Понедельник, 26.06.2017, 09:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

О МЕТОДОЛОГИИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.В.Яркина. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

О МЕТОДОЛОГИИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АННОТАЦИЯ. В статье предложен анализ вокально-хоровой деятельности с точки зрения методологического подхода; обосновывается интегрированный характер особенностей вокально-хоровой деятельности; дается характеристика ее логической и временной структур.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методология, музыкальное искусство, вокально-хоровая деятельность.

 

В качестве основания для характеристики методологии вокально-хоровой деятельности нами определено понимание методологии как науки об организации деятельности. Данное утверждение предполагает выявление особенностей вокально-хоровой деятельности и характеристику ее логической и временной структур [1].

Общеизвестно, что вокально-хоровой деятельности присущи черты, характерные для любой деятельности. Рассматривая вокально-хоровую деятельность с позиций теории деятельности, можно определить ее как целенаправленную активность в области вокально-хорового искусства. Иными словами, потребность человека в отражении действительности средствами голоса может мотивировать его на создание вокально-хоровых произведений, исполнение для слушательской аудитории и восприятие вокально-хоровой музыки с целью получения эстетического удовольствия.

Определяя особенности вокально-хоровой деятельности, необходимо отметить, что эта деятельность является одним из видов художественной деятельности, представляющей собой созидательную активность в области искусства. Соответственно, вокально-хоровая деятельность «вбирает в себя» ряд особенностей художественной деятельности, к которым относятся:
- наличие комплекса способностей, обеспечивающих ее освоение и реализацию;
- синкретизм (нерасчлененность, интегрированность) этой деятельности, проявляющийся в органическом слиянии ценностно-ориентированной, познавательной, коммуникативной, преобразовательной и эстетической видов деятельности, порождающих новое качество - художественность;
- личностный тип отражения, проявляющийся в персонифицированности художественных произведений;
- свобода выбора цели, проявляющаяся в свободном обращении автора к определенному жанру, сюжету, стилю и т.д. создаваемых им произведений;
- высокая степень риска неудачи, проявляющаяся в неприятии художественного произведения публикой [2].

Конкретизируем комплекс способностей, необходимых для вокально-хоровой деятельности как вида художественной деятельности.

Для осуществления любого вида художественной деятельности требуется наличие художественных способностей, понимаемых как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности» [3, с. 177], а именно воображения, образного мышления, фантазии, эмпатии.

Для осуществления различных видов художественной деятельности (музыкальной, танцевальной, поэтической, драматической и т.п.) необходимо наличие специальных способностей, которые обеспечивают освоение и реализацию этого вида деятельности. Исходя из того, что вокально-хоровая деятельность - это вид музыкальной деятельности, ей присущи особенности, свойственные музыкальному искусству:
- отражение действительности в музыкальных (звуковых) образах;
- временной характер музыкальных образов.

Для реализации вокально-хоровой деятельности
необходим следующий комплекс музыкальных способностей:
а) аналитический слух (включающий ладовое чувство, чувство ритма и способность к слуховому представлению), обеспечивающий обучаемость человека музыкальной деятельности;
б) интонационный слух (аналог эмоциональной отзывчивости), обеспечивающий формирование и расшифровку эмоционального содержания музыкального произведения;
в) архитектонический слу • Педагогические науки создание целостности и эстетичности музыкального высказывания [4].

В музыкальной деятельности выделяются композиторский, исполнительский и слушательский виды деятельности, а вокально-хоровую деятельность относят к исполнительскому виду искусства.

Отличительной чертой любой исполнительской деятельности является ее направленность на реализацию кем-либо созданного замысла. Для музыкальной исполнительской деятельности характерны:
- реализация музыкантом замысла композитора;
- понимание исполнителя как специфического средства реализации композиторского замысла;
- вариативность прочтения замысла композитора разными исполнителями;
- одномоментность воспроизведения замысла композитора и создания художественной ценности;
- обусловленность творческого начала в музыкальном исполнительстве индивидуальными (мировоззренческими, психофизиологическими, техническими) особенностями исполнителя;
- обусловленность исполнительского художественного образа композиторским художественным образом;
- направленность музыкального исполнительства на слушателя;
- интонирование как способ донесения до слушателя музыкального содержания [5].

Соотнесение вокально-хоровой деятельности с музыкально-исполнительской позволяет конкретизировать ее содержание как процесс воссоздания произведений вокально-хорового искусства и выявить ее связь с интерпретаторской деятельностью.

Интерпретация - это деятельность, связанная с истолкованием значения определенной знаковой системы, поиском смысла в каком-либо тексте. Интерпретация в исполнительском музыкальном искусстве представляет собой истолкование музыкального образа «в соответствии с эстетическими принципами и индивидуальностью исполнителя» [6]. Иными словами, музыкальная интерпретация является результатом прочтения исполнителем композиторского замысла. Следовательно, особенностью музыкально-исполнительского искусства, в том числе вокально-хорового, является высокий уровень реализации субъективного начала.

Еще одним фактором, обусловливающим особенности вокально-хоровой деятельности, является коллективный способ ее осуществления. Коллективная деятельность предполагает обязательную координацию действий всех членов путем руководства/управления со стороны руководителя/лидера.

Исполнителями в вокально-хоровой деятельности являются певческий коллектив и его руководитель - хормейстер. В процессе взаимодействия хормейстер и певческий коллектив выступают как творческие партнеры, объединенные общими целями совместной деятельности, но выполняющие при этом различные функции [7].

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что специфичность вокально-хоровой деятельности порождена особенностями таких видов деятельности, как художественная, музыкальная, исполнительская, интерпретаторская, коллективная. Выявление особенностей перечисленных видов деятельности позволяет всесторонне охарактеризовать и вокально-хоровую деятельность.

Рассматривая логическую структуру вокально- хоровой деятельности, назовем принципы и формы ее реализации.

В качестве основного руководящего положения при осуществлении вокально-хоровой деятельности можно выделить принцип единства художественности и техничности. Данный принцип регулирует взаимозависимость художественного образа и певческого голоса как средства его создания. Владение техникой голоса (вокально-хоровыми навыками) необходимо для достижения художественности исполнения. Иными словами, осмысленность, выразительность и одухотворенность исполнения достигаются посредством свободного и естественного звучания голоса певца. В процессе исполнения певец, с одной стороны, демонстрирует природные особенности собственного голоса и технику владения им, а с другой - тонко передает слушателю идейно-образное содержание исполняемого произведения [8].

Формами реализации вокально-хоровой деятельности являются репетиционная и концертная. Данные формы свойственны всем видам художественной исполнительской деятельности (музыкальной, хореографической, театральной и т.п.). Формы вокально-хоровой деятельности, как правило, групповые, представляющие собой разводные репетиции с отдельными хоровыми партиями, и сводные, организующие работу со всем составом хора. Необходимо отметить, что хормейстеры практикуют и индивидуальную форму работы с отдельными певцами с целью контроля их профессионального роста.

В качестве средств в любой деятельности выступают материально-технические, логические, информационные, языковые и математические средства. В вокально-хоровой деятельности основным материальным средством ее реализации выступает человеческий голос во всем богатстве проявления его диапазона, силы и тембра. В качестве логических средств в вокально-хоровой деятельности используется комплекс исполнительских средств выразительности, к которым относится чистота интонирования, острота ритмического рисунка, соотношение агогических отклонений, логичность фразировки, выстроенность кульминационных точек, выпуклость артикулирования, тембровое разнообразие и т.д. Языковые средства вокально-хоровой деятельности включают в себя комплекс вербальных и невербальных средств: средства музыкальной выразительности, просодика голоса, мимика лица/кинетика тела.

Говоря о методах реализации вокально-хоровой деятельности, необходимо указать, что под методами понимаются способы ее выполнения. На наш взгляд, в музыкальной исполнительской деятельности правомерно выделить технические и интерпретаторские действия. Причем интерпретаторские действия являются одинаковыми для любого музыканта-исполнителя, а технические действия обусловлены особенностью музыкального инструмента. Следовательно, в вокально-хоровой деятельности в качестве методов выступает комплекс певческих действий певцов хора (певческая установка, певческое дыхание, певческое звукообразование, певческая артикуляция, экспрессивные действия) и дирижерские действия хормейсте  вместными действиями певцов, раскрытие драматургии исполняемого произведения).

Рассматривая временную структуру вокально- хоровой деятельности, следует указать, что осуществление вокально-хоровой деятельности связано с последовательной реализацией логически связан
ных между собой этапов воссоздания произведений хорового искусства. Принято выделять два основных этапа вокально-хоровой деятельности: этап самостоятельной подготовки хормейстера к работе с певческим коллективом и этап непосредственного взаимодействия хормейстера с коллективом. Первый этап связан с изучением хорового произведения за инструментом или по слуху. На этом этапе используются такие виды деятельности, как игра хоровой партитуры и сопровождение произведения на инструменте, пение хоровых партий и хоровой вертикали, анализ средств музыкальной выразительности; усвоение историко-теоретических сведений о произведении и его авторах; планирование предстоящей работы с хоровым коллективом. Второй этап включает два взаимопроникающих процесса: а) процесс «настройки исполнительского инструмента», связанный с формированием вокально- хоровых навыков у певцов хора; б) процесс работы над хоровым произведением, который включает поиск и реализацию вокально-хоровых исполнительских средств для раскрытия смысла и содержания произведения хорового искусства.

Процесс «настройки хорового коллектива» осуществляется посредством распевания, цель которого включает: 1) разогрев голосовых связок, подготовка целостного певческого аппарата к активной работе; 2) создание у певцов рабочего настроения; 3) формирование певческих навыков. Для распевания используется серия специальных вокальных упражнений, музыкальным материалом которых могут выступать: а) народные попевки или эпизоды из народных песен; б) самостоятельные упражнения- попевки, которые можно заимствовать из специальной музыкально-методической литературы или сочинить самостоятельно; в) упражнения, построенные на материале произведений, входящих в репертуар хора; г) музыкальный материал произведений, входящих в репертуар хора (интонации, фразы и т.д.); д) шумовые упражнения для работы над дыханием и артикуляцией.

Первоначальный этап воссоздания хорового произведения в условиях репетиций связан с грамотным прочтением авторского (литературного и музыкального) текста исполняемого произведения, зафиксированного в нотной партитуре. Как правило, соотношение уровня сложности музыкального языка хорового произведения (комплекс средств музыкальной выразительности, включающий такие компоненты, как лад, тональность, размер, ритм, характерный ритмический рисунок, темп, агогика, динамика, голосоведение, тесситура, фактура и т.д.) и уровня профессиональной подготовки певческого коллектива порождают проблему хорового строя, т.е. точности интонирования заданных в нотном тексте звуковысотных линий хоровых партий и аккордовой вертикали.

Этап «наполнения смыслом» звуковой ткани связан с поиском исполнительских средств: «речевого разнообразия» музыкальной интонации, степени остроты ритмического рисунка, определенности темпа и соотношения агогики, насыщенности и разнообразия динамики, логичности фразировки и соотношения кульминационных моментов развития, тембрового колорита певческого звука, степени активности и объемности произнесения текста. Поиск исполнительских средств связан с решением проблемы ансамбля (ритмического, агогического, динамического, тембрового, дикционного).

Логическим завершением репетиционной работы является концертное выступление хорового коллектива. Критерием качества исполнительской деятельности выступает художественность исполнения, посредством чего оказывается эстетическое воздействие на слушателя и вызывается у него эстетическое удовольствие от восприятия исполняемого. Достижение художественного уровня исполнения обеспечивается созданием грамотной, интересной, убедительной трактовки хорового произведения и мастерским, искусным преподнесением слушателю.

Таким образом, анализ вокально-хоровой деятельности с позиций методологии, с одной стороны, позволил выявить интегрированный характер ее особенностей, что обусловлено «видовым происхождением» данной деятельности по отношению к художественной, исполнительской, музыкальной и коллективной; а с другой - дал возможность систематизировать имеющиеся знания о ней, что способствует наиболее эффективной реализации вокально- хоровой деятельности.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Новиков, A.M. Методология [Текст] / A.M. Новиков, Д.А. Новиков. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

2. Новиков, A.M. Методология художественной деятельности [Текст] / A.M. Новиков. — М. : Эгвес, 2008. — 72 с.
3. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М. : Логос, 1996. - 320 с.
4. Кирнарская, Д.К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности [Текст] / Д.К. Кирнарская. — Спб, 2006. - 43 с.

5. Живов, В.Л. Хоровое i 2003. - 272 с.
6. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер. — М. : Педагогика, 1993. — 191 с.

7. Яркина, Л.В. Взаимодействие хормейстера с певческим коллективом [Текст] / Л.В. Яркина. — Воронеж : ВГПУ, 2002. - 156 с.
8. Яркина, Л.В. Характеристика структурных компонентов вокально-хоровой деятельности учителя музыки [Текст] / Л.В. Яркина // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе про
фессионального образования : сборник научных трудов; под ред. М.В. Кревсун. — Таганрог : Изд-во таганрогского гос. пед. университета, 2005. — С. 176 — 181.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.02.2017)
Просмотров: 111 | Теги: вокально-хоровая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь