Воскресенье, 28.05.2017, 00:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

О целесообразности введения в Программу обучения вузов МВД России спецкурса "Теоретико-правовые основы и практика обеспечения безопасности л

Е.И.Замылин

О целесообразности введения в Программу обучения вузов МВД России спецкурса "Теоретико-правовые основы и практика обеспечения безопасности лиц, содействующих раскрытию и расследованию преступлений"

Рассматривая вопрос профессиональной подготовки следователей, нельзя оставлять вне сферы внимания проблемы раскрытия и расследования преступлений в условиях активного противодействия со стороны отдельных лиц, заинтересованных в неблагоприятном исходе по делу, в том числе подвергающих угрозе безопасность добросовестных участников уголовного процесса.

Следственно-судебная практика располагает многочисленными примерами успешного раскрытия и расследования преступлений. Однако, к сожалению, в последнее время отмечаются серьезные недостатки в деятельности следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел, особенно в условиях активного противодействия установлению истины по делу со стороны заинтересованных лиц. Результаты проведенного исследования  подтверждают, что борьба  с неправомерным воздействием в отношении участников  процесса,  содействующих уголовному судопроизводству, по-прежнему остается малоэффективной. Низкий уровень профессионализма сотрудников, недостаточная адаптация к правоприменительной деятельности в условиях состязательности уголовного процесса самым непосредственным образом сказывается на качестве расследования совершаемых преступлений.

Отчасти это объясняется и тем, что ранее ни криминалистика, ни следственная практика не рассматривали ни свидетеля, ни потерпевшего в качестве субъекта противодействия расследованию, а соответственно, не разрабатывалось особой следственной тактики работы с ними в таком качестве. Многие теоретические вопросы, связанные с выявлением и нейтрализацией противодействия, до сих пор остаются исследованными не до конца[1].

Одним из существенных недостатков является несвоевременное возбуждение уголовных дел, неправильная оценка следственной ситуации, несвоевременное и некачественное проведение отдельных следственных действий и мероприятий. Следователи недостаточно используют уже разработанные криминалистикой рекомендации, касающиеся организационно-тактических моментов и расследования преступлений в целом.

Наибольшая сложность по делам данной категории возникает при доказывании. Доказать, что конкретным лицом на участника уголовного процесса было оказано посткриминальное воздействие, очень сложно, так как оно (если не брать за основу физическое насилие) не оставляет материальных следов, а, как правило, происходит в личной беседе или по телефону. В письменной форме угрозы высказываются крайне редко, а если это и осуществляется, то без указания адресата, и выполняется с тем условием, чтобы затруднить идентификацию субъекта противодействия.

Согласно официальным данным, удельный вес данной категории преступлений в  общей массе совершаемых уголовно наказуемых деяний сравнительно невелик. Так, за последние пять лет в регионе зарегистрировано всего лишь 25 преступлений, возбужденных по ст. 309 УК России. Однако анализ следственной практики свидетельствует об обратном: статистика в части неправомерного воздействия заинтересованных лиц не соответствует действительности.

Не все преступные посягательства попадают в официальную статистику в силу различных причин, в том числе и в связи с неправильной квалификацией совершенного деяния. Анализ материалов уголовных дел (по А. И. Долговой[2]) показывает, что во многих случаях формулировка «неприязненные личные отношения» становятся практически стандартным объяснением целого ряда совершенных преступлений из-за неумения или нежелания следователя выявлять истинные мотивы. За формулировкой «неприязненные личные отношения» нередко скрываются угрозы и физическое насилие в отношении участников процесса и их близких, как следствие активного содействия расследованию по делу.

Следователи также не отрицают, что по факту посткриминального воздействия уголовные дела возбуждаются редко, а значит, и деяние не получает должной уголовно-правовой оценки: обычно данное преступление квалифицируется по факту нанесения телесных повреждений или причинения иного вида ущерба. Характеризуя складывающуюся ситуацию, практические работники ссылаются на проблемы сбора первичного материала, где объяснения задержанных и присутствующих при этом лиц представлены примерно в следующем ракурсе: произошло взаимное оскорбление, переросшее в драку, ссора из-за женского внимания, супружеская неверность и т. д. Иногда подобные показания подтверждает и потерпевший, что в принципе соответствует действительности: ведь сам факт противоправного проявления часто перерастает в выяснение межличностных отношений, каковым его воспринимает и жертва насилия.

Даже в тех случаях, когда имеются все признаки состава преступления, в связи со сложностью сбора и закрепления доказательств следователи стараются избегать возбуждения уголовных дел по ст. 309 УК, считая, что данная категория дел не имеет судебной перспективы. Об этом заявил каждый третий из числа опрошенных, имевших в производстве подобные уголовные дела. Возбуждаются же они, как было указано выше, по факту причиненного ущерба, а значит и квалификация преступления отчасти не соответствует действительности.

Неправильная оценка следователем первоначальной информации, наличие проблем, требующих нетрадиционных форм их решения, слабое видение конечных результатов расследования и судебной перспективы приводит к тому, что уголовные дела в отношении лиц, понуждающих потерпевших и свидетелей к даче ложных показаний, в настоящее время  если и возбуждаются, то довольно часто не доходят до суда и прекращаются на стадии предварительного расследования. По нашим данным, каждое пятое уголовное дело исследуемой категории прекращается в ходе предварительного расследования или в судебном заседании за «примирением сторон».

В качестве причин сложившегося положения дел на практике наряду с отсутствием опыта, навыков профессиональной деятельности должностных лиц, в производстве которых находятся уголовные дела, можно также выделить недооценку в рамках учебной программы необходимости теоретической и практической подготовки специалистов к расследованию преступлений в условиях конфликтной ситуации.

Современный труд следователя требует, с одной стороны, углубления знаний по специальности, а с другой – способности к адаптации в быстро меняющихся условиях. Реализация этих требований должна проходить как при получении высшего образования, так и при его усовершенствовании, в частности, за счет расширения знаний в области психологии и педагогики, научной организации управления и труда, умения в совершенстве владеть современной криминалистической и другой техникой. Высокая эмоциональная напряженность деятельности, частые стрессовые ситуации требуют устойчивой психики, способности самоконтроля, умения принимать профессионально грамотные решения в сложных условиях, чувствовать повышенную ответственность за последствия своих действий[3].

Как известно, действующее уголовно-процессуальное законодательство кардинальным образом изменило сущность уголовного судопроизводства, приведя на смену карательному со значительным обвинительным уклоном процессу советского периода «заокеанский» цивилизованный состязательный процесс[4]. Однако вряд ли подлежит сомнению то обстоятельство, что все эти меры не дадут надлежащего результата, если они не будут сопровождаться синхронным развитием научных и дидактических средств, направленных на повышение эффективности процесса обучения будущих правоприменителей. Правоохранительные и судебные органы страны с сожалением констатируют, что среднестатистический выпускник любого юридического вуза, приступая к работе по специальности, чаще всего имеет самые общие представления о реальной практике организации-работодателя, документообороте, ведомственных, корпоративных интересах и профессиональной этике[5].

Решение задачи подготовки высококвалифицированных кадров правоохранительных органов, способных успешно выполнять возложенные на них обязанности в деле борьбы с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, требует оптимизации образовательного процесса посредством совершенствования практической направленности обучения и освоения обучающимися передовых форм и методов оперативно-служебной деятельности на основе обновления содержания образовательных программ и разработки современных технологий обучения, отвечающих потребностям практики борьбы с преступностью. Деятельность следователя в этом направлении самым непосредственным образом зависит от качества обучения, запаса теоретических знаний и профессиональных навыков, полученных в вузе, умения грамотно применять их на практике.

В последние годы руководство нашей страны обеспокоено низким качеством подготовки выпускников юридических вузов, в том числе и уровнем профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел. В одном из своих последних Указов Президент России Д. А. Медведев предложил юридическому сообществу обратить особое внимание на необходимость увеличения объема именно практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования[6].

Тенденция усиления профессионализации образовательного процесса предусматривает качественно иные подходы к его содержанию и организации. Особую роль здесь играет формирование профессионально значимых качеств у слушателей. Творческое профессиональное мышление предполагает нестандартные решения именно в условиях расследования, которое сопровождается активным противодействием установлению истины по делу со стороны заинтересованных лиц. Овладение знаниями, умениями и навыками по раскрытию и расследованию отдельных видов преступлений на этапе специального профессионального обучения позволит слушателям образовательных учреждении МВД России в дальнейшем более эффективно выполнять свои должностные обязанности в соответствии с полученной квалификацией.

Профессиональное мастерство специалиста в значительной мере обусловлено формами и методами организации и проведения учебных занятий, уровнем базовых методик преподавания, сложившихся и применяемых в вузе, научным и творческим потенциалом профессорско-преподавательского состава. Принимая во внимание, естественно, разноуровневый потенциал обучаемых, организация учебного процесса предполагает, с одной стороны, передачу необходимого, предусмотренного учебной программой, материала слушателям, а с другой – восприятие его и усвоение в зависимости от индивидуальных качеств последних. Но многое здесь определено и стремлением, желанием самого обучаемого. Непременным атрибутом «возбуждения интереса» является, безусловно, предмет и методика его подачи аудитории.

В рамках изложенного педагогика высшей школы придерживается следующих дидактических принципов высшего образования:

– научность;

– связь теории и практики;

– систематичность и последовательность в подготовке специалистов;

– сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебной работе;

– соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

– соединение абстрактного мышления с наглядностью преподавания;

– доступность и прочность усвоения научных знаний[7]. 

Для решения означенной проблемы по существу необходим новый учебный курс, основу которого должен составлять комплекс теоретических положений профильных юридических дисциплин и наработок следственной практики. А значит, немаловажную роль в этом призвано сыграть правильное соотношение в учебном процессе фундаментального и прикладного, общетеоретического и эмпирического. Означенный курс должен быть разработан с учетом следующих требований:

– акцентировать внимания на специфике деятельности следователя, целях и задачах, которые ему предстоит решать в ходе профессиональной деятельности;

– иметь четко выраженную практическую направленность;

– включать информационные и проблемно-поисковые методы обучения;

– использовать отечественный и зарубежный опыт работы следователей в проблемных ситуациях;

– включать деловые игры с моделированием конкретных следственных ситуаций, базой для которых послужат уголовные дела, получившие уголовно-правовую оценку в суде;

– включать занятия по тактике и психологии общения с лицами, безопасность которых подвержена угрозе, отработку практических навыков проведения отдельных следственных действий с их участием;

– включать вопросы профилактики и нейтрализации неправомерного воздействия заинтересованных лиц с соответствующим анализом российского и зарубежного законодательства в сфере обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству;

– учитывать отсутствие у слушателей достаточного профессионального и жизненного опыта;

– соответствовать требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, квалификационной характеристикой дипломированного специалиста.

Применительно к исследуемой проблеме должное внимание необходимо уделять изучению и правильному толкованию нормативной базы в части, регулирующей механизм реализации государственной защиты, подготовки будущих следователей к общению с лицами, которые пережили определенный стресс, испытали эмоциональный всплеск, перенапряжение не только в результате совершенного в отношении их противоправного деяния, в результате расследования которого они наделены определенным процессуальным статусом, но и постпреступного воздействия как следствие исполнения гражданского долга в борьбе с преступными проявлениями.

В результате вполне уместен вопрос: какие именно отрасли юридических знаний и в каком объеме должен охватывать предполагаемый спецкурс? В рамках профессиональной подготовки в вузах МВД России, по нашему мнению, перечень дисциплин должен быть определен юридическими науками, положения которых непосредственно используются следователями в ходе практической деятельности, такими как: уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, юридическая психология, криминология. Большую помощь в установлении внутренних связей предложенных дисциплин между собою и  практикой оказывают учебные программы, а также тематический учебный план, которые помогают определить, что и в какой последовательности должно изучаться слушателями.

Более основательный подход к изучению означенных дисциплин предполагает оптимизацию всей последующей деятельности следователя. В данном контексте работа профессорско-преподавательского состава не может ограничиваться изложением готовых знаний. Важно отметить, что в практической деятельности сотрудники ОВД сталкиваются с тем, что в законодательство с периодичностью, трудно поддающейся прогнозированию, вносятся изменения и дополнения, существенно меняющие его концептуальную основу. Соответственно, принимая всякий раз во внимание относительно «новое слово» в законе, необходимо стимулировать организацию активной учебно-познавательной деятельности слушателей, которая обусловлена совместным с профессорско-преподавательским составом творческим поиском.

Работа преподавателя по подготовке специалистов в этом направлении должна охватывать действующее законодательство, в том числе подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок обеспечения безопасности участников уголовного процесса и механизм их защиты, опубликованную и специально подобранную следственную и судебную практику, научную литературу, освещающую проблемные вопросы в данном направлении, использовать и передавать свой опыт расследования преступлений. Нельзя жить вчерашним днем. Эффективная борьба с преступностью предусматривает постоянное обновление учебных программ подготовки специалистов с учетом динамизма практики, концентрации внимания на передовой опыт в раскрытии и расследовании преступлений.

Несмотря на то, что юридическому образованию, получаемому в системе вузов МВД, свойственна определенная специфика, обусловленная служебными и специальными задачами, чрезвычайно актуальной становится проблема использования таких методов обучения и подготовки специалистов, которые реагировали бы своевременно на любую инициативу законодателя и постоянно совершенствуемые теоретические и практические разработки, направленные на оптимизацию процесса раскрытия и расследования преступлений. Приняв за основу концепцию динамичности, которая присуща процессу расследования, сопровождаемому постпреступным воздействием в отношении добросовестных участников уголовного процесса, формирование учебных задач следует проводить таким образом, чтобы имелась возможность постепенно пополнять отраженную в них информацию.

Навыки реализации положений Закона «О государственной защите…» и ряда подзаконных нормативных актов, регулирующих различные вопросы, возникающие в рамках исследуемой проблемы, помогает сотрудникам правоохранительных органов не только быть готовыми к применению в рамках закона защитных мер в отношении участников уголовного процесса, но и влияет в положительном плане на общий уровень профессиональной подготовки будущих следователей. Ведь знание и толкование законодательства не ограничивается лишь сферой реализации оберегательных мер в отношении жертв посткриминального воздействия, но и самым непосредственным образом касается смежных проблем, возникающих в деятельности следователя при раскрытии и расследовании преступлений.

Кроме того, Программа спецкурса, охватывая в обязательном порядке тактико-психологические особенности общения с участниками уголовного процесса в условиях активного противодействия расследованию, проблемы организации взаимодействия с сотрудниками иных подразделений, вопросы оперативного сопровождения процесса расследования по делу и т. д., безусловно, будет способствовать приобретению слушателями навыков деятельности в нестандартных ситуациях. Не подлежит сомнению тот факт, что специфика профессионализма следователя проявляется именно в ходе его действий в условиях конфликтной ситуации, умении ее нейтрализовывать, в успешном выполнении задач, четкое и своевременное решение которых от него требуется в определенный период производства по делу.

Особое внимание должно быть уделено знанию психологии вообще и конкретного участника уголовного процесса в частности, психологии межличностного общения участников уголовного процесса. Психология субъекта посткриминального воздействия, жертвы неправомерного воздействия и их близких обусловлена множеством факторов. Надо признать, что каждая из сторон преследует конкретную цель, которая определена соответствующими интересами в исходе дела (не будем брать во внимание такую нейтральную фигуру, как свидетель). На этой основе формируется определенная позиция, сущность которой во многом определена психологическим противостоянием, сформировавшейся внутренней установкой о приоритете собственной правоты.

При определении объема знаний, отработки навыков и умений по каждой из вышеперечисленных дисциплин необходимо исходить из потребностей следственной практики, наиболее часто встречающихся трудностей и ошибок, которые сопровождают процесс государственной (в том числе, процессуальной) защиты добросовестных участников уголовного процесса и их близких. В результате этого должна быть определена конкретная цель – сведение к минимуму как возможных, так и потенциальных ошибок в деятельности следователя.

Так, в частности, данные опроса, проведенного в течение  последних трех лет, позволяют признать, что основная трудность в реализации положений Закона «О государственной  защите…» – это отсутствие практических навыков должностных лиц в деле защиты добросовестных участников уголовного процесса. Об этом заявили 85 % следователей из числа опрошенных. Те же, кто ответил утвердительно на поставленный вопрос, в большинстве своем говорили о готовности к подобным действиям, ссылаясь на уровень теоретической подготовки в данном аспекте, которые они получили посредством «самообразования». Со стороны практических работников было высказано сожаление об отсутствии практических навыков, которые, по их мнению, необходимо получать еще «на студенческой скамье».

При подготовке учебной программы спецкурса необходима междисциплинарная и межкафедральная интеграция. Это обусловлено синтезом основных положений различных отраслей знаний, применяемых в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе достижениями научной организации труда. Для правильной организации учебного процесса большое значение имеет поиск и раскрытие «внутренних связей между дисциплинами», что вменяется в функцию кафедр, которые заинтересованы в сочетании традиционных и современных форм и методов обучения. Следует отметить важность «внутренних связей»  как по содержанию, так и по времени их изучения: чем прочнее эти связи, тем полнее и обширнее знания слушателей.

Наиболее отчетливо в учебном процессе междисциплинарная интеграция проявляется посредством использования такой образовательной технологии, как модульное обучение. Его концептуальная идея определена построением обучения по модулям, которые представляют собой законченную дидактическую единицу, предназначенную для достижения конкретных обучающих целей. Модульное обучение, как удовлетворяющее всем критериям технологичности (системность, управляемость, воспроизводимость, оптимальность и пр.), предполагает корректировку целей, содержания обучения и способов управления познавательной деятельностью обучаемых в рамках предлагаемого спецкурса.

С учетом межкафедральной интеграции изучение и адаптирование смежных проблем к проведению занятий не может приниматься лишь на уровне волевого решения руководителей структурных подразделений. Обсуждение и анализ данных проблем необходимо осуществлять на совместных заседаниях заинтересованных кафедр. Их логическим завершением является принятие соответствующего решения, которое оформляется единым протоколом, где может быть изложено и индивидуальное мнение каждого из присутствующих.

Отбор и композиция учебного материала должны соответствовать целям и задачам, которые ставит профессорско-преподавательский состав в процессе подготовки специалистов к работе в условиях активного противодействия расследованию преступлений, с учетом индивидуальных способностей и стремлений обучаемого контингента. Учебные занятия должны проводиться наиболее подготовленными преподавателями, имеющими опыт работы в следственных и оперативных аппаратах ОВД. Предлагая на занятиях фактический материал по конкретной тематике, преподаватель должен быть готов в любой момент подкрепить свои доводы убедительными аргументами, конкретными рекомендациями действий в той или иной ситуации.

Но нельзя не учитывать и то, что преподаватель получил свои знания в несколько иное время, хотя и  совершенствовал их в практической деятельности, но ей свойственны, как было указано выше,  динамизм и развитие. Поэтому, чтобы исключить формальный подход к проведению занятий, когда в ходе подготовки к ним планируется использование, как правило, заранее подготовленных задач и путей их решения, имеющих место в специально разработанной для таких случаев программе, необходимо привлечение практических работников. Занятия, в процессе которых рассматриваются проблемы обеспечения безопасности участников уголовного процесса, механизм реализации защитных мер, безусловно, будет вызывать живой интерес у аудитории, в том случае, если занятие будет проводиться под эгидой представителей соответствующих структурных подразделений, инициирующих применении мер безопасности в отношении добросовестных участников уголовного процесса и ее осуществляющих. Надо признать, что проведение занятий практической направленности, которые в своей основе сопровождаются конкретными примерами из следственной и судебной практики всегда вызывают живой интерес и отклик у курсантов и слушателей, даже тех, что обычно довольно пассивно ведут себя на занятиях.

И все же, нельзя не отметить, что когда идет разговор об изучении опыта следственной работы, мы, как правило, подразумеваем именно передовой опыт, порой забывая, что исследование и критический анализ негативных результатов деятельности отдельных следственных подразделений или конкретных сотрудников бывает не менее полезен, чем его антипод.

Примерная программа спецкурса должна быть предназначена для подготовки слушателей образовательных учреждений МВД России выпускных (пятых) курсов, то есть той категории обучаемых, которые уже имеют достаточный инструментарий теоретических знаний, необходимый для формирования практических навыков. На занятиях слушателям вменяется в обязанность проходить специализированную подготовку, познавая правовые, организационно-тактические и технологические основы производства предварительного следствия по уголовным делам, подследственным следователям ОВД. Специализация обусловлена необходимостью более глубокого изучения слушателями методики расследования отдельных видов преступлений в условиях активного противодействия со стороны заинтересованных лиц. Выбор видов преступлений должен быть, во-первых, опосредован той категорией дел, расследование по которым наиболее часто сопровождается посткриминальным воздействием в отношении добросовестных участников уголовного процесса и их близких; а, во-вторых, обусловлен необходимостью рассмотрения преступлений против правосудия, установление ответственности за которые выступает в качестве уголовно-правовых средств защиты безопасности означенной категории лиц. Как правило, это уголовно наказуемые деяния, совершаемые в составе организованных преступных групп.

Предлагаемый спецкурс преследует следующие цели:

– формирование и развитие основ профессионального мышления, деловых, морально-волевых и нравственных качеств следователя, профессионального самосознания;

– выявление и определение приоритетов будущей профессиональной деятельности;

– получение, закрепление и систематизация теоретических знаний и практических навыков, необходимых при расследовании преступлений в условиях конкретной следственной ситуации;

– воспитание чувства повышенной ответственности за судьбы людей, сотрудничающих со следствием, добросовестно исполняющих гражданского долг, не смотря на возможные для них неблагоприятные последствия.

Достижение указанных целей обеспечивается посредством решения ряда задач, среди которых выделим следующие:

– усвоение основных понятий и категорий, включенных в дефиницию «безопасность в уголовном судопроизводстве»;

– изучение нормативной базы, регулирующей, в числе прочего, обеспечение безопасности добросовестных участников уголовного процесса и иных лиц;

– рассмотрение особенностей квалификации выделенных категории преступлений;

– развитие профессионального интереса, нравственно-деловых качеств следователя, готовности к выполнению профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, установки на самовоспитание;

– получение, закрепление и систематизация знаний о правовых, организационных, тактико-психологических и иных основах деятельности органов предварительного следствия в процессе применения защитных мер в отношении участников уголовного процесса;

– адаптация слушателей к служебно-профессиональной деятельности посредством изучения, обобщения и передачи им следственного опыта, демонстрации возможности применения научных знаний в их деятельности;

– отработка действий следователя в различных ситуациях, при соответствующей оценке полученных результатов;

– познание технологии производства по уголовному делу, в том числе, деятельности следователя в неблагоприятных для установления истины условиях;

– ознакомление с особенностями организации и производства расследования отдельных видов преступлений, процесс которого сопровождается активным противодействием установлению истины по делу;

– выработка навыков научной организации труда следователя, производства следственных и иных процессуальных действий в условиях конфликтной ситуации;

– совершенствование полученных знаний по изучаемым дисциплинам как в теоретическом, так и практическом аспектах с учетом быстроменяющихся социальных и профессиональных условий, в том числе, обусловленное периодическим изменением и дополнением действующего законодательства;

– организация индивидуального обучения, позволяющая слушателям формировать уверенность в своих силах.

В результате освоения предлагаемого курса слушатели должны:

– иметь представление о специфике международного и национального опыта в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства;

знать:

– федеральные, ведомственные, межведомственные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение безопасности участников уголовного процесса и иных лиц;

– уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминалистические и иные особенности организации и производства расследования отдельных видов преступлений, в том числе в неблагоприятных следственных ситуациях;

– основы научной организации труда следователя;

– требования, предъявляемые к оформлению и содержанию документов, составляемых следователем при реализации государственной (процессуальной) защиты;

уметь:

– давать правовую оценку материалам, содержащим информацию о преступлениях;

– профессионально мыслить в условиях конкретной следственной ситуации;

– планировать и организовывать работу по расследованию преступлений;

– квалифицированно выполнять основные виды работ следователя при производстве следственных действий и назначении судебных экспертиз;

– процессуально грамотно оформлять результаты работы следователя;

– хранить служебную тайну;

иметь навыки:

– изучения, анализа и оценки информации о преступлениях;

– квалификации преступлений, посягающих на безопасность добросовестных участников уголовного процесса;

– прогнозирования наступления неблагоприятных следственных ситуаций, их последствий в деле установления истины в ходе расследования;

– выявления признаков, свидетельствующих о неправомерном воздействии в отношении отдельных участников уголовного процесса;

– принятия оптимальных и обоснованных следственных решений в конкретных следственных ситуациях;

– работы в составе следственно-оперативной группы;

– взаимодействия с сотрудниками иных служб и подразделений ОВД, представителями общественности и средств массовой информации;

– реализации информации, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности;

– производства следственных действий с участием лиц, безопасность которых подвержена угрозе;

– использования при расследовании преступлений достижений науки и техники, в том числе компьютерных технологий;

– составления и оформления процессуальных документов и деловых бумаг следователя.

Проведение занятий в рамках предлагаемого спецкурса (как все профессиональное образование в целом) должно исходить из того, что подготовка будущих следователей не может ограничиваться лишь получением определенной суммы знаний, умений и навыков. От  профессорско-преподавательского состава требуется не просто привитие слушателю идеальной исполнительности, а и формирование инициативного и самостоятельного как в суждениях, так и в исполнении профессиональных обязанностей сотрудника правоохранительных органов.

___________________

[1] Об этом см.: Охезин А. В. Выявление и преодоление противодействия раскрытию и расследованию преступлений // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики. Ростов н/Д, 2004. С. 193.

[2] Об этом см.: Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / под ред. проф. А. И. Долговой. М., 2004. С. 15

[3] Более подробно об этом см.: Бурданова В. С. Поиски истины в уголовном процессе. СПб., 2003. С. 164.

[4] См.: Корниенко В. Т. Предварительное следствие и состязательный судебный процесс в Российской Федерации. Конфликт интересов // Российский судья. 2008. № 4. С. 11.

[5] Об этом см.: Гармаев Ю. П. О необходимости корректировки парадигмы наук криминального цикла в условиях состязательности уголовного судопроизводства // Теория и практика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений. М., 2009. Ч. 1. С. 481.

[6] См.: О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 599 // Рос. газета. 2009, 29 мая

[7] См.: Бурданова В. С. Указ. соч. С. 164.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (13.01.2016)
Просмотров: 248 | Теги: профессиональная подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь