Пятница, 09.12.2016, 18:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Сельское и приусадебное хозяйство

О РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

О РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ <*>


М.И. КОЗЫРЬ

--------------------------------

<*> Рецензия на книгу: Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2009. 489 с.

    ┌───────────┐

    │Козырь М.И.│ - доктор юридических наук, профессор.

    └───────────┘

Вопросы правового обеспечения развития сельского хозяйства в России и обусловленных проведением аграрной реформы структурных и иных преобразований на селе находятся в поле зрения аграрно-правовой науки, хотя ее роль в аграрных преобразованиях остается все еще недостаточно эффективной.

По наиболее существенным правовым аспектам аграрной реформы были подготовлены и опубликованы научные исследования <1>, в которых показана возрастающая роль аграрного права в регулировании общественных отношений.

--------------------------------

<1> См.: Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и решения. М., 1998; Пандаков К.Г., Черноморец А.Е. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика. Саратов, 2004; Правовое обеспечение развития сельского хозяйства в России. М., 2005; Правовое обеспечение развития сельскохозяйственной кооперации. М., 2005; Козырь М.И. Аграрное право России: состояние, проблемы и тенденции развития. 2-е изд. М., 2008.


Положительно оценивая достижения российской аграрно-правовой науки за последние годы, вместе с тем необходимо сказать, что научные исследования правовых вопросов развития агропромышленного комплекса (АПК) и управления им, особенно разработка проблем совершенствования правового регулирования экономических отношений, складывающихся между сельским хозяйством и другими отраслями АПК, мало изучены, а те немногие исследования, которые ведутся сегодня, осуществляются при недостаточной координации усилий представителей экономической и других общественных наук.

Важным стимулом проведения дальнейших исследований правовых проблем развития АПК России, безусловно, стала вышедшая в 2009 г. фундаментальная монография "Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса", подготовленная авторским коллективом ИЗиСП под руководством и редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ С.А. Боголюбова. Особенно ценно то, что в издании анализируются вопросы развития АПК нашей страны в современных условиях реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг.

Достоинство монографии состоит и в том, что в ней нашли отражение основные направления и цели аграрной политики государства, предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

Авторский коллектив при подготовке издания исследовал широкий круг актуальных проблем развития АПК, в том числе и те, которым до сих пор не уделялось должного внимания, например вопросы, связанные с: развитием сельских территорий; особенностями ипотеки земель сельскохозяйственного назначения; государственной поддержкой малых форм хозяйствования на селе; коллизионной проблемой в аграрном законодательстве и его экологизацией; правовым регулированием селекции, рыбного хозяйства и охоты и др.

Большое внимание уделено анализу теоретических проблем развития аграрного законодательства, в частности соотношению федерального и регионального законодательства, совершенствованию правового регулирования использования природных ресурсов в сельском хозяйстве. При этом особо были исследованы вопросы регулирования земельных отношений, защиты прав сельскохозяйственных природопользователей.

В целом рецензируемая монография, по нашему мнению, вполне отражает достигнутый уровень развития российского аграрного права, выявляет множество неурегулированных правовых проблем в этой области, а потому заслуживает весьма положительной оценки.

В то же время, поскольку издание является творческим научным исследованием, сформулированные в нем выводы и предложения по совершенствованию законодательства в ряде случаев носят дискуссионный характер.

Прежде всего возникает вопрос, почему не проанализированы само понятие, состав, внутренняя структура агропромышленного комплекса России и состояние управляемости им.

Признавая главенство экономических методов государственного регулирования отношений в аграрном секторе экономики страны, в то же время отметим, что эти методы, в свою очередь, применяются не стихийно, а в соответствующих правовых формах, их опосредующих. Речь идет о нахождении формулы правильного сочетания экономических и правовых (административных) методов в государственном регулировании сельского хозяйства, отдавая безусловное предпочтение экономическим методам регулирования. И было бы вполне правомерно выявить и юридически закрепить критерии, обеспечивающие правильное сочетание экономических и правовых методов государственного регулирования отношений в сельском хозяйстве и АПК в целом.

Для осуществления государственного регулирования нужны четко отлаженная система государственных органов власти и управления, установление и разграничение их компетенции. Попытка создать такую систему органов управления АПК была предпринята законодателем в Постановлении Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. N 81 "О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации". Однако в данном Постановлении определена лишь структура отраслевых органов управления сельским хозяйством и ничего не сказано об управлении АПК. На практике часто допускалась подмена функций Министерства сельского хозяйства РФ полномочиями Госкомимущества РФ, Минэкономики РФ, Минфина РФ и других федеральных ведомств, а также органов власти и управления в субъектах РФ.

Ответ на этот и многие другие вопросы организации государственного управления агропромышленным комплексом могла бы нам дать гл. 6 рецензируемой монографии (автор главы - М.В. Пономарев). Однако, правильно указав, что в рамках настоящей главы "особое внимание следует уделить изучению основных направлений и способов совершенствования системы государственного управления агропромышленным комплексом России", автор оставил читателям возможность самим ответить на вопросы, касающиеся управления АПК. При этом он отмечает, что "эффективное функционирование и развитие АПК России и аграрного сектора экономики страны в современных условиях невозможны без решения значительного количества сложных организационно-правовых проблем, к которым следует отнести и проблемы обеспечения государственного регулирования поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, и проблемы разработки и реализации государственных мер по обеспечению продовольственной безопасности, и проблемы развития территорий сельских поселений, а также ряд иных проблем в рассматриваемой сфере", но не предлагает и не обсуждает способы решения этих проблем, с чем нельзя согласиться.

Первые пять глав монографии посвящены обстоятельному анализу общетеоретических аспектов развития аграрного законодательства, регулирующего преимущественно аграрные отношения, складывающиеся в процессе сельскохозяйственной производственной и иной (например, социальной) деятельности, которая может осуществляться в рамках АПК и организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Законодательство, посвященное АПК, в отличие от аграрного законодательства, самостоятельной отрасли не образует. Кроме того, законодательство об АПК в России еще не сформировалось, а его регулирующие функции выполняют отдельные нормативные правовые акты аграрного законодательства.

Так, С.А. Боголюбов верно считает, что "принятие Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" явилось знаменательным событием в процессе поиска путей государственного воздействия на агропромышленный комплекс, стимулирования производства сельскохозяйственной продукции и повышения ее качества".

Далее он пишет: "Принятие Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" в очередной раз воскресило надежды многих россиян на оздоровление агропромышленного комплекса с помощью правовых мер. Одни увидели новую веху в российском, прежде всего аграрном, законодательстве, другие скептически отнеслись к возможности решения насущных социально-экономических проблем с помощью волевых решений, каковыми являются законы, не подкрепленные соответствующими механизмами реализации, организационно-правовыми механизмами".

Однако мы не разделяем завышенную оценку нынешнего состояния российского аграрного законодательства, данную С.А. Боголюбовым, где он предлагает в основном признать полноту и стабильность этого законодательства.

Обстоятельный анализ Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг. дан в гл. 3 монографии (автор - академик РАСХН А.В. Петриков). При переиздании монографии главу желательно дополнить материалами об ответственности за несоблюдение или ненадлежащее исполнение названной Программы.

Весьма содержательными и обладающими элементами теоретической новизны являются гл. 7 - 12 монографии, в которых анализируются правовые проблемы инвестиционных отношений в АПК, вопросы Всемирной торговой организации, контроля и надзора за осуществлением сельскохозяйственной деятельности, государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе, правового регулирования селекции.

К сожалению, в монографии не были исследованы проблемы, связанные с особенностями правового регулирования трудовых и социальных отношений в сфере АПК, являющихся к тому же системообразующими признаками российского аграрного права как комплексной специализированной отрасли права. В то же время в издание включены гл. 13 и 14, где анализируются вопросы правового регулирования использования и охраны водных биоресурсов, ведения охотничьего хозяйства, не относящиеся к предмету АПК и к видам сельскохозяйственного производства. Это упущение должно быть учтено при переиздании книги.

В заключительных семи главах (15 - 21) проанализированы различные способы повышения продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. При этом некоторые авторы приходят к выводу о негативном характере применения права общей долевой собственности на землю и обращают внимание на неясность в оценке юридической природы права на земельную долю.

Так, автор гл. 17 Е.А. Галиновская в связи с этим пишет: "Специалистами Краснодарского края и представителями органов исполнительной власти края высказываются мнения о том, что развитие ипотеки существенно тормозит нахождение земель в общей долевой собственности. При этом указывается, что во многих организациях края с момента приватизации земель не проведена инвентаризация земельных долей и не уточнены перечни собственников. Кроме того, сказывается отсутствие интереса к ипотеке земель, находящихся в общей долевой собственности, у граждан - собственников земельных долей". В то же время автору следовало уделить больше внимания юридической природе земельной доли в контексте развития ипотечных отношений в сельском хозяйстве.

Что касается понятия коллективно-долевой собственности, то, проанализировав его, многие юристы справедливо считают коллективно-долевую собственность юридическим нонсенсом, поскольку она искажает подлинную сущность выраженного ею явления. "Можно лишь сожалеть, что в пореформенном аграрно-земельном законодательстве появилась смесь коллективной (односубъектной) и долевой (многосубъектной) собственности. Повторять ее без критического анализа, тем самым соглашаясь с такой ошибкой, как это делают многие авторы, было бы непростительным, поскольку, употребляя словосочетание "коллективно-долевая" или "коллективно-совместная собственность", смешивают два разных по своей социально-экономической сущности и правовой природе явления и вводят читателя в заблуждение, так как эти понятия лишены реального содержания; им не должно быть места в юридической науке и законодательстве" <2>. Мы полностью разделяем эту теоретическую позицию.

--------------------------------

<2> Пандаков К.Г., Черноморец А.Е. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика. Саратов, 2003. С. 224.


В заключение следует отметить, что, несмотря на наличие в работе некоторых спорных либо недостаточно аргументированных положений, монография является весомым вкладом в развитие российской аграрно-правовой науки.

Высказанные в работе суждения, обобщения, выводы и предложения, несомненно, послужат стимулом для дальнейших обсуждений и исследований, развития научной мысли в области аграрного права России в целом и совершенствования правового регулирования общественных отношений в ее аграрно-промышленном комплексе.

Категория: Сельское и приусадебное хозяйство | Добавил: x5443x (27.03.2016)
Просмотров: 64 | Теги: аграрно-промышленный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016