Четверг, 23.02.2017, 08:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

НОРМОТВОРЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

КУРТЯК И.В.,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры
гражданского процесса Санкт-Петербургского университета МВД России


НОРМОТВОРЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА


Большое значение в решении задач пра-
вотворчества в Российской Федерации принад-
лежит нормам права. Под воздействием норм
права находятся все общественные отношения
и в том числе правотворческие отношения. В
юридической литературе правотворческим от-
ношениям уделяется достаточное внимание на
разных этапах их развития. Об этом свидетель-
ствуют многочисленные юридические исследо-
вания в названной области [1].
Нормотворческие правоотношения в си-
стеме правотворчества сложились под воздей-
ствием административных норм права, закре-
пленных в Конституции Российской Федерации,
федеральных законах Российской Федерации,
указах Президента Российской Федерации, по-
становлениях  Правительства  Российской  Фе-
дерации,  приказах  федеральных  министров
Российской Федерации, приказах МВД России,
непосредственно  регулирующих  правотворче-
ские и нормотворческие правоотношения [2].
Воздействие  административных  норм
права на общественные отношения и в том чис-
ле на правотворческие отношения составляют
не просто совокупность урегулированных нор-
мами права правоотношений, а определенную
систему, то есть систему, в которую включается
два самостоятельных института права: первый
институт - правотворчество и второй институт -
нормотворчество. Названные институты права
взаимосвязаны  и  взаимообусловлены  между
собой системой административных норм права
и системой правоотношений.
Взаимосвязь нормотворческих правоот-
ношений с системой правотворческих отноше-
ний проявляется через правовые и внеправо-
вые формы. В этой связи следует учитывать
мнение  профессора  В.М.  Манохина:  «Форма
-  это  часть,  точнее,  одна  из  частей,  на  кото-
рые можно разделить деятельность субъектов
административного права; форма - это такая
часть,  которая  может  быть  объективно  вы-
ражена,  зрима,  пригодна  для  практического
применения; форма - это такая часть деятель-
ности субъекта административного права, ко-
торая отличается от других форм» [3].
Правовая  форма  -  это  реализация
субъектами исполнительной власти полномо-
чий в области нормотворчества. Реализация
правовой  формы  субъектами  исполнитель-
ной  власти  происходит  посредством  разно-
образных действий, порождающих юридиче-
ские  последствия,  имеющих  определенную
направленность,  выражающих  содержание
полномочий  субъектов  исполнительной  вла-
сти в области нормотворчества. Неправовые
формы  реализации  субъектами  исполни-
тельной власти своих полномочий в области
нормотворчества  также  предусмотрены  ад-
министративными нормами права, но при не-
посредственном своем применении юридиче-
ских последствий не вызывают: информация
об объекте нормотворчества, обследование,
юридическая техника. Именно правовые и не-
правовые формы и определяют взаимосвязь
и взаимообусловленность между нормотвор-
ческими и правотворческими отношениями.
Нормотворческие  правоотношения  вы-
ступают  в  системе  правотворческих  отноше-
ний  как  правовая,  так  и  неправовая  форма,
отражающая  реальное  существование  мате-
риальных и процессуальных нормотворческих
правоотношений.  Материальные  нормотвор-
ческие  правоотношения,  урегулированные
административной  нормой  права,  в  которой
стороны  выступают  носителями  взаимных
прав и обязанностей, установленных и гаран-
тированных государством. Материальные ад-
министративные нормы права, облеченные в
правовую форму, в виде постановления, при-
каза,  инструкции  определяют  нормотворче-
ские  отношения  в  системе  правотворчества,
а  также  материальные  нормы  права  опреде-
ляют  правосубъектность,  права  и  обязанно-
сти, гарантии и юридическую ответственность
субъектов правотворческих и нормотворческих
отношений.  В  свою  очередь,  процессуальные
административные  нормы  права  определяют,
как, в каком порядке, с соблюдением каких про-
цедурных  правил  материальная  норма  права
реализуется  в  области  нормотворчества,  как
достигаются цели и взаимосвязи правотворче-
ских и нормотворческих отношений.
Взаимосвязь двух систем определяет-
ся  материальными  и  процессуальными  ад-
министративными нормами права. Система
нормотворческих правоотношений входит в
систему правотворческих отношений, первая
определяет подсистему отношений, а вторая
ее защищает, и в целом создается систем-
ность  правотворческих  и  нормотворческих
отношений.  Системность  нормотворческих
правоотношений является неотъемлемой ча-
стью правотворчества, указывающей на то,
что нормотворческие правоотношения явля-
ются  не  случайным  набором  разрозненных
друг от друга правоотношений, а целостным
устойчивым  юридическим  институтом.  Как
юридический  институт  нормотворческие
правоотношения в системе правотворческих
отношений имеет внутреннюю структуру.
Внутренняя  структура  системы  право-
творчества  и  нормотворческих  правоотно-
шений  состоит  из  следующих  элементов:
объективные,  субъективные  элементы;  адми-
нистративные нормы права; функции системы
нормотворческих  отношений,  компетенция
субъектов нормотворческих отношений, управ-
ленческие  решения  должностных  лиц.  Вну-
тренняя структура правотворческих и нормот-
ворческих правоотношений взаимозависима и
взаимосвязана с названными элементами.
Объективные  элементы  нормотвор-
ческих  правоотношений  в  системе  право-
творческих  отношений  -  это  повседневная
правотворческая  деятельность  органов  за-
конодательной власти РФ и законодательная
инициатива  органов  исполнительной  власти
РФ, органов представительной власти субъ-
ектов Российской Федерации, органов мест-
ного самоуправления и судебных органов по
формированию целостности правовой систе-
мы.  Каждый  государственный  орган  и  орга-
ны  исполнительной  власти  разрабатывают,
принимают, вносят изменения и дополнения
в нормативные правовые акты и придают им
определенную правовую форму и тем самым
являются  участниками  правотворческих  и
нормотворческих  отношений.  Принятие  нор-
мативных  правовых  актов  осуществляется
с  учетом  экономических,  политических,  со-
циальных  и  иных  условий  жизни  общества,
которые  обусловливают  не  только  процесс
возникновения и существования нормотвор-
ческих отношений, но и их объективную не-
обходимость.  Объективная  необходимость
проявляется  в  функционировании  самой  си-
стемы государственных органов и органов ис-
полнительной  власти,  выполнении  системой
и структурой органов исполнительной власти
возложенных на них задач и функций право-
творческой и нормотворческой деятельности.
Объективные  элементы  нормотворче-
ских  правоотношений  соотносятся  с  мате-
риальными,  политическими  и  социальными
условиями.  Материальные  условия,  выра-
жены  в  формировании  денежных  ассигно-
ваний  для  правотворческой  деятельности.
Они формируются за счет бюджетной систе-
мы  РФ,  налоговой  системы  РФ,  например,
ст.264.11  Бюджетного  кодекса  РФ  закрепи-
ла нормы права о годовом отчете, об испол-
нении бюджета Государственной Думы РФ в
области законотворчества [4].
Политическими условиями системы нор-
мотворческих правоотношений являются поли-
тический режим, форма правления; суверени-
тет государства, система законодательства.
Социальные условия - это приведенные
в действие права и свободы человека и граж-
данина,  закрепленные  в  Конституции  РФ.  К
социальным факторам могут быть отнесены
географическая  и  демографическая  среда;
материальные и духовные отношения; забота
о  трудовом  устройстве  населения;  создание
системы  здравоохранения;  создание  систе-
мы образования, культуры; борьба с преступ-
ностью, правонарушениями и конфликтами в
обществе и т.д. Социальные факторы способ-
ствуют субъектам правотворческой деятель-
ности  принимать  федеральные  законы  по
организации и исполнению конституционных
норм  права.  Иными  словами,  объективные
элементы являются основанием для создания
норм права, их отмены, внесения изменений
и  дополнений,  которые  в  последующем  ре-
гулируют  общественные  и  нормотворческие
отношения.  Принятые  федеральные  законы
являются  основанием  для  нормотворческих
отношений,  для  более  глубокой  разработки
правовых  механизмов  реализации  социаль-
ных вопросов общества.
Субъективные элементы системы нор-
мотворческих правоотношений - это, прежде
всего, действие субъектов правотворчества
и  субъектов  нормотворчества.  Как  отметил
в своей монографии А. В. Ильин, субъекты
правотворчества действуют по видам, и вы-
делил  следующие  виды  правотворчества  в
современной  России:  1)  законотворческая
деятельность;  2)  нормотворческая  деятель-
ность;  3)  ведомственное  нормотворчество;
4) локальное нормотворчество; 5) судебное
нормотворчество  [5].  Автор  подчеркнул  не-
обходимость  оптимизировать  систему  пра-
вотворческой  деятельности  в  современной
России,  она,  по  мнению  автора,  является
многоуровневой  и  способствует  развитию
противоречий  между  законом  и  норматив-
ным правовым актом. В силу этого создание
правовых норм путем принятия законов яв-
ляется для органов государственной власти
главным  способом  регулирования  обще-
ственных отношений в обществе.
  Другой  автор,  Б.В.  Дрейшев,  в  моно-
графии  «Правотворческие  отношения  в
советском  государственном  управлении»
отмечал, что между правотворчеством и нор-
мотворчеством  в  государственном  управле-
нии  существует  неразрывная  взаимосвязь,
урегулированная  административной  нормой
права.  Автор  обосновал,  что  взаимосвязь
между правотворчеством и правотворческими
отношениями  государственного  управления
- это целостная система [6]. Система двух ин-
ститутов правотворчества и нормотворчества,
где правотворческие отношения не могут су-
ществовать без нормотворческих отношений.
Правотворческие отношения складываются во
время  принятия  федеральных,  региональных
законов РФ, нормотворческие отношения воз-
никают на основе федерального и региональ-
ного законодательства с целью регулировать
отдельные вопросы исполнительной власти.
М.Н.  Марченко  в  работе  «Судебное
правотворчество  и  судейское  право»  обо-
сновывает как общетеоретические вопросы
судебной  власти  и  судебное  правотворче-
ство Российской Федерации, так и судебное
правотворчество  в  странах  романо-герман-
ского  права  и  судебное  правотворчество  в
системе англосаксонского (общего права).
Автор  справедливо  отмечает,  что  су-
дебное правотворчество в России имеет три
исторических  этапа.  Первый  этап  судебно-
го  правотворчества  -  это  дореволюционный
период; второй этап, советский и постсовет-
ский период развития идей судебного право-
творчества;  третий  период,  современное
правотворчество в России. Каждый этап пра-
вотворчества сопровождался субъектами су-
дебной власти, и самое характерное влияние
судебного правотворчества на нормотворче-
ские отношения проявляются в современный
период.  А  именно  правотворчество  Консти-
туционного  Суда  РФ,  правотворчество  Вер-
ховного Суда РФ, а также влияние системы
арбитражных судов России.
Кроме  вышеперечисленных  в  число
субъективных элементов правотворческих и
нормотворческих  правоотношений  следует
включить  также  юридическую  технику  (как
субъективный элемент системы нормотвор-
ческих отношений). К субъективным элемен-
там  системы  нормотворческих  отношений
с  учетом  видов  правотворчества  относятся
юридическая  техника:  средства  и  способы
юридической  техники;  понятийный  аппарат
и  терминология;  юридические  конструкции;
юридические  фикции,  презумпции  и  акси-
омы;  юридические  символы;  нормативная
структуризация; способы языкового изложе-
ния;  способы  логического  изложения;  спо-
собы  изложения  правовых  предписаний  по
степени обобщенности [7].
 Юридическая техника как субъектив-
ный  элемент  включена  в  систему  и  струк-
туру  нормотворческих  отношений,  которая
отличается  если  не  монолитностью,  то,  по
крайне мере, элементарной слаженностью и
непротиворечивостью закону и иным норма-
тивным правовым актам.
Субъективные элементы по своему со-
держанию  не  должны  влиять  на  систему  и
структуру  нормотворческих  отношений.  Но,
как показывает практика, именно субъектив-
ные элементы влияют на систему и структуру
нормотворческих отношений. Они требуют си-
стемного исследования, изучения их системы
и структуры, рассмотрения с позиции общего
системного  подхода.  Это  означает,  что  она
должна  рассматриваться  с  позиции  строгого
дифференцированного  подхода,  с  выделени-
ем формирующих ее составных частей, с глу-
боким анализом свойственных ей элементов и
компонентов. Помимо этого, нормотворческие
отношения следует рассматривать под углом
зрения  взаимосвязи  и  взаимодействия  со-
ставляющих  элементов  с  правотворческими
отношениями, с юридической техникой. Взаи-
мосвязь нормотворческих отношений с право-
творческими  отношениями  прослеживается
на  основании  принятых  правовых  форм.  И,
наоборот,  взаимодействие  нормотворческих
и правотворческих отношений проявляется на
основании  субъективного  состава,  где  субъ-
екты правотворческих и нормотворческих от-
ношений  проявляют  государственную  волю,
придавая  ей  определенную  форму.  Взаимо-
действие с юридической техникой проявляет-
ся в том, что все правовые элементы системы
нормотворческих  отношений  взаимодейству-
ют  между  собой.  Основой  взаимодействия
являются  технические  административные
правовые  нормы.  Именно  административная
правовая  норма  определяет  взаимосвязь  и
взаимодействие  всех  элементов  системы  и
структуры  нормотворческих  отношений.  Ад-
министративная  правовая  норма  -  это  уста-
новленное  правило  поведения  и  основа  воз-
никновения нормотворческих отношений.
На  основании  административной
правовой нормы устанавливается правовое
регулирование нормотворческих правоотно-
шений в системе правотворчества, а также
норма права устанавливает специализацию
нормотворческих отношений.
Специализация нормотворческих пра-
воотношений рассматривается в широком и
узком смысле слова.
 В широком смысле слова специализа-
ция нормотворческих правоотношений выра-
жается в том, что с помощью административ-
ных  норм  права  обеспечивается  позитивная
управленческая деятельность, направленная
на практическое осуществление норм права,
закрепленных  в  федеральных  законах,  ука-
зах  Президента  РФ,  постановлениях  Прави-
тельства  РФ,  приказах  федеральных  мини-
стров  РФ.  Административная  норма  права
определяет субъектов нормотворческих отно-
шений, действие субъектов нормотворческих
отношений, связанных с реализацией и пред-
писанием федеральных законов и иных нор-
мативно-правовых  актов,  права  и  обязанно-
сти  субъектов  нормотворческих  отношений.
Иными словами, речь идет об организации и
практическом применении правоохранитель-
ной  функции  государства,  функции  по  из-
данию  новых  нормативных  правовых  актов,
и  функции  по  устранению  устаревших  норм
права, и функции по восстановлению пробе-
лов в праве. Реализация названных функций
находит выражение в упорядочении и органи-
зованности выполнения полномочий субъек-
тами нормотворческих отношений, вступая в
административные,  гражданские,  трудовые,
финансовые и иные отношения, входящими в
тот или иной управленческий процесс.
Специализация  нормотворческих  пра-
воотношений  в  узком  смысле  слова  имеет
несколько иное значение. 1) Она не касается
правотворческих отношений и, как правило,
относится к нормотворчеству органов испол-
нительной власти и ее субъектов; 2) Особен-
ность  специализации  нормотворческих  пра-
воотношений  зависит  от  места  нахождения
органа  исполнительной  власти  в  системе  и
структуре его функций и компетенции долж-
ностных  лиц.  При  реализации  правоохрани-
тельной  функции  государства  проявляется
специализация нормотворческих отношений.
Субъектами  специализированных  нормот-
ворческих  правоотношений  является  МВД
России. МВД России как субъект нормотвор-
ческих отношений специализируется на при-
нятии  нормативных  правовых  актов  в  целях
конкретизации  норм  права,  закрепленных  в
федеральных  законах,  указах  Президента
РФ, постановлениях Правительства РФ, при-
менительно к регулируемым управленческим
отношениям органов внутренних дел опреде-
ленного уровня и специфике их содержания.
Нормотворческие  правоотношения,
осуществляемые  центральным  аппаратом
МВД России или органом внутренних дел ино-
го уровня, определяются особенностями объ-
екта  управления,  спецификой  реализуемых
в его рамках прав и обязанностей. Это опре-
деляет степень конкретизации норм права в
нормативном правовом акте органа исполни-
тельной власти, что находит отражение в нор-
мотворческих отношениях, складывающихся
в процессе создания нормативного правово-
го акта. В этом находит свое отражение и вза-
имосвязь  нормотворческих  отношений,  осу-
ществляемых  центральным  аппаратом  МВД
России  при  издании  нормативных  правовых
актов. Нормотворческие правоотношения ре-
ализуются на определенном управленческом
уровне конкретными субъектами управления
органами внутренних дел.
Специализация нормотворческих пра-
воотношений  имеет  две  функции.  Первая
функция - это регулятивная, вторая функция
- это правоохранительная.
Регулятивная функция специализации
нормотворческих правоотношений реализу-
ется путем создания нормативных правовых
актов  в  целях  дальнейшего  регулирования
общественных отношений в конкретной об-
ласти.  Регулятивная  функция  нормотворче-
ских  правоотношений  проявляется  в  систе-
ме и структуре МВД России, где МВД России
совместно  с  Администрацией  Президента
РФ  согласовало  и  подписало  план  право-
творческой  и  нормотворческой  деятельно-
сти. В последующем регулятивная функция
проявляет себя как некий регулятор не толь-
ко общественных отношений в системе МВД
России, но и регулятор специализированных
нормотворческих отношений.
Правоохранительная  функция  госу-
дарства реализуется с учетом разного рода
особенностей, характерных для сферы эко-
номики,  политики,  социально-культурной
сферы, а также для охраны общественного
порядка и обеспечения общественной безо-
пасности. Результат осуществления нормот-
ворческих отношений в правоохранительной
функции выступает в виде принятия норма-
тивного правового акта МВД России.
Реализация регулятивной и правоохра-
нительной  функции  в  специализированных
нормотворческих  правоотношениях,  связан-
ных  с  обеспечением  правовых  основ  нор-
мотворческой  деятельности,  их  реализация
осуществляется по одному направлению - ох-
рана общественного порядка и обеспечение
общественной безопасности. В сфере управ-
ления  регулированию  подвергаются  факти-
ческие  управленческие  общественные  от-
ношения,  требующие  фактически  правового
воздействия. Придание им правовой формы
связано с целями деятельности государства в
создании стабильных, целенаправленных, ор-
ганизационно-упорядоченных отношений, ре-
ализация которых обеспечивается методами
государственного  управления.  Регулятивная
и правоохранительная функция в нормотвор-
ческих отношениях реализуется посредством
методов государственного управления: убеж-
дения, принуждения, поощрения, коллегиаль-
ных  и  единоначальных  методов,  имеющих
прямое организационное выражение.
Компетенция  субъектов  нормотвор-
ческих  правоотношений  в  системе  право-
творчества - это права и обязанности субъ-
ектов  нормотворческих  отношений.  Права
и  обязанности  субъектов  нормотворческих
правоотношений  взаимосвязаны  и  взаимо-
зависимы.  Взаимосвязь  нормотворческих
правоотношений  обеспечивается  админи-
стративной нормой права.
Взаимосвязь  компетенции  субъектов
нормотворческих правоотношений с админи-
стративной нормой права осуществляется че-
рез  правовые  и  неправовые  формы.  Право-
вая форма придает административной норме
права  форму  материального  или  процессу-
ального характера. Правовая форма, закре-
пившая  материальные  права  и  обязанности
субъектов нормотворческих отношений в те-
ории административного права, выражена в
постановлении  Правительства  РФ,  приказе
федерального министра РФ, административ-
ном регламенте, должностном регламенте.
Компетенция  субъектов  нормотворче-
ских  правоотношений  закреплена  в  поста-
новлении Правительства РФ [8]. Анализ прав
и  обязанностей,  закрепленных  в  постанов-
лении  Правительства  РФ,  показывает,  что
права  и  обязанности  субъектов  нормотвор-
ческих  отношений  подразделяются  на  два
вида. Первый вид - это права и обязанности
материального  характера,  получившие  на-
звание в постановлении Правительства РФ
как подготовка нормативных правовых актов
федеральными  органами  исполнительной
власти, второй вид - это права и обязанно-
сти процессуального характера, получившие
название  в  постановлении  Правительства
РФ  как  государственная  регистрации  нор-
мативных правовых актов федеральных ор-
ганов  исполнительной  власти.  Как  первый,
так и второй вид прав и обязанностей субъ-
ектов  нормотворческих  отношений  имеют
внутреннюю классификацию. Но внутренняя
классификация очень неудобная для исполь-
зования их в нормотворческой деятельности.
Поэтому министерство юстиции РФ приняло
разъяснение по применению материальных,
процессуальных  прав  и  обязанностей  субъ-
ектов нормотворческих отношений [9].
Однако  другие  федеральные  мини-
стерства  РФ,  например  министерство  вну-
тренних дел РФ, в целях детализации и кон-
кретизации  прав  и  обязанностей  субъектов
нормотворческих  отношений  классифици-
руют  их  с  учетом  задач  и  функций  органа
внутренних  дел  на  права  и  обязанности  по
планированию  нормотворческой  деятель-
ности МВД России; права и обязанности по
подготовке  проекта  МВД  России;  права  и
обязанности, предъявляемые к содержанию
проекта нормативного правового акта; пра-
ва и обязанности, предъявляемые к оформ-
лению  проекта  нормативного  правового
акта; права и обязанности, предъявляемые
к оформлению сносок нормативных право-
вых актов; права и обязанности по оформ-
лению приложений к проекту нормативного
правового  акта;  права  и  обязанности  по
оформлению изменений и дополнений в ра-
нее изданные нормативные правовые акты.
Названные права и обязанности субъектов
нормотворческих отношений носят матери-
альный характер.
К процессуальным правам и обязанно-
стям  субъектов  нормотворческих  правоотно-
шений относятся права и обязанности по со-
гласованию проектов нормативных правовых
актов,  правовая  экспертиза  проекта  норма-
тивного правового акта, издание нормативных
правовых актов, государственная регистрация
проекта нормативных правовых актов.
Права  и  обязанности  субъектов  нор-
мотворческих правоотношений не только за-
креплены  административной  нормой  права,
но  они  логически  содержатся  в  правоохра-
нительной функции. Субъекты правоохрани-
тельной функции наделены нормотворческой
деятельностью, следовательно, они являются
участниками  нормотворческих  отношений  и
взаимосвязаны  с  иными  субъектами.  Субъ-
екты нормотворческих правоотношений осу-
ществляют свои права и обязанности на осно-
вании административной нормы права, но и
на основании правоохранительной функции.
Права  и  обязанности  субъектов  правоохра-
нительной функции являются специализиро-
ванными,  так  как  они  реализуются  в  право-
охранительной  сфере.  Специализация  прав
и  обязанностей  субъектов  нормотворческих
правоотношений непосредственно связана с
совместной разработкой, принятием и согла-
сованием нормативных правовых актов.
Правильное понимание прав и обязан-
ностей субъектов нормотворческих правоот-
ношений позволит обоснованно определить
способы  ее  закрепления  в  постановлении
Правительства  РФ  и  приказе  МВД  России.
Такая статика, на наш взгляд, порождает ди-
намику  прав  и  обязанностей  субъектов  нор-
мотворческих  отношений.  Это  сложный  и
противоречивый процесс, по мнению Ю.А. Ти-
хомирова, «он фокусируется в законе как в
главном регуляторе» [10] Последовательная
реализация  закона  субъектами  нормотвор-
ческих отношений означает реальное дости-
жение  целей  путем  разработки  и  принятия
нормативных правовых актов и их последую-
щей государственной регистрации. В связи с
этим выделим ряд обязательных требований
к правам и обязанностям субъектов нормот-
ворческих правоотношений:
а)  нормативные  правовые  акты  раз-
рабатываются в пределах прав и обязанно-
стей, установленных законом, причем рамки
прав и обязанностей служат и нормативным
ориентиром, и юридическим ограничителем;
б)  субъекты  нормотворческих  право-
отношений обязаны принимать те норматив-
ные  правовые  акты,  которые  закреплены  в
законе  или  в  указе  Президента  РФ,  поста-
новлении Правительства РФ или в положе-
нии об органе исполнительной власти.
Права  и  обязанности  субъектов  нор-
мотворческих  правоотношений  обеспечи-
вают  правильное  отражение  нормы  закона
в  нормативном  правовом  акте,  рассматри-
ваемое  положение  является  обязательным
условием для принятия оптимального управ-
ленческого  решения  должностным  лицом
нормотворческой деятельности.
Управленческое решение должностных
лиц  нормотворческой  деятельности  служит
формой и методом для создания новых норм
права, для разработки проекта нормативных
правовых  актов.  Поэтому  управленческое
решение должностных лиц нормотворческой
деятельности  в  первую  очередь  выделяется
как организационно - управленческое реше-
ние  по  вертикали  и  горизонтали  системы  и
структуры органов исполнительной власти.
Управленческое решение должностных
лиц МВД России носит специализированный
характер для системы и структуры МВД Рос-
сии как по вертикали, так и по горизонтали.
Специализация  управленческого  решения
должностных лиц МВД России нормотворче-
ской  деятельности  выражается  в  правовой
или  неправовой  форме.  Правовая  форма
управленческого  решения  закрепляется  в
нормативных правовых актах МВД России и
носит обязательный характер для исполните-
лей. Исполнителем управленческих решений
являются нижестоящие структурные подраз-
деления МВД России, это может быть приказ,
распоряжение, наставление, инструкция.
  Неправовая  форма  управленческого
решения выражена в совместных действиях,
например, разработке и принятии программ,
планов  Администрации  Президента  РФ  и
МВД России по вопросам нормотворческой
деятельности, Генеральной прокуратуры РФ
и МВД России, заключении договора на вы-
полнение научно-исследовательской работы
по  вопросам  нормотворческой  деятельно-
сти с учебными учреждениями МВД России,
проведении  независимой  экспертизы  про-
ектов нормативных правовых актов привле-
каемыми  организациями,  например,  обще-
ственной  Палатой  Российской  Федерации;
Советом при Президенте Российской Феде-
рации  по  содействию  развитию  институтов
гражданского общества и правам человека;
Общероссийской  общественной  организа-
цией «Российский союз промышленников и
предпринимателей  (работодателей)»;  Тор-
гово-промышленной  палатой  Российской
Федерации; общероссийской общественной
организацией малого и среднего предприни-
мательства «ОПОРА России»; федеральной
палатой  адвокатов  Российской  Федерации;
движением  автомобилистов  России;  цен-
тральным  советом  Всероссийского  обще-
ства автомобилистов; ассоциацией юристов
России;  международной  ассоциацией  юри-
стов; другими саморегулируемыми и иными
организациями, осуществляющими свою де-
ятельность в соответствующей сфере [11].
Средством  обеспечения  реализации
принятого должностным лицом управленче-
ского решения (в процессе нормотворческой
деятельности)  является  контроль.  Рекомен-
дуется  использовать  следующие  формы
контроля:  а)  информацию  о  выполнении
нормативных  правовых  актов  на  коллеги-
ях  МВД  России  и  оперативных  совещаниях
органов внутренних дел; б) анализ реализа-
ции нормативных  правовых  актов  органов
внутренних  дел;  в)  изучение  материалов
общественного  мнения  (жалобы,  предло-
жения, заявления, Интернет, опрос, СМИ и
т.д.); г) анализ судебных решений по вопро-
сам  деятельности  органов  внутренних  дел;
д) экспертные оценки научных учреждений,
групп специалистов в данной сфере.
Вывод: нормотворческие отношения в
системе  правотворческих  отношений  явля-
ются  структурным  элементом  правотворче-
ства. Эта система состоит из:
а)  норм  права,  выступающих  основа-
нием  возникновения  нормотворческих  пра-
воотношений в системе правотворчества;
б) субъективных, объективных элемен-
тов, функции, компетенции и управленческих
решений должностных лиц нормотворчества;
в)  взаимосвязи  между  нормотворче-
скими правоотношениями и системой право-
творчества.

Библиографический список:
1. Ильин А.В. Оптимизация правотворческой деятельности в современной России (вопросы теории и практики). СПб., 2005;  Кубатаев М.Г. Правотворческая деятельности Президента Российской Федерации // Юрист. 2000. №5. С.2-5; Лопатин В.Н. Конституционная законность и проблемы нормотворчества в России // Журнал российского права. 2004. №5. С.3-4; Башно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике //
Журнал российского права. 2004. №12. С.51-60; Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2009. С.510.
2. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // СЗ РФ. 2003. №30. Ст.3046.
3. Манохин В.М. Административное право России: Учебник. Саратов, 2010. С.89-90.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 1998.
5. Ильин А.В. Оптимизация правотворческой деятельности в современной России (вопросы теории и практики). СПб., 2005. С.59-132.
6. Дрейшев Б.В. Правотворческие отношения в советском государственном управлении. Ленинград, 1978. С.53-60.
7. Лызлов Д.Н., Картухин В.Ю. Юридическая техника: Учебное пособие. Владимир. 2009. С.27-74.
8. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
9. Приказ Минюста РФ от 4 мая 2007 г. №88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
10. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2004. С.234.
11. Приказ МВД РФ от 20 сентября 2006 г. №742 «О проведении независимой экспертизы административных регламентов МВД России».

















 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 803 | Теги: Нормотворческие отношения, субъективные элементы, система и структура, административные нормы права, объективные, правотворческие отношения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017