Пятница, 09.12.2016, 18:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

О новой форме платежного поручения

О новой форме платежного поручения

Основной задачей органов Федерального казначейства является проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых открыты в системе Федерального казначейства, и, соответственно, исполнение представляемых ими платежных документов.

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов Федерального казначейства, которые вступили в силу с 1 января 2009 г., упорядочили многие вопросы параметров проверки, сроков исполнения платежных документов, а также вопросы санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетополучателей.

Перечень, порядок оформления и представления платежных документов регламентированы Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов".

Порядком N 8н утверждены и формы платежных документов, представляемых клиентами для осуществления различных операций (кассовых выплат, возврата средств плательщику, получения наличности). Это заявка на кассовый расход, заявка на возврат, заявка на получение наличных денег, заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту.

Самым используемым платежным документом является заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801). На первый взгляд заявка на кассовый расход кажется громоздкой и перегруженной информацией. Тем не менее форма заявки содержит все сведения, необходимые для санкционирования и формирования на ее основе платежного поручения на списание средств со счетов, открытых органам Федерального казначейства. Помимо того, состав разделов заявки зависит от осуществляемой операции. Незаполненные (по причине отсутствия данных для заполнения) разделы заявки при формировании документа на бумажном носителе не выводятся на печать, а при формировании и передаче документа в электронном виде опускаются. Заявка формируется на оплату денежных обязательств в рамках одного бюджетного обязательства (имеется возможность указания нескольких кодов бюджетной классификации расходов Российской Федерации).

Клиенты органов Федерального казначейства, особенно на первых этапах применения заявки, испытывали трудности при ее заполнении и допускали ошибки, послужившие причиной возврата документа без исполнения. Ими часто высказывались пожелания по упрощению форм платежных документов и особенно заявки.

Одной из целей Стратегической карты Федерального казначейства, разработанной на период до 2017 г., названо совершенствование процедур и повышение качества кассового обслуживания субъектов государственного сектора экономики и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Поэтому Федеральное казначейство, с учетом требований времени, постоянно дорабатывает и вводит для своих клиентов новые сервисы.

Так, важным шагом навстречу клиентам, позволяющим упростить процедуру оформления платежных документов, стало введение с 1 июля 2010 г. заявки на кассовый расход (сокращенной) (код формы по КФД 0531851). Этот более упрощенный вариант заявки применяется в случаях, если оплата денежного обязательства осуществляется по одному бюджетному обязательству, по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации и возникновение денежного обязательства подтверждается не более чем одним документом-основанием. Количество сокращенных заявок на кассовый расход составляет 28% от общего объема представленных платежных документов (на примере Ставропольского края).

Реализация концепции реформирования исполнения функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в органах исполнительной власти, а также оптимизация их организационной структуры потребовали от Федерального казначейства разработки новой формы платежного документа - сводной заявки на кассовый расход (для уплаты налогов) (код формы по КФД 0531860).

Особенно актуально применение новой формы платежного документа для клиентов органов Федерального казначейства, имеющих разветвленную подведомственную сеть, структурные подразделения которой не являются самостоятельными юридическими лицами в целях налогообложения, так как сводная заявка на кассовый расход позволяет формировать один платежный документ при перечислении налогов за все структурные подразделения.

Впервые сводная заявка на кассовый расход стала систематически применяться федеральным казенным учреждением "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" в 2012 - 2013 гг. для перечисления суммы НДФЛ, исчисленной и удержанной с доходов военнослужащих, в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений.

Не будем останавливаться на порядке оформления данного документа, достаточно отметить, что сводная заявка на кассовый расход состоит из двух разделов.

В первом указываются реквизиты единые для всего документа. В разд. 2 в каждой строке заполняются реквизиты для каждого расчетного документа (платежное поручение), которые будут сформированы на основании сводной заявки на кассовый расход. ИНН и КПП плательщика, сформировавшего сводную заявку на кассовый расход, отличаются от ИНН и КПП клиентов, за которых плательщик уплачивает налоги.

С 1 января 2014 г. с вступлением в силу Приказа Федерального казначейства от 06.09.2013 N 16н, внесшего изменения в Порядок N 8н, участниками бюджетного процесса сделаны первые шаги по применению на практике сводной заявки на кассовый расход, и новому сервису клиентами дана высокая оценка.

Для примера приведем статистику по одному клиенту. Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю в 2014 г. представило 34 сводные заявки, по которым было сформировано 763 платежных поручения.

Результаты очевидны: применение сводной заявки на кассовый расход позволило клиентам значительно сократить:

- время оформления платежных документов;

- время на подписание платежных документов электронной подписью в прикладном программном обеспечении "Система удаленного финансового документооборота";

- количество платежных документов, направляемых в орган Федерального казначейства, и соответственно снизить нагрузку на "Систему удаленного финансового документооборота", что особенно актуально в конце финансового года, когда поток документов увеличивается в 2-4 раза.

Особый практический интерес представляет повышение эффективности и результативности труда каждого конкретного работника системы Федерального казначейства, а это уже затрагивает внутренние функциональные и управленческие процессы, обеспечение технологических регламентов операций, осуществляемых каждым сотрудником.

В настоящее время наиболее трудозатратными функциями органов Федерального казначейства являются санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетополучателей и обработка платежных документов, где достаточно высокий процент визуального контроля.

Новации, внедряемые Федеральным казначейством, направлены на упрощение процедур исполнения платежных документов при осуществлении кассовых выплат, для санкционирования которых в случаях, установленных Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н, не требуется представления клиентами документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. И применение сводной заявки на кассовый расход - это одна из них.

Рассмотрим пример, приведенный выше, применительно к органам Федерального казначейства. Предельный норматив, согласно Технологической карте процесса "Порядок управления платежами", на визуальный контроль заявок на кассовый расход, предоставленных без подтверждающего документа, составляет одну минуту. На практике это время может быть еще короче. Для расчета результата от внедрения новой формы платежного документа мы используем опыт коллег из УФК по г. Москве, которые провели хронометраж времени на обработку одного документа - заявки на кассовый расход. Специалист по взаимодействию с клиентами в прикладном программном обеспечении, используемом органами Федерального казначейства (ППО "АСФК"), тратит 30 секунд на верификацию соответствия КОСГУ текстовому назначению платежа (визуальный контроль) и 15 секунд - на регистрацию документа. Столько же времени затратит и начальник структурного подразделения Управления на обработку одного документа в ходе многоуровневого утверждения документов.

Сравним: 34 документа в рамках нового сервиса или 763 документа при работе в прежнем режиме, цифры говорят сами за себя. При этом снижаются трудозатраты, как специалиста, так и начальника структурного подразделения (по 45 секунд у каждого из расчета на один документ), что позволит направить высвобождаемые ресурсы на выполнение других операций.

Эффект от внедрения в 2014г. нового сервиса очевиден. И это в рамках ограниченного применения сводной заявки на кассовый расход:

- только участниками бюджетного процесса;

- только для перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации;

- только учреждениями, имеющими структурные подразделения.

Практика показала эффективность нового сервиса и его востребованность, в связи с чем с 1 января 2015 г. осуществляется полномасштабное применение нового платежного документа. Этому в значительной мере способствуют:

- во-первых, расширение круга клиентов, которые могут применять сводную заявку на кассовый расход. Это получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и юридические лица, не являющиеся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации участниками бюджетного процесса;

- во-вторых, расширение сферы применения сводной заявки на кассовый расход. В настоящее время с ее помощью можно перечислять:

заработную плату, алименты, социальные выплаты населению (стипендии, пособия отдельным категориям граждан, пожизненное содержание и т.д.), а также выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по социальному страхованию, при условии перечисления указанных выплат непосредственно на банковские счета физических лиц;

средства, перечисляемые клиентами своим уполномоченным подразделениям на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства на балансовом счете N 40116 "Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям";

налоги и сборы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые клиентами одновременно за несколько обособленных (структурных) подразделений;

субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, иные субсидии бюджетным (автономным) учреждениям;

субсидии, перечисляемые бюджетными (автономными) учреждениями своим обособленным подразделениям.

Расширение сферы применения сводной заявки на кассовый расход наряду с другими внедряемыми сервисами, позволяющими полностью автоматизировать процесс обработки документов, представляемых клиентами (механизм автоматического санкционирования заявок на кассовый расход с применением типовых шаблонов текстового назначения платежа, автоматическая обработка расходных расписаний и т.д.), несомненно, обеспечит экономию трудозатрат.

Кроме того, если адаптировать механизм "Автосанкционирование" применительно к сводной заявке на кассовый расход - это плюс еще экономия времени на обработку документа: у специалиста - 30 сек., так как верификация соответствия КОСГУ текстовому назначению платежа будет осуществляться автоматически; у начальника структурного подразделения управления - 45 сек. (документ обрабатывается автоматически, минуя процедуру многоуровневого утверждения).

На сегодняшний день Федеральное казначейство является одним из самых развитых в части информационных технологий органов исполнительной власти, что позволяет:

- обеспечить максимальную автоматизацию обработки электронных документов;

- в полной мере использовать статусную модель программных продуктов в целях освобождения работников от участия в обработке документов и предоставления им возможности осуществления контроля автоматических процессов и операций;

- эффективно и результативно выполнять поставленные задачи;

- изыскивать ресурсы для качественного исполнения ежегодно увеличивающихся функций, возлагаемых на органы Федерального казначейства, без увеличения штатной численности.

А какой платежный документ применить - выбор за клиентами. Также это зависит от направления выплат:

- в случае необходимости осуществить оплату по нескольким кодам бюджетной классификации расходов Российской Федерации, это заявка на кассовый расход;

- в случае оплаты по одному коду бюджетной классификации расходов Российской Федерации и в адрес одного получателя средств, это заявка на кассовый расход (сокращенная);

- в случае оплаты по одному коду бюджетной классификации расходов Российской Федерации в адрес нескольких получателей средств, это сводная заявка на кассовый расход.

Бесспорно одно - применение сводной заявки на кассовый расход (при определенных направлениях выплат), несомненно, предпочтительнее и для клиентов, и для органов Федерального казначейства.

 

И.С.Тапсиев. Руководитель Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, кандидат технических наук, доцент

С.А.Бабушкина Начальник отдела расходов

"Финансы", 2015, N 7

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443 (29.09.2015)
Просмотров: 290 | Теги: платежное поручение, Новая форма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016