Суббота, 27.05.2017, 18:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКО

УХАНКИН В.В.,
кандидат юридических наук, старший инспектор направления служебно-боевой
подготовки Калининградского юридического института МВД России


НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Конституционное  законодательство
Рос сии закрепляет нормы, обеспечивающие
государственную  целостность  Российской
Федерации.  Их  реализация  во  многом  за-
висит от эффективности деятельности госу-
дарственных органов.
Обеспечение государственной целост-
ности Российской Федерации - центральная
задача  государства,  которая  возлагается
и  на  органы  внутренних  дел  (ОВД).  В  со-
временной  России  ОВД  представляют  со-
бой  «силовой»  компонент  исполнительной
власти,  предназначенный  для  выполнения
правоохранительных  функций,  и  на  них  ле-
жит обязанность осуществления мер, в том
числе  и  по  обеспечению  государственной
целостности Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 7 февраля 2011 года
№ 3-ФЗ «О полиции» [1] защита государства от
противоправных посягательств является одним
из основных направлений деятельности ОВД.
Следует отметить, что органы внутрен-
них  дел  осуществляют  свою  деятельность
по обеспечению государственной целостно-
сти в рамках тех форм и методов, которые
определены  законом.  Таковыми  являются
правовая  и  организационная  формы,  тес-
но связанные и взаимодействующие друг с
другом, несмотря на различное содержание.
Более того, каждая из них содержит в себе
элементы другой, причем иногда в таком со-
отношении,  когда  различить  их  трудно.  По
своему содержанию, характеру и свойствам
правовая  форма  охватывает  нормотворче-
скую и правоприменительную деятельность.
ОВД обязаны эффективно и квалифи-
цированно  действовать  как  в  обычных,  так
и  в  особых  условиях,  вызывающих  резкое
осложнение оперативной обстановки и тре-
бующих более сложных приемов и способов
решения возникающих при этом задач.
Поскольку  события,  влияющие  на  це-
лостность государства, по своим масштабам
и  возможным  негативным  последствиям  да-
леко выходят за рамки обыденных, на орга-
ны внутренних дел во время реализации ими
своих  полномочий  возлагаются  ответствен-
ные задачи. В этих условиях основной вопрос
заключается в том, как правильно организо-
вать  эффективное  управление,  определить
основные функции, количество сил и средств,
необходимых для их выполнения.
Органы  внутренних  дел  осуществля-
ют деятельность по борьбе как с внешними,
так  и  внутренними  угрозами  целостности
России. В частности, с организованной и эт-
нической преступностью, коррупцией среди
должностных лиц, неконтролируемой и неза-
конной миграцией, в том числе и внутренней,
сепаратизмом, экстремизмом, терроризмом
и межнациональными конфликтами, различ-
ными явлениями теневой экономики и др.
Указом  Президента  Российской  Феде-
рации от 01 марта 2011 года №248 «Вопросы
Министерства  внутренних  дел  Российской  Фе-
дерации» [2] установлено, что МВД России при-
нимает в соответствии с федеральным законом
меры, направленные на выявление, предупреж-
дение  и  пресечение  экстремистской  деятель-
ности;  обеспечивает  участие  органов  внутрен-
них дел и внутренних войск в мероприятиях по
противодействию  терроризму,  в  обеспечении
правового режима контртеррористической опе-
рации, в защите потенциальных объектов тер-
рористических посягательств и мест массового
пребывания граждан, а также в проведении экс-
пертной  оценки  состояния  антитеррористиче-
ской защищенности и безопасности объектов, а
также реализует иные полномочия.
Следует  согласиться  с  позицией
В.Н. Бутылина, что «Министерство внутрен-
них дел России, его органы внутренних дел
ведут  кропотливую  повседневную  работу,
направленную на обеспечение безопасности
россиян, защиту их основных прав и свобод,
сохранение  целостности  государства,  укре-
пление  конституционного  строя,  борьбы  с
преступностью и коррупцией» [3, с. 282].
Произошедшие за последние два деся-
тилетия  крупные  перемены  в  жизни  россий-
ского  общества  способствовали  проявлению
некоторых негативных социальных процессов.
События, возникшие на межнациональной по-
чве и продолжающиеся в том или ином виде
до настоящего времени, представляют реаль-
ную угрозу для жизни и здоровья граждан, го-
сударственной целостности России.
Значимость деятельности органов вну-
тренних дел повышается еще в связи с тем,
что при межнациональных конфликтах про-
являют себя не только националистические
группировки, но и экстремистские объедине-
ния, преследующие конкретные цели захва-
та власти, подрыва основ конституционного
строя. Именно в таких ситуациях переплета-
ются  социальные,  экономические,  государ-
ственные,  духовные,  правовые  и  демогра-
фические проблемы народов, проживающих
на территории Российской Федерации.
Сотрудники  и  военнослужащие  Мини-
стерства внутренних дел Российской Федера-
ции принимали активное участие в меропри-
ятиях  по  восстановлению  конституционной
законности  и  правопорядка  на  территории
Чеченской  Республики,  по  пресечению  дея-
тельности  незаконных  вооруженных  форми-
рований на территории Чеченской Республи-
ки  и  в  зоне  осетино-ингушского  конфликта,
обеспечивали государственную безопасность
и  территориальную  целостность  Российской
Федерации, соблюдение законности и обеспе-
чение прав и свобод граждан на территории
Чеченской Республики и прилегающих к ней
регионов Северного Кавказа [4].
В связи с этим, вопросы деятельности
органов внутренних дел по обеспечению го-
сударственной целостности России требуют
детального правового регулирования.
При  осуществлении  своей  деятельно-
сти по разрешению существующих проблем
в  рассматриваемой  сфере  органы  внутрен-
них  дел  руководствуются  существующей
нормативно-правовой базой, которая регла-
ментирует и определяет их компетенцию.
С установлением компетенции органы
внутренних дел по своему правовому поло-
жению  в  системе  органов  исполнительной
власти приобретают возможность либо тре-
бовать  от  объектов  управления  определен-
ного поведения, либо самим в соответствии
с  возложенными  на  них  обязанностями
действовать  согласно  предписаниям  нор-
мативных правовых актов. В этой связи эф-
фективность  обеспечения  государственной
целостности Российской Федерации зависит
также и от конкретизации и правового закре-
пления обязанностей, возложенных на орга-
ны внутренних дел, что напрямую влияет на
эффективность  обеспечения  выполнения
оперативно-служебных  и  служебно-боевых
задач  в  указанной  сфере.  В  свою  очередь,
такое правовое закрепление осуществляет-
ся  в  процессе  нормотворческой  деятельно-
сти органов внутренних дел.
Именно ведомственное нормотворчество
детально  регулирует  определенный  порядок
деятельности и порядок как внутриведомствен-
ного взаимодействия, так и с органами государ-
ственной власти, «силовыми министерствами»,
средствами массовой информации, обществен-
ными объединениями и населением.
В  качестве  примеров  можно  привести
Приказ МВД России от 16 июня 2011 года №683
«Об утверждении положения об управлении по
взаимодействию  с  институтами  гражданского
общества  и  средствами  массовой  информа-
ции Министерства внутренних дел Российской
Федерации» и Приказ Минюста России №362,
МВД России №810, ФСБ России №584 от 25
ноября  2010  года  «О  взаимодействии  Мини-
стерства  юстиции  Российской  Федерации,
Министерства внутренних дел Российской Фе-
дерации и Федеральной службы безопасности
Российской Федерации в целях повышения эф-
фективности  деятельности  учреждений  (под-
разделений), осуществляющих проведение ис-
следований и экспертиз по делам, связанным с
проявлением экстремизма».
Нормотворческий  процесс  в  органах
внутренних дел имеет особое значение вви-
ду того, что он направлен на создание меха-
низмов эффективного управления органами
внутренних дел по реализации возложенных
на них полномочий.
Качественное  правовое  обеспечение
необходимо для эффективной деятельности
ОВД. Защита прав и интересов граждан, го-
сударства,  самих  сотрудников  органов  вну-
тренних  дел  в  конечном  итоге  зависит  от
уровня  правосознания,  владения  содержа-
нием правовых норм и особенностями их ре-
ализации. Любые неправовые методы ведут
к  снижению  доверия  населения  к  органам
внутренних  дел  и  снижают  эффективность
их работы [5, с.11]. А это в целом влияет на
общую оценку деятельности ОВД.
Роль органов внутренних дел в полити-
ческой и правовой системе - в системе государ-
ственных органов, заключается в обеспечении
правопорядка, предупреждении и пресечении
противоправных  действий,  обеспечении  со-
циальной  безопасности  и,  как  следствие,  го-
сударственной целостности России на основе
Конституции  Российской  Федерации  и  иных
законов, регламентирующих их деятельность.
Представляется,  что  нормотворче-
ская  деятельность  органов  внутренних  дел
направлена  на  повышение  эффективности
деятельности ОВД по обеспечению государ-
ственной целостности России.
Мы  присоединяемся  к  мнению,  что,  во-
первых,  в  ведомственном  нормотворчестве
существует  объективная  необходимость,  по-
скольку  исполнительная  власть  в  отсутствие
нормотворческих полномочий не сможет функ-
ционировать; во-вторых, законодатель не име-
ет возможности предусмотреть и регламенти-
ровать всю совокупность нуждающихся в этом
общественных отношений, бесконечно различ-
ных в зависимости от условий места и времени;
в-третьих, попытка обойтись в правовом регу-
лировании  без  подзаконных  актов  повлекла
бы не только чрезмерную загруженность зако-
нодательных органов и соответственно замед-
ление темпов обсуждения и принятия законо-
проектов, но и отрицательно сказалось бы на
самом качестве законов [6, с.362].
Нормотворческая  деятельность  органов
внутренних дел является весьма значимой и ак-
туальной. Она имеет свои достоинства: опера-
тивность, гибкость и меньшую формальность,
компетентность соответствующих органов, уве-
личивающих эффективность принятого юриди-
ческого решения, что для обеспечения государ-
ственной  целостности,  несомненно,  является
положительным моментом.
В связи с этим также стоит сказать, что
в  процессе  осуществления  нормотворческой
деятельности  органы  внутренних  дел  прини-
мают участие в создании законов и иных нор-
мативных правовых актов, принятие которых
относится  к  компетенции  других  органов  по-
средством  внесения  предложений  по  подго-
товке различных законопроектов, участия в их
подготовке, экспертизе и систематизации.
Помимо  этого,  органы  внутренних  дел
непосредственно принимают участие и в под-
законном нормотворчестве как на федераль-
ном уровне, так и на уровне субъектов Россий-
ской Федерации и местного самоуправления.
За последние годы наметилась устойчи-
вая тенденция роста объема этой работы. Так,
в течение 2006 года Министерством внутрен-
них  дел  Российской  Федерации  проведено
более  1,7  тыс.  правовых  экспертиз  проектов
законодательных,  президентских,  правитель-
ственных актов, международных договоров и
ведомственных нормативных правовых актов.
Издано  414  приказов  МВД  России  нормот-
ворческого характера, в том числе - 23 меж-
ведомственных; 55 приказов в установленном
законом порядке прошли государственную ре-
гистрацию в Минюсте России [7, с.67], а в 2007
году в целях совершенствования нормативно-
го  правового  регулирования  сферы  органов
внутренних  дел  на  федеральном  уровне  при
непосредственном  участии  МВД  России  раз-
работано 25 федеральных законов, 11 указов
Президента  Российской  Федерации.  Издано
468  ведомственных  нормативных  правовых
актов,  из  них  75  зарегистрировано  в  Мини-
стерстве юстиции Российской Федерации)[8].
В 2009 году приняты 31 федеральный закон,
9 указов Президента Российской Федерации,
44 постановления Правительства Российской
Федерации.  Министерством  внутренних  дел
издано 394 ведомственных нормативных пра-
вовых акта, из которых 69 зарегистрированы в
Минюсте России [9].
Кроме того, в условиях реформирования
органов  внутренних  дел  в  целях  обеспечения
надлежащего  исполнения  требований  Феде-
рального закона от 7 февраля 2011 года №3-
ФЗ «О полиции» МВД России издан Приказ от
28  февраля  2011  года  №92  «О  первоочеред-
ных мерах по реализации федерального зако-
на «О полиции» (в ред. приказа МВД России от
21.03.2011 №129) и Приказ от 21 марта 2011
года  №129  «Об  утверждении  плана-графика
подготовки  первоочередных  проектов  норма-
тивных  правовых  актов  российской  федера-
ции», что, в свою очередь, объективно ведет к
увеличению объема нормотворческой работы.
Следовательно,  органы  внутренних
дел проводят определенную работу по обе-
спечению государственной целостности Рос-
сийской Федерации как в нормотворческой,
так и в правоприменительной практике.
Сегодня  органы  внутренних  дел  при-
нимают  активное  участие  в  разработке
нормативных  правовых  актов  по  борьбе  с
терроризмом, организованной и транснаци-
ональной  преступностью  и  экстремизмом,
по противодействию криминализации эконо-
мики и властных структур, по обеспечению
общественной безопасности в районах соци-
альной и межнациональной напряженности.
Полагаем,  что  в  условиях  осущест-
вляемых  в  Российской  Федерации  реформ
ведомственное  нормотворчество  является
важным  направлением  деятельности  орга-
нов  внутренних  дел  в  рамках  обеспечения
государственной  целостности  Российской
Федерации,  поскольку  ОВД  одновременно
выступают  и  в  качестве  нормотворческого
органа  и  непосредственного  субъекта  нор-
мотворческой инициативы.
Таким  образом,  активная  нормотвор-
ческая  деятельность  органов  внутренних
дел,  целью  которой  является  создание  но-
вых,  оптимальных  правовых  механизмов,
обеспечивающих  эффективное  управление
органами  внутренних  дел  и  внутренними
войсками в целях решения оперативно-слу-
жебных и служебно-боевых задач по обеспе-
чению  целостности  государства,  является
необходимым  элементом  конституционно-
правового обеспечения государственной це-
лостности Российской Федерации.

Библиографический список:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» // Рос. газ. 2011. 8 фев.
2. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года №248 (ред. от 19 сентября 2011 года) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2011. 2 марта.
3. Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2001.
4.  См.  напр.:  Указ  Президента  Российской  Федерации  от  30  ноября  1994  года  №2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики», Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года №2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года №1360 «Об обеспечении государ-
ственной  безопасности  и  территориальной  целостности  Российской  Федерации,  законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и прилегающих к ней регионов северного Кавказа».
5. Организация правовой работы в системе МВД России. Сборник правовых актов и методических документов. I том / Под ред. В.В. Черникова. М: Правовой департамент МВД России, 2006.
6. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ВШМ МВД России, 1993.
7. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2006 году. М., 2007. С.67.
8. Обзор основных результатов правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2007 году.
9. Обзор основных результатов правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2009 году.








 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 2511 | Теги: правовой механизм, нормотворческая деятельность, конституционно-правовое обеспечение, Органы внутренних дел | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь