Четверг, 23.02.2017, 08:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

О некоторых изменениях в правовых подходах к рассмотрению проекта федерального бюджета

Д.А.Никончук**

 

О некоторых изменениях в правовых подходах к рассмотрению проекта федерального бюджета

 

Правовые процедуры рассмотрения проекта федерального бюджета определены в первую очередь Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), в соответствии с которым Правительство Российской Федерации (далее – Правительство) в 2008 году вносило на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу  проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года и до этого же срока Центральный банк Российской Федерации (далее Центральный банк) представлял в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, а проект считался внесенным в срок, если он был доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

Однако в 2009 году правовые подходы к рассмотрению проекта федерального бюджета претерпели некоторые изменения, суть которых и будет рассмотрена в статье.

Так, Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 19 июля 2009 г.  № 192-ФЗ было установлено, что Правительство вносит законопроект о бюджете на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 1 октября 2009 года. При этом проект считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября 2009 года. Было установлено также, что до 1 октября 2009 года и Центральный банк представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [2].

Соответственно прохождение проекта бюджета в нынешнем году осуществлялось следующим образом. 30 июля 2009 года Правительство одобрило в основном проект основных направлений бюджетной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и приняло за основу для подготовки проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. На заседании Правительства также был одобрен в основном перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2010 году и плановом периоде 2011 и 2012 годов.

23 сентября 2009 года Правительство одобрило проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», а также подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Уже 10 сентября 2009 года в Государственной Думе была сформирована Рабочая группа Аппарата Государственной Думы по организационно-техническому обеспечению и правовому сопровождению рассмотрения проектов федеральных законов "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В соответствии с этой уточненной нормой проект вместе с сопроводительным письмом за подписью Председателя Правительства Российской Федерации был направлен в Государственную Думу 30 сентября 2009 года. В пояснительной записке к законопроекту было отмечено, что проект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, что в нем обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов бюджетной и налоговой политики Российской Федерации.

30 сентября 2009 года проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и сопровождающие его документы были представлены в Государственную Думу. Законопроект был зарегистрирован в Управлении документационного и информационного обеспечения под номером 258591-5 и направлен Председателю Государственной Думы, а затем в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике и Комитет Государственной Думы по охране здоровья. 21 октября 2009 года Государственная Дума приняла законопроект о бюджете в первом чтении,  18 ноября – во втором чтении, а 20 ноября приняла федеральный закон о бюджете, который 25 ноября одобрил Совет Федерации и подписал 2 декабря Президент Российской Федерации.

Механизм же прохождения проекта федерального бюджета выглядит ныне следующим образом.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами: основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период; предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год; прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год; прогнозом основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том числе консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; пояснительной запиской к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период; реестром расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; перечнем публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетами по ним на очередной финансовый год и плановый период; методиками (проектами методик) и расчетами распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде; основными показателями государственного оборонного заказа; отчетами о реализации долгосрочных целевых программ; федеральной адресной инвестиционной программой; верхним пределом государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам; верхним пределом и проектом структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода; проектом программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период; проектами программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; сведениями о размере и структуре долга иностранных государств перед Российской Федерацией по состоянию на конец отчетного финансового года по видам долговых обязательств и заемщикам; верхним пределом предоставления государственных гарантий Российской Федерации третьим лицам на привлечение внешних заимствований с разбивкой по годам, за исключением целевых иностранных кредитов (заимствований), на конец очередного финансового года и каждого года планового периода; проектом программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и проектом программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; предложениями по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, а также предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде; расчетами прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда будущих поколений, прогнозируемого объема средств Резервного фонда и Фонда будущих поколений на начало и конец очередного финансового года и каждого года планового периода.

        Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году; о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

В случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде[3].

Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 19 июля 2009 г. № 192-ФЗ были внесены также изменения в сроки непосредственного рассмотрения законопроекта о бюджете. Так,  было установлено, что первом чтении палата обязана рассмотреть законопроект о бюджете  в течение 20 дней (ранее – в течение 30 дней) со дня его внесения в Государственную Думу Правительством, во втором чтении – в течение 25 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении (ранее – в течение 35 дней), в третьем чтении – в течение 5 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении (ранее – в течение 15 дней)[4].

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Предметом рассмотрения законопроекта в первом чтении являются также, в соответствии с Бюджетным кодексом, основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета; приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены Бюджетным кодексом; общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода; объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде; верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода; нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде; дефицит (профицит) федерального бюджета.

         При утверждении основных характеристик бюджета указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).

         При рассмотрении законопроекта в первом чтении Государственная Дума заслушивает доклад Правительства, содоклады Комитета по бюджету и налогам и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении законопроекта. В случае принятия Государственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета, определенные статьей 199 Бюджетного кодекса. При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.

В случае отклонения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;  вернуть законопроект в Правительство на доработку;  поставить вопрос о доверии Правительству.

В случае отклонения законопроекта в первом чтении и передачи его в согласительную комиссию в течение 10 дней комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства. Решение считается принятым одной из сторон, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики бюджета, а также законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.

По итогам рассмотрения законопроекта в первом чтении принимается постановление Государственной Думы о принятии проекта федерального закона в первом чтении и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам бюджета по итогам согласительной комиссии, законопроект считается повторно отклоненным в первом чтении. При его повторном отклонении в первом чтении Государственная Дума не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство. Повторное отклонение законопроекта возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству.

При утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума по итогам работы согласительной комиссии не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии.

В случае отклонения законопроекта Государственной Думой в первом чтении и возвращения его на доработку в Правительство оно в течение 20 дней дорабатывает законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и налогам и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения. В случае отставки Правительства в связи с отклонением законопроекта вновь сформированное Правительство представляет новый вариант такого законопроекта не позднее 30 дней после сформирования.

Предметом рассмотрения законопроекта во втором чтении являются: приложение к нему, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета; приложение, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета; бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета  в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении; приложение, устанавливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов; программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации; программа государственных внешних заимствований Российской Федерации; программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации; программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте; приложение по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ; текстовые статьи законопроекта.

Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету и налогам.

Комитет по бюджету и налогам готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

Рассмотрение поправок по предмету второго чтения по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации проводится в Комитете по бюджету и налогам и соответствующем профильном комитете. Профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету и налогам таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету и налогам, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы. Порядок взаимодействия комитетов Государственной Думы при рассмотрении законопроекта и порядок согласования разногласий между ними определяются Регламентом Государственной Думы.

Поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие изменение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, включение в проект федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не предусмотренных законопроектом, изменение объема межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), предоставление средств федерального бюджета конкретным юридическим лицам, не рассматриваются без заключения Правительства Российской Федерации.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При его рассмотрении закон голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации (далее – Президент) для подписания и обнародования. В случае же его отклонения Советом Федерации закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон. Государственная Дума повторно рассматривает его в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения закон передается в Совет Федерации в течение пяти дней со дня принятия. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения закона Президентом РФ он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. Дальнейшее рассмотрение закона осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному при отклонении закона Советом Федерации. 

 

 

*  Никончук Дмитрий Александрович – соискатель кафедры правового  обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО (У) МИД России.

 

[2] См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 19 июля 2009 г. № 192-ФЗ.

[3] Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М., 2010.

[4] Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 19 июля 2009 г. № 192-ФЗ

 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (01.01.2013)
Просмотров: 399 | Теги: срок, Центральный банк, федерального, Государственную Думу, проекта, изменениях, рассмотрению, правительства, правовых, подходах | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017