Среда, 22.02.2017, 07:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

О классификации обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления

Ю.С.Лоншаков*

О классификации обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления

 

Одной из самых важных гарантий является политическое право граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, закрепленное в ст. 33 Конституции РФ. Право на обращение – весомое, важное, жизненно необходимое право современной личности, позволяющее сопоставить личность и орган власти, как две равные единицы, как двух равноправных субъектов права. Особый интерес при этом вызывает выделение тех или иных видов обращений граждан.

Рассматривая вопрос о классификации обращений граждан, прежде всего, необходимо отметить, что единой и разделяемой абсолютно всеми учеными и практиками классификации не существует. Существуют лишь, так называемые, «основные» классификации обращений граждан. Следует отметить, что вопрос о классификации обращений не является сугубо отвлеченно-научным, он важен в контексте продолжающейся кодификации законодательства об обращениях граждан, становясь в то же время актуальным вопросом законодательной техники. Ведь именно избранная законодателем классификация обращений позволит не только выбрать и установить конкретные виды обращений, но и кардинально поменять систему взаимоотношений «гражданин – власть».

В числе основных классификаций обращений граждан специалистами выделяются две: «по форме» и «по содержанию». Первая классификация является достаточно простой, выделяются два вида обращений: устные и письменные.

Устные обращения направляются, как правило, с целью быстро довести информацию до того или иного органа или должностного лица, добиться скорейшего принятия решения. Устные обращения подразделяются на личные, то есть, адресуемые при личной встрече, и телефонные, сообщаемые по телефону. А.В.Минашкин отмечает, что устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены[1]. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии или лице его подготавливающем, совершающем или совершившем[2]. Подход в признании устных обращений был поддержан в так и не принятом Проекте Федерального Закона «Об основных гарантиях права на обращения граждан Российской Федерации», который, в отличие от своего предшественника – Проекта Федерального Закона «Об обращениях граждан», не ограничивался лишь упоминанием, что существует устная форма подачи обращений, но и налагал обязанность на должностных лиц зафиксировать поступившее устное обращение в специальной карточке, и предоставлял возможность дать ответ в устной форме, в случае, когда дело не требует дополнительной проверки, и лишь с согласия гражданина[3]. По большому счету, данные нормы были воспроизведены и действующим Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[4]. Статья 12 данного документа устанавливает обязанность занести в специальную карточку данные о поступившем обращении гражданина, адресованном тому или иному должностному лицу при личном приеме. На устное обращение гражданину сразу же может быть дан ответ, если не требуется дополнительной проверки сообщенных им сведений, о чем делается соответствующая запись в карточке, где был зафиксирован сам факт обращения. В отдельных случаях дается письменный ответ. А вот обращения с использованием телефона не нашли регламентации в новом Федеральном законе. Мы полагаем, разрешению они подлежат с учетом ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Следует также добавить, что в литературе достаточно много внимания уделялось целесообразности существования устной формы обращений граждан, указывалось на необходимость исключить устные обращения как неэффективные[5]. Но этот вопрос не является актуальным в настоящее время, поскольку эта форма обращений, безусловно, доказала свою состоятельность. Более того, весьма прогрессивный характер носят обращения через телевидение, телемосты. Впервые обращения граждан в ходе телемостов поступили 24 декабря 2001 года, когда Президент РФ в прямом эфире отвечал на вопросы граждан, заданные по телефону, посредством телемоста и через сеть Интернет. В качестве примера можно отметить звонок пенсионерки из Волгограда Антонины Емельяновны Ржановой, пожаловавшейся на маленький размер пенсии. Президент РФ пообещал принять необходимые меры, и, как впоследствии писалось в печатных изданиях, пенсия выплачивается в надлежащем размере.

Письменным обращениям следует придавать одинаковую значимость, как юридически равной форме обращения наряду с устным обращением. Иногда некоторые вопросы затруднительно разрешить устно и граждане прибегают к использованию письменных обращений. Это особенно актуально, когда обращающееся лицо излагает немалое количество информации или направляет вместе с обращением те или иные документы. Письменные обращения подаются лично, пересылаются по почте, телеграфу, через секретариат, иными способами. Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием даты, своих фамилии, имени, отчества (при его наличии), почтового адреса, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения и помимо существа обращения должно содержать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица[6]. Если отсутствуют сведения о фамилии, имени, отчестве гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение, как правило, не дается. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Утвердилась и успешно функционирует довольно интересная «смешанная» форма обращений или «устно-письменные обращения». Ведь встречаются такие случаи, когда недостаточно только устного или только письменного обращения и требуется либо обратиться к должностному лицу в устной форме, либо изложить письменно определенные сведения.

Весьма неактуальной формой обращения, которая вполне заслужено не воспринята ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», является обращение, опубликованное в печатных средствах массовой информации. Такое обращение имеет существенный недостаток – нет гарантии, что должностное лицо, к которому обращается гражданин, прочтет его сообщение. Россия – это не Советский Союз, где СМИ, управляемые партийными функционерами, публиковали информацию лишь с санкции последних.

Вторая классификация «по содержанию» позволяет выделить свыше десятка обращений. К ним можно отнести следующие виды: предложения, заявления; жалобы; ходатайства; письма; сообщения о преступлениях, исковые заявления и иные обращения, разрешаемые в порядке гражданского и уголовного судопроизводства; обращения об отзыве депутатов, выборных должностных лиц; обращения, связанные с реализацией права законодательной инициативы гражданами в субъектах РФ, правотворческой инициативы в муниципальных образованиях; петиции; гражданские наказы; обращения о проведении выборов, референдумов; наказы избирателей выборным должностным лицам; запросы, направляемые органами власти, должностными лицами в связи с их деятельностью; обращения в межгосударственные органы и организации. Причем, такое многообразие обращений разделяется не всеми авторами, некоторые ограничиваются тремя или четырьмя. Однако для нас этот вопрос представляет определенный интерес в познавательных целях, поэтому, остановимся на нем подробнее.

Предложения – это такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан и их законных интересов, а направлен на улучшение деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций в экономической, административно-политической, социально-культурной сферах. Данное определение является типичным для советской науки. А ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» трактует это понятие следующим образом: «предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества»[7]. Таким образом, цель предложения – обратить внимание на несовершенство регулирования той или иной области общественных отношений, рекомендовать что-либо. Не стоит путать предложения с критическими замечаниями, которые указывают на недостатки, но не содержат путей их разрешения. Содержание предложений многообразно – от рекомендаций, направленных на улучшение и совершенствование работы государственных органов, органов местного самоуправления и до организации бытового и торгового обслуживания населения[8]. Отсюда можно сделать вывод, что предложения выражают не только личные, но и общественные, и государственные интересы.

В.В.Мальков отмечал, что правовая природа предложения делает необходимым рассмотрение этого вида обращений в особом, отдельном от рассмотрения обращений порядке. Такой порядок был установлен в некоторых законодательствах европейских стран еще в начале 60-х годов прошлого века. Например, Административно-процессуальный кодекс Польши 1961 года содержит специальный раздел, посвященный предложениям, в котором подробно регламентируется предмет предложения и процедура их рассмотрения. Аналогичные положения содержатся в болгарском указе о жалобах, предложениях и сигналах граждан республики[9]. В Российской Федерации по сей день нет отдельной от других обращений процедуры рассмотрения предложения, но была попытка создать такую процедуру в ст. 27 проекта ФЗ «Об основных гарантиях права на обращение граждан Российской Федерации», не получившая реализации[10]. Поэтому, вопрос о процедуре рассмотрения предложений является весьма актуальным, но, к сожалению, не урегулированным ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Заявления – обращения граждан к полномочным органам, организациям или должностным лицам по поводу реализации своих прав, свобод и законных интересов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством[11]. Более широкое по объему определение содержится в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: «заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов или должностных лиц. Заявления, как и предложения граждан, не связаны с нарушениями прав и законных интересов заявителей. Предметом заявления является осуществление через государственные органы и общественные организации закрепленных за гражданами законодательством прав и свобод: права на предоставление жилой площади, права на получение пенсии, пособия, и других. В.И.Ремнев отмечает, что деятельность по рассмотрению заявлений граждан является текущей деятельностью соответствующих органов, не связанной с разбором нарушений, а предполагающей обслуживание граждан, удовлетворение их законных интересов, а также реализацию прав и свобод[12]. При этом, необходимо пояснить, что «право» и «законный интерес» – две разные правовые категории. Право гражданина предполагает наличное, существующее право, к реализации которого можно приступить немедленно: например, право на получение дополнительного отпуска. Законный интерес же предполагает не только некоторое состояние личности, но и стремление получить определенную пользу, как гарантирован, так и не гарантирован нормами права (законный интерес в благоустройстве земельных участков, выпуска необходимых медикаментов)[13]. Не всякий законный интерес может быть удовлетворен немедленно, поскольку не всегда наличествуют соответствующие объективные и экономические возможности. Поэтому, не любой законный интерес становится правом, то есть, не возводится государством в ранг права. Поэтому, в официальное определение понятия «заявление» следовало включить «законный интерес»: «заявление – просьба гражданина… в реализации своих или принадлежащих другим лицам прав, свобод, законных интересов…» Обслуживая указанные права, свободы и законные интересы граждан посредством рассмотрения заявлений граждан, не следует делать акцент на снижении их количества: одно дело – уменьшить количество жалоб на нарушение пенсионного или жилищного законодательства, а другое – снизить количество заявлений о предоставлении жилого помещения, о получении пенсии. Как отмечалось выше, в связи с развитием электронных и иных средств массовой информации, большое количество заявлений поступает теперь не только на бумажных носителях.

Жалобы – обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам с требованием о восстановлении прав, свобод и законных интересов гражданина, нарушенных решениями и действиями (бездействиями) каких-либо органов публичной власти и их должностных лиц, общественными объединениями и другими организациями различных форм собственности[14]. Данное определение дано Н.М.Кониным и, представляется наиболее удачным из определений жалобы, встреченных нами в научной литературе. Стоит отметить, что определение понятия «жалоба» было дано еще в 1924 году известным юристом М.Д.Загряцковым, который под жалобой понимал открытое обращение заинтересованного лица к иерархически высшим органам административной власти в целях изменения или уничтожения неправильного административного распоряжения или упущения по мотивам его недостаточной фактической или юридической обоснованности[15]. Впоследствии это определение стало довольно известным. Однако в связи с четким разграничением всех видов обращений, понимание жалобы изменялось незначительно, делался учет только в пользу изменявшейся исторической обстановки и законодательства. Самое новое определение было встречено нами в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: «жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или интересов других лиц»[16].

Цель подачи жалобы – защита и восстановление нарушенных прав и интересов. Сами граждане, как замечает В.В.Мальков, не в состоянии обеспечить себе эту защиту, так как не обладают государственно-властными полномочиями, которыми наделены государственные органы (а в пределах предусмотренных законодательством властными полномочиями обладают общественные и иные организации), куда они обращаются. Таким образом, жалоба является способом защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан. Объектом обжалования являются действия или бездействия государственных и иных организаций или должностных лиц, а также издаваемые ими акты, явившиеся причиной нарушения прав и законных интересов граждан. Но исчерпывается ли на этом объект жалобы? Пожалуй, нет. Поскольку, следует согласиться с тем, что возможно обжалование действий и решений, нарушающих морально-нравственные нормы, что может повлечь не только моральную, но также и дисциплинарную ответственность для виновного лица – замечание, выговор, увольнение с работы и тому подобное. Например, прокурорские работники несут ответственность, согласно ФЗ «О прокуратуре» за совершение проступков, порочащих честь и достоинство прокурорского работника[17].

Жалобы свидетельствуют об имеющихся недостатках в работе государственных и иных органов и организаций. Поэтому, снижение количества жалоб является показателем совершенствования их работы, устранения ранее существовавших недостатков, повышения культурного уровня населения[18].

Однако не всегда лицо, адресующее свое обращение соответствующим органам, может правильно определить его вид. Зачастую в одном обращении может содержаться их комбинация: и «предложение», и «заявление», и «жалоба», и любой другой вид. В этой связи представляется оправданным провести разграничение между рассматриваемыми основными обращениями граждан. Но если отличить «предложение» от «жалобы» весьма несложно, исходя из их предмета (предмет жалобы – требование о защите и восстановлении нарушенных прав и интересов; предложения – просьба или требование обратить внимание на несовершенство регулирования той или иной сферы общественных отношений и принять соответствующие меры), то разграничение «заявления» и «жалобы» вызывает у авторов некоторые трудности. На это стоит обратить внимание, даже несмотря на то, что в действующем федеральном законодательстве появились определения рассматриваемых видов обращений.

Для того, чтобы четко разделить понятия «заявление» и «жалоба» рассмотрим их предмет и содержание. Предметом заявления является осуществление через государственные и иные организации предоставленных гражданам действующим законодательством прав, свобод и законных интересов. Жалобы – требование о защите и восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов, обращенное к государственным органам и организациям, органам местного самоуправления или должностным лицам. Отличая по содержанию заявление от жалобы, замечаем, что: 1) заявление – это обращение к указанным адресатам с просьбой личного или общественного характера, не связанной с нарушением субъективных прав и законных интересов заявителя; 2) заявление поданное по поводу каких-либо нарушений нормальной деятельности адресатов, не затрагивающих прав и интересов заявителя; 3) заявление может содержать сведения о каких-либо нарушениях, злоупотреблениях должностных лиц, не затрагивающих прав и интересов заявителя. В любом случае, даже при наличии затруднений в определении гражданами вида обращения, как указывает В.И.Ремнев, вывод о наличии того или иного обращения является обязанностью работника аппарата соответствующего органа или организации.[19]

Детально разграничив и описав основные виды обращений классификации «по содержанию», необходимо добавить, что они являются признанными законодательством и детально разработанными в юридической литературе. Их статус был подтвержден и в новом Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 2 мая 2006 г. Однако вполне целесообразным было бы закрепление на законодательном уровне других обращений, которые в основном фигурируют в трудах ученых и на практике встречаются реже, чем проанализированные выше. Рассмотрим их.

Ходатайство – обращение гражданина о признании определенного статуса, прав и свобод, изложенное в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законодательством Российской Федерации[20]. Ходатайства – достаточно распространенный вид обращений. Законодательное закрепление нашел во многих субъектах Российской Федерации. Ходатайство как вид обращений граждан не связан ни с нарушением, ни с ответственностью. Какой-либо специальной процедуры рассмотрения ходатайств не предусматривается. Главная задача принявшего это обращение лица – проверить содержащуюся в ходатайств информацию, а также установить – относится ли обратившееся лицо к категории лиц, установленных законодательством и имеющих право на признание за ними определенного статуса или прав. Как представляется, в новом законе необходимо было возвести ходатайства в ранг основных видов обращений, таким образом, подтвердить устоявшуюся законодательную практику субъектов Российской Федерации. Но этого не произошло, что, безусловно, на наш взгляд, является недоработкой федерального законодателя.

Письмо – не является видом обращений граждан. Может выступать лишь как технический способ пересылки «предложения», «заявления» или другого вида обращений, а потому не имеет самостоятельного значения. Письма можно достаточно часто встретить в журналах, книгах, документах, они часто отправляются в соответствующие органы и организации, однако исходя из содержания письма, вид обращения может быть определен работником органов и организаций, являющихся адресатом обращения.

Сообщения о преступлениях и иные обращения, рассматриваемые в уголовном судопроизводстве, исковые заявления и заявления, разрешаемые в порядке гражданского судопроизводства. Поскольку мы рассматриваем обращения граждан как административно-правовое понятие, то все же не следует включать в это понятие «сообщение о преступлении» и «заявление о преступлении». Скорее, это категории, которые следует признать имеющими несколько иной смысл, получающий реализацию в рамках соответствующих уголовно-процессуальных отношений. Но все же в самом общем виде сообщение о преступлении и иные обращения, рассматриваемые в порядке уголовного судопроизводства, являются обращениями, исходя из формулировки ст. 33 Конституции РФ, а регламентации подлежат нормами специального законодательства – УПК РФ (ст. 141, 144, 119-127)[21].

Что же касается гражданско-правовых жалоб и иных обращений, рассматриваемых в гражданском судопроизводстве, то их также следует рассматривать также в несколько ином «собственном» аспекте, отличном от административно-правового. Единственное, что сближает административные жалобы с гражданско-правовыми – судебный порядок рассмотрения, урегулированный ГПК РФ[22]. Судебный порядок рассмотрения административных жалоб будет рассмотрен в настоящей статье более подробно.

Обращения об отзыве депутатов, выборных должностных лиц – не являются обращениями граждан в административно-правовом понимании. Данные обращения составляют предмет регулирования специальных норм, имеют иную правовую природу и в настоящий момент регулируются главным образом Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным Законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством субъектов РФ[23]. Поэтому нет сомнений, что в проекте новых российских законодательных актов регламентацию «отзыва» включать не следует.

Обращения, связанные с реализацией права законодательной инициативы гражданами в субъектах РФ, правотворческой инициативы в муниципальных образованиях. Согласно взглядам авторов упомянутого уже законопроекта «Об основных гарантиях права на обращения граждан Российской Федерации», эти обращения также имеют специальную правовую природу, законодательством определен особый порядок адресации таких обращений. Отношения, возникающие в случае подачи таких обращений, регулируются теми же законами, которые регламентируют «отзыв» выборных должностных лиц, а также конституциями (уставами) субъектов РФ, нормативными актами представительных органов муниципальных образований. Но, как и «отзыву» выборных должностных лиц, рассматриваемому виду обращений не следует придавать статус основного и дополнительно регламентировать на законодательном уровне в силу отмеченных причин.

Одним из наиболее интересных видов обращений являются петиции («коллективные обращения»). Существует терминологическая особенность по сравнению с зарубежным законодательством, в котором петиция – любое обращение граждан в органы власти, в Российской Федерации же – это вид обращений, направляемых соответствующему полномочному органу власти. Цель петиций – способствовать принятию, изменению или отмене правового акта. Следует отличать данный вид от предложений граждан: 1) по субъектам; 2) предмету; 3) процедуре рассмотрения. Есть и точка зрения о том, что все же следует четко регламентировать процедуру подачи и рассмотрения петиций в отдельном федеральном законе[24]. Как отмечается, наиболее полному и четкому закреплению должны подвергнуться порядок подачи петиций, порядок и сроки их рассмотрения компетентными органами и принятии по ним решений. Кроме того, предлагается дифференцировать петиции на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований по количеству подписей, необходимых для их рассмотрения (100 000 подписей на федеральном уровне, гораздо меньше на других). На федеральном уровне петиции должны рассматриваться палатами Федерального Собрания, Президентом РФ, Правительством РФ, в субъектах РФ и муниципальных образованиях – органами общей компетенции. В дополнение к этому, как нам представляется, следует урегулировать опубликование петиций и принятых по ним решений в официальных изданиях и средствах массовой информации, определить порядок финансирования работы с петициями.

Гражданский наказ – весьма специфический вид обращений граждан. По содержанию практически ничем не отличается от петиций. Особенность одна – субъект, адресующий обращение, является общественным объединением. Действует общественное объединение в интересах своих членов, количество которых зачастую является недостаточным, чтобы соблюсти ряд установленных законодательством требований для поддержания гражданской инициативы.

Весьма близок к петициям и такой вид обращений, как обращения о проведении выборов, референдумов. Эти вопросы пронизывают институт непосредственной демократии, носящий самостоятельный характер от обращений в административно-правовом аспекте и является предметом регулирования избирательного законодательства. Отношения, возникающие в связи с реализацией данных прав, регулируются Федеральным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами субъектов РФ, иными актами[25].

Еще один довольно специфический вид обращений – наказы избирателей выборным должностным лицам. Наказами избирателей могут быть признаны, имеющие общественное значение, либо носящие неотложный характер обращения, принятые собранием избирателей и адресованные выборным должностным лицам. Отношения, возникающие при подаче подобных обращений, составляют предмет регулирования избирательного законодательства. В связи с большим количеством выборных лиц различного уровня закрепление данные обращения находят в большом количестве различных актов[26]. Собственно данный вид обращений в административно-правовом аспекте не рассматривается.

Запросы, направляемые органами власти, должностными лицами в связи с их деятельностью. Отмеченные обращения подаются специальными субъектами, а потому, и отношения, возникающие между ними и адресатом, не являются административно-правовыми отношениями между органами публичной власти и гражданами. Отсюда, данный вид обращений – предмет регулирования специального законодательства – например, депутатский запрос регулируется ФЗ от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[27]. Соответственно, запрос является обращением, но в другом, не административно-правовом аспекте.

Обращения в межгосударственные органы не являются видом обращений в административно-правовом аспекте. Это нашло подтверждение и в законопроекте «Об обращениях граждан», где отмечается: «Гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Выше были описаны основные классификации обращений. Однако в научной литературе выделятся еще несколько классификаций. На наш взгляд, заслуживают внимания еще две.

Критерий «по субъекту» позволяет разделить обращения на «коллективные» и «индивидуальные». Индивидуальные обращения исходят от одного лица. Могут быть как в устной, так и в письменной форме (письменные обращения подписываются заявителем). Коллективные обращения исходят от нескольких лиц. По форме существования, как представляется, могут быть только письменными при обращении к органам федеральной государственной власти. Лишь в отдельных случаях можно допустить, что к органам местного самоуправления обращаются несколько лиц, адресуя свое обращение на личном приеме соответствующего должностного лица.

Критерий «в зависимости от процедуры подачи и рассмотрения обращений» позволяет выделить обращения в административном порядке и обращения в судебном порядке.

По итогам рассмотрения классификаций обращений считаем возможным, сделать следующие выводы.

1. Основополагающей, удобной в познавательных целях классификацией обращений граждан является классификация «по содержанию» обращений.

2. В связи с принятием Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и продолжающейся кодификацией института обращений, считаем возможным дать рекомендацию законодателям различных уровней власти использовать классификацию обращений «по содержанию» в новом законодательном акте или актах, посвященных регламентации обращений.

3. Следует закрепить в федеральном законе помимо трех основных видов обращений (заявления, предложения, жалобы) и другие прогрессивные виды обращений –  петиции, ходатайства, гражданские наказы, придав им статус основных.

4. Необходимо при законодательных изменениях и нововведениях строго разграничить понимание обращений в «административно-правовом» и ином аспектах, не допуская грубых законодательных ошибок.

 

* Лоншаков Юрий Сергеевич – аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин НОУ ВПО «Волгоградский институт экономики, социологии и права». Научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент А.В.Юсупов.

[1] Минашкин А.В. Право граждан на обращения: состояние и перспективы правового регулирования. // Юрист. 2005. № 7. С.11-16.

[2] Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст.2060.

[3] Проект 142018-4 Федерального закона «Об основных гарантиях права на обращение граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

[4] Российская газета, 2006, 5 мая.

[5] Мальков В.В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях. – М.: Издательство Московского университета. 1967. С.16.

[6] См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

[7] Федеральный закон от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» //СПС «Консультант-Плюс».

[8] Мальков В.В. В учреждение поступила жалоба. – М.: Московский рабочий, 1972. – С.5.

[9] Мальков В.В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях. – М.: Издательство Московского университета. 1967. С.10; см. также: Хаманева Н.Ю. Право жалобы граждан в европейских социалистических странах / Отв. ред. В.И. Ремнев. – М.: Наука, 1984. – 112 с.

[10] См.: Проект № 142018-4 Федерального закона «Об основных гарантиях права на обращение граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

[11] Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2004. С.76.

[12] Ремнев В. И. Предложения, заявления и жалобы граждан. – М.: Юридическая литература, 1972. С.6.

[13]  См. там же. С.10.

[14] Конин Н.М. Указ. раб. С.76.

[15] Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы // Право и жизнь. 1924. С.59.

[16] Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

[17] Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2009) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

[18] Ремнев В.И. Предложения, заявления и жалобы граждан. – М.: Юридическая литература, 1972. С.7.

[19] Ремнев В.И. Предложения, заявления и жалобы граждан. – М.: Юридическая литература, 1972. С.8

[20] Проект № 96700030-2 Федерального Закона «Об обращениях граждан» // СПС «Консультант-Плюс».

[21] Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.2003. № 51. Ст. 5026.

[22] Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.

[23] Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об основных гарантиях права на обращения граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс»; см. также: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822 и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.

[24] Общая теория прав человека /Под ред. Е.А.Лукашевой. – М.: Издательство НОРМА. 1996. С. 309-310.

[25] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.

[26] См.. например, Закон Волгоградской области от 22 июля 2002 г. № 732-ОД «Об общих принципах организации работы с наказами избирателей депутатам представительного органа местного самоуправления и выборному главе администрации муниципального образования Волгоградской области» // Волгоградская правда. – №131. 2002. – 30 июля; Закон Волгоградской области от 10 января 2002 г. № 661-ОД «О наказах и обращениях избирателей к депутатам Волгоградской Областной Думы и к главе администрации Волгоградской области» // Волгоградская правда. – № 317. 2002. – 30 января.

[27] Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 74.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (01.01.2013)
Просмотров: 4876 | Теги: местного, личности, политической, органы, граждан, обращений, Власти, гарантий, классификации, государственной | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017