Вторник, 23.07.2019, 10:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

ПОЛЯКОВ А.В., преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Органы внутренних дел, образовательная организация, образовательный процесс, формы проведения занятий, ролевая игра, квест, лекция, семинар, практическое занятие, мотивация, повышение качества знаний.

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся улучшения методики преподавания, качества приобретаемых навыков и умений, повышения уровня заинтересованности обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. Анализируются различные виды и формы организации занятий (лекция, семинар, практическое занятие в форме ролевой игры, квеста). Отмечаются такие формы организации занятий, которые помогают развитию мышления, способствуют выработке навыков логического обоснования действий при принятии какого-либо решения. Делается вывод о том, что разработка и внедрение в образовательный процесс игровых методов обучения может повысить заинтересованность и мотивацию обучающихся и уровень их профессиональной подготовки.

 

Известно, что теоретические знания по жизненным или профессиональным вопросам еще не гарантируют успех в практической деятельности. Лучше запоминаются и остаются в памяти эмоционально окрашенные события. В условиях современности с учетом стоящих перед системой МВД России задач возникает необходимость в повышении качества профессиональной подготовки кадров. Проводимая сотрудниками органов внутренних дел работа по противодействию преступности должна идти в ногу со временем. В связи с этим разработка и внедрение новых методик обучения, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки, является одной из основных задач для образовательных организаций.

Как отмечают А.Н. Григорьев и А.Б. Серых, «в качестве важной задачи, стоящей перед образовательными учреждениями системы МВД России, следует рассматривать формирование современной модели образования, призванной обеспечить эффективное решение задач в сфере профессиональной подготовки специалистов органов внутренних дел РФ. Сложившуюся в МВД практику организации, содержания и методики обучения необходимо корректировать, определив приоритетные направления совершенствования образовательного процесса. Таким образом, изменения должны затронуть не только саму систему ведомственного образования, методологию и технологию образовательного процесса, но главным образом цели образования, его стратегическую ориентацию» [1].

Процесс восприятия и усвоения курсантами и слушателями учебного материала по дисциплине во многом зависит от того, как преподаватель преподнесет необходимый материал. Значительная доля изучаемого материала воспринимается на лекционном занятии, к которому преподаватель, несомненно, должен подойти ответственно, ведь «сухое» чтение материала без разъяснения положений и примеров не приведет к желаемому результату. Здесь и возникают вопросы о заинтересованности курсанта, слушателя в изучаемом предмете, о необходимости повышенного внимания к индивидуальным особенностям личности. Способ решения данной проблемы, на наш взгляд, заключается в использовании новых методов образования и воспитания, необходимых для формирования соответствующих навыков.

Как заметил А.Ф. Караваев, одним из методов оценки индивидуальных особенностей является наблюдение. Оно дает объективные результаты оценки качеств и особенностей личности при включении ее в деятельность.

Еще одним методом выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся является психодиагностическая беседа. Ее эффективность зависит от множества факторов, в том числе от умения преподавателя установить оптимальный контакт с обучающимся, выбрать правильный тон и направление беседы [2]. В ходе проведения лекционного занятия необходимо привлекать внимание курсантов и слушателей путем ведения с ними живого общения, вступая в диалог, задавая аудитории вопросы, касающиеся различных аспектов изучаемой темы, уделяя повышенное внимание обучающимся, которые показывают недостаточные знания в ходе семинарских и практических занятий. А.Б. Серых и А.А. Зайцева отмечают: «Комплексная учебная программа представляет собой логически построенную программу связи между теоретическими фрагментами лекции, решением задач и постановкой экспериментальных исследований на практических занятиях. При этом лекции могут быть проблемными, а практические занятия игровыми. Считается, что при выборе тем для составления программы, основное внимание должно быть обращено на четкое, логическое и целенаправленное распределение материалов по видам занятий, а также по формам их предъявления» [3].

Немаловажной составляющей образовательного процесса является семинарское занятие. В ходе его проведения курсант, слушатель демонстрирует свои знания, полученные на лекционных занятиях и при самостоятельной подготовке. Как представляется, на семинаре не следует строго придерживаться материала лекции, повторяя за лектором, а наоборот, необходимо сосредоточиться как раз том, что не было озвучено в ходе лекционного занятия. Излагая выученный наизусть материал, курсант, слушатель не демонстрирует приобретенных знаний по пройденной теме. Пересказом - без углубления в тему, без рассмотрения примеров и т.п. - проблему освоения материала решить невозможно. Важно, чтобы обучающийся вник в суть материала, ее понимание приведет к логическому построению мысли, и как результат - к верному ответу.

Как показывают опросы обучающихся по ранее изученному материалу, знания, полученные в ходе проведения лекционных и семинарских занятий, забываются. Это свидетельствует о недостаточной подготовке обучающихся к занятиям и низкой заинтересованности в усвоении полученного материала. Еще одним важным видом контроля знаний является проведение практического занятия. В круг его задач входит формирование навыков и умений, реализация и отработка полученных ранее знаний, подготовка будущих специалистов к практической деятельности.

В своем исследовании Ю.Ю. Грибова указывает на то, что у различных обучающихся свойства личности проявляются неодинаково. У одних они выражены в меру, у других некоторые из этих свойств обострены. Для того чтобы работа преподавателя была успешной, необходимо опираться на знание законов психического развития личности. Понятие «игровые педагогические технологии» охватывает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма придается занятиям при помощи игровых приемов и ситуаций, которые становятся средством побуждения и стимулирования обучающихся к учебной деятельности [4].

Одной из форм проведения практического занятия является ролевая игра. Она представляет собой процесс, позволяющий обучаться на собственном опыте путем создания и моделирования ситуации, это учебная деятельность, в которой несколько участников объединены решением одной задачи с целью победы. Сценарий ролевой игры позволяет обучающимся наглядно увидеть, понять и определить наиболее приемлемую линию поведения в той или иной ситуации, помогает приобрести опыт взаимодействия с людьми, развить профессиональные навыки. Ролевая игра является творческим процессом, при котором обучающийся может получить как положительный результат - при правильном решении поставленной задачи, так и отрицательный - при неправильном решении, приобретая при этом необходимый опыт для будущей работы. Впрочем, хотя игра и является творческим процессом, она должна следовать определенным правилам, ее нельзя пускать на самотек, создавая предпосылки для неправильного ее решения заданий.

Характерным признаком ролевой игры является наличие сюжета, предмета изображения, последовательности событий. Несомненно, в условиях игры должны присутствовать определенные правила поведения ее участников. Правила придают осмысленность выполняемым действиям, учат общению между участниками игры. На наш взгляд, составными элементами игры как формы организации занятия являются: объект учебной деятельности, правила игры, активное участие в игре, принятие решения на основе ранее пройденного материала, возможность при определенных обстоятельствах изменять условие задачи, оценка принятого решения.

В качестве примера ролевой игры можно привести межкафедральное тактическое занятие «Учение». В начале занятия курсантам нескольких учебных групп дается условие общей задачи. Например: «Группа вооруженных преступников под угрозой применения оружия совершила нападение на инкассаторский автомобиль, похитила денежные средства, после чего скрылась в неизвестном направлении». Из курсантов формируется несколько групп, члены первой исполняют роль следователя, второй - эксперта-криминалиста, третьей
- оперуполномоченного уголовного розыска и т.д. У каждой из групп есть свои обязанности, которые они должны выполнить, чтобы достичь главной цели - раскрыть преступление. Учение обычно носит масштабный характер и происходит в условиях полигона (с возможностью выхода за его пределы). Подобное занятие можно провести и в условиях аудитории с участием одной учебной группы, определив роль каждому курсанту, слушателю (преступник, потерпевший, следователь, эксперт-криминалист, оперуполномоченный, свидетель, очевидец, скупщик, начальник ОВД, прокурор и т.д.). Продолжением такого учения может быть занятие в форме ролевой игры, сюжет которой связан с рассмотрением уголовного дела в суде.

Еще одна форма проведения практического занятия - игра в виде квеста. Как отмечает В.В. Сидоров, ее задачами являются «развитие креативного мышления, раскрытие творческого потенциала, формирование навыков рационального использования учебного времени, стимулирование познавательной мотивации. Квест может использоваться на занятиях по многим учебным дисциплинам, так как может быть взаимосвязан с другими формами обучения и воспитания и давать лучшие результаты в образовательном процессе. Как дидактическая игра занятие-квест позволяет активизировать учебный процесс, привлекает внимание к предмету, чтобы обучающиеся могли применить свои творческие способности, навыки самостоятельной деятельности» [5]. По сути, квест представляет собой игру, в которой нужно решать определенные задачи для дальнейшего продвижения по сюжету и достижения поставленной цели. Решение каждой задачи открывает доступ к следующей и приближает игрока к финалу игры. При подготовке к проведению занятия преподаватель определяет его форму и выносит на решение заранее разработанные учебные вопросы, ответы на них обучающиеся должны найти самостоятельно. Задачи могут быть заранее смоделированы, а также могут меняться по ходу решения квеста.

Рассмотренные формы проведения занятий помогают развитию мышления, способствуют выработке навыков логического обоснования своих действий при принятии какого-либо решения. Важным моментом в ходе проведения игры является умение высказывать свое мнение, предъявлять доказательства, тем самым приобретаются навыки необходимые для успешного выполнения задач в практической деятельности. Возможность возникновения спора между участниками подталкивает их к выработке нестандартного решения, ведь, как известно, в споре рождается истина. Преподавателю при проведении таких занятий отводится роль второго плана: он определяет цель занятия, контролирует время и выполнение условий задачи. Подводя итог, необходимо отметить, что, на наш взгляд, разработка и внедрение в учебный процесс подобных методов обучения будет способствовать повышению заинтересованности обучающихся, мотивации их к обучению и как результат - уровня их профессиональной подготовки.
 

Библиографический список:

1. Григорьев А.Н., Серых А.Б. Профессиональная информационная культура как цель профессиональной подготовки специалистов МВД России. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2010. № 3. С. 61-66.
2. Караваев А.Ф. Исследование и формирование индивидуально-психологических особенностей обучающихся // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1 (25). С. 53-54.
3. Серых А.Б., Зайцева А. А. Способ создания моделей формирования сложных психических образований на основе «дерева» целей комплексной учебной программы // Образование личности. 2016. № 3. С. 90-96
4. Грибова Ю.Ю. Игра как метод обучения // Молодой ученый. 2014. № 12. С. 265-267.
5. Сидоров В.В. Квест, как интерактивная форма практических занятий (на примере обучения по кафедре уголовного процесса) // Прикладная психология и педагогика. 2017. № 2. С. 83-89.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (55) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (15.06.2019)
Просмотров: 25 | Теги: образовательный процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь