Вторник, 20.08.2019, 03:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПОДГОТОВКИ НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ В РОССИИ

ГУЗ О.М.

О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПОДГОТОВКИ НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ В РОССИИ 

Народные дружины, дружинники, общественные организации, содействие в обеспечении правопорядка, правоохранительные органы, органы внутренних дел, педагогическая подготовка.

В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся деятельности народных дружин - общественных организации, оказывающих содействие в обеспечении правопорядка органам внутренних дел и другим правоохранительным органам, органам государственной власти и органам местного самоуправления. Раскрываются формы такого содействия, цели и задачи педагогической подготовки народных дружинников, основные направления их деятельности. По мнению автора, деятельность народных дружин должна быть направлена на формирование у населения убежденности в справедливости и общеполезности правовых норм, осознанности того, что каждый член общества несет ответственность за свои поступки перед государством, постоянства в соблюдении правовых норм, боязни наступления неблагоприятных последствий в результате их нарушения.

 

Российская Федерация, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции, является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Следовательно, осуществление политики по развитию общества, личности, человека - одна из важнейших задач государства [1]. Эта задача в большей степени носит педагогический характер, так как развитие личности в интеллектуальном, духовном, морально-нравственном, физическом плане - приоритетное направление педагогики [2].

Деятельность органов внутренних дел не может реа- лизовываться без участия в ней гражданского населения, общественности, на что прямо указано в ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Необходимость взаимодействия с общественностью диктуют и события настоящего времени, связанные с проявлениями терроризма, экстремизма, транснациональной организованной преступности.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [6] устанавливает четыре формы такого участия. Законодатель обязывает органы внутренних дел заниматься подготовкой только народных дружинников (ст. 15). Однако при осуществлении иных форм участия граждан в охране общественного порядка (деятельность общественных объединений, поисковых групп и т.д.) педагогический и воспитательный процесс со стороны органов внутренних дел законом не предусмотрен. Это, как справедливо замечают В.В. Бобров и Н.В. Сердюк, является пробелом в отечественном законодательстве [4].

На территории Красносельского района Санкт-Петербурга к охране общественного порядка привлечены три народные дружины:

1. Санкт-Петербургская общественная организация «Красносельская народная дружина» (численность дружинников с выданными удостоверениями составляет 353 человека).

2. Местная общественная организация «Добровольная народная дружина «На страже порядка»» (численность дружинников - 5 человек).

3. Региональная общественная организация по содействию охране и обеспечению общественного порядка «Народная дружина» (численность - 39 дружинников).

На 1 января 2018 г. численность дружинников с удостоверениями в Красносельском районе Санкт-Петербурга составляла 394 человека. Основной формой их деятельности является участие в охране общественного порядка на городских и районных мероприятиях совместно с сотрудниками полиции. Наиболее массовое привлечение дружинников для охраны общественного порядка было при проведении несогласованного публичного мероприятия на Марсовом поле. За 2018 г. дружинники Красносельского района принимали участие в 63 мероприятиях. Сотрудниками полиции совместно с народными дружинниками было задержано 319 правонарушителей. Из них: за административные правонарушения - 315 человек, по подозрению в совершении преступлений - 4. Обследовано около трех тысяч объектов, из них: чердаков - 1238; подвалов - 1414; внутридворовых территорий - 303; территорий детских учреждений - 64; разукомплектованного автотранспорта - 21; рынков - 70; торговых зон - 68.

При проведении оперативно-профилактических мероприятий «Внимание, дети!» дружинники задействовались по линии ГИБДД для охраны общественного порядка на пешеходных переходах (ежедневно, кроме выходных дней, когда они привлекались в качестве понятых при составлении административных протоколов). Инспекторами подразделений по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних при содействии дружинников Региональной общественной организации « Народная дружина» было выявлено 15 фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Виновные лица по привлечены к административной ответственности. Трудности при составлении протоколов в подобных ситуациях возникают, только если продавец ведет себя агрессивно и при осуществлении закупки алкогольной продукции для несовершеннолетних третьим лицом. Сотрудниками органов внутренних дел совместно с «Народной дружиной» проводят мероприятия по проверке адресов, по которым возможно незаконное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Санкт-Петербурга без регистрации и осуществляющих трудовую деятельность без разрешения. Так, например, в рамках проведения мероприятий по противодействию терроризму, обеспечения безопасности граждан и общественного порядка сотрудниками отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, сотрудниками ОР ППСП, УУП ГУУП 42 отдела полиции УМВД России по Красносельскому району совместно с «Народной дружиной» была осуществлена проверка строительного городка, расположенного на Петергофском шоссе. В ходе мероприятия проверено двое выходцев из Средней Азии и 3 гражданина Украины, которые находились на строительной площадке в спецодежде. Они не имели при себе патентов, дающих право на осуществление трудовой деятельности на территории России. Кроме того, у граждан Украины отсутствовали документы о постановке на миграционный учет: все трое привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.

Рассмотрение вопросов взаимодействия органов внутренних дел (как государственного института), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления и народных дружин как общественных объединений в охране общественного порядка представляется нам актуальным по следующим причинам:

1. Меры репрессивного характера, применяемые органами внутренних дел, выступающими в качестве части государственного аппарата, к правонарушителям, не всегда приводят к положительному результату - исправлению последних. Законопослушность населения определяется наличием у граждан культурных, морально-нравственных, правовых знаний, которые являются результатом педагогического воздействия. Работа полиции, как искусство, литература, призваны внушить людям непоколебимый оптимизм, веру в лучшее проявление человеческих душ, стремлений, желаний и помыслов [3].

2. На народные дружины возлагаются обязанности, имеющие педагогический характер, в частности - оказывать влияние на лиц, склонных к совершению противоправных деяний. В ст. 8 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в рамках содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам определены следующие направления деятельности народных дружинников:

- информирование о правонарушениях и иных угрозах общественному порядку;

- участие при возникновении необходимости в обеспечении охраны общественного порядка;

- участие по приглашению организаторов в обеспечении общественного порядка при проведении массовых, спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий;

- участие в работе консультативных, экспертных, совещательных органов (комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел, иных правоохранительных органах;

- оказание иного содействия органам внутренних дел в порядке, установленном законодательством [6].

Для успешной реализации деятельности народных дружинников на указанных выше направлениях необходимо осуществлять:

1. Правовое воспитание.

Важнейшей основой законности и правопорядка в стране, его правовой системы является правосознание и правовая воспитанность населения. Следовательно, любая правовая система должна быть ориентирована на население своей страны. В свою очередь, последнее должно правильно ее воспринимать, чтобы не возникало перекосов в ту или иную сторону. То есть граждане должны понимать суть и цель законов, которые призваны реализовы- вать их права и удерживать высокий уровень развития правового государства.

В юридической литературе понятие «правосознание» чаще определяется следующими взаимосвязанными элементами:

- рационально-идеологические (знание, идея, суждения о праве в целом);

- социально-психологические (чувства, связанные с оценкой);

- поведенческие (мотивация, побуждающая к действию; процессы, управляющие поведением, организующие, придающие активности).

Большое значение имеет уровень правовой грамотности населения, который на сегодняшний день находится на низком уровне. Это обусловлено в первую очередь изменчивостью правовых норм, связанной с внесением в них многочисленных поправок и дополнений. Чаще всего это происходит из-за недоработок на этапе принятия нормативно-правовых актов и нередко, к сожалению, вызвано некомпетентностью разработчиков проектов этих актов. Другим фактором, влияющим на правосознание и правовую грамотность населения, является насыщенность правовой системы многочисленными нормами разного уровня в одной и той же сфере, при этом часто не согласующимися между собой. Кроме того, затруднения, как в физическом, так и техническом плане, вызывает отслеживание изменений правовых норм, что приводит к снижению интереса граждан к праву как таковому. Одним из решений этих проблем видится внедрение правового воспитания в народные массы: вовлечение граждан и общественных объединений в деятельность по охране правопорядка, что является главной идеей концепции социального партнерства полиции и общества в развитых зарубежных странах, на практике доказавшей свою эффективность [5].

2. Формирование мотивов правопослушного поведения.

Под правомерным следует понимать такое поведение, которое установлено действующим законодательством. Если характеризовать мотивы правового поведения, то подчинение требованиям закона не является чем-то механическим или рефлекторным, а скорее, вырабатывается в процессе социализации, с приобретением человеком жизненного опыта, с развитием его культурно-нравственных и правовых представлений и взглядов.

Деятельность народных дружин должна быть направлена на формирование таких мотивов у населения, как:

- убежденность в справедливости и общеполезности правовых норм;

- осознанность того, что каждый член общества несет ответственность за свои поступки перед государством;

- эгоистичность, основанная на приобретении определенных благ от соблюдения правовых норм;

- постоянство в соблюдении привычных действий по соблюдению правовых норм;

- боязнь наступления неблагоприятных последствий.

Повседневная действительность доказывает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно правильно ею пользоваться, только при соблюдении этого условия право защищает гражданина. Поэтому очень важны распространение правовых знаний и разъяснение норм поведения в общественных местах. Этому может способствовать работа дружинников (в частности, например, из числа студентов старших курсов вузов правовой направленности, так как они уже владеют необходимыми компетенциями, а также нуждаются в закреплении полученных знаний на практике) [6].

3. Осуществление общей профилактики.

Общая профилактика включает в себя мобилизацию всех сил и средств государства и общества на создание атмосферы нетерпимости к противоправным проявлениям, активизацию потенциала государственных и негосударственных органов, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, отдельных граждан по выявлению и предупреждению противоправных деяний, установлению и устранению причин и условий подготовки или совершения противоправного деяния.

Из вышеизложенного следует, что общая профилактика подразумевает под собой участие в профилактической деятельности различных субъектов, имеющих определенные полномочия и/или возможности. Меры общей профилактики адресованы всем гражданам: правопослушным - с целью привлечения их к участию в профилактике правонарушений; и тем, кто склонен к совершению правонарушений и преступлений - в целях переориентации их поведения, доведения до их сознания всех негативных для государства и общества последствий подобных деяний.

Кроме указанных выше основных существуют и так называемые факультативные, или дополнительные (прикладные), направления деятельности народных дружинников. Они связаны с обособленными группами педагогического воздействия. Это - разъяснения прав и обязанностей гражданам, желающим вступить в ряды народных дружинников; взаимодействие с охранными предприятиями, сотрудниками полиции; педагогическая работа с гражданами, входящими в группы риска и т.д.

Одной из основных целей подготовки народных дружинников является формирование системы знаний о формах и методах участия в охране общественного порядка на улицах и в иных общественных местах. В соответствии с п. 22 Примерного положения о добро-
вольных народных дружинах по охране общественного порядка, действовавшего до 17 июля 1995 г., народный дружинник, кроме указанных полномочий, имел право, в частности: составлять в отсутствие работников милиции или иных уполномоченных на то лиц протокол в случае злостного нарушения общественного порядка или причинения правонарушением имущественного или иного ущерба гражданину, предприятию, учреждению, организации с последующей передачей протокола начальнику штаба (командиру) дружины; требовать от нарушителей общественного порядка предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему.

В ч. 1 ст. 25 ФЗ № 44 подчеркивается, что народные дружинники и внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей народного дружинника находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами [6]. С учетом этого в ст. 19.35 КоАП РФ предусмотрено наказание за воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий.

Народные дружинники не могут быть признаны должностными лицами, поскольку входят в состав общественного объединения. В п. 6 Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции подчеркивается, что они не являются должностными лицами органов внутренних дел. Важно отметить, что в УК РСФСР 1960 г. деятельность народных дружинников по охране общественного порядка по существу приравнивалась к аналогичной службе сотрудников милиции, вследствие чего предусматривалась одинаковая ответственность за сопротивление им (ст. 191.1) или посягательство на их жизнь (ст. 191.2).

Пленум Верховного Суда СССР разъяснял, что субъектом должностного преступления могут быть лица, которые выполняют соответствующие функции, возложенные на них правомочными на то органами, в частности члены добровольных народных дружин. Это, с одной стороны, позволяет подчеркнуть особый правовой статус указанных представителей общественности, наделенных властными полномочиями, тем самым повысив гарантии их защищенности. С другой стороны, такая норма, усиливая ответственность этих субъектов, будет в большей мере способствовать соблюдению ими законности при осуществлении деятельности по охране общественного порядка и противодействию правонарушениям [7].

Говорить о том, насколько изменилась ситуация с участием граждан в наведении должного правопорядка в общественных местах после вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [6], пока рано. Эксперты отмечают: несмотря на то, что документ действительно устанавливает правовую основу для ряда не урегулированных ранее вопросов, содержит он и ряд спорных положений, которые, впрочем, могут быть пересмотрены в дальнейшем. Так, например, подчеркивается, что дружинник наделяется определенными правами и полномочиями только на время своего дежурства, что не позволяет ему требовать прекращения правонарушения в ситуации, когда он сталкивается с очевидным нарушением общественного порядка вне времени дежурства. Также отмечается, что нужно подумать об установлении уголовной ответственности за посягательство на жизнь и здоровье дружинников в связи с исполнением ими своих обязанностей. И, наоборот, в целях недопущения абсолютного самоуправства дружинников, которое может привести к нарушению прав других граждан, ряд экспертов предлагает изменить организационно-правовую форму народных дружин: создавать их в форме не общественных, а государственно-общественных объединений.

Для реализации рассмотренных нами выше целей деятельности народных дружин главными задачами в подготовке дружинников являются:

- изучение нормативно-правовой базы, а именно законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, субъекта федерации, Министерства внутренних дел, регламентирующих деятельность народных дружинников, а также практическое их применение при охране общественного порядка;

- формирование самосознания народных дружинников, чувства ответственности за возложенные на них обязанности, стремления к постоянному совершенствованию своего мастерства;

- обучение педагогическим подходам при общении с гражданами, в том числе и с лицами, не достигшими совершеннолетия;

- приобретение необходимого уровня физической подготовки и навыков самообороны;

- формирование высокой психологической устойчивости личности, развитие наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и иных психологических качеств и навыков.

Народный дружинник, который прошел соответствующую подготовку, получает свидетельство о прохождении подготовки по основным направлениям деятельности народных дружин. Оно подтверждает его готовность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и оказанию первой помощи.

 
Библиографический список:

1. Майоров В.И. Повышение уровня доверия к деятельности полиции как направление реформы органов внутренних дел // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы ежегодной всероссийской научно- практической конференции, посвященной памяти В.Д. Сорокина: в 2 ч. СПб, 2012. С. 10-14.
2. Приказ МВД России от 31.12.2013 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения - 28.01.2019).
3. Приказ МВД России от 10.01.2012 № 8 (ред. от 20.04.2015) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» // Российская газета. 20.04.2012. № 88.
4. Бобров В.В., Сердюк Н.В. Сущность и содержание социально-педагогических аспектов сотрудничества органов внутренних дел с общественностью // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 92-97.
5. Гуров Д.В. Инновационная модель педагогического взаимодействия правоохранительных структур с гражданским обществом // Инновации и образование. 2010. № 7. С. 121-129.
6. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения - 19.01.2019).
7. Шнитенков А.В. Уголовно-правовое положение народного дружинника и внештатного сотрудника полиции // Законность. 2017. № 7. С. 41-43.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (56) 2019.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (02.08.2019)
Просмотров: 21 | Теги: дружинник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь