Понедельник, 05.12.2016, 07:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

О НАСУЩНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ И ЕЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

А.М.Голобоков, Ю.В.Барбарук

О НАСУЩНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ И ЕЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Данная статья представляет собой рассмотрение одной из важнейших проблем современного этапа социально-экономического развития России - выбора стратегической государственной цели. В качестве такой цели предлагается равномерное развитие инфраструктуры регионов на всей территории страны.

Ключевые слова: идеология, инфраструктура, стратегическая цель, теория управления.

 
Реальный мир бесконечно сложен и до конца не познаваем. Это - его важнейшая объективная и одновременно идеальная характеристика, черта. Все другие системные, включая научные и религиозные, представления являются его упрощениями или идеализацией. При этом, с гносеологической точки зрения, не принципиально, лежит ли в основе науки (религии) «десять заповедей Христа» или «моральный кодекс строителя коммунизма». Думается, что ожидаемое доказательство существования «бозона Хиггса» также будет являться лишь очередным шагом человечества в проникновение в сущность процессов, происходящих в окружающем нас мире. Это будет как бы технологическим антиподом ХХ1 в. «дефекту массы», имеющему место при выделении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакций и формализованному Эйнштейном еще столетие назад. Объективность мира в том, что он существует, а идеальность его состоит в нашей способности отображать его в своем сознании в виде системных, логических, формальных представлений (моделей) любого толка и любой степени сложности.

Общественная жизнь живых существ, присущая не только человеку, всегда основана на сознательной, в той или иной степени, систематизации всех ее проявлений для обеспечения жизнедеятельности и выживания видов в условиях конкурентной внутри- и межвидовой борьбы. Естественно, что в человеческом обществе такая систематизация (идеализация) в земных условиях достигает своего апогея, и этим апогеем общественной жизни на Земле исторически и до настоящего времени служит государство (различные его модификации). Глобальные организационные системы сегодня, как и ранее, к сожалению, реально - только декларации и теоретизирование. Рассуждая об исторической жесткой конкурентной борьбе культурно-исторических типов, о природе патриотизма в своем главном философском труде «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский, наш выдающийся ученый-естествоиспытатель, еще 130 лет назад, касаясь соотношения проблем Российского (всеславянского в будущем, по его убеждению) государства с общечеловеческими, писал следующее: «Человечество не представляет собой чего-либо действительно конституированного, сознательно идущего к какой-либо определенной цели, а есть только отвлечение от понятия о правах отдельного человека, распространенное на всех ему подобных. Поэтому все, что говорится об обязанностях в отношении к человечеству, приводится собственно к обязанностям в отношении к отдельным людям, к какому бы роду или племени они ни принадлежали; между тем как независимо от этих обязанностей существуют особые обязанности не только к государству, но и к той высшей единице, которую мы называем культурно-историческим типом» [2, с. 128]. С исторической точки зрения он отождествлял понятие цивилизации с культурно-историческим типом народов, населявших и населяющих то или иное государство, совокупность государств и особо выделял роль России в реализации цивилизационных устремлений всех православных славянских народов. Мерилом же (критерием оценки) конкурентоспособности любого государства выступает его сравнительный уровень (рейтинг) социально-экономического развития, который является важнейшим объективным показателем эффективности госуправления.

В теории управления системный подход всегда предполагает рассмотрение любого объекта (процесса) как системы, т. е. совокупности элементов (стадий, этапов) и взаимосвязей (взаимодействий, последовательности операций) между этими элементами, выделяемыми (важными, необходимыми) с точки зрения (для реализации) имеющейся (заданной, поставленной) цели. При этом сложная система функционирует как единое целое и может рассматриваться лишь как  
средство (способ) достижения единой, пусть даже очень сложной, цели. Изменение цели неизбежно (автоматически) изменяет содержание (наполнение, качественный состав элементов) системы и характер внутрисистемных взаимодействий, необходимых для переориентации системы на реализацию новой цели. Иначе говоря, цель в управлении важнее, значимее самой системы и представляет собой идеальный (желаемый) результат деятельности системы по ее реализации в будущем, находится всегда в сознании (воображении) автора, т. е. вне системы. Руководством к действию (для работы системы) цель становится пригодной только тогда, когда автором (субъектом управления системы) найдено (синтезировано) ее формально-логическое отображение (представление для других участников процесса, исполнителей) - критерий эффективности работы системы по реализации этой цели. Управление, тем более эффективное управление, работой системы вне цели - это нонсенс, поскольку управление есть отношение между субъектом и объектом управления данной системы, исключительно, по поводу реализации поставленной цели, т. е. для достижения заданного количественного значения (качественного состояния) критерия (основного параметра), оценивающего эффективность работы этой системы.

В современных условиях социально-экономического устройства общества (объекта управления) и государства (субъекта управления) утрата Россией (тогда - СССР) роли сверхдержавы и второй экономики мира свидетельствует о неэффективности системы госуправления и, прежде всего, - это результат отсутствия (несформулированности) главной государственной стратегической социально-экономической цели ни при инициации процесса преобразований и последовавшего развала великой державы, ни в последующее двадцатилетие. В единый исторический миг страна, производившая почти все виды промышленной продукции любой степени сложности, а по многим образцам опережавшая мировой уровень производства, превратилась в сырьевую экономику, выживающую за счет беспрецедентной распродажи природных ресурсов. Госуправление без целевой ориентации порождает отсутствие идеалов, безыдейность и беспринципность, проявляющуюся в невиданном до селе разгуле должностных злоупотреблений, коррупции, расхищении бюджетных, иных финансовых средств и госимущества. Можно сказать, что пока мы не оправдали надежд Данилевского и его последователей. Таким образом, безотлагательная разработка важнейшей стратегической государственной цели социально-экономического развития современной России стала насущнейшей научно-цивилизационной задачей общественного самосознания страны.

Двадцать лет жизни в условиях трансформации экономических укладов государства и производства вооружили нас более глубоким пониманием невозможности быстрых позитивных изменений в социально-экономической сфере, привносимых, как правило, извне. Сегодня, определяя стратегию и формулируя главную социально-экономическую цель, мы должны учитывать и неспособность рыночной экономики регулировать состояние финансовых отношений без вмешательства государства (госуправления), особо остро проявившуюся в ходе нынешнего затянувшегося кризиса мировой финансово-экономической системы. В качестве глобальной стратегической государственной цели России в начале ХХ1 века видится всемерное развитие инфраструктуры на всей территории Российской Федерации, объединяющей в себе решение экономических, социальных и иных важнейших государственных задач. Коллинеарные цели были представлены и в официальной редакции Программы развития Российской Федерации до 2020 года, но темпы инфраструктурного развития должны быть более высокими и, прежде всего, для наиболее слаборазвитых субъектов и территорий. Только таким образом может быть обеспечено равномерное инфраструктурное развитие территории всей страны, а не отдельных субъектов, ориентированное на высшие мировые стандарты в этой сфере. Именно в такой постановке создание современной инфраструктуры в РФ может стать действительно серьезной объединительной стратегической государственной целью, реализация которой в ближайшей исторической перспективе сделала бы Россию «одной из самых комфортных стран для проживания в мире» [1]. Для претворения в жизнь такой грандиозной цели (более конкретной и одновременно более значимой для граждан, нежели построение коммунизма), пока еще у нас имеется уникальный, самый большой в мире ресурсный потенциал, не хватает политической воли, юридического (законодательного) обеспечения и эффективного государственного управления для того, чтобы трансформировать этот потенциал в соответствующие условия для проживания россиян во всех, без каких-либо исключений, административно-территориальных субъектах. Для всех граждан России должен быть понятен и на всех уровнях госуправления должен реализовываться принцип: все средства, полученные от добычи и продажи ресурсов страны (сырой нефти, природного газа, металла, древесины-кругляка, биологических ресурсов и др.), за вычетом адекватной заработной платы занятого там персонала, должны вкладываться в ее региональную инфраструктуру. Только корректное (адекватное) содержание всех и опережающее развитие стратегически перспективных для будущей экономической деятельности инфраструктурных объектов на всей территории страны способно обеспечить субъектам Российской Федерации условия наибольшего благоприятствования для их жизненно необходимого ускоренного социально-экономического роста и процветания. Такая развивающая инфраструктурная управленческая деятельность государства по отношению к региональной инфраструктуре является важнейшей прерогативой федерального уровня управления в условиях рыночной экономики, говоря условно, выполняющей функцию «внутреннего маркетинга» для достижения названной выше стратегической государственной цели.

Государственная стратегия и ее цели должны быть определяющей частью государственной идеологии. В настоящее время в России идеология официально отсутствует, что закреплено в Конституции РФ. Однако совсем без идеологии не может существовать ни один политический класс, ни одно государство, а значит такая идеология существует, но она не признается в качестве официальной, т. е. существует латентно и в определенной мере развивается стихийно, под воздействием сиюминутных конъюнктурных запросов. Язык современной отечественной идеологии скуден: ядром ее выступает понятие «стабильность», предполагающее сохранение нынешней политической конфигурации в сочетании с экономическими темпами роста больше чем у развитых стран, но существенно меньше, чем у локомотивов современной мировой экономики. Попытки системной и несистемной оппозиции изменить ситуацию классифицируются в качестве «оранжизма», направленного на подрыв государственности и суверенитета России. В полной мере такая идеология может удовлетворять только тех, кому она выгодна, кто безразличен к будущему России или до сих пор мыслит шаблонами времен холодной войны. С исторической точки зрения, возможно, такая идеологическая схема была необходима, но не позволяет в полной мере использовать имеющийся потенциал и позитивной перспективы не имеет. В реальности же ведет к застою в социально-политической, экономической и культурной жизни страны. Данный идеологический набор не несет в себе конструктивного компонента, так как отсутствует возможность выделения какой- либо стратегической цели страны, т. е. векторы и темп ее движения. Здесь нет идеологического задела для мобилизации населения России на достижение значимых целей, таких, например, как модернизация страны.

В действительности необходимо задаться вопросом о том, какой должна быть стратегическая цель нашей страны и в каких идеологических одеждах она может предстать? Вероятно, что единственной целью для такой страны, как Россия, в данной исторической ситуации только и может быть развитие общегосударственной инфраструктуры. По той причине, что в настоящее время наша страна является одним целым более формально, чем реально. Иначе и быть не может, если разница между отдельными субъектами федерации в уровне социального и экономического развития колоссальна. Об этом много говорится в научном сообществе, это понимает правительство, но на данный момент проблема фактически никак не решается [6].

Социальное неравенство регионов можно проследить на важнейших индикаторах: уровне занятости, доходах населения и уровне бедности, а также ожидаемой продолжительности жизни.

Различие между десятью лучшими регионами и худшими по показателям безработицы на 2002 г. было в 5 раз, а в 2006-м - в 6,4 раза. В ряде регионов Северного Кавказа на данный момент безработица составляет до половины от всего экономически активного населения. Наиболее печальный тому пример - Республика Ингушетия. Разница в уровне заработной платы между пятью регионами-лидерами и регионами- аутсайдерами на 2007 г. составляла 2,6 раза. В 2006 г. по средней продолжительности жизни различия между российскими регионами превышали 24 года.

По уровню бедности, несмотря на прогрессивные изменения, Российская бизнес- газета по результатам доклада «Региональный аспект бедности» (2004), подготовленного по заказу Всемирного банка, представителей международного развития Великобритании и группы специалистов Правительства РФ, отмечает:
«Различия между российскими регионами примерно такие же, как и различия между большинством стран в мире. На одном конце спектра - Москва, стоящая на одном уровне с Португалией и Аргентиной, на другом - Тува, сравнимая с Индонезией и Никарагуа. Из-за такого большого разброса положение медианного российского региона (Курской области) значительно ниже среднего по стране значения и сравнимо со Шри- Ланкой, Азербайджаном и Албанией».

В этом контексте становится понятно, что выравнивание социально-экономических показателей является первостепенной задачей, без выполнения которой невозможно централизованно эффективно управлять страной. Именно поэтому создание современной общегосударственной инфраструктуры, повышение качества жизни в регионах и инвестиции в человеческий капитал выступают как такие задачи, без выполнения которых невозможно в принципе ставить какие- либо другие цели и задачи.

Так, в течение последних 30 лет все замеры уровня «счастья» World Values Survey (WVS, «Всемирное исследование ценностей») населения показывают Россию как одну из наиболее «субъективно неблагополучных» стран в мире. Другие социологические агентства дают похожие результаты. Средний уровень «счастья» по России (в субъективном выражении) в данный момент характерен скорее для стран, перманентно находящихся в состоянии гражданской войны и беспросветной нищеты (Афганистан, Ирак, Нигерия). Такой общепризнанный «барометр» самочувствия нации, как динамика самоубийств, также регулярно фиксирует Россию в качестве одного из лидеров по данному показателю на душу населения. Особенно остро ситуация обстоит по подростковым самоубийствам и самоубийствам в сельской местности, что также дает представление об общем самочувствии населения и причинах такого самочувствия (отсутствие жизненных перспектив для определенных слоев молодежи, проблемы с географической и социальной мобильностью населения в рамках страны).

Без создания развитой общегосударственной инфраструктуры невозможно сделать жизнь россиян комфортной и прекратить утечку наиболее мобильной части населения из страны, предотвратить постепенное превращение политической и экономической элит в элиту неоколониальную, для которой Россия - лишь источник сверхприбылей, прожигаемых за рубежом.

Сразу же встает вопрос, как это может быть реализовано в нашей стране сегодня. Начать необходимо со всестороннего обсуждения и формулирования такой глобальной стратегической государственной цели. Возможно, для этого потребуется качественно, но достаточно быстро, подготовить и провести референдум, используя формируемый сегодня президентом Народный фронт. Поскольку это - надпартийный общественно- политический орган, патриотически настроенные руководители и участники которого в большинстве своем еще не ограничены рамками конкретного частного бизнеса и при выборе управленческих решений способны руководствоваться интересами развития системы (страны) в целом. Определив таким образом цель социально-экономического развития страны, внести ее в текст основного закона - Конституции РФ. Далее будет необходимо привести в соответствие с Конституцией законодательные акты и другие нормативные документы всех других уровней управления и приступить к осуществлению ее практической реализации.

Совершенно очевидно, что реализация такого сценария (программы развития) вызовет недовольство и противодействие со стороны различного рода олигархов и других акторов экономического процесса, не заинтересованных в будущем процветании страны, имеющих личные (клановые) интересы, не связанные с Россией. Но демократия - это выражение (реализация) интересов (целей) большинства . Выполнение такой исторической миссии для граждан сегодняшней России означает быть достойными славного прошлого великой страны и судьбоносную обязанность перед будущими поколениями россиян.

Библиографический список

1. Выступление Президента РФ Путина В.В. на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» // «Магаданская правда». - 2008. - 12 февр.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - М. : Известия, 2003.
3. Голобоков А.М. К выбору стратегической цели моделирования социально-экономического развития современной России // Актуальные проблемы региональной экономики и современного менеджмента: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г Чебоксары, 22-25 апреля 2011 г.) . - Чебоксары, 2011. - С. 27-30.
4. Голобоков А.М. Инновационное целеполагание - организационная основа управления модернизацией экономики России // Организационно-экономическая модернизация национальной экономики на Северо- востоке: материалы междунар. науч.-практ конф. (г. Хабаровск, 21-22 апреля 2011 г). - Хабаровск : ТОГУ, 2011. - Кн. 1. - С. 41-46.
5. Голобоков А.М. Инфраструктура региональной экономики // Вестн. СВГУ. - Магадан : СВГУ, 2012. - Вып. 18. - С. 26-29.
6. Зубаревич Н. Социальное пространство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.polit.ru/article/2009/04/13/socprostranstvo.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (12.11.2016)
Просмотров: 10 | Теги: инфраструктура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016