Суббота, 30.05.2020, 05:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

О правовом статусе сотрудника органов внутренних дел: имиджевые издержки и престиж профессии

А.А. Алексеев

О правовом статусе сотрудника органов внутренних дел: имиджевые издержки и престиж профессии

В статье рассматриваются вопросы определения правового статуса сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, связанные с их принадлежностью или отнесением к системе государственной службы в целом и к федеральным государственным служащим, в частности.

Ключевые слова: правовой статус, престиж профессии, система государственной службы, служба в органах внутренних дел, государственная служба иных видов, правоохранительная служба.

 
За последние десятилетия развития нашего государства в целом и системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности, профессия сотрудника органов внутренних дел неоднократно претерпевала имиджевые изменения. Наиболее активные действия в этом направлении были предприняты сравнительно недавно - в 2009-2011 гг. Как известно, именно в этот период была проведена объёмная и достаточно серьёзная работа по реформированию МВД России. Однако и сейчас процессы реформирования его отдельных подразделений, служб, управлений, департаментов продолжаются.

Наверное, из всех реформенных преобразований самым знаковым для общества событием стало переименование милиции в полицию. Такой шаг, несомненно, стал глобальным поворотом не только в сознании граждан, но и рубежом для начала построения нового имиджевого образа сотрудника полиции, укрепления растерянной в «лихие 90-е» престижности профессии сотрудника органов внутренних дел. Необходимо отметить, что более трети (33 %) сотрудников органов внутренних дел при выборе самых важных характеристик работы ставят на первое место именно престиж профессии [1, c. 17].

Одной из главных составляющих как имиджа, так и престижности профессии, на наш взгляд, является правовой статус. Многие, но далеко не все, услышав о существовании некоторых проблем, связанных с правовым статусом сотрудника органов внутренних дел, сразу же выказывают особую озабоченность по этому поводу. Но все те, кто вник и осознал существующую на данный момент проблему, безусловно, жаждут её разрешения. И если, например, граждане или общество в целом к этому вопросу относятся - скорее, в силу своей неосведомлённости - абстрагированно, то действующие сотрудники органов внутренних дел стремятся понять - почему так, а не иначе?

В чём же заключается проблема правового статуса сотрудника органов внутренних дел, а равно и сотрудника полиции, на современном этапе? Речь пойдёт о той части этого вопроса, которая касается принадлежности сотрудников органов внутренних дел к системе государственной службы Российской Федерации.

На современном этапе федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] определяет систему и виды государственной службы.

Для того чтобы раскрыть всю подоплёку раскрываемой проблемы, обратимся к уже не действующей редакции этого документа. В редакции указанного федерального закона, действовавшей до 1 января 2016 года, было указано, что система государственной службы Российской Федерации состоит из таких элементов как: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Нет необходимости в данном случае прибегать к сложным механизмам доказательных методов, чтобы определиться, к какому элементу (виду) государственной службы относятся сотрудники органов внутренних дел, тем более, что в ст. 7 этого же закона было дано определение: «Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины». Из содержания данного определения любой здравомыслящий человек приходит к выводу о неоспоримой принадлежности сотрудников органов внутренних дел к федеральной государственной службе, а конкретнее, к её виду - правоохранительной службе.

Но в то же самое время в ст. 19 было сказано, что определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 7, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. В связи с тем, что федерального закона о правоохранительной службе ни на тот момент, ни ныне не существует, то и определение не может быть применено, т.е. оно не действует. С отсутствием соответствующего федерального закона возник правовой вакуум. Попытки разработать проект федерального закона о правоохранительной службе предпринимались, и не один раз, но они так и не увенчались успехом, т.е. принятием указанного закона.

В 2015 г. законодатели решили изменить ситуацию и ликвидировать правовой вакуум в этом вопросе. 13 июля 2015 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которые вступили в силу с 1 января 2016 г. В частности, ст. 7 с определением правоохранительной службы утратила силу. Изменились составляющие систему государственной службы элементы, теперь это - государственная гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов. Также законодатель прописал в законе следующее положение: «Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы», а в ч. 4 ст. 10 указал, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы [3].

Проанализировав внесённые поправки, а также текст закона в предыдущей редакции, можно предположить, что должен быть федеральный закон о государственной службе иных видов либо отдельный федеральный закон по каждому иному виду государственной службы.

Сложность для восприятия этого вопроса составляет отсутствие конкретики, а именно, чёткого перечня, который бы определял, кто именно, служба в каких министерствах и ведомствах относится к государственной службе иных видов. К сожалению, никакой дополнительной информации по этому поводу федеральный закон № 58-ФЗ [3] в себе не несёт.

Конечно, можно подойти к решению этой задачи методом исключения. Раз изменилась только одна (т.е. третья) составляющая системы государственной службы, а к первым двум сотрудники органов внутренних дел не относились ни раньше, ни сейчас, то, значит, они относятся по действующей редакции закона [3] к государственной службе иных видов.

Поскольку метод исключения, возможно, скорее применим в математике, чем в юриспруденции, то мы предлагаем пойти несколько другим путём и обратиться к другому документу, а именно, к федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. В ст. 1 «Основные термины» указанного закона мы видим следующее определение: «служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба...». Более того, в ст. 4 законодатель пишет, что служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленными федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Но во всех этих статьях закона отсутствует ответ на главный для нас вопрос: служба в органах внутренних дел - это государственная служба иных видов или нет? Некоторую ясность вносит ст. 5 федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [4]. Ответ, возможно, мы найдём если не в самом названии статьи (а звучит оно так: «Взаимосвязь службы в органах внутренних дел, государственной службы иных видов и муниципальной службы»), то, по крайней мере, в её первой части. Итак, в ч. 1 сказано, что взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов её построения и функционирования. Таким образом, законодатель прямо указывает нам на единство системы, но при этом мы видим, что служба в органах внутренних дел и государственная служба иных видов - это не частное и общее, а два отдельных элемента системы. Да, они в одной системе, да, у них те же принципы построения, функционирования, но нет, служба в органах внутренних дел не государственная служба иных видов, они просто имеют тесную взаимосвязь на основе принципов построения и функционирования.

В качестве дополнительного аргумента в пользу отнесения сотрудников органов внутренних дел к государственной службе иных видов можно привести ещё один документ - указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 (в ред. от 28 сентября 2017 г.). Он интересен с той точки зрения, что во втором разделе Перечня, утверждённого этим указом, приводятся, помимо прочих, наименования должностей в МВД
России, а сам раздел называется «Должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов» [5].

Так каково же место службы в органах внутренних дел в триединой государственной системе «государственная гражданская служба; военная служба; государственная служба иных видов»? Как его определить?

Попробуем снова обратиться к ст. 1, где есть определение термина «служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба.». Основываясь на аналогии, попытаемся раскрыть термин «сотрудник органов внутренних дел». Здесь необходимо вспомнить основные признаки, характеризующие государственного служащего. Ст. 10 федерального закона № 58-ФЗ говорит, что федеральный государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета [3]. Несомненно, все признаки - гражданство, профессиональная деятельность, должность федеральной государственной службы, денежное довольствие за счёт средств федерального бюджета - присущи сотруднику органов внутренних дел. Исходя из этого, попробуем сформулировать следующее определение сотрудника: «Сотрудник органов внутренних дел - это федеральный государственный служащий.». Вот к чему, в конечном итоге, мы стремимся с самого начала. Но законодатель в ч. 1 ст. 10 даёт следующее определение сотрудника органов внутренних дел: «Сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел.». Для осмысления и понимания содержательности данного определения попробуйте интерпретировать это, например, как - «виновный» и «взявший на себя вину» или «арендатор» и «собственник», т.е. «сотрудник - федеральный государственный служащий» и «сотрудник, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы», на наш взгляд, это разные по правовому статусу лица.

Всё вышеизложенное позволяет прийти к следующим выводам, которые говорят нам о некоторых проблемах в определении правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

1. Служба в органах внутренних дел де-факто относится к государственной службе иных видов и является видом федеральной государственной службы, а де-юре не относится к государственной службе иных видов, т.к. нет федерального закона о государственной службе иных видов и, главное, в законодательстве не закреплена система органов, в которых предусмотрена государственная служба иных видов. Соответственно, мы не можем достаточно ясно определить место службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации.

2. Сотрудник органов внутренних дел - не федеральный государственный служащий, а гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел. По смыслу, возможно, определения схожи, но, на наш взгляд, арендатор и собственник - это разные по правовому статусу лица.

Таким образом, даже несмотря на то, что ст. 2 определяет предметом регулирования федерального закона № 342-ФЗ [4] правоотношения, связанные в т.ч. и с определением правового статуса сотрудника органов внутренних дел, определить указанный статус в полной мере нам не удалось.

Несомненно, есть насущная необходимость попробовать решить указанные проблемы. В качестве предложений можно рекомендовать законодателю чётко определить, что служба в органах внутренних дел относится к такому виду государственной службы, как государственная служба иных видов. На наш взгляд, это может быть сделано внесением соответствующих изменений в ряд законодательных актов, в первую очередь, в те, которые были нами рассмотрены выше. Например, внести изменения в федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 3 апреля 2017 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

а) изложить часть 1 статьи 1 в следующей редакции:

«1) служба в органах внутренних дел - вид федеральной государственной службы, относящийся к государственной службе иных видов, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел).»;
или изложить часть 1 статьи 4 в следующей редакции:

«1. Служба в органах внутренних дел относится к государственной службе иных видов и осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации (далее - государственная служба).»;

б) изложить часть 1 статьи 10 в следующей редакции:

«1. Сотрудник органов внутренних дел - федеральный государственный служащий, проходящий службу в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава».

в) закрепить на законодательном уровне систему органов, в которых предусмотрена государственная служба иных видов.

В заключение хотелось бы отметить, что отсутствие чёткого понимания в вопросе правового статуса сотрудника органов внутренних дел не в лучшую сторону влияет как на имидж, так и, в первую очередь, на престижность профессии. Особенно это важно в отношении тех, кто уже является сотрудником органов внутренних дел. Для тех же, кто лишь задумывается о возможности связать свою жизнь со службой в органах внутренних дел, возможно, это не первой важности проблема, и то только в силу, как уже отмечалось ранее, неосведомлённости, но и не последней.

Список литературы

1. Алексеев, А. А. Мотивационные аспекты проблем комплектования органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник кадровой политики МВД России. - 2011. - № 2 (14).
2. О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.).
3. О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 23 мая 2016 г.).
4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 3 апреля 2017 г.).
5. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей : указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 (в ред. от 28 сентября 2017 г.).

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 3 (79) 2018 г.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (04.05.2020)
Просмотров: 22 | Теги: статус | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь