Среда, 24.05.2017, 07:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

О ПРОБЛЕМАХ И ПРЕИМУЩЕСТВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ (C УЧЕТОМ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УНИВЕР

И.А.Астахова
 

О проблемах и преимуществах использования дистанционных образовательных технологий в вузе (c учетом опыта подготовки специалистов в университетах США)

В настоящее время вопросы, связанные с внедрением дистанционного обучения в систему российского высшего образования, являются одними из наиболее актуальных. Уже в 2002 г. Минобразованием России была утверждена Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации [1]. В январе 2003 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [2]. Согласно данным и изданным впоследствии нормативным документам [3] дистанционные образовательные технологии (ДОТ) могут использоваться образовательным учреждением при всех формах обучения. Вместе с тем применение дистанционных технологий во многих российских высших учебных заведениях на сегодняшний день является недостаточно активным.

К основным ДОТ, которые используются на данном этапе в отечественной системе высшего образования, относятся кейсовая технология, интернет-технология (сетевая технология) и телекоммуникационная (информационно-спутнико-вая) технология. Все они могут применяться как самостоятельно, так и при сочетании отдельных элементов каждой из них.

Кейсовая технология предполагает обеспечение обучающихся посредством различных способов связи специальными учебно-методи-ческими комплексами для самостоятельной работы (кейсами). Взаимодействие с преподавателем осуществляется с помощью использования доступных средств телекоммуникации, на отдельных очных консультациях или занятиях. Обучение с использованием кейсовой технологии имеет сходство с традиционной заочной формой образования, с тем преимуществом, что благодаря телекоммуникационным средствам (при их использовании) общение между студентами и преподавателем становится более активным и систематичным.

Следует отметить, что применение кейсовой технологии не предусматривает обязательное наличие специального оборудования и коммуникационных каналов. Тем не менее именно использование глобальных и локальных компьютерных сетей, на чем, по сути, и основана интернет-технология, повышает эффективность применения как непосредственно кейсовой технологии, так и дистанционного образования в целом. При определенных усилиях со стороны преподавателей и обучающихся образовательный процесс, в котором активно используются интернет-технологии, становится более индивидуализированным и плодотворным. К сожалению, в связи с высокой стоимостью, использование телевизионно-спутниковой системы обучения на сегодняшний день в российских вузах менее развито.

Необходимо подчеркнуть, что, в целом, использование ДОТ существенно ускоряет процесс обучения, повышает его эффективность      и доступность. Однако активное применение ДОТ в российских вузах связано с некоторыми проблемами.

Многие из них обусловлены отсутствием достаточных средств на приобретение необходимого технического оборудования, поскольку развитие ДОТ в образовательных учреждениях «не влечет за собой увеличения федеральных нормативов финансирования таких образовательных учреждений» (ст. 1 п. 5 ФЗ № 11-ФЗ).

В большом количестве примеров система использования дистанционных технологий является недостаточно разработанной, четкой и, вследствие этого, менее эффективной.

Особые проблемы в процессе применения ДОТ возникают из-за отсутствия или недостаточной сформированности у многих студентов навыков и умений учебной деятельности (например, умения самостоятельно осваивать большое количество материала); низкой самоорганизации и дисциплины; тенденции формально выполнять письменные работы, безнаказанно используя чужой труд, при отсутствии возможностей (в частности, технических) у преподавателей контролировать и регулировать данный процесс. Поэтому в определенных условиях, а именно в зависимости от уровня подготовки студентов, использование некоторых видов ДОТ не всегда приводит к повышению качества обучения, что и способствует формированию отрицательного отношения отдельных преподавателей, а также студентов к дистанционному образованию в целом.

Вместе с тем в западных университетах широкое применение дистанционных технологий давно вошло в норму. Например, в Университете Центральной Флориды (УЦФ) обучение осуществляется в следующих режимах:

1. Face to Face Instruction. Традиционные аудиторные занятия при непосредственном общении преподавателя со студентами. Даже          в этом случае на сайте могут быть размещены отдельные учебные материалы, инструкции, рекомендации или задания.

2. ReduceSeatTime /Mixed Mode. Часть обучения осуществляется дистанционно, часть —     в процессе аудиторных занятий.

3. World Wide Web. Изучение предмета осуществляется полностью дистанционно. На усмотрение преподавателя отдельные занятия или экзамены могут проводиться в традиционной аудиторной форме. В большинстве случаев студенты имеют возможность встретиться с преподавателем лично в специально отведенное для этого время (office hours). Основной же материал, все инструкции по выполнению заданий, информация о сроках их выполнения и т. д. размещаются на специальных страницах сайта университета, и все общение с преподавателем практически полностью осуществляется через данный сайт.

4. Video Streaming. Активное использование технологий передачи видео через Интернет.  В дополнение студенты могут выполнять размещенные на сайте задания, экзаменационные работы и др.

5. ReducedSeatTime /Video Stream. Частичное применение технологий трансляции видео через Интернет в комплексе с другими ДОТ.       На усмотрение преподавателя, изучение предмета может включать как отдельные элементы дистанционного обучения, так и всевозможные другие формы: посещение лекций, выполнение заданий, размещенных на сайте, просмотр видео через Интернет, работу в специально оборудованных кабинетах.

Преимущества дистанционного обучения (например, в режиме 3) очевидны: доступность для широкого круга лиц, не имеющих возможности регулярно посещать аудиторные занятия (работающих, проживающих вдали от учебного заведения и др.); экономия времени, средств и усилий на передвижение; возможность изучать материал в индивидуальном, наиболее удобном режиме, а не в группе с большим количеством студентов разного уровня подготовки и т. д.

Вместе с тем альтернатива изучения одной или нескольких дисциплин в режиме World Wide Web в американском университете не всегда означает, что учебный процесс будет более легким и займет меньшее количество времени и усилий со стороны студентов и преподавателей. Во многих случаях в результате большого объема материала для самостоятельного изучения и достаточно сложных заданий, которые необходимо выполнять в сжатые сроки с учетом всех предъявляемых требований, изучение предмета в дистанционном режиме становится даже более трудоемким, чем традиционное (например, в режиме Face to Face Instruction). Для эффективной и качественной работы соответствующее количество времени и усилий требуется от преподавателей на разработку и проведение подобного курса.

Безусловно, сама система высшего образования в США кардинальным образом отличается от российской. Одно из основных отличий заключается в том, что практически всю свою программу и сроки обучения американские студенты распределяют и планируют самостоятельно. Они сами определяют, сколько предметов будут изучать в каждом семестре и какие это будут предметы. В УЦФ в разных семестрах преподавание одной и той же дисциплины может осуществляться различными преподавателями, и режимы обучения могут также варьироваться. Таким образом, иногда студенты имеют возможность выбрать для себя наиболее приемлемый режим с учетом своих личных предпочтений, возможностей, занятости и т. д.

Другим существенным отличием является приверженность американских студентов и преподавателей этическим нормам, так же как и целому ряду различных правил и условий. Например, излюбленные приемы многих студентов — «списывание», использование разнообразных вспомогательных средств на проверочных работах и экзаменах, так же как и помощь друг другу на данном этапе являются неприемлемыми в американских университетах. Особое значение имеет более жесткое регулирование проблем, связанных с плагиатом.

В УЦФ о всех правах и обязанностях студентов, нормах поведения, санкциях за их нарушения и др. говорится в документе «Золотое правило» [4]. Существуют отдельный буклет, регламентирующий действия сотрудников университета [5], а также краткая версия данного документа — «Этический кодекс для государственных служащих» [6]. Таким образом, к учебному процессу в американских университетах предъявляются более строгие требования, которым необходимо соответствовать, что и обусловливает бóльшую степень ответственности    и дисциплинированности студентов и преподавателей.

Анализ личного опыта обучения и работы       в УЦФ позволяет сделать вывод, что каждый из описанных выше режимов обучения имеет свои преимущества, но представить учебный процесс в американском университете без использования различных дистанционных технологий практически невозможно. При работе в любом из    режимов преподавателям и студентам предоставляется широкий спектр возможностей, и, в случае их использования, обучение становится особенно интересным и полезным. Разнообразие применяемых средств и технологий ¾ одна из главных причин, благодаря которым американское высшее образование стало одним из самых престижных в мире.

Для эффективного применения ДОТ в российских вузах необходимо тщательно анализировать разнообразные факторы, с тем чтобы основными критериями дистанционного обучения были не только его доступность и «комфортность», но и высокий уровень качества. Поэтому при выборе режима обучения и дистанционных технологий следует учитывать исходный уровень образовательной компетенции и подготовки студентов, особенности их восприятия, памяти и мышления, способности к синтезу и анализу и, в целом, организованность, дисциплинированность и умение работать самостоятельно.

 

Список библиографических ссылок

 1. Утверждена Приказом Минобразования России от 18.12.2002 г. № 4452, утратившим силу в связи с изданием приказа Минобрнауки РФ от 06.05.2005 г. № 137.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ // Рос. газ. 2003. № 4 (3118).       14 янв.

3. Приказом Минобрнауки РФ от 06.05.2005 г. № 137 был утвержден Порядок использования дистанционных образовательных технологий.

4. Golden rule. URL: http: // www. goldenrule. sdes. ucf. edu

5. UCF Booklet «Guidelines, Policies and Procedures on Conflict of Interest and Outside Activities». URL: http: // www. coi. ucf. edu /policies. html

6. Code of Ethics for Public Employees http. URL: // www. generalcounsel. ucf. edu / CurrentIssues /codeofethics. html

 © И. А. Астахова, 2009

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (26.12.2012)
Просмотров: 615 | Теги: интернет-технология, кейсовая технология, телекоммуникационная технология, дистанционные образовательные техно | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь