Среда, 24.05.2017, 09:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

О подготовке кадров криминалистов и судебных экспертов для раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики

О подготовке кадров криминалистов и судебных экспертов для раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики

 

В последнее время многие ученые и общественные деятели поднимают вопросы о явно недостаточных мерах по обеспечению раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики, обузданию коррупции, расхищению бюджетных средств. При этом обращается внимание на то, что большая часть преступлений в сфере экономики теснейшим образом переплетается с преступлениями против государственной власти и службы. Вместе с тем анализ причин сложившейся ситуации показывает, что по преступлениям такого рода практически отсутствуют развернутые уголовно-правовые характеристики, позволяющие криминалистам разработать методические рекомендации по тактике следственных действий и другие руководящие документы, в т.ч. и для подготовки кадров следователей и судебных экспертов. Это происходит по ряду объективных и субъективных причин, рассматриваемых ниже.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом в ст. 35 специально оговаривается, что право частной собственности охраняется законом. По поводу государственной и муниципальной собственности специальных оговорок об их защите законом не сделано. Многие ученые связывают это с тем, что одним из направлений государственной политики и во время принятия Конституции РФ, и до сих пор остается приватизация объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Как проходила приватизация в 90-е и в начале 2000-х гг., хорошо известно. Наиболее сложно разворачивались процессы приватизации земли, что обусловлено как несовершенством действовавшего в течение длительного периода законодательства, так и весьма противоречивой правоприменительной практикой. Во многом это было связано и с отсутствием кадров, обладающих необходимыми специальными знаниями и практическим опытом для раскрытия и расследования соответствующих преступлений. В результате у многих субъектов возникло даже представление о том, что нарушения закона в этой сфере вообще ненаказуемы. Это порождает и высокий уровень латентности таких преступлений, снижать который без научно обоснованных мер очень сложно.

Обращение к следственной и экспертной практике показывает, что специалистов, способных разобраться во всех хитросплетениях приватизации земельных участков в сотни и тысячи гектаров и доказать наличие многомиллиардного ущерба, не так уж много. Но даже те из них, на которых держится расследование преступлений, связанных с земельно-имущественными отношениями, с сожалением констатируют, что остаются без поддержки со стороны государственных судебных экспертов. В классе судебно-экономических экспертиз фактически обеспечивается проведение лишь судебно-бухгалтерских экспертиз. В Приказе Минюста России от 14 мая 2003 г. N 114 указана еще финансово-экономическая экспертиза, которая также проводится по результатам анализа бухгалтерской документации и основана фактически на методике Сбербанка по определению кредитоспособности заемщика.

Еще более странным является решение в рамках одного из родов в классе судебно-технических экспертиз - судебно-строительной экспертизы - создать экспертные специальности, связанные с экономической оценкой таких объектов, как территория, связанная с определенными строительными объектами. Перечислять многочисленные нарушения требований действующего законодательства можно достаточно долго, как и искать автора такой классификации экспертных специальностей.

Эта ситуация не является безвыходной только потому, что, кроме государственных судебно-экспертных учреждений, все более активно работают негосударственные судебные эксперты. Среди них ведущие ученые, преподаватели вузов, создатели соответствующих научных школ. Именно их усилиями развивается экспертная наука, создаются новые роды и виды судебно-экономической экспертизы, такие как судебно-оценочная и судебно-кадастровая, готовятся экспертные кадры высшей квалификации. Именно они в состоянии помочь следователям в постановке и решении экспертных задач любой сложности.

Но что касается работы самих следователей по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с земельно-имущественными отношениями, то обеспечить их специальную подготовку на уровне известных ученых в данной сфере, конечно же, невозможно. Поэтому встают серьезные вопросы о том, каким образом оказать им помощь силами ведущих ученых наилучшим образом. Естественно, что для ответа на эти вопросы необходимо выявить как содержательные аспекты возникающих проблем, так и организационные, связанные с подготовкой, повышением квалификации и профессиональной переподготовкой следователей, оснащением их соответствующими методическими рекомендациями и должностными инструкциями. При этом необходимо обратиться к объективным и субъективным причинам сложившейся ситуации.

Объективные причины прежде всего связаны с тем, что учебные заведения не занимаются подготовкой следователей со специализациями, связанными с расследованием сложных экономических преступлений, в т.ч. связанных с земельно-имущественными отношениями. На практике также еще очень мало таких следователей, которые могли бы стать настоящими наставниками для подготовки кадров высшей квалификации из талантливой молодежи. К тому же процессы реформирования и реорганизации правоохранительных органов не всегда дают желаемый эффект.

Когда следователям, успешно расследовавшим резонансные преступления, связанные с умышленными убийствами, поручают переключиться на экономические преступления, вполне очевидно, что только для освоения тонкостей гражданского, земельного и иного смежного законодательства, не говоря уже о специальных знаниях в сфере экономики, им потребуется не один год обучения по соответствующим вузовским программам. Но вместо этого - курсы повышения квалификации на 100 часов. В АЭБ МВД России такие курсы прошли более 500 следователей и прокуроров-криминалистов (тогда они так назывались) из Следственного комитета РФ. Качество подготовки на таких краткосрочных курсах оставляло желать много лучшего, но предоставить возможность прохождения профессиональной переподготовки в объеме хотя бы в 1000 часов следователям их руководство не могло из-за их высокой загруженности.

Субъективные причины связаны уже не столько с обучением, но и с воспитанием таких специалистов, которые стремятся стать настоящими профессионалами, обладают высокой правовой культурой, обучаемостью, способностями к самообразованию и т.д. Сколько таких специалистов, способных раскрыть и расследовать на надлежащем уровне экономические преступления готовит наша высшая школа, включая магистратуру, аспирантуру и адъюнктуру? Конечно, есть яркие личности и среди научной молодежи. Но сколько таких молодых людей идет на практическую работу по расследованию экономических преступлений? Вопрос чисто риторический, поскольку ответ известен и вызывает лишь новые риторические вопросы.

Что же касается упомянутых выше процессов приватизации, то одной из главных задач при раскрытии соответствующих преступлений является адекватная оценка приватизируемого имущества, а затем и надлежащая оценка того ущерба, который был нанесен из-за существенного занижения стоимости приватизированного имущества. И уголовно-правовая, и криминалистическая характеристики такого рода преступлений против собственности разработаны явно в недостаточной степени. Поэтому ученым предстоит проделать большую и очень непростую работу по формализации предмета преступлений, связанных с земельно-имущественными отношениями, обстановки и времени их совершения, характеристик преступника и жертвы. Но при этом следует учесть, что самая сложная часть работы следователя связана с выявлением следов таких преступлений, их типизации и классификации.

Специфической особенностью следов преступлений, связанных с земельно-имущественными отношениями, является их информационный характер. При этом они по-разному проявляются в документах различного вида: распорядительных, правоустанавливающих, правоудостоверяющих, землеустроительных, кадастровых и иных, представленных не только в текстовой и табличной, но и в планово-картографической форме. Это требует наличия у следователей специальных знаний не только в сфере земельного, градостроительного, кадастрового и иного смежного законодательства, но и в сфере геодезии и картографии, а во многих случаях и геоинформационных технологий.

Следует обратить внимание и на то, что в данных документах отражена достаточно сложная динамика возникновения, осуществления, перехода и прекращения прав на земельные участки различных категорий и разрешенного использования. К тому же следователю приходится анализировать достаточно сложные правовые нормы, имеющие бланкетный характер, и учитывать при этом положения нормативных правовых актов не только федерального, но и регионального уровня.

Эта работа осложняется еще и тем, что в течение первого десятилетия российских реформ в сфере земельных отношений действовали нормативные правовые акты еще советского периода. Они далеко не всегда гармонично сочетались с положениями гражданского законодательства, порождая трудно формализуемые вольности в правоприменительной практике. При этом приходится учитывать еще и волеизъявление местных властей, в т.ч. и в отношении земельных участков, находившихся в государственной собственности.

Более того, в течение последнего десятилетия земельное, кадастровое и иное смежное законодательство перманентно реформировалось. Из-за этого следователю необходимо учитывать существенные различия совокупностей правовых норм земельного, кадастрового и иного смежного законодательства в различные периоды времени, когда совершались противоправные действия субъектов различного вида.

В реальных следственных ситуациях нередко приходится получать необходимые сведения о фактах не только исходя из информации, представленной в перечисленных выше документах. Если имеются специальные знания о том, как именно должен выглядеть по форме документ каждого типа, а также о содержании этих документов, то можно получать необходимые сведения о юридических фактах не только по наличию, но и по отсутствию той информации, которая должна присутствовать в определенной части соответствующего документа.

Понятно, что начинающему следователю сложно определить, какие именно документы необходимо получить в результате производства следственных действий для надлежащего формирования уголовного дела. Для этого необходима не только разработка уголовно-правовой и криминалистической характеристик соответствующих преступлений, но и создание разнообразных классификаторов, позволяющих выявить в документах различного вида необходимые сведения о юридических фактах.

Не менее важна разработка характеристик типичных следственных ситуаций на различных этапах раскрытия и расследования преступлений в сфере земельно-имущественных отношений.

На первоначальном этапе раскрытия и расследования таких преступлений работа следователя особенно сложна. Как правило, те немногочисленные документы, которые предоставляются в его распоряжение на этом этапе, создают общее представление о том, что все операции с земельными участками были совершены вполне легально и законно и раскрывать и расследовать, в общем-то, нечего. Из-за этого многие следователи, не обладающие необходимыми специальными знаниями и методиками расследования таких преступлений, закрывают подобные дела и преступники остаются безнаказанными. Понятно, что криминалистическая поддержка работы следователя на этом этапе расследования особенно важна.

Но если следователю удается преодолеть сложности первого этапа расследования и перейти ко второму этапу, то перед ним возникает еще больше проблем. Иногда выясняется, что в райкомземе, в котором хранились документы о первичном предоставлении земельного участка и последующих сделках с ним, был пожар, уничтоживший всю документацию. А на допросах субъекты, участвовавшие в подготовке, согласовании и утверждении данных документов, утверждают, что ничего не помнят. Вновь перед следователем встает нелегкая альтернатива: закрыть дело из-за невозможности собрать необходимые доказательства либо продолжать свою весьма трудоемкую работу, даже получая при этом взыскания за нарушения процессуальных сроков расследования.

При разработке тактики следственных действий по таким преступлениям особенно важно обратить внимание на организацию взаимодействия следователя с консультантами, специалистами и судебными экспертами. Следует выделить такие следственные действия, как назначение судебной экспертизы, а затем допрос эксперта, проверка и оценка заключения и показаний эксперта как доказательств по делу. Для этого важно правильно подобрать материалы дела в качестве объекта экспертных исследований, подготовить надлежащим образом сформулированные вопросы к эксперту. Но самое важное - это критерии выбора самого судебного эксперта, позволяющие установить наличие у него соответствующих специальных знаний и практического опыта.

Если эксперта-универсала сразу же найти не удается, то встают еще более сложные вопросы о назначении комплексной экспертизы с привлечением нескольких экспертов разных специальностей. Во многих случаях следователю приходится назначать несколько комплексных судебных экспертиз, последовательно раскрывая всю картину преступления.

Чтобы решать соответствующие задачи, ставящиеся следователями, негосударственными судебными экспертами, были созданы принципиально новые роды судебно-экономической экспертизы - судебно-кадастровая и судебно-оценочная. Но несмотря на широкое использование таких экспертиз, в состав экспертных специальностей судебно-оценочная экспертиза не включена. По совершенно непонятным причинам руководители государственных судебно-экспертных учреждений длительное время игнорируют потребности следственной практики и не готовят необходимые кадры государственных судебных экспертов по указанным специальностям.

Но как же быть с реализаций таких конституционных положений, как предусмотренное ст. 52 о том, что государство обеспечивает потерпевшим компенсацию причиненного ущерба? Кто сможет обеспечить надлежащую оценку размера причиненного ущерба при незаконном изъятии земельных участков и других объектов недвижимого имущества? Даже в простейших с точки зрения эксперта-оценщика и самых распространенных преступлениях, предусмотренных ст. 158 УК РФ "Кража", определение таких важнейших признаков преступления, как значительный, крупный и особо крупный размер нанесенного ущерба, государственные судебные эксперты ничем не могут помочь дознавателям и следователям. Аналогичный вывод можно сделать и по поводу положения ст. 53 о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В последнее время начали широко обсуждаться проблемы кадастровой оценки, призванной помочь государству установить научно обоснованные и справедливые налоги на наши квартиры, дачи, земельные участки и другое недвижимое имущество. Здесь принципиально изменить сложившуюся ситуацию может еще один новый род судебно-экономической экспертизы - судебно-кадастровая. Более подробно о ней можно узнать из нашей недавно опубликованной книги <1>.

--------------------------------

<1> Судебно-кадастровая экспертиза / Под ред. А.Ф. Волынского и В.А. Прорвича. М.: Экономика, 2013.

 

Подводя итог, необходимо еще раз обратить внимание на то, что проблемы разработки криминалистической характеристики преступлений, связанных с земельно-имущественными отношениями, давно уже ждут своего решения. Для этого необходимы не только усилия ученых по описанным выше направлениям, включая подготовку соответствующих монографий и методических рекомендаций. Важно обеспечить и подготовку кадров следователей, повышение квалификации уже работающих следователей и их профессиональную переподготовку. Но это требует, в свою очередь, развертывания серьезной работы по созданию соответствующих учебных программ, учебных и учебно-практических пособий, практикумов и тестов. Назрела необходимость подготовки и учебника криминалистики, раскрывающего особенности преступлений в сфере экономики и против государственной власти и службы. В нем должны быть систематизированы требования к тем специальным знаниям, которыми должны обладать следователи, работающие над раскрытием и расследованием таких преступлений, а также оперативные работники, оказывающие им содействие в получении необходимых доказательств по делу.

Приходится поднимать вопросы и о подготовке соответствующих кадров судебных экспертов, способных оказать существенную помощь следствию в раскрытии и расследовании соответствующих преступлений. 20-летнему бегу на месте государственных судебных экспертов-экономистов пора придать динамику движения и развития. Это возможно только при объединении усилий всего экспертного сообщества. Иначе выполнить конституционные положения о надлежащей судебной защите экономических интересов государства и граждан, принадлежащего им имущества, обеспечить применение достижений современной науки в судебно-экономической экспертизе, обеспечить неотвратимость наказания и за самые изощренные, и за самые простые и массовые преступления в сфере экономики и против государственной власти и службы вообще и в сфере земельно-имущественных отношений в частности просто невозможно.

Наконец, важно использовать и учебные мероприятия интегрированного характера, позволяющие следователям лучше понять возможности новых родов судебно-экономической экспертизы в раскрытии и расследовании рассматриваемых видов преступлений, а также отработать различные стадии взаимодействия. Экспертам такие занятия помогут понять, каким образом их специальные знания позволяют получить необходимые доказательства по делу, осознать их роль и место в уголовном процессе. Их можно проводить как в виде деловых игр с непосредственным участием обучаемых, так и с помощью современных информационных технологий.

 

Литература

 

1. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

2. Корухов Ю.Г. Словарь основных терминов судебных экспертиз. М.: Издательский центр ИПК РФЦСЭ, 2007.

3. Прорвич В.А. Судебно-оценочная экспертиза. Правовые, организационные и научно-методические основы: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009.

4. Судебно-экономическая экспертиза в уголовном процессе / Под ред. А.Ф. Волынского и В.А. Прорвича. М.: Экономика, 2010.

5. Судебно-кадастровая экспертиза / Под ред. А.Ф. Волынского и В.А. Прорвича. М.: Экономика, 2013.

 

А.Ф.Волынский, В.А.Прорвич

Волынский Александр Фомич, профессор кафедры криминалистики МосУ МВД РФ, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Прорвич Владимир Антонович, главный судебный эксперт НП "Коллегия судебных экспертов", доктор юридических наук, доктор технических наук, профессор.

Ключевые слова: преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти и службы, земельно-имущественные отношения, судебно-кадастровая экспертиза, судебно-оценочная экспертиза.

On training of criminalists and judicial experts for detection and investigation of crimes in the sphere of economy

A.F. Voly'nskij, V.A. Prorvich

The article concerns peculiarities of training of contemporary personnel for detection and investigation of crimes in the sphere of economy, against state power and service, including related to land-property relations. The special attention is drawn to detection of traces of crimes of the said types and of information character, the tactics of investigatory actions. The authors show necessity of use of new kinds and types of judicial-economy expert evaluation.

Key words: crimes in the sphere of economy, crimes against state power and service, land-property relations, judicial - cadastre expert evaluation, judicial evaluation expertise.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (29.01.2015)
Просмотров: 552 | Теги: служба, экспертиза, преступления, экономика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь