Понедельник, 20.02.2017, 18:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ НАПИСАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ (ГОСУДАРСТВЕННОМУ) ПРАВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю.А. Евтюхин

Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ НАПИСАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ (ГОСУДАРСТВЕННОМУ) ПРАВУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


В основе выводов и предложений, содержащихся в данной статье, лежит обобщение опыта руководства написанием курсовых работ по конституцион­ному (государственному) праву РФ. Автор допускает, что его суждения могут быть не актуальными применительно к написанию курсовых работ по другим учебным дисциплинам.

Выполнение курсовой работы по конституционному (государственному) праву РФ предусмотрено государственным образовательным стандартом, поэтому включается в учебный план студентов и очной, и заочной формы обу-чения. Кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Кемеровского института (филиала) РГТЭУ утверждён общий спи-сок тем курсовых работ независимо от формы обучения студентов.

Определяя место и роль курсовой работы в учебном процессе, кафедра руководствуется стандартом организации письменных работ студентов, при-нятым учёным советом Кемеровского института (филиала) РГТЭУ 21 января 2009 года. В названном документе курсовая работа рассматривается как вид «самостоятельной работы студентов, направленный на закрепление, углубление и обобщение знаний по дисциплинам учебного плана, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе научного исследования» [1, с. 4].

 

Весьма существенную роль в подготовке специалистов отводят курсовым работам и другие вузы. Например, в методических рекомендациях, принятых Кубанским государственным аграрным университетом, говорится, что написание курсовых работ «является важным звеном в выработке у студентов навыков самостоятельного изучения науки, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления зна-ний, что необходимо будущему дипломированному специалисту в его трудовой деятельности. Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов

 

 


В методических указаниях, утверждённых в Тверском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, подчёркивается: «Курсовая работа – самостоятельное, творческое научное исследование студента, выраженное в письменной форме, дающее представ­ление об определённой проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области» [3].

Во многих вузах написание курсовых работ рассматривается как подготовка к написанию выпускных дипломных сочинений. В учебно-методическом посо-бии филологического факультета Самарского государственного университета есть глава, названная «Успешная курсовая работа – половина успешной защиты дипломного сочинения». Как своеобразную репетицию написания дипломной работы расценивают курсовые работы в Кубанском государственном аграрном университете и Томском госуниверситете [4]. Пожалуй, лишь на юридическом факультете Московского государственного университета не завышают ожиданий от результатов написания курсовых работ, полагая, что их основная функция -обучающая [5].

На мой взгляд, коллеги из Томского государственного университета совер­шенно справедливо дифференцируют курсовые работы: работы, выполняемые на первом и втором курсах, имеют меньшую научную составляющую, чем работы, выполняемые на последующих курсах обучения. Действительно, было бы наивно ждать от первокурсника каких-либо самостоятельных научных суж-дений. Для него совершенно достаточно научиться находить материал по вы­бранной теме, анализировать его и логично излагать на бумаге. Зато курсовая работа, выполняемая на четвёртом курсе, должна не только иметь признаки научного исследования, но и быть ориентирована на последующее написание дипломного сочинения и будущую практическую деятельность.

В какой же мере практика написания курсовых работ по конституционному (государственному) праву РФ в Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ соответствует названным выше требованиям?

На мой взгляд, в ней отсутствует главный элемент, на котором держится вся теоретическая конструкция методики написания курсовых работ, – само-стоятельность их выполнения студентами. Интернет заполнен предложениями подготовить за умеренную плату курсовую работу по любой теме и любой учеб­ной дисциплине. Многие сайты предлагают скачать курсовые работы бесплатно. Помимо Интернета, такую же услугу готовы оказать многочисленные фирмы и частные лица. Например, на перекрёстке улиц Ленина и Дзержинского в г. Кемерово размещен плакат: «Учись быть свободным. Рефераты, курсовые, дипломные работы».

Устоять перед такими соблазнами могут лишь немногие наиболее доб­росовестные студенты. Это касается абсолютно всех категорий: обучающихся очно и заочно, получающих первое высшее образование или второе, обу-чающихся на базе среднего специального образования или на базе основного общего образования. Так, в 2011 г. из 32 студентов-заочников, получающих высшее образование на базе основного общего образования и сдавших курсовые работы на проверку, 17 человек (53,1 %) представили заимствованные рукописи. У студентов-заочников, получающих второе высшее образование, эти показатели в 2011 г. составили 31,4 %, т.е. 22 студента из 70 сдали на проверку курсовые работы, к которым не имели никакого отношения. У студентов-заочников, имеющих среднее специальное образование, ситуация в 2011 г. была примерно

такой же: из 79 человек, представивших курсовые работы, 33 студента (41,7 %) вручили преподавателю абсолютный плагиат.

 

 

Плачевное состояние дел с выполнением курсовых работ на заочном факультете иллюстрирует казус, имевший место в 2011 г.: в один день на проверку было сдано четыре совершенно идентичные работы. Ситуация на очном отделении лучше, но повода для оптимизма не даёт: в 2011 г. из 56 студентов чужие работы представили 9 человек (16 %).

Примечательно, что многие студенты не только не пишут курсовые работы самостоятельно, но даже не читают то, что сдают преподавателю на проверку. В 2010 г. 5 студентов-заочников представили курсовые работы, написанные от лица противоположного пола. В 2011 г. таких студентов оказалось трое, зато двое принесли авторефераты кандидатских диссертаций по созвучным темам. Пожалуй, самым запоминающимся случаем стало представление в 2010 г. сту-дентом очной формы обучения курсовой работы, выполненной не на основе Конституции Российской Федерации, а Конституции Приднестровской Молдав­ской Республики.

К сожалению, вынужден констатировать, что уровень представляемых на проверку курсовых работ так низок, что многие из них нельзя допускать к защите. В 2010 г. курсовые работы сдали на проверку 172 студента-заочника. 34 (19,7 %) из них получили рукопись обратно из-за неудовлетворительного содержания. В 2011 г. процент студентов, чья работа по той же причине не была допущена к защите, составил 9,9 % (18 человек из 181).

Результаты 2011 г. можно было бы признать удовлетворительными, если бы не 72 студента, которые представили чужие работы.

Причины, по которым курсовые работы не допускаются к защите, можно назвать в порядке убывания: 1) несоответствие содержания курсовой работы действующему законодательству, 2) несоответствие содержания курсовой рабо­ты её названию, 3) неправильное оформление.

Неудовлетворительное содержание и большое количество заимствованных курсовых работ приводит к возникновению ещё одной проблемы. На юриди-ческом факультете Кемеровского института (филиала) РГТЭУ установлен нор­матив, по которому преподавателю отводится два часа на руководство напи­санием курсовой работы. На проверку работ, представленных повторно, время не предусмотрено. Совершенно не учитывается, что некоторые студенты полу-чают положительные оценки за курсовую работу со второго, с третьего и даже четвёртого раза. Не буду утомлять цифрами и приведу лишь один пример. В 2011 г. на заочном факультете мне пришлось у 37-ми студентов проверять кур­совые работы дважды, у 13-ти студентов - трижды, у 5-ти студентов - четы­режды. Дважды пришлось проверять курсовые работы у четырёх студентов очной формы обучения. Таким образом, я прочитал 82 «лишние» курсовые работы. Вывод напрашивается сам: сразу ставь всем положительные оценки -не будешь заниматься работой, которая не учитывается индивидуальным планом.

Исправить недостатки курсовых работ в процессе их защиты невозможно, так как на заочном отделении на группу численностью 25-35 студентов в расписании занятий отводится 90 минут, на очном отделении специальное вре-мя для защиты курсовых работ вообще не предусмотрено.

На мой взгляд, выполнение курсовых работ по конституционному (госу-дарственному) праву РФ стало формальностью, что исключает достижение

 

продекларированных ранее целей. Было бы целесообразнее вместо курсовых работ предусмотреть написание студентами эссе. Процесс этот должен осуще-ствляться в аудитории в присутствии преподавателя по заранее объявленным темам со свободным использованием нормативно-правовых актов. Студенты смогли бы продемонстрировать реальные способности самостоятельно раз­мышлять, анализировать юридические нормы, формулировать выводы. Работа над эссе дала бы некоторые навыки, необходимые для выполнения в дальнейшем дипломного сочинения.

Список литературы

1.       Стандарт организации. Письменные работы студентов. Структура и правила оформления. Кемерово: Кемеровский институт (филиал), 2009. 32 с.

2.       http://kubsau.ru.

3.       http://szags.tver.ru.

4.       http://media.samsu.ru/, http://kubsau.ru/, http://ich.tsu.ru.

5.       http://law.msu.ru.

 

 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 442 | Теги: институте, подготовка, университете, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, праву, ГОСУДАРСТВЕННОМУ, курсовых работ, КОНСТИТУЦИОННОМУ, написания, российской федерации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017