Суббота, 14.12.2019, 16:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И СПОСОБАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ В МУЗЕЙ

А. А. Шевлягин, Л. М. Шляхтина

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И СПОСОБАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ В МУЗЕЙ

В связи с распространением гуманистической тенденции в обществе происходит рост значимости таких ценностных ориентиров как
уважительное отношение к другим культурам, множественность мнений, толерантность, которые включаются в сферу духовной жизни [1, с. 102]. Другой тенденцией является всеобщая глобализация, вследствие которой происходит рождение человека с новым мышлением, отражающим идеи единства социума, заложенные в глубокой древности ещё в религиозном и мифологическом мировоззрении [2, с. 42]. Поэтому на сегодняшний день естественным для мирового общества является стирание границ между разными его частями, которое достигается за счёт многочисленных изменений, в том числе проводимых в рамках государственной политики, а также обусловленных деятельностью социокультурных институтов. Одним из них является музей, чьи функции уже давно вышли за рамки сбора, хранения, изучения и репрезентации предметов. Он перестал существовать только как вместилище культурного и духовного наследия или хранитель памяти; музей воспринимается в социальном контексте, нередко становясь действующим лицом происходящих социальных процессов. Именно по этим причинам одной из задач, поставленных перед музеем, является поиск подходов, имеющих практическое и научное обоснование, для работы с посетителями разного возраста, социального уровня, этнической принадлежности или психофизического состояния.

Немаловажную, но пока что мало охваченную российскими музеями категорию посетителей составляют люди с ограниченной мобильностью, включающую инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающихся с помощью инвалидной коляски и других приспособлений, а также тех, кто испытывает трудности в передвижении в силу других заболеваний или приобретённых травм. Сюда же могут быть отнесены люди серебряного возраста, беременные женщины, а также родители с детской коляской [3]. Все указанные группы широко представлены в демографическом срезе населения России. Оценить численно выделенную категорию достаточно непросто, что связано со сложностью фиксации определённых состояний. Например, по классификации Всемирной организации здравоохранения пожилыми считаются люди старше 60 лет, однако этот выбор в некоторой степени условен, кроме того, в разных климатических и экономических условиях эта граница будет подвижной. У многих людей с возрастом возникают проблемы со здоровьем, им может быть присвоена категория инвалидности. Если рассматривать инвалидов отдельно, то количество официально зарегистрированных лиц с инвалидностью и особыми возможностями здоровья значительно ниже фактического числа. Министерство труда Российской Федерации относит к последнему 40 миллионов человек, включая все маломобильные группы населения [4, с. 62], хотя будет ошибочным полагать, что абсолютно все инвалиды маломобильны.

Через взаимодействие с маломобильной аудиторией музей может оказывать всестороннее положительное влияние на общество. Во-первых, если для человека пребывание в музее является комфортным и физически, и когнитивно, то оно может повысить его собственную самооценку и уверенность в своих силах. Это особенно имеет смысл в отношении тех, для кого выход из дома уже является препятствием. Во-вторых, в пространстве музея посетители с большой вероятностью могут повысить степень своей культурной идентификации, изменить представление о себе как о части группы или даже самостоятельной культуры. Нам видится, что такое групповое изменение осуществимо в рамках специально организованных программ, учитывающих особенности посетителей. Третья ступень воздействия оказывается самой масштабной: демонстрируя открытость ко всем слоям общества, толерантность, принципы равноправия и уважения, музей разрушает стереотипы и способствует созданию мультикультурного социального пространства. По мнению исследователя Р. Сандела, именно такой трехступенчатый вклад музей вносит в развитие социальной инклюзии [5, p. 45].

Работа с новой аудиторией начинается с момента её привлечения. Безусловно, его невозможно достичь без грамотного информирования, в данном случае о приспособленности музея к приёму посетителей. Для любого культурного учреждения важны актуальность, доступность и правильная подача информации, поскольку дать её - значит проявить внимание к индивидуальным запросам посетителей. В противном случае на тех, кто имеет малое представление о том, чего ждать от посещения музея, подобная невнимательность может произвести весьма болезненный эффект [6, c. 57]. В связи с этим на многих официальных музейных сайтах появляются разделы, в которых обозначаются все имеющиеся у музея удобные подходы к зданиям или отсутствие таковых, наличие пандусов, лифтов, парковок, гусеничных лестничных подъёмников, указаны телефоны сотрудников, с которыми можно связаться в случае возникновения трудностей при нахождении в музее. Прекрасным примером интернет-раздела, детально проработанного в информативном смысле, является «Доступный музей» с отдельным подразделом «Маломобильным посетителям», представленный на официальном сайте музея-заповедника «Царицыно». Отсутствие барьеров архитектурного характера очень существенно для маломобильных посетителей. Однако вопрос, касающийся проблем создания доступной среды как таковой, выходит за рамки рассмотрения данной статьи.

Нередко музей XXI века становится объектом аттрактивности для потенциальных посетителей сам по себе, особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Многие музейные комплексы не нуждаются в особом представлении, среди них и «Государственный Эрмитаж», Государственные музеи-заповедники (далее ГМЗ) «Петергоф», «Царское село», «Коломенское», «Кижи» и многие другие. Для создания музейного имени интенсивно используются инструменты музейного маркетинга и брендинга, особенной эффективностью пользуется событийная реклама, когда в СМИ освещается открытие нового музея, выставки или возвращение старинных предметов после длительной реставрации. Помимо этого, организуются специальные события, ориентированные на определённые целевые группы, что находится в соответствии с культурной политикой и экономикой региона [7, с. 117]. Так в России почти 250 музеев провели специальные мероприятия в рамках всероссийской акции «Музей для всех! День инклюзии», прошедшей 2 декабря 2017 г. Это были спектакли, мастер-классы, экскурсии, концерты и другие формы работы, в которых принимали участие как традиционные музейные посетители, так и представители новых категорий. К примеру, в ГМЗ «Петергоф» был снят научно-популярный фильм «Терапия красотой», в котором роль главных героев исполнили подопечные Региональной общественной организации инвалидов «Аревик». В этом фильме рассказывалось о возможностях посещения музея для людей с ограниченной мобильностью в целом, хотя нацелен он и на родителей, которые могут увидеть, что музей готов и может принять их детей.

Все мероприятия в первую очередь должны быть направлены на посетителя. «Проект, ориентированный на аудиторию, начинается не с того, что может дать ей учреждение, а с понимания того, кому этот проект будет интересен, и составления списка мероприятий, данных и стратегий, которые будут интересны большинству» [6, с. 56], - говорит Н. Саймон, эксперт в сфере организации взаимодействия музеев с публикой. Не случайно, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина уже несколько лет проводит циклы лекций, целевую аудиторию которых составляют люди третьего возраста. Примечательно, что пришедшие в музей посетители старше 70 лет, которые однозначно попадают в категорию маломобильных, имеют особую привилегию: при наличии очереди на вход им предлагается воспользоваться другими входами. Это ценное проявление музеем заботы о людях, которым долгое пребывание на ногах может быть в тягость. Другой не менее интересный опыт имеется у Государственного Русского музея: проект «Красоту познаем до рождения» адресован беременным женщинам и также включает в себя цикл занятий, устраиваемых в залах музея. Задачами проекта является улучшение психоэмоционального фона женщины и положительное влияние на развитие мозга ребёнка в перинатальный период. Особенностью проекта является сочетание искусствоведения и медицины, поэтому часть занятия проводит врач.

За исключением устоявшихся форм музейной работы, таких как экскурсии, лекции, семинары, в музейной практике на сегодняшний день широкое воплощение получили нетрадиционные формы. К ним относятся свадьба в музее, день рождения в музее, разнообразные праздники, вечера, балы, хэппенинги, исторические реконструкции, квесты и др., рассчитанные на реализацию музеем его образовательной и рекреационной функции. Посетитель останавливает свой выбор на конкретной форме, предполагая, что он получит яркие, позитивные эмоции и незабываемые впечатления [8, с. 211]. Распространённой, воплощённой во многих музеях, формой работы с посетителями сегодня является театрализованная экскурсия, которая в доступной и привлекательной форме способствует популяризации музейного собрания. Особенно часто театрализованные экскурсии встречаются в музеях, расположенных на территории бывших дворцов и усадеб, особенно царских и императорских. Нельзя не вспомнить разнообразные театрализованные программы музея- заповедника «Коломенское», которые очень разнообразны по содержанию и отличаются превосходным качеством исполнения костюма, профессионально сделанного по историческим оригиналам.
Театрализация в пространстве музейной экспозиции редко является самодостаточным явлением; обычно она сочетается с приёмами и элементами технологии музейной интерактивности, приобретающей неуклонно возрастающее значение процессе коммуникации музея с разновозрастной аудиторией [9, с. 52], в рамках программ и занятий, которые могут быть названы интерактивными. Как считает Л. М. Шляхтина, специалист в области музейной педагогики, такие программы позволяют музею объединять познание с развлечением, наполненным содержанием и смыслом. Обращение к таким программам является весьма успешным, что подтверждает многолетняя практика их использования государственными музеями-заповедниками. Однако интерактивные программы могут выступать как фактор, влияющий и на привлечение маломобильных посетителей в музей, особенно в условиях нетуристического сезона, когда небольшие павильоны и дворцы в крупных музейных комплексах оказываются не столь популярными у туристов. Для доказательства этого утверждения автор обращается к опыту ГМЗ «Петергоф».

За через Петергоф проходит около 5 миллионов туристов, но большее количество из них посещает дворцы-музеи в туристический сезон, то есть в период с конца апреля до середины октября. Наибольший интерес для отдыхающих представляют собой ключевые объекты музея- заповедника: Большой Петергофский дворец и Нижний парк с фонтанами. Эта информация подтверждается не только статистикой посещений данных объектов, но также опросом, проведённым летом 2017 г. среди экскурсантов, преимущественно посетивших музеи в составе экскурсионных групп. Опрос показал низкую информированность туристов о музейном разнообразии дворцово-паркового комплекса. В составе ГМЗ «Петергоф» действуют 32 музея, некоторые из которых оказываются ма- лопосещаемыми (в сравнении с выше названными) даже в «высокий» сезон, не говоря уже о межсезонном периоде. Анализ данных учёта посещаемости, предоставленных петергофским экскурсионным бюро, а также Отделом интерактивных программ (далее ОИП), позволил определить, что благодаря интерактивным экскурсиям активизируется интерес посетителя к художественным и историко-бытовым коллекциям ГМЗ «Петергоф».

Для наглядной демонстрации этого явления были выбраны два музея с малой посещаемостью: Дворец Петра I в Стрельне и Дворцовая телеграфная станция в Александрии. Для них число посетителей, пришедших на интерактивные программы, иногда превосходит половину всей музейной аудитории. Для удобства данные представлены на отдельных графиках (см. рис. 1 и рис. 2).

Рис. 1. Доля русских туристов (в процентах), посетивших Дворец Петра I в Стрельне в 2015-2016 гг. за счёт интерактивных программ

Рис. 2. Доля русских туристов (в процентах), посетивших Дворцовую телеграфную станцию в 2016-2016 г. за счёт интерактивных программ

Таким образом, средняя ежемесячная доля посетителей, привлечённых в нетуристический сезон интерактивными мероприятиями составила для Дворца Петра I в Стрельне в 2016 г. 40 % и 31 % в 2016 г.; для Дворцовой телеграфной станции тот же параметр — 44 % посетителей в 2016 г. и 37 % в 2016 г. Уменьшение среднего процента не говорит о снижении посещаемости музея: напротив, для Дворцовой Телеграфной станции общее количество туристов, в том числе и привлечённых интерактивными мероприятиями, увеличилось.

Основываясь на этих данных, можно заключить, что проведение интерактивных программ способствует привлечению посетителей в музей, а значит, и их знакомству с культурным наследием в несезонное время. Обобщение этих выводов на маломобильные группы населения приводит к аналогичным результатам. Стоит учесть также, что этот временной выбор для указанной категории посетителей является преимуществом, так как на экспозицию гораздо проще попасть при меньшем количестве людей, в свою очередь это более безопасно. К тому же в отсутствие жёстких временных рамок, которые часто возникают в условиях повышенной экскурсионной плотности в сезонный период, коммуникация с маломобильным посетителем менее затруднена. Правда, организованные группы людей с ограниченной подвижностью сами собой не соберутся, так же как не появляются из ниоткуда группы школьников. Для этого музей должен налаживать сотрудничество с разными социальными организациями, которые могут обеспечить транспортировку и сопровождение.

Сегодня проведение интерактивных экскурсий является неотъемлемой частью работы с детской и школьной аудиторией. Полученный опыт можно экстраполировать на маломобильную аудиторию: если речь идёт о детях с нарушением мобильности, то интерактивные программы не требуют специальной адаптации, из них нужно выбрать лишь те, которые проводятся в архитектурно доступных дворцах. Если же ставить вопрос о проведении подобных мероприятий для взрослой аудитории, то, однозначно, они требуют некоторой переработки в особенностях изложения материала, но без существенного изменения смыслового содержания. Именно оно, по убеждению автора, обладает особой притягательностью и, помимо знакомства с коллекцией музея, позволяет сохранять традиции проведения праздников, особенности культуры старинной игры, воспитания и этикета прошлого - всё это часть нематериального культурного наследия, которое сегодня является неотъемлемым элементом стремительно развивающегося музейного мира [10, с. 21].

Подводя итоги, отметим, что социальная политика государства и процессы объединения общества ведут к образованию глобального культурного пространства. Музей как культурный посредник стремится дать каждому посетителю понимание собственной ценности и возможность стать частью мира культуры. Поэтому музейное взаимодействие с достаточно многочисленной, но ещё не столь охваченной категорией маломобильных посетителей, включая привлечение их в музей, сегодня крайне важно. Оно ценно не с точки зрения формального увеличения посещаемости, но с позиции успешной деятельности музея, которую в одном из данных интервью так определил директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский: «Очеловечить человека, вернуть в озлобленного, издёрганного, одержимого нетерпимостью нашего соотечественника человеческую теплоту и сострадание. Сохранить человека в человеке. Важнее нет ничего» [11].

Список литературы

1. Турсунова Р. Ю. Основные концепции духовного возрождения // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287). С. 98-102.
2. Гаврилова М. Ф. Роль современного музея в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1. С. 41-44.
3. Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной
и инженерной инфраструктур в Московской области: закон Московской области от 22.10.2009 № 121/2009-ОЗ : принят постановлением Мособл- думы от 15.10.2009. № 4/92-П. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 895220648 (14.01.2019).
4. Бурдяк А. Я. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / А. Я. Бурдяк. С. А. Васин, А. О. Макаренцева [и др.] ; под ред. Т. М. Малевой. Москва, 2017. 256 с.
5. Sandel R. Social inclusion, the museum and the dynamics of sectoral change // Museum & society. 2003. № 1 (1). P. 45-62.
6. Саймон Н. Партиципаторный музей. Ад Маргинем Пресс, 2017. 368 с.
7. Ковриков Р. В. Аттрактивность музея-заповедника «Петергоф» и развитие туризма в регионе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (34). С. 116-121.
8. Шляхтина Л. М. Рекреационно-образовательная миссия современного музея: образование или развлечение? // Вопросы музеологии. 2013. № 2 (8). С. 206-212.
9. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 47-68.
10. Мастеница Е. Н. Музейный мир в XXI веке: векторы развития // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Санкт-Петербург, 2015. Т. 212. С. 19-26.
11. Лепский Ю. Атланты и «сержанты» // Российская газета. 22 ноября 2017 г. № 7430 (264). URL: https://rg.ru/2017/11/21/reg-szfo/mihail- piotrovskij-nazval-glavnyj -kriterij-uspeha-muzej noj -raboty. html (10.01.2019).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (27.11.2019)
Просмотров: 16 | Теги: музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь