Четверг, 20.02.2020, 06:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Гражданское право

О некоторых правовых вопросах пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей

В.Ш.Шайхатдинов, почетный работник высшего профессионального образования, доктор юридических наук, профессор
Е.Ю.Говорухина

О некоторых правовых вопросах пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей

В рамках настоящей статьи рассмотрены некоторые актуальные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей, выявлены недостатки в действующем законодательстве и обоснованы предложения по изменению редакции ряда статей закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом нар - котических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Ключевые слова: военная служба по контракту; пенсионное обеспечение; органы прокуратуры; Следственный комитет; таможенные органы; повышение пенсий; порядок обращения за пенсией; назначение пенсий.

 
Обеспечение пенсиями военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом нар - котических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» . Данным законом предусмотрено право военнослужащих на пенсию за выслугу лет либо на пенсию по инвалидности, а членов их семей - на пенсию по случаю потери кормильца. Наименование этого закона нуждается в изменении. Как справедливо отмечает Е. А. Токарева, в наименовании перечислены далеко не все категории лиц, на которых фактически распространяется его действие. В результате, по мнению указанного автора, упомянутый закон следует именовать как «О государственном пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, работников прокуратуры, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей» . Представляется, однако, что предложенное Е. А. Токаревой наименование Закона РФ от 12 февраля 1993 г. требует уточнения. Во- первых, согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ)  система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов. При этом государственная служба иных видов включает в себя службу в органах и организациях Прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД России, Федеральной таможенной службы России, Государственной противопожарной службы МЧС России, Федеральной службы исполнения наказаний России и др. Во-вторых, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»  в войсках национальной гвардии предусматривается военная служба, служба в войсках национальной гвардии, государственная гражданская служба. Личный состав войск национальной гвардии включает в себя военнослужащих, сотрудников и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) войск национальной гвардии. Из перечисленных здесь категорий лиц право на пенсионное обеспечение по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. имеют военнослужащие, проходящие службу по контракту, а также сотрудники войск национальной гвардии. Поэтому, на наш взгляд, Закон РФ от 12 февраля 1993 г. необходимо именовать следующим образом: «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу по контракту, государственную службу иных видов, сотрудников войск национальной гвардии, и членов их семей».

В целях выявления недостатков Закона РФ от 12 февраля 1993 г., как нам представляется, целесообразно изложить его основные положения, касающиеся прав военнослужащих и членов их семей на пенсионное обеспечение, а также правил исчисления размеров пенсий и их выплаты.

Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, содержатся в ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. На данный вид пенсии право имеют: а) лица, выслуга лет которых на день увольнения со службы составляет 20 лет и более; б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба (служба).

Устанавливаются следующие размеры пенсии за выслугу лет: а) 50 % денежного довольствия, а за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 % денежного довольствия, но всего не более 85 % - для лиц, имеющих выслугу 20 лет и более; б) 50 % денежного довольствия, а за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 % денежного довольствия - для лиц, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба (служба).

Пенсии за выслугу лет увеличиваются: а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы; б) лицам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, получившим инвалидность вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин; в) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.

К пенсии за выслугу лет начисляются надбавки: а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80 лет - на уход за ними; б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи; в) пенсионерам, участвовавшим в Великой Отечественной войне.

Героям Советского Союза, Героям РФ и лицам, награжденным Орденом Славы трех степеней, пенсии за выслугу лет повышаются на 100 % размера пенсии; на 50 % размера пенсии - Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ и т. п. (ст. 45 и 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.).

Выслуга лет военнослужащих исчисляется согласно положениям ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г., а также постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу либо службу в органах внутренних дел, и их семьям» .

Денежное довольствие для исчисления пенсий определяется по правилам ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. При исчислении размера пенсии учитываются оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 % и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 % до достижения 100 % его размера. Но следует отметить, что до 1 января 2019 г. приостанавливается действие этих положений. Размер денежного довольствия, который учитывается при расчете пенсии, с 1 января 2018 г. составляет 72,23 % от размера денежного довольствия.

Право на пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. возникает в том случае, если у лиц, ставших инвалидами, инвалидность наступила в период прохождения военной службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Военнослужащие, признанные инвалидами, подразделяются на две категории:

а) инвалиды вследствие военной травмы; б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
Устанавливаются следующие размеры пенсий по инвалидности: а) 85 % денежного довольствия - инвалидам вследствие военной травмы I и II групп, 50 % денежного довольствия - инвалидам III группы;

б) 75 % денежного довольствия - инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп, 40 % - инвалидам III группы. Предусмотрено начисление надбавок к пенсии по инвалидности. Инвалидам I группы либо достигшим 80-летнего возраста, а также инвалидам I и II групп, в случае если они не работают и имеют на иждивении нетрудоспособных членов семьи, начисляются надбавки в таком же размере, что и к пенсии за выслугу лет. Участникам Великой Отечественной войны также начисляется надбавка.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, состоявшие на его иждивении, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Законодатель предусматривает два условия, при одновременном количестве которых предоставляется пенсия по утрате кормильца, отсутствие хотя бы одного условия не допускает права на получение данной пенсии. Первым условием является нетрудоспособность заявителя. Вторым условием является факт нахождения на иждивении у умершего лица.

При этом факт иждивения доказывается в судебном порядке, в рамках особого производства, в порядке, регламентированном гражданским процессуальном законодательством (ст. 264 ГПК РФ), об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

При установлении факта иждивения необходимо доказать, что помощь от умершего была постоянным и основным (курсив наш. - В. Ш., Е. Г.) источником средств для жизни и существования заявителя.

Последнее обстоятельство является основным препятствием для получения пенсии по утрате кормильца; заявителю необходимо в судебном порядке доказывать факт помощи от умершего на постоянной, регулярной основе. Ведение совместного домашнего хозяйства не всегда так может быть истолковано. Кроме того, необходимо в ходе судебного разбирательства доказать, что помощь от умершего являлась основным средством для существования заявителя. Если же проанализировать судебную практику, в том числе судов Свердловской области, то заявители чаще всего являются пенсионерами, которые, соответственно, получают свою пенсию и, следовательно, находятся на иждивении у государства, а помощь от умершего, если и была, то не носила характера основного средства для его существования .

Впрочем, следует отметить, что в соответствии со ст. 31 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. пенсия по потере кормильца может выплачиваться и лицу, которое имеет доход, но законодатель указал, что эта пенсия может быть назначена, т. е. все остается исключительно на судебное усмотрение.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям, нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие военной травмы; независимо от возраста и трудоспособности супругу, одному из родителей или другому члену семьи в случае, если они не работают и заняты уходом за не достигшими 14-летнего возраста детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца.

Право на пенсию по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) имеют супруги лиц, умерших (погибших) вследствие военной травмы, а те из них, кто занят уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на пенсию независимо от трудоспособности, возраста, и от того, работают они или нет, в том числе от того, проходят ли они военную службу, службу в иных государственных органах, или нет. Родители лиц, которые умерли (погибли) вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 лет и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах: а) семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, - 50 % денежного довольствия кормильца; б) семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, - 40 % денежного довольствия кормильца.

Членам семьи, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, к пенсии по случаю потери кормильца начисляется надбавка на уход. К пенсии, назначенной детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери также предусмотрена надбавка.

Пенсии, назначенные по Закону РФ от 12 февраля 1993 г., выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. При поступлении пенсионеров на военную службу или на государственную службу иных видов выплата пенсий приостанавливается (ст. 6 и 57).

Недостатки Закона РФ от 12 февраля 1993 г. отмечены в работах таких исследователей, как Г. А. Золотухин, А. В. Копытов, В. М. Корякин , Н. В. Антипьева , Д. Н. Ермаков, С. А. Хмелевская , Е. А. Токарева  и др. Поэтому мы остановимся лишь на некоторых вопросах.

Пенсия за выслугу лет военнослужащим имеет двойную природу. В первую очередь она назначается в связи с наличием в законодательстве ограничений, основанных на повышенных требованиях к физическому и психическому состоянию лиц, допускаемых к военной службе (а также и к государственной службе иных видов). Это нашло отражение в ст. 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»5, устанавливающей требования, которые предъявляются к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, а также в ст. 49 указанного Федерального закона, где определен предельный возраст пребывания на военной службе. С другой стороны, пенсия за выслугу лет представляет собой компенсацию за утрату денежного довольствия в связи с увольнением со службы. Поэтому нет оснований считать пенсию за выслугу лет льготной.

Что касается отличий пенсии за выслугу лет от досрочных страховых пенсий по старости по условиям труда, то здесь можно сказать следующее. Во-первых, досрочная пенсия по старости представляет собой льготу за работу с условиями труда, для которых характерны критерии тяжести и вредности, основанные на гигиенической классификации условий труда и приводящие (фактически либо предположительно) к потере общей трудоспособности. Пенсия же за выслугу лет военнослужащим назначается лицам, занятым на службе, длительное выполнение которой ведет к утрате профессиональной пригодности ранее наступления общеустановленного возраста, дающего права на получение пенсии по старости. При этом военная служба осложнена не внешними факторами производственной среды, а повышенными физическими и нервно-психическими нагрузками. Основная цель пенсии за выслугу лет - компенсировать денежное довольствие военнослужащего, которое утрачено в связи с потерей им профессиональной трудоспособности и пригодности (фактически либо предположительно). Поэтому непременным условием назначения пенсии за выслугу лет является увольнение со службы и наличие выслуги лет либо общего трудового стажа, включая выслугу лет установленной продолжительности (ст. 6 и 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.).

Исходя из обоснованной выше природы пенсии за выслугу лет, можно считать, что вопросы установления требований к лицам, поступающим на военную службу, а также вопросы выплаты пенсий за выслугу лет пенсионерам, которые продолжают работать, находятся в тесной связи между собой. Если считать доказанным, что пенсия за выслугу лет устанавливается военнослужащим, утратившим профессиональную пригодность и трудоспособность, и при условии увольнения со службы, то логично сделать вывод о том, что они не могут служить в должностях, дающих право на эту пенсию, и получать ее. Однако это не должно быть препятствием для выплаты пенсии за выслугу лет, если бывший военнослужащий занят на работах, не связанных с военной службой и государственной службой иных видов, где не предъявляются повышенные требования к работникам, касающиеся их возраста, физического и психического состояния.

В то же время нельзя не отметить, что в абз. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. речь идет о приостановке выплаты пенсии за выслугу лет только лицам, указанным в ст. 1 этого же закона (сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы). Что касается лиц, проходящих государственную службу иных видов (в таможенных органах, органах и организациях прокуратуры и т. п.), то о них в ст. 1 не сказано, что можно считать ошибкой законодателя.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 марта 2004 г. № 6-П указал, что отсутствие в ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. упоминания о лицах, проходивших службу в органах прокуратуры и таможенных органах, не означает, что в отношении пенсионеров из числа этих лиц правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует. Однако изложенная выше правовая позиция Конституционного Суда РФ не была безоговорочно принята всеми правоприменителями, включая суды общей юрисдикции. Достаточно привести два примера. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2013 г. № 7б КТ 13-31 содержит положение, что если военный пенсионер поступает на службу в прокуратуру, выплата пенсии ему продолжается. Подобное же решение содержится в определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 2 февраля 2015 г. по делу бывшего военнослужащего Г., поступившего после назначения ему пенсии за выслугу лет в таможенные органы. Необходимо также добавить, что сказанное выше касается и службы в органах Следственного комитета РФ. Все это подтверждает, что назрел вопрос о внесении соответствующих изменений в ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. Необходимость этих изменений подтверждается и тем обстоятельством, что в ст. 50 и 51 данного закона указаны Генеральная прокуратура РФ и Следственный комитет РФ. Статья 6 исследуемого закона дополнена лишь указанием на Федеральную службу войск национальной гвардии, чего не было ранее. Одновременно следует дополнить положениями о службе в органах прокуратуры, следственных и таможенных органах ст. 1, 4, 5, 8, 11, 13, 14, 18, 30, 43 и 48. Что касается ст. 50, 51 и 65, то их следовало бы дополнить указанием на Федеральную таможенную службу.

Представляется, что право требования выплаты назначенной военнослужащему пенсии за выслугу лет подлежит конституционной защите как право собственности (ст. 35 Конституции РФ, ст. 1 Первого протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Однако при этом нельзя признавать данное право безоговорочным. Поскольку источником выплаты пенсии за выслугу лет является федеральный бюджет, государство как его собственник вправе осуществлять контроль за его распределением.

Право государства устанавливать условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет связано с тем обстоятельством, что пенсия за выслугу лет военнослужащим финансируется из федерального бюджета полностью. Министерство обороны РФ, как и иные министерства и ведомства силового блока, освобождены от уплаты пенсионных страховых взносов, а военнослужащие не имеют индивидуальных лицевых счетов, на которых бы аккумулировались их пенсионный капитал и пенсионные накопления.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что ежемесячная доплата за выслугу лет, выплачиваемая военнослужащим и приравненным к ним лицам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, в период прохождения ими службы, является составной частью денежного довольствия и не может рассматриваться в качестве выплаты, аналогичной по своей природе и предназначению пенсии за выслугу лет. Положение абз. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет при поступлении пенсионера на военную и некоторые виды правоохранительной службы не является нарушением принципа равенства прав граждан, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, а также не может считаться ограничением прав военного пенсионера на свободу труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначенные по этому закону, повышаются на 100, 50, 15 % пенсии и т. д. в зависимости от статуса различных лиц. С одной стороны, пенсии по случаю потери кормильца здесь упомянуты, с другой же - редакция ст. 45 закона позволяет двойное толкование ее норм. Эта двойственность включает предположение о том, что право на повышение пенсии касается только самих лиц, являющихся героями, участниками войны, ветеранами боевых действий и т. п., но не членов их семей, получающих пенсии по случаю потери кормильца в связи с гибелью (смертью) перечисленных выше лиц . О двойном толковании ст. 45 Закона от 12 февраля 1993 г. свидетельствуют, в частности, решения судов по делам гр. Л.  и К.

Для успешного решения вопроса о соблюдении прав граждан, получающих пенсии по случаю потери кормильца в связи с гибелью (смертью) лиц, перечисленных в ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г., на повышение этих пенсий, необходимо уяснить содержание правовых норм ст. 45 в тесной взаимосвязи со ст. 46 упомянутого закона. Согласно ч. 5 ст. 46 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45, устанавливаются к пенсии, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий. Правильность такого подхода подтверждается рядом решений Верховного Суда РФ. Таковы определения Судебной коллегии по гражданским делам от 29 апреля 2011 г. № 78-Впр 11,3 , а также Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 г.
Из изложенного выше можно сделать следующие выводы.

Во-первых, необходимо изменить редакцию ч. 1 ст. 45 Закона, указав в ней, что повышение размеров пенсий распространяется не только на лиц, являющихся героями, участниками войны, ветеранами боевых действий и т. п., но и на членов семей, получающих пенсии по случаю потери кормильца, либо исключить положения ч. 5 ст. 46 Закона.

Во-вторых, Верховному Суду РФ следует принять постановление Пленума о судебной практике по применению Закона РФ от 12 февраля 1993 г.

В-третьих, соответствующим федеральным органам исполнительной власти необходимо производить повышения пенсий по случаю потери кормильца членам семей лиц, перечисленных в ст. 45 закона, руководствуясь как ст. 45, так и ч. 5 ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.

И еще один вопрос. Положения ст. 50-55 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. в общих чертах регулируют процедурные отношения по обращению за назначением пенсий, рассмотрению заявлений и документов и назначению пенсий. Более детально эти отношения регламентированы в нормативных правовых актах, принимаемых органами исполнительной власти, где граждане проходят военную службу и государственную службу иных видов. Так, в системе ФСБ России, МВД России, уголовно-исполнительной системе, Прокуратуре РФ и ФТС России приняты соответствующие нормативные правовые акты о порядке организации пенсионного обеспечения. В то же время в системе Минобороны России такой нормативный правовой акт отсутствует. Поэтому представляется необходимым разработать и принять нормативный правовой акт об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Минобороны России, а в будущем Правительству РФ утвердить единый подзаконный акт об организации работы по пенсионному обеспечению по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. в федеральных органах исполнительной власти, где граждане проходят военную службу по контракту и государственную службу иных видов, а также учесть недостатки ст. 50-55 закона о порядке обращения за пенсиями и их назначения.

Библиографический список

1. Александрова Н. Золотую звезду обесценили / Н. Александрова // Российская газета. - 2005. - 28 июня.
2. Антипьева Н. В. Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужащих: монография / Н. В. Антипьева. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009.
3. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения: монография / Н. В. Антипьева. - Москва: Проспект, 2016.
4. Золотухин Г. А. Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей / Г. А. Золотухин, А. В. Копытов, В. М. Корякин. - Москва, 2002.
5. Ермаков Д. Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учеб. пособие для магистров / Д. Н. Ермаков, С. А. Хмелевская. - Москва: Дашков и К, 2014.
6. Токарева Е. А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: монография / Е. А. Токарева. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2016. - С. 70-73.

Научно-практический журнал "Вестник Уральского юридического института МВД России" № 4, 2018


Категория: Гражданское право | Добавил: x5443 (21.01.2020)
Просмотров: 34 | Теги: военная служба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь