. Налог на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (НДС) считается стоимость (оборот) всех налогооблагаемых сделок (операций), осуществляемых плательщиком НДС на территории Республики Армения. Ставка НДС - 20%.

В соответствии с Законом Республики Армения "О налоге на добавленную стоимость" операции по страхованию и перестрахованию, включая связанные с ними услуги, оказываемые страховыми посредниками и агентами, освобождены от уплаты НДС.

3. Подоходный налог с физических лиц.

С 1 января 2013 года вступил в силу новый Закон Республики Армения "О подоходном налоге" (объединил подоходный налог и платежи обязательного социального обеспечения), согласно которому налог с доходов физических лиц взимается налоговым агентом по следующей прогрессивной шкале:

до 120 тыс. драмов (14,6 тыс. рублей) ежемесячного облагаемого дохода - 24,4%;

от 120 до 2 000 тыс. драмов (от 14,6 до 243,9 тыс. рублей) ежемесячного облагаемого дохода - 29,28 тыс. драмов (3,6 тыс. рублей) плюс 26% с суммы, превышающей 120 тыс. драмов (14,6 тыс. рублей);

более 2 000 тыс. драмов (243,9 тыс. рублей) ежемесячного облагаемого дохода - 518,08 тыс. драмов (63,2 тыс. рублей) плюс 36% с суммы, превышающей 2 000 тыс. драмов (243,9 тыс. рублей). Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Армения "О подоходном налоге" страховые компенсации, выплачиваемые гражданам Республики Армения, не облагаются подоходным налогом. В то же время согласно указанному Закону страховые компенсации, выплачиваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, облагаются подоходным налогом по ставке 5%.

4. Социальные платежи.

В рамках Закона Республики Армения "О накопительных пенсиях", который действует с 2014 года, страховая компания как работодатель, которая также является налоговым агентом, переводит на счет-мост социальные платежи, рассчитанные с зарплат работников в следующих размерах:

5%, если базовый доход в месячном разрезе не превышает 500 тыс. драмов (61 тыс. рублей);

разницу между 10% и 25 тыс. драмов (3,05 тыс. рублей), если базовый доход в месячном разрезе превышает 500 тыс. драмов (61 тыс. рублей).

5. Налог на имущество.

Объектом налогообложения по налогу на имущество считаются здания и сооружения, а также транспортные средства.

Налог на имущество для зданий и сооружений исчисляется по ставкам от 0 до 1%, исходя из величины налогооблагаемой базы.

Налог на имущество по транспортным средствам исчисляется по ставкам, исходя из величины налогооблагаемой базы (лошадиных сил).

Антикризисные меры поддержки страхового рынка. Риски страховых компаний находятся на управляемом уровне, что обусловлено способностью страховых компаний использовать механизмы управления рисками, а также политикой Центрального банка по регулированию, включая постоянное совершенствование нормативно-правовой базы. Страховые компании на настоящем этапе развития имеют небольшой объем, низкий уровень финансового посредничества, поэтому не могут стать причиной финансовой нестабильности.

Динамика основных статистических показателей развития страхового рынка. Современные тенденции развития страхового рынка Республики Армения свидетельствуют о поступательном усилении его роли в системе социально-экономических и финансовых отношений. Несмотря на значительный рост страховых взносов, общие показатели, характеризующие степень распространения страхования, сохраняются на довольно низком уровне.

Отношение страховых взносов к ВВП в 2013 году составило 0,84%, что на 0,6 процентного пункта выше уровня 2007 года (0,24%). Отношение страховых взносов к ВВП в 2014 году составило 0,66%, что на 0,4 процентного пункта выше уровня 2007 года (0,24%). Аналогичным образом складывается показатель суммы страховых взносов на душу населения. Так, в Армении сумма страховых взносов, приходящаяся на одного человека, составила 29 долларов США <*> (949 рублей), а в 2014 году - 1 227 рублей (в 2010 году - 380 рублей).

--------------------------------

<*> По курсу Центрального банка Российской Федерации на 31.12.2013 1 доллар США = 32,73 рубля РФ.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (08.04.2016)
Просмотров: 190 | Теги: страхование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016