Пятница, 14.12.2018, 22:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

О концептуальной направленности духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания в области спортивного резерва

Царик А. В., Найданов Б. Н.
Паралимпийский комитет Российской Федерации (Москва, Россия) Федеральный центр подготовки спортивного резерва по Сибирскому Федеральному округу (Улан-Удэ, Россия)

О концептуальной направленности духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания в области спортивного резерва

Аннотация. Духовно-нравственное и гражданско-патрио- тическое воспитание должно войти в основу государственной политики подготовки спортивного резерва Российской Федерации с целью формирования положительного имиджа страны на долгосрочной основе.

Ключевые слова: духовно-нравственное и гражданско- патриотическое воспитание, спортивный резерв, наставник, имидж страны.

 

Современный мир по объективным причинам подвергается глобальным изменениям и это напрямую влияет на возникновении новых парадигм в формировании личности человека. В целях сохранения человеческой идентичности, несмотря на разные подходы в воспитании подрастающего поколения, такие понятия как«духовность», «интеллект», «физическое совершенство», эти атрибуты гармонично развитой личности могут и должны находиться в неразрывной взаимосвязи.

Известно, что занятия спортом немыслимы без значительных (а в спорте высших достижений — максимальных) физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий. В ходе этих занятий формируется настойчивость, решительность, целеустремленность, самообладание, умение «держать удар», чувство ответственности, самодисциплины, мужество и воля. «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество», — писал великий педагог А. С. Макаренко. Занятия физической культурой и спортом в числе немногих других видов деятельности постоянно создают именно такие условия. Достаточно посмотреть состав политической, экономической, научной и других так называемых элит нашей страны, чтобы увидеть, что их представители в подавляющем большинстве активно занимались и продолжают заниматься спортом.

Спорт в известной мере способствует формированию и нравственных качеств человека. В наш информационный век люди, в том числе подрастающее поколение, включаются в процесс воспитания, наблюдая спортивные состязания, сопереживая моменты борьбы. Благородное отношение к сопернику, самоотверженность, стремление бороться до конца, честность адекватно воспринимаются ими, вызывают возвышенные чувства.

К сожалению, все ещё немало примеров демонстрации спортсменами потери достоинства, нечестности, малодушия. Как относится к таким шокирующим фактам, когда спортсменка высокого класса стреляет из пистолета в водителя, не давшего ей совершить обгон? Как должен воспринимать зритель ситуацию, когда национальная сборная, не желая слушать гимн другого государства, покидает спортивную арену? Что побуждает спортивных «фанатов» к актам вандализма? Как должна восприниматься победа, завоёванная не по праву?
Последнее время спорт сотрясают допинговые скандалы. Хотелось бы подчеркнуть, что это следствие не только меркантильных побуждений и жажды обогащения, но и в значительной степени — слабых моральных устоев, определённой запущенности в области духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания спортсменов.

Нельзя забывать о том, что спортсмен с надломленным духовно-нравственным стержнем оказывается чаще всего неспособным бороться за победу на пределе человеческих возможностей и в самый ответственный и напряженный момент, как правило, не выдерживает.

Все чаще можно слышать, что сами занятия спортом формируют эгоцентризм, стремление к победе любой ценой. Но это не так. Это происходит там и тогда, где и когда тренеры и организаторы спорта не занимаются воспитанием, не показывают личного примера духовно
и физически здорового образа жизни. Для них принципы Fair Play (честной игры), предусматривающие равные шансы на победу каждого спортсмена, уважение к сопернику, запрет на использование допинга (а без всего этого спорт теряет свой смысл) — пустой звук.
Известно, что детская преступность в стране существенно не уменьшается и пополняется за счет так называемых запущенных подростков, несовершеннолетних, склонных к правонарушениям. Опыт показывает, что именно спорт нравственного содержания является наиболее эффективным средством их перевоспитания, предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы, творчества и физических способностей, проявления лидерства и соперничества на самой здоровой основе.

К сожалению, возможности вовлечения детей, подростков и юношей, склонных к правонарушениям, в систематические занятия спортом ограничены, тем более — возможности вовлечения их в занятия любимым видом спорта. Но там, где к этому вопросу подходят не формально, где такие возможности все же находят, там результаты поразительные. Учет интересов ребят к тому или другому виду спорта, забота об обеспечении их спортивной формой и инвентарем, постоянное общение тренера с родителями (или опекунами) и учительским коллективом, доброта и душевная щедрость практически исключают сбои в деле воспитания юных спортсменов.

Итак, физическая культура и спорт могут оказывать многоплановое и достаточно ощутимое влияние на уровень и содержание духовно-нравственного воспитания. Но, к великому огорчению, могут и не оказывать этого влияния, если физическая культура и спорт изолируются от сферы духовной культуры. Именно в этой связи нас не может не волновать ряд негативных тенденций в развитии самой физической культуры и спорта.

Так, в 90-е годы понимание самой сути физической культуры и спорта оказалось достаточно деформированным, в том числе — целым рядом ее специалистов. Для многих из них и сегодня требование об основополагающей, ведущей роли духовно-нравственного начала в области физического воспитания и спорта представляется формальным. Духовно-нравственное, тем более гражданско-патриотическое воспитание и сегодня многие из них воспринимают не более как один из второстепенных, да и ненужных моментов в тренировочном процессе. Цели воспитания сводятся ими к узкопрофессиональным задачам.

Принято считать, что главная функция спорта в формировании имиджа страны состоит в завоевании как можно большего количества медалей ее представителями на международных соревнованиях, особенно на Олимпийских играх. В значительной степени это так. Верно и то, что достижения российских спортсменов на международной арене являются важным фактором объединения народов России. Психологический механизм здесь несложный — человеку свойственно отождествлять успехи и неудачи своих соотечественников с успехами и неудачами своего народа, страны. Люди воспринимают эти успехи и неудачи нередко как свои собственные, гордятся достижениями, переживают горечь поражений. Этот фактор особенно важен сегодня, в условиях санкций, попыток дестабилизировать обстановку в России, сделать ее имидж с большим отрицательным знаком.

Вместе с тем, в общем комплексе спортивных факторов, способствующих укреплению имиджа страны, сегодня завоевание даже очень большего количества медалей явно недостаточно. Усилилось влияние ряда других спортивных факторов, способных существенно украсить или обезобразить образ страны, усилить или ослабить ее имидж. Например, допинговые скандалы вокруг случаев разоблачения спортсменов в «нечестной игре», тиражированные СМИ во все страны мира, могут в глазах общественного мнения не только свести «на нет» имидж-эффект от завоевания медали, но и обратить его в большой минус.

Этот минус проистекает не только от недостаточной требовательности со стороны руководящих физкультурных органов, но и прежде всего, от изъянов в профессиональной подготовке тренеров и организаторов спорта в области воспитания, начиная ещё с их обучения в организациях среднего и высшего профессионального образования. Это, в свою очередь, связано с отсутствием соответствующих четких нормативно-правовых документов, включая законодательную базу в сфере образования, физической культуры и спорта.

Представляется предвзятой и недобросовестной позиция некоторых авторов, утверждающих бесполезность воспитания (особенно гражданско-патриотиче- ского) в условиях социального неравенства, значительного разрыва между богатством и бедностью, высокого уровня коррупции, сращивания капитала с рядом государственных структур. Безусловно, в этих условиях осуществлять патриотической воспитание крайне затруднительно. Тем не менее делать это необходимо. Без целенаправленной государственной политики по формированию у населения, в первую очередь молодежи, нравственных качеств, чувства гражданственности и патриотизма немыслимы ни экономический подъем, ни преодоление коррупции, ни сохранение в перспективе самого государства. Поэтому духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание должны быть одним из приоритетных направлений в работе не только военкоматов, органов и учреждений образования, физической культуры и спорта, но и в деятельности государства и общества в целом. Нельзя забывать, что гражданственность, патриотизм и готовность к защите Отечества имеют в России глубокие исторические корни и что реализация этих феноменов консолидирует людей разных национальностей, социального положения и политических убеждений.

Возвращаясь непосредственно к теме статьи, необходимо выделить очень значимый период в жизни любого спортсмена — это период начала его спортивного пути, этап становления и формирования его не только как спортсмена, но и прежде всего, как личности. Это важнейший период его жизни, наполнение нужным содержанием которого в решающей степени, зависит от личного тренера и, конечно, тренеров сборных команд всех уровней, вплоть до уровня сборной команды России. И если их деятельность сводится только к достижению спортивных результатов, если спортивные успехи заслоняют все остальное, то у многих духовно незрелых их воспитанников нередко появляется «звездная болезнь», чувство вседозволенности, тогда возможны, как показывает практика, другие, в том числе более серьезные негативные последствия, о части которых мы уже упомянули.

Тренеры, учителя и инструкторы физической культуры непосредственно влияют на физическое, психическое и духовное здоровье юного спортсмена. В их руках универсальные инструменты, такие как физические упражнения и психолого-педагогические приемы воздействия на формирование не только двигательных качеств личности, но и духовно-нравственных, волевых, гражданско-патриотических. Исследования ученых из университета Конкордии (Канада) убедительно показали, что, например, аморальное поведение даже спортсменов с мировым именем — это «следствие их контактов с личными тренерами-наставниками».

Но спорту, к счастью, нет альтернативы, и чтобы не оказаться в «королевстве кривых зеркал» все его участники должны понимать свою роль и ответственность за его чистоту, глубокий нравственный смысл. Русский публицист Николай Васильевич Шелгунов писал: «Только честное воодушевление, только честная страсть создает человеческое величие. Где эта страсть подавлена, не ищите ни человека, ни гражданина».

А что же о нравственном содержании спорта сказано в нашем законодательстве?

В статье 3.Федерального закона от 04.12.2007 № 329- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» есть единственное небольшое упоминание о нравственности. К сожалению, и оно приводится в крайне отдаленном от проблемы контексте, как о праве «... каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности».

В старом Федеральном законе об образовании, действующим с 90-х годов вплоть до 2012 года, не было даже упоминания о воспитании. Парадокс, но все в нем сводилась к научению. Воспитание фактически отдавалось на откуп родителей, интернету и . улице. К счастью, в Федеральном законе от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» при упоминании о духовно-нравственном воспитании уже даже выдвинуты требования к руководству образовательных организаций, к преподавательскому составу, к родителям. Упоминается и о патриотическом воспитании.

К сожалению, для специалистов системы физической культуры и спорта сегодня нет достаточной законодательной основы для формирования у физкультурников и спортсменов духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств- в спорте, через спорт, в ходе спортивных соревнований, тренировочного процесса. Практически не ориентированы на эту важнейшую работу ни спортивные школы, центры и клубы, ни спортивные федерации. Как одно из следствий, слабо ориентированы на это дело наши прославленные ветераны спорта — эти истинные кумиры ребят. Недостаточно активно привлекаются к нему выдающиеся спортсмены, а также представители других сфер: космонавты, патриотически настроенные известные и любимые артисты, писатели, художники, музыканты, творческая интеллигенция, те, кто искренне любит свою страну, болеет за её высокий имидж.

Сегодня это положение коренным образом меняется. В настоящее время в отрасли физической культуры и спорта началась серьёзная модернизация системы подготовки спортивного резерва. Её цель заключается в обеспечении условий качественной спортивной подготовки юных спортсменов для достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Формируется широкая нормативно-правовая основа для её успешной реализации. В интенсивном режиме функционирует Федеральный центр подготовки спортивного резерва и его разветвлённая организационно- методическая служба.

В обсуждаемой концепции подготовки спортивного резерва, вне сомнений, будет отражено сущностное влияние занятий спортом на духовно-нравственные аспекты физкультурного образования и воспитания. В стране есть замечательный опыт духовно-нравственного воспитания в целом ряде спортивных школ, сборных команд, подростковых клубов. Лучшие образцы этой важнейшей работы также будут отражены в этой концепции.

Главное в воспитательной работе — уйти от формализма, заорганизованности, поддержать инициативу ребят, стимулировать самоуправление, самостоятельность, создание атмосферы романтики. И, конечно же, важнейшим звеном нравственного воспитания должен быть сам тренировочный процесс.

Что можно было бы предложить для повышения эффективности духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания наших физкультурников и спортсменов?

1. Для того, чтобы эффективно способствовать формированию достойного и благородного имиджа страны, российский спорт должен постоянно облагораживаться сам. В этом направлении должны работать все без исключения федеральные, региональные и местные спортивные организации, находящиеся в системе как государственных и общественных, так и частных структур. Имеется в виду усиление воспитания спортсменов не только в духе «честной игры», но и гражданственности и ответственности перед родными и близкими людьми, спортивной командой, в которой находишься, городом, где живешь, страной в целом. Этой работой должны быть охвачены как сборные команды России и регионов, так и центры спортивной подготовки, училища олимпийского резерва, спортивные школы, клубы, команды и секции по месту жительства, учебы и работы.

2. Помимо общефизической и специальной подготовки, спортивной техники и тактики, целеустремлённости, выдержки, целеустремленности наших спортсменов следует учить также честности, красивым и благородным поступкам, формировать уважительное отношение к сопернику. Причем делать это следует с самых ранних лет.

3. При проведении тренировочных и соревновательных мероприятий всех уровней (общероссийских, региональных, муниципальных и в первичных спортивных организациях) следует ввести в систему разработку и реализацию планов информационно-образовательных и культурно-воспитательных мероприятий. Планы должны представляться одновременно с проектами смет на проведение этих мероприятий.

4. Практика физической культуры и спорта остро нуждается в новых научных разработках проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания физкультурников и спортсменов. Назрела необходимость коренным образом пересмотреть учебные стандарты и планы организаций высшего и среднего профессионального образования в области физической культуры, факультетов физического воспитания педагогических вузов. Выпускники этих учебных заведений должны быть хорошо вооруженными в данной области и теоретически, и практически, быть наставниками и специалистами, способными воспитывать молодежь как посредством убеждения, так и личным примером.

5. Ответственность за духовно-нравственное и гра- жданско-патриотическое воспитание в организациях как спорта, так и образования должен нести лично их директор; в спортивном, военно-спортивном или спортивно-техническом клубе — лично его председатель, в сборной команде муниципального образования, региона и страны — лично главный (старший) тренер.

6. Учитывая, что проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания является в условиях санкций и российской рыночной системы крайне сложной и, к сожалению, запущенной проблемой, то для своего решения она требует неординарных комплексных мер, начиная с создания нужной нормативной правовой базы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров специалистов, создания такой системы оценки их работы, которая подвигала бы их к реальному конечному результату.
Содержанием этого результата должно быть формирование гражданина, не только осознающего, но и чувственно воспринимающего себя гражданином своей страны, формирование, исключающее его национальное, расовое, религиозное или иное превосходство. Российский спортсмен обязан осознавать одну из важнейших функций спорта — повышение имиджа страны, защита её спортивной чести и достоинства — там и тогда, где и когда потребуется проявление не только настоящего спортивного характера, но и его духовно- нравственное и патриотическое наполнение.

Литература:

1. Лукин В. П., Царик А. В. Паралимпийский спорт и имидж России. Федеральное спортивное издание «Спорт России», Москва, 2010.
2. Найданов Б. Н. Особенности организации учебных занятий учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы с учётом спортивных интересов // Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», Москва, 1996.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 Об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
4. Царик А. В. Культура тела и духа. Изд-во «Советский спорт». Москва, 2015.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (24.05.2018)
Просмотров: 124 | Теги: спортивный резерв | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь