Воскресенье, 31.05.2020, 18:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

О формировании электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования МВД России

Ю.А.Грачёв

О формировании электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования МВД России

В статье раскрывается значимость информационно-технического обеспечения образовательного процесса с целью совершенствования имеющихся общекультурных и формирования профессиональных компетенций у курсантов и слушателей образовательной организации высшего образования МВД России.

Ключевые слова: образовательная организация, образовательный процесс, электронная образовательная среда, сотрудники полиции, подготовка полицейских.
 

В современном мире в связи со стремительно развивающимся информационным пространством и совершенствованием информационных технологий возникает острая потребность в создании дополнительных средств и методов информационно-технического обеспечения учебного процесса в образовательных организациях МВД России. Для оптимизации с целью повышения продуктивности и максимально эффективного использования технических и информационных средств вся их совокупность должна быть качественным образом скомму- тированна. Совокупность этих средств и составляет электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС).

В Санкт-Петербургском университете МВД России в настоящее время преподаются 622 учебных дисциплины, для реализации и методического обеспечения которых кафедрами разработано более 14 тыс. элементов учебно-методического обеспечения образовательных программ. Ежегодно на базе университета издается более 200 учебников, учебных и учебно-методических пособий, непрерывно ведется работа по обновлению, актуализации и пополнению лекционного фонда, который в настоящее время насчитывает 4850 лекций, из них 1510 - фондовые (около 30 %) [1]. Для быстрого и максимально упрощённого доступа к каждому элементу учебно-методических материалов и разрабатывается электронно- информационная образовательная среда (ЭИОС).
Исходя из анализа данных о достижениях в области электронно-информационных образовательных сред [2; 3; 4, с. 207] можно сделать вывод, что реализация требований по созданию ЭИОС в различных образовательных организациях организована по-разному.

В некоторых образовательных организациях МВД России создаются специальные подразделения, которые не только разрабатывают технологические средства (ТС) для создания ЭИОС (или её элементов), но и обеспечивают обработку с помощью этих ТС получаемых от научно-педагогического состава материалов, не связанных с информационными технологиями. В результате формируется хранилище учебно-методического обеспечения образовательной программы (модуля) (УМООП) и обеспечивается использование УМООП как научно-педагогическим составом (НПС), так и обучающимися (курсантами и слушателями). Такой подход эффективен, но требует существенных организационных, кадровых и финансовых ресурсов. Другие образовательные организации ограничиваются менее ресурсоёмкими организационными мерами, формулируя лишь требования, предоставляя возможность кафедрам реализовывать эти требования самостоятельно. Простейшие требования в части изготовления таких элементов УМО- ОП, как рабочие лекции, методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям, методические разработки по проведению учений и занятий в активной и интерактивной форме, учебно-наглядные пособия и презентации и пр,. педагогический состав выполняет с помощью инструментальных средств MS Office (Word, PowerPoint и др.). При этом особых сложностей не возникает. Хуже обстоят дела с организацией электронного хранилища (ЭХ) всех элементов учебно-методического обеспечения образовательных программ (УМООП).
Особую озабоченность в данном случае вызывает реализация требования «обеспечения идентичности» [5] учебно-методических материалов во всех вариантах, включённых во все экземпляры УМООП, хранящихся на кафедре, кабинете педагогического мастерства (КПМ) университета, библиотек выпускающих факультетов (БВФ) и информационно-образовательном центре университета (ИОЦ). Дело в том, что хранящиеся УММ представляют собой десятки тысяч файлов, уложенных в сотни папок. В этих условиях осуществление корректуры файлов, предусмотренное положением [5], без ошибок невозможно [2], если корректура будет проводиться вручную. Решение этой проблемы предполагает наличие двух путей.

Первый основывается на создании специальных инструментальных средств, автоматизирующих процесс внесения изменений. Но его реализация предполагает определённую совокупность финансовых затрат и привлечения квалифицированных специалистов по информационным технологиям.

Содержание второго пути основывается на ряде следующих последовательных действий:

- отказ от создания хранилищ, ориентированных на разные группы пользователей УМООП (КПМ, ИОЦ, БВФ и кафедру);

- создание единого хранилища, рассчитанного на удовлетворение информационных потребностей всех групп пользователей;

- изготовление разностных интерфейсов человеко-машинного взаимодействия, в максимальной степени учитывающих потребности каждой из групп пользователей, чем обеспечивается удобство получения информации и работы с ней.

Исходя из перспективности и наибольшей практичности второго пути, в Санкт-Петербургском университете МВД Российской Федерации была проведена работа, направленная на реализацию данного направления. В результате были достигнуты следующие цели:

- реализованы организационные и технические решения по созданию информационно-образовательного центра (ИОЦ) университета, оснащенного:

а) сервером-ИОЦ, на жёстких дисках которого размещаются материалы УМОД, разработанные на кафедрах университета;

б) сенсорными Интернет-киосками (СИК), расположенными в учебных корпусах университета;

в) автоматизированным рабочим местом ИОЦ, с которого осуществляется загрузка на сервер-ИОЦ подготовленных материалов УМОД;

- реализованы организационные и технические решения по созданию электронного библиотечного фонда УМООП кафедры СИТ, размещенного на АРМе кабинета педагогического мастерства (АРМ-КПМ) кафедры. При этом упомянутым фондом можно пользоваться и с других АРМ кафедры, часть из которых подключена и к ЛВС университета, и к Интернет;

- решены задачи направленные на создание компьютерных классов, объединённых локальной вычислительной сетью (ЛВС):

а) автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМ-П), к которому подключены: ме- диапроектор с большим экраном; мультимедийная система; принтер и устройство бесперебойного питания (ИБП);

б) 15-20 АРМ курсантов (слушателей) (АРМ-К (С)). При этом с каждого рабочего места курсанта обеспечивается возможность не только работать с конкретными материалами УМООП, размещенными на сервере ИОЦ, но и выходить с разрешения преподавателя в Интернет для выполнения соответствующих заданий;

- достигнуты организационные и технические цели по оснащению учебных аудиторий взводов. Оснащенность учебных классов предусматривает наличие автоматизированного рабочего места преподавателя (АРМ-П), подключённого к медиа- проектору с большим экраном, к ЛВС университета и к Интернету. Образовательная деятельность курсантов основывается на работе с материалами УМООП, размещёнными на CD-ROM или на USB- носителях;

- подключены 17 автоматизированных рабочих мест читальных залов библиотек (АРМ-ЧЗБ) к серверу информационно-образовательного центра (ИОЦ) университета, через локальную вычислительную сеть (ЛВС) университета, именуемую также Интернет Санкт-Петербургского университета МВД России.

При этом каждый из АРМов:

а) оснащен блоком бесперебойного питания;

б) обеспечивает возможность сканирования материалов на одном из семи сканеров «Xerox» и на многофункциональном устройстве (МФУ);

в) имеет также выход в Интернет, что обеспечивает доступ к:

1) электронным библиотекам внешних организаций (в президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина; в электронную библиотеку «Книга Фонд»; к комплексной системе автоматизации библиотек ИРБИС и др.);

2) профессиональным базам данных - БД (БД научно-исследовательского центра НИЦ «Охрана»; БД ГОСТов) [7];

3) информационно-справочной системе (ИСС) «Гарант-Образование» [8];

- осуществлено подключение АПК «Универ- ТВ», где постоянно ведется трансляция видеоконференций, демонстрируются и тиражируются учебные материалы и сюжеты. На базе данного комплекса ежедневно размещается и обновляется информация о жизни и деятельности университета, проводимых мероприятиях в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и событиях в стране. На экранах АПК «Универ-ТВ» ведется показ учебных фильмов и видеороликов, анонсируются достижения в научной и учебной деятельности.

- достигнуты организационные и технические успехи по созданию учебного ситуационного центра и центра мониторинга в рамках реализации Концепции информатизации органов внутренних дел, которые в значимой мере позволяют повысить эффективность образовательного процесса и качества подготовки специалистов для правоохранительных органов путём моделирования ситуаций и практической отработки действий по принятию управленческих решений, принимаемых на различных уровнях (стратегическом, тактическом, оперативном и персональном);

- прорабатываются организационные и технические решения по созданию библиотечного фонда (библиотеки) кабинета педагогического мастерства, основанного на использовании электронных копий УМООП, размещённых в библиотеке CD- ROM, и автоматизированного рабочего места (АРМ- КПМ) для обеспечения возможности работы с упомянутой библиотекой на CD-ROM;

- готовятся к принятию организационные и технические решения по созданию библиотечных фондов (библиотек) выпускающих факультетов, основанных на использовании профессиональных УМООП, размещённых в библиотеке CD-ROM.

Электронная информационно-образовательная среда играет большую роль в мотивации саморазвития обучающихся.

Список литературы

1. Официальный сайт Санкт-Петербургского университета МВД России [Электронный ресурс] URL: http:// www.univermvd.ru/ (дата обращения: 14.02.2018).
2 Кривошеее, А. О., Голомидов, Г. С., Таран, А. Н. Перспективные Internet-технологии информационного обеспечения образовательных услуг // Официальный сайт МГТУ им. Н.Г. Баумана. - URL: http://technomag.bmstu.ru/ doc/52838.html (дата обращения: 13.09.2017)
3. Чудаков, О. Е., Потехин, В. С., Максимова, Е. А. Модель формирования интегрального показателя при мониторинге деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр Санкт-Петербургского университета МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - С. 153-157.
4. Кадулин, В. Е., Потехин, В. С. Об уточнении понятия и классификации автоматизированных рабочих мест, используемых в информационных системах и компьютерных технологиях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 4 (68). - С. 207-210.
5. Положение об учебно-методическом обеспечении образовательных программ в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» : приказ Санкт-Петербургского университета МВД России от 12 февраля 2016 г. № 68.
6. Чудаков, О. Е., Куватов, В. И., Потехин, В. С., Саратов, Д. Н. Опыт разработки электронного хранилища документов учебно-методического обеспечения образовательных программ на основе компьютерных технологий // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 2 (74). - С. 184-190.
7. Нормативно-техническая документация ФКУ НИЦ «Охрана» Росгвардии // Официальный сайт НИЦ «Охрана». - Режим доступа: http://nicohrana.ru/normativno-tehnicheskaya-dokumentaciya.html (дата обращения: 14.02.2018).
8. «Гарант-Образование» - специальный выпуск системы «Гарант», ориентированный на студентов, аспирантов и преподавателей // Сайт ООО «НПП "Гарант-Сервис"». - URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/52838.html (дата обращения: 14.02.2018).

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 2 (78) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (07.05.2020)
Просмотров: 19 | Теги: электронная образовательная среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь