Суббота, 03.12.2016, 03:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНКУРЕНЦИИ В ТОРГОВЛЕ

Предыдущая страница    Читать дальше

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНКУРЕНЦИИ В ТОРГОВЛЕ

А.Н. ВАРЛАМОВА

Варламова А.Н., доктор юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В конце 2009 г. был принят закон, устанавливающий правовые основы торговой деятельности <1>. Это практически первый нормативно-правовой акт, непосредственным предметом регулирования которого являются торговые отношения.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" //СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2 (далее - Закон о торговле).


О необходимости развития торгового права в течение нескольких десятков лет пишет один из наиболее видных ученых-юристов Борис Иванович Пугинский <1>. Во многом именно благодаря ему торговое право России возрождается.

--------------------------------

<1> См., например: Пугинский Б.И. Коммерческое право и предпринимательство // Актуальные проблемы коммерческого права. Вып. 2. М., 2005; Он же. Научное обеспечение разработки Торгового кодекса // Актуальные проблемы коммерческого права. Вып. 3. М., 2007.


Одним из институтов частного права, и прежде всего именно торгового права, является конкуренция. Так, Г.Ф. Шершеневич, говоря о конкуренции, упоминает именно торговые предприятия <1>. О непосредственной связи конкуренции именно с торговлей писали и ученые-экономисты <2>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1908. С. 109; Конрад Н. Очерк основных положений политической экономии. М., 1898. С. 22.

<2> Маршалл А. Принципы экономической теории. М., 1993. Т. 1. С. 60; Конрад Н. Указ. соч. С. 22; Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1998. С. 12.


Законодательство о конкуренции зарубежных стран также нередко связывает конкуренцию именно с торговлей. Согласно закону Шермана "каждое лицо, которое монополизирует либо пытается монополизировать какую-либо часть торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, или объединяется, или участвует в сговоре с другим лицом или лицами с этой же целью, совершает уголовное преступление" <1>. Во многих зарубежных странах конкурентные отношения регулируются Торговыми кодексами <2>.

--------------------------------

<1> Таланцев В.И. Антимонопольное регулирование за рубежом. Владивосток, 1995. С. 5.

<2> См., например: Торговый кодекс Франции. Книга 4; Галицкий А.Е. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке по законодательству России и Франции: Сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 10 - 14.


Необходимость продать товар и продать его на наиболее выгодных условиях заставляет производителей учитывать вопросы конкуренции. Производитель вынужден думать о качестве товара, о цене, о послепродажном обслуживании и многих других вопросах, которые помогут ему продать товар как можно более выгодно.

Именно потому что конкуренция напрямую связана с торговыми отношениями, более половины норм Закона о торговле регулируют непосредственно конкурентные отношения в торговле. При этом следует обратить внимание на то, что в Законе предложены как меры стимулирования конкуренции в торговле, так и собственно антимонопольное законодательство (ограничительные меры).

Принципиально важным моментом Закона о торговле является то, что согласно ч. 2 ст. 1 в качестве непосредственной цели данного Закона указано развитие торговой деятельности и формирование конкурентной среды. Важность активизации именно стимулирования конкуренции в торговле наряду с ее защитой подчеркивается Б.И. Пугинским <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2009.


В Законе предусмотрены различные меры содействия развитию конкуренции в торговле. В качестве таковых прежде всего следует рассматривать региональные и муниципальные программы развития торговли. Согласно Закону в данных программах определяются:

1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;

3) объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности;

4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;

5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

Немаловажное значение для развития торговли имеет решение вопроса о размещении торговых площадей. Согласно ст. 19 Закона нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с Методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством РФ.

Развитие конкуренции в любой сфере деятельности, в том числе, безусловно, и в торговле, невозможно без снятия разных барьеров выхода на рынок (административных барьеров, инфраструктурных, информационных).

В Законе о торговле сделана попытка минимизировать число таких барьеров. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается:

1) возложение на хозяйствующие субъекты, занимающиеся торговой деятельностью, обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве;

2) понуждение хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам.

Для стимулирования торговли не последнюю роль играет снятие информационных барьеров.

В соответствии со ст. 20 Закона о торговле обязательному размещению не реже чем один раз в квартал на официальном сайте уполномоченного органа подлежит:

1) информация о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в области торговой деятельности;

2) информация об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности;

3) информация о среднем уровне цен на отдельные виды товаров;

4) иная, определенная федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, информация.

В целях обеспечения доступа к информации предусматривается формирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации торговых реестров. Включение в данные торговые реестры осуществляется на бесплатной основе.

Существенную помощь в развитии торговой деятельности может оказать использование конкурсных способов заключения договоров, а также повышение роли организаторов торговли и посредников.

Одним из исследователей проблем правового регулирования торгового посредничества и организаторов торговли является также Б.И. Пугинский, который в своих работах детально проанализировал как виды посреднических организаций и организаторов торговли, так и существующие проблемы и пробелы в их регулировании <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Пугинский Б.И. Проблемы регулирования торгового посредничества // Коммерческое право. 2008. N 2 (3).


Наряду с законодательными мерами развития и поддержки конкуренции немаловажную роль в формировании развитой конкурентной среды играет выработка организациями собственных конкурентных стратегий.

Законодательного определения понятия "конкурентная стратегия хозяйствующего субъекта" в настоящее время не существует. Однако данная категория встречается в ряде актов. Так, упоминание о конкурентной стратегии содержится в Приказе Министерства экономики от 1 октября 1997 г. N 118 "Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)" <1>. В п. 17 Рекомендаций при описании стратегии поведения предприятия на рынке в качестве одной из составляющих этой стратегии названа стратегия конкуренции.

--------------------------------

<1> Экономика и жизнь. 1997. N 49 - 52; 1998. N 2.


Основные правовые средства, которые может применять организация при формировании и реализации конкурентной стратегии, - это договоры, а также внутренние корпоративные документы и решения органов управления.

Термин "правовые средства" вошел в юридическую науку еще в дореволюционный период <1>. Исследованию проблем правовых средств посвящено значительное число работ <2>. В частности, С.С. Алексеев в одной из работ писал, что "правовые средства не образуют каких-то особых, принципиально отличающихся от традиционных, зафиксированных догмой права, в общепринятом понятийном аппарате явлений правовой действительности. Это весь арсенал, весь спектр правовых феноменов различных уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются с позиций их функционального предназначения, тех черт, которые характеризуют их как инструменты правового регулирования..." <3>.

--------------------------------

<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912; Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908.

<2> См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Знаменский Г.Л. Совершенствование хозяйственного законодательства: цель и средства. Киев, 1980; Пугинский Б.И. Актуальные проблемы теории правовых средств // XXVI съезд КПСС и правовые вопросы совершенствования хозяйственного механизма. М., 1982. С. 60 - 64; Халфина Р.О. Правовое регулирование поставки продукции в народном хозяйстве. М., 1963.

<3> Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 347.


Одной из наиболее значительных работ, в которой непосредственным объектом исследования стали правовые средства, является монография Б.И. Пугинского "Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях" <1>. Б.И. Пугинский указывает следующие существенные признаки, которые отделяют правовые средства от иных правовых явлений:

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.


1) правовые средства есть конкретный инструмент решения экономико-социальных задач участниками гражданского оборота;

2) правовые средства - это сочетание действий юридического характера, выполняемых субъектами;

3) правовые средства имеют правовую природу в силу законодательного установления;

4) правовые средства рассчитаны на определенную инициативность и свободу усмотрения субъекта в выборе соответствующего правового средства, определения его содержания и порядка работы с ним;

5) правовые средства - это целостные образования, составляющие комплекс средств, который характеризуется внутренней взаимосвязанностью и структурным единством;

6) правовые средства имеют достаточно широкий диапазон функционирования, область применения конкретного правового средства определяется его адекватностью подлежащей решению задачи <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. С. 86 - 89, 97.


Конечно, прежде всего, именно договор является основным средством формирования конкурентной стратегии. Очевидно, что формирование и реализация конкурентной стратегии осуществляются путем использования широкого спектра договоров. Это организационные договоры, посреднические и непосредственно сами реализационные договоры, а также договоры, содействующие торговле.

Так, привлечение посредников значительно расширяет зоны торговой деятельности коммерсантов, позволяет им проникать на такие рынки, на которых они сами не могут рассчитывать на успех из-за неизвестности в данном регионе либо незнакомства с особенностями торговли в нем.

Дистрибьюторский договор - один из видов посреднических договоров. Данный вид договора заключают организации, имеющие намерение увеличить объем своих продаж за границей. Таким образом, заключение дистрибьюторского договора можно рассматривать как элемент конкурентной стратегии по выходу на внешний рынок.

Дистрибьюторы выступают реализаторами закупленного по импорту товара на территории своей страны. Как правило, характер отношений с иностранным поставщиком является долгосрочным. Дистрибьюторы создают свою сбытовую сеть, формируют складские запасы товаров, занимаются изучением спроса и рекламой.

В Российской Федерации до настоящего времени не сформировано законодательство, регулирующее деятельность дистрибьюторов. В целях единообразного понимания важнейших условий дистрибьюторского договора Международной торговой палатой был разработан Типовой дистрибьюторский контракт МТП (The ICC Model Distributorship Contract Sole Importer-Distributor (публикация МТП N 518)), а также Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (Guide to Drafting International Distributorship Agreements (публикация МТП N 441). Типовой контракт не имеет обязательной силы и носит рекомендательный характер.

Существенную помощь при формировании конкурентной стратегии может оказать заключение различных договоров, содействующих торговле, в том числе договоров на проведение маркетинговых исследований.

В настоящее время маркетинг включает в себя разработку способов стимулирования сбыта, активизации продаж. Как верно отмечает Б.И. Пугинский, необходимым требованием к результатам маркетинговых исследований является достаточность содержащегося в отчете объема информации для принятия заказчиком решения о выпуске конкретного товара, объемах продаж, ассортименте и качественных показателях, уровне цен <1>. Данная информация необходима хозяйствующему субъекту для формирования успешной конкурентной стратегии.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 238.


Осуществление конкурентной стратегии имеет место непосредственно и при формировании условий самих реализационных договоров. Именно данные договоры формируют правовую основу товарного обращения. Возможность предложить товар с наилучшими качественными характеристиками, предоставить скидки на отдельные партии товара, а также предложить улучшение ассортимента товара в течение действия реализационного договора даст продавцу неоспоримые конкурентные преимущества.

Не последнюю роль в формировании конкурентной стратегии призваны играть и организационные договоры - соглашения об упорядочении взаимосвязанной деятельности двух и более лиц, определяющие процедуру возникновения и общие условия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или) мерах, направленных на повышение эффективности этой деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 285.


Без сомнения, важнейшая часть Закона о торговле - антимонопольное регулирование торговли.

Антимонопольному регулированию в Законе о торговле посвящена отдельная глава - "Антимонопольное регулирование, государственные контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности" (гл. 3). В настоящей статье нет необходимости подробно останавливаться на всех ограничительных мерах, предусмотренных Законом о торговле. Остановимся на регулировании вертикальных соглашений.

Согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" "вертикальное соглашение" - это "соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом" (п. 19 ст. 4).

Проблематика регулирования "вертикальных соглашений" состоит в том, что они, с одной стороны, обладают мощным экономическим потенциалом и при правильном использовании могут принести существенную пользу коммерческому обороту, а с другой - при определенных условиях могут нанести вред конкуренции.

Однако в любом случае не вызывает сомнения тот факт, что вертикальные соглашения менее опасны, чем горизонтальные. Поэтому и регулирование данного вида соглашений должно быть более либеральным по сравнению с регулированием горизонтальных соглашений.

В соответствии с изменениями, внесенными в регулирование конкурентных отношений Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ <1>, запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если:

--------------------------------

<1> Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".


1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;

2) таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта - конкурента для продажи.

Данные ограничения могут стать новым барьером на пути развития дилерских и дистрибьюторских сетей, которые являются примером "вертикальных соглашений".

В качестве положительного момента следует отметить наличие разных исключений из указанных запретов. В частности, допускаются вертикальные соглашения в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии, а также вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%.

Имеются исключения и непосредственно в Законе о торговле. В соответствии со ст. 13 данного Закона запрещается навязывание контрагенту условий о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность. То есть, данное ограничение действует только в отношении продовольственных товаров.

Помимо этого следует помнить об "общих исключениях" из запретов на ограничительные соглашения, установленные Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 583 "О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3822.


Как уже отмечалось, одним из самых распространенных видов договоров, подпадающих под категорию "вертикальные соглашения", является дистрибьюторский (дилерский) контракт. Данный инструмент позволяет одновременно с передачей товара наладить многосторонние и длительные отношения между хозяйствующими субъектами. Как указывает Б.И. Пугинский, в таких договорах обязательство купли-продажи дополняется условиями об исключительном характере данных отношений. Покупатель принимает на себя обязанность приобретать определенные товары только у своего продавца и не приобретать такие товары у других продавцов. В свою очередь, продавец обязуется не продавать соответствующие товары в данном регионе другим покупателям <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 233.


Таким образом, обязательство об исключительной продаже является одним из характерных черт дистрибьюторского (дилерского) договора. В связи с этим антимонопольные требования к вертикальным соглашениям не должны мешать использованию данного договора как реального инструмента конкурентной борьбы. Поэтому такие соглашения должны рассматриваться как недопустимые только в случае доказательства их негативного влияния на конкурентные отношения. В ряде случаев судебная практика идет именно по этому пути. Так, в результате рассмотрения материалов дела, возбужденного в отношении ООО "Хейнекен Коммерческий сервис" и его дистрибьюторов суд счел, что включение в дистрибьюторские договоры условий об ограничении территории продаж, следовании ценовой политике поставщика не может рассматриваться как нарушение. В обоснование данной позиции суд указал, что антимонопольным органом не доказана причинно-следственная связь между заключением данных дистрибьюторских соглашений и возможным наступлением последствий в виде ограничения конкуренции на рынке обращения пива в границах рассматриваемой территории.

И наконец, последнее. Правовое регулирование конкурентных отношений должно не только включать общие для всех рынков нормы, но и предусматривать специфику регулирования отдельных сфер деятельности.

Необходимость учета отраслевых особенностей отдельных рынков при формировании конкурентного законодательства очевидна, поскольку рынки различных товаров сильно отличаются друг от друга в числе прочего по количеству продавцов, посреднических структур, по дифференциации товаров и ряду иных факторов.

Новая Программа развития конкуренции в Российской Федерации <1> содержит положение о необходимости учета отраслевых особенностей при разработке правового регулирования конкурентных отношений. Применительно к различным отраслям должны применяться так называемые специальные меры конкурентного законодательства.

--------------------------------

<1> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р (СЗ РФ. 2009. N 22. Ст. 2736).


В Законе о торговле предусмотрен ряд таких мер. Прежде всего, это регулирование цен.

Согласно п. 5 ст. 8 если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации (территориях субъектов Федерации) рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них. При этом срок введения предельных цен не должен превышать 90 календарных дней. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством РФ.

Фактически речь идет о введении государственного регулирования цен на социально значимые товары.

Данное регулирование цен можно сравнить с контролем за ценами, введенным Законом о защите конкуренции <1> в 2009 г. Бизнес-сообществом, практикующими юристами и экспертами такой контроль был воспринят неоднозначно. Подобное изменение в регулировании цен при отсутствии ясных методик фактически привело к тому, что слишком многое остается на субъективное усмотрение антимонопольного органа.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ.


Полагаем, что и применительно к торговой деятельности могут возникнуть аналогичные проблемы. Какие факторы должны приниматься во внимание при установлении предельно допустимых цен? Какова методика установления предельных цен на различные виды товаров? На эти и многие другие вопросы законодатель не дал ответа.

Однако характеризовать такое ценовое регулирование в торговле как абсолютно отрицательное также вряд ли правильно. В данном случае речь идет об установлении цен только на социально значимые продовольственные товары и на определенный срок. Полагаем, что в целях недопущения отрицательного влияния данного регулирования на конкурентные отношения следует детальным образом урегулировать порядок установления предельно допустимых цен, а также установить границы перечня тех товаров, в отношении которых возможно введение ценового регулирования.

В качестве еще одной специальной меры, которая также связана с регулированием цен, можно назвать применение так называемой платы за полку. Мнение относительно вреда или пользы взимания "платы за полку" разделились. Нет единства в этом вопросе ни в России, ни за рубежом. В 1990-х гг. маркетинговые контракты, т.е. "плата за полку", были запрещены в военторгах США. Однако в результате запрета не удалось снизить издержки поставщиков и, соответственно, цены товаров в магазинах. В США с 1999 по 2003 г. были проведены различные исследования, в результате которых пришли к выводу, что "плата за полку" и другие схожие обыкновения не являются ограничением конкуренции. Экономические исследования определенно указывают на то, что "плата за полку" - это нормальная практика конкурентной борьбы и что конкуренция между различными поставщиками за ограниченное полочное пространство ритейлера в конечном счете с большей вероятностью принесет пользу потребителям.

У российского законодателя есть преимущество перед американскими коллегами: они могут получить данные о последствиях регулирования в области ритейла, используя уже накопившиеся экономические исследования по вопросу "платы за полку", которых не существовало 10 лет назад, когда этот вопрос рассматривался в США.

Анализируя Закон о торговле, можно сделать вывод, что само принятие закона, регулирующего торговую деятельность, несомненно, является правильным шагом на пути создания правового регулирования торговой деятельности. Данная сфера, принципиально важная для развития бизнеса в целом, до принятия Закона о торговле фактически не имела своего регулирования. Однако принятие Закона о торговле - это только первый этап в становлении российского торгового права.

Предыдущая страница    Читать дальше

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (01.03.2016)
Просмотров: 246 | Теги: конкуренция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016