Суббота, 04.07.2020, 05:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту




Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

О ПРЕДПОСЫЛКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ЕРОФЕЕВ Д.В.

О ПРЕДПОСЫЛКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье приводятся результаты исследования истории и предпосылок процессов, связанных с формированием культуры делового общения курсантов военных образовательных организаций. Определены основные особенности, характеризующие природу этих процессов. Делает вывод о ом, что культура делового общения в вооруженных силах отражает уровень развития коммуникативных способностей военнослужащих и является показателем развития профессиональной культуры, основой культуры профессионально-должностных отношений, отражением ключевых принципов строительства и развития современных армии и флота.

Ключевые слова: общение, деловое общение, культура, культура общения, культура делового общения, предпосылки формирования, курсант, военная образовательная организация.

 

В условиях современных международных отношений наша страна столкнулась с необходимостью решать проблемы, связанные с укреплением национальной безопасности, требующие создания эффективной системы экономического обеспечения военного строительства в соответствии со статусом великой державы. Вооруженные силы Российской Федерации являются гарантом ее суверенитета, национальной безопасности и стабильности общества [3, с. 87]. Военное образование является характерным признаком устойчивого развития армии и флота и основой становления личности. Военные образовательные организации в наше время становятся ключевым звеном в осуществлении процессов, связанных с выполнением государственного заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов для вооруженных сил. Важными факторами современного военного образования являются формирование и развитие у курсантов военных образовательных организаций культуры личности, воспитание миролюбия. Подчеркнем, что традиции формирования культурного потенциала во время получения военного образования передавались из поколения в поколение.

Современное отечественное военное образование в связи с реформами, проводимыми в вооруженных силах, претерпело значительные изменения. Ставится цель повышения уровня готовности офицеров к эффективной работе в условиях быстро меняющейся обстановки. Сегодня необходимо уделять большое внимание формированию у них ценностных и мировоззренческих знаний, умений и навыков с учетом реалий современной действительности и направлений развития общества. Решение этих задач в системе военного образования связано с развитием и реформированием российского образования в целом и интеграцией его в мировую систему высшего образования. Особую роль в эпоху глобализации приобретает способность человека найти свое место в мире, выбрать образ поведения, который будет соответствовать нравственным и эстетическим законам. При этом цели и результат подготовки военных специалистов с учетом компетентностного подхода предполагают, что военнослужащие в первую очередь должны быть готовы выполнять функциональные обязанности по военно-учетной специальности. Следует отметить, что в настоящее время программы подготовки курсантов военных вузов интегрируют в себя идеи междисци-
плинарного, постоянно обновляющегося знания, предъявляющие такие требования, как системность и систематичность знаний, непрерывность, обобщенность, оперативность и гибкость. Одним из важных качеств выпускников военных вузов является способность управлять подчиненными. В данном случае управление должно не подавлять волю объекта управления, а учитывать природу процесса общения, согласованного с процессами реализации поставленных целей, обеспечения свободы самовыражения. Речевые коммуникации до последнего времени не привлекали внимания ученых, однако накоплено огромное количество фактов и наблюдений в этой области. Осмысление проблем общения в воинских коллективах стало необходимым в связи с тем, что сплоченность таких коллектив является стимулом военной активности и приносит солдатам и офицерам удовлетворение воинской службой, создает благоприятную атмосферу [7, с. 29]. Деятельность воинского коллектива при выполнении задач по предназначению предполагает взаимопомощь и сотрудничество в служебных взаимоотношениях, они являются противовесом конфликтам и конфронтациям. Взаимодействие при выполнении задач военной службы - важный элемент совместной деятельности. Что касается сферы межличностных отношений, то необходимо отметить, что у военнослужащих возникает потребность в общении в соответствии со статусом (формальным, неформальным), способствующем реализации потребностей и возможностей, соответствующих занимаемой должности. Основными целями такого взаимодействия являются: совместные интересы, сплоченность; ответственность; взаимовыручка и взаимопомощь.

В целях обеспечения возможности реализации взаимодействия военнослужащих в воинских коллективах, а также при нахождении в общественных местах, они должен обладать навыками использования таких методов общения, которые преобладают в обществе. Деловое общение в военных вузах может проявляться в следующих формах: беседы с ветеранами, героями Советского Союза и России на торжественных мероприятиях; встречи со школьниками на уроках мужества и днях открытых дверей; публичные выступления на олимпиадах, конкурсах, собраниях, пресс- конференциях представителей руководящего состава вооруженных сил, военного вуза и т.д.; собеседования с уполномоченными лицами при выборе места службы по окончании обучения; выступления на научных конференциях; защита курсовой работы; защита диплома; общение при посещении культурно-массовых мероприятий.

В целях обеспечения единообразия описания каждого из исторических периодов формирования культуры делового общения следует теоретически обосновать предпосылки зарождения и развития рассматриваемого явления. Для того чтобы провести анализ проблем, связанных с формированием культуры делового общения у курсантов военных образовательных организаций, необходимо изучить историю данного феномена.

Условия, необходимые для формирования коммуникативных компетенций обучающихся, описывала Н.А. Буравлева. По ее мнению, определяющим условием формирования компетенций является организованный учебный процесс, в котором применяются коммуникативные ситуации. В ходе занятий преподаватель создает коммуникативное взаимодействие с обучаемыми и между ними, оценивая результаты работы через учебный продукт (теоретико-методологическая предпосылка) [1].

В результате исследования культуры иноязычного делового общения И.И. Игнатенко приходит к выводу, что изучение этого феномена требует рассмотрения его личностного, коммуникативного, языкового и делового компонентов. Языковая подготовка в системе высшего гуманитарного образования основывается на следующих предпосылках формирования культуры иноязычного делового общения: изучение иных культур и менталитетов (социально-историческая), возможность развития индивидуальности обучающегося (психолого-педагогическая), обучение основам культуры делового общения (опытно-практическая) [2, с. 13].

Рассматривая специфику современного высшего гуманитарного образования, И.Н. Красоткина устанавливает его направленность на поликультурное развитие личности, активизацию языковой подготовки студентов к межнациональному общению в профессиональной деятельности. Языковая подготовка в образовательной организации расширяет возможности изучения иных культур и менталитетов, развития личности обучающегося, овладения навыками культуры делового общения, необходимой в международной деловой коммуникации (историческая предпосылка). Изучение феномена иноязычного делового общения необходимо проводить с учетом личностного, коммуникативного, языкового и делового компонентов [4, с. 13].

В диссертационном исследовании Т.Н. Курицыной отмечается что, культура делового общения - это феномен, возникающий при определенных предпосылках. В их числе: культурный опыт (социальная предпосылка); исторически сложившиеся правила делового общения и этикета (историческая); этические, психологические и социальные нормы деловой коммуникации (психолого-педагогическая) [5, с. 9].

Главными социальными предпосылками в различных формах делового общения В.Н. Лав- риненко называет соответствующие общественные отношения (экономические, политические, эстетические, правовые). Социальными предпосылками складывающегося между людьми в различных коллективах делового общения являются деятельность членов этого коллектива и сложившиеся в нем отношения. Деловое общение между партнерами по содержанию богаче социальных предпосылок. В нем тесно сосуществуют и взаимодействуют духовные и материальные факторы (социальные, природные). Природа была и остается основным фактором деятельности и производных от нее, в число которых включается и деловое общение. На него оказывают влияние социальные, технологические и природные факторы. Однако единство этих производных в деловом общении раскрыто в науке до сих пор еще не в полном объеме [6, с. 10-12].

Особый интерес современной педагогической науки к проблемам культурной коммуникации в связи с развитием средств коммуникации отмечает И.Р. Ракей. В ХХ столетии многими учеными был зафиксирован резкий подъем в изучении феномена культуры делового общения. В социальной системе процесс тех- нологизации и автоматизации процесса производства сменил процесс управления, основанный на коммуникациях, в области которых человек проводит свободное общение, где основными компонентами являются ценности, идеалы, нормы (опытно-практическая предпосылка). Процесс управления сводится к набору методик соблюдения норм и правил хорошего тона, бизнес-этикета и особенностей корпоративной коммуникации в условиях сложившейся обстановки и профессиональной деятельности работников [8, с. 66].

В посвященном рассматриваемой нами проблематике диссертационном исследовании В.А. Савельев представляет историко-педаго- гический анализ понятия «культура делового общения» и выявляет следующие предпосылки ее становления культуры делового общения: 1) теоретико-педагогические (формирование комплекса наук о человеке, создание широкой теоретической базы исследования социальных отношений в различных сферах социальной жизни и различного уровня); 2) социально-экономические (формирование рыночных отношений в мировой экономике; возникновение предпринимательства; развитие и юридическое оформление социально-экономических и политических свобод, которые привели к возникновению нового типа свободных отношений предпринимателей, выступающих как самостоятельные субъекты общения); 3) социокультурные (демократизация культуры, формирование культуры ценности личности как самостоятельного объекта социальных отношений, обладающего индивидуальной культурой общения) [9, с. 10].

Динамику развития человека через процесс приобретения им качественно новых эмер- джентных свойств, через процесс роста самосознания и сознательную деятельность описывает Н.В. Уварина. Важнейшим принципом существования самоорганизации, по ее мнению, является синергетика (междисциплинарное направление, описывающее поведение саморазвивающейся личности). Процесс обретения человеком «самости» является ступенью перехода индивидуума в личность. В этих условиях человек становится частью системы социальных отношений, поведение человека в этой системе носит не случайный характер, а соответствует нормам, выработанным самой личностью на основе собственного опыта, спроецированного на культурный опыт человечества (социально-историческая предпосылка). Целенаправленный и организованный процесс познания культурного наследия осуществляется посредством образования [10].

Проанализировав состояние подготовки студентов непедагогического профиля, Л.В. Юр- кина систематизировала и классифицировала предпосылки формирования культуры делового общения по трем группам: социальные (период становления личности приходится на начало получения высшего образования); психолого-педагогические (становление личности, дальнейшее всестороннее ее развитие с целью подготовки к самостоятельной жизни, к различным видам практической деятельности, подготовка кадров высокой квалификации, развитие интеллектуальной общественной среды); методологические (создание вузовской среды для формирования особых форм поведения и общения) [11, с. 51].

Рассмотрев позиции ряда ученых, касающиеся вопросов предпосылок формирования культуры делового общения студентов гражданских вузов, мы можем перейти к построению историографии формирования культуры делового общения у курсантов военных образовательных организаций. Как представляется, следует выделять пять основных периодов в истории исследуемого феномена. На основе их анализа нами определены характерные каждого из них предпосылки формирования культуры делового общения у курсантов военных образовательных организаций.

Первый период (XVIII век - конец XIX века) характеризуется следующими предпосылками: 1) социально-исторические (начало зарождения военного образования); 2) теоретико-методологические (военное образование основывается на идеях военно-педагогических традиций прошлых лет); 3) опытно-практические (профессиональная подготовка военнослужащих приобретает практическую направленность).

Говоря о втором периоде (конец XIX - 1917 год), отметим такие предпосылки: 1) социально-исторические (военное образование в России становится престижным); 2) теоретико-методологические (внедряются новые концепции для подготовки военных специалистов); 3) опытно-практические (актуализируется теоретическая и практическая направленность подготовки военнослужащих).

Для третьего периода (1917 г. - 1991 г.) характерны следующие предпосылки: 1) социально-историческая (преобразования в военных вузах носят конструктивный характер); 2) теоретико-методологическая (понятие «деловое общение» привлекает интерес в научных кругах); 3) опытно-практическая (подготовка военных специалистов является значимой для государства).

В четвертый период (1991 г. - 2001 г.) проявляются такие предпосылки: 1) социально-историческая (в военных вузах очередной этап реформирования приводит к совершенствованию учебного процесса); 2) теоретико- методологическая (в рамках преподавания некоторых дисциплин начинает использоваться понятие «деловое общение»); 3) опытно-практическая (формирование культуры делового общения становится предметом научных исследований).

На протяжении пятого периода (2001 г. - по настоящее время) прослеживаются следующие предпосылки: 1) социально-историческая (система военного образования развивается стремительными темпами); 2) теоретико-методологическая (научные идеи, выработанные при исследовании проблемы формирования культуры делового общения, находят применение в профессиональной подготовке специалистов); 3) опытно-практическая (предметом исследований становится готовность курсантов к ведению делового общения в профессиональной деятельности).

Проведенное нами изучение научных работ ряда авторов, посвященных рассматриваемой проблеме, показывает, что существует три группы характерных предпосылок формирования культуры делового общения курсантов: социально-исторические, теоретико-методологические, опытно-практические. При систематизации и классификации предпосылок в качестве основополагающей можно с уверенностью выделить социально-историческую предпосылку.

Основой высокого интеллектуального уровня военнослужащих является развитие системы военного образования с элементами воинского обучения и воспитания. В процессе общения военнослужащие должны соблюдать социальные нормы, обычаи, традиции, характерные для общества в целом, для воинского коллектива, учебной группы, то есть использовать навыки культуры общения, в том числе - делового общения. Необходимо признать, что в современных вооруженных силах культура межличностных отношений, культура общения является основой эффективности служебной деятельности.

На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что деловое общение является специфической формой взаимодействия в воинских коллективах и является необходимым условием для реализации конкретных целей и эффективного решения задач при организации совместной деятельности военнослужащих. Славные традиции деловых отношений и делового общения прослеживаются в деятельности великих полководцев и военачальников. Эти традиции не только играют воспитательную роль, но и содействует процессам преемственности поколений.

Готовность к ведению делового общения способствует самореализации личности, устойчивости уставного климата в воинских коллективах, правильному выбору норм поведения, грамотному изложению мыслей. Культура делового общения в Вооруженных силах Российской Федерации отражает уровень развития коммуникативных способностей в деятельности военнослужащих, является показателем их духовного развития, основой культуры профессионально-должностных отношений в рамках исполнения ими своих обязанностей, отражением принципов строительства и развития современных армии и флота.

Библиографический список:

1. Буравлева Н.А. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в ходе образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 205-209.
2. Игнатенко И.И. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2012.
3. Карасев А.В., Смирнова О.А., Тарасов Д.А. Геополитическое положение и основные военно-экономические аспекты национальной безопасности России // Актуальные проблемы мировой и европейской политики. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, 15 декабря 2016 г. Воронеж, 2016. С. 86-93.
4. Красоткина И.Н. Подготовка будущих экономистов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2005.
5. Курицына Т.Н. Педагогические условия формирования культуры делового общения в процессе обучения студентов-менеджеров в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2011.
6. Лавриненко В.Н., Чернышова Л.И., Кафтан В.В. Деловая этика и этикет: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2018.
7. Мачульская И. А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Влияние способности личности на межличностные отношения в воинских коллективах // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Материалы III Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 29-31.
8. Ракей И.Р. Теоретические предпосылки и принципы практической реализации учебного курса «Основы делового общения» // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2007.
9. Савельев В. А. Формирование культуры делового общения будущего учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010.
10. Уварина Н.В. Методологические аспекты синергетики в современной теории самоактуализации личности // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики современного образования. Избранные педагогические труды по материалам Международных научно-практических конференций. Горно-Алтайск, 2018. С. 198-201.
11. Юркина Л.В. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов: Гуманитарные и технологические специальности: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 1 (59) 2020


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (22.06.2020)
Просмотров: 19 | Теги: деловое общение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь