Вторник, 22.08.2017, 02:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЯТИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ

О.В.Кузнецова

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЯТИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ

Анализируются понятие и виды нормативных актов, принимаемых Министерством образования и науки РФ, особенности их принятия и вступления в силу.

Ключевые слова: нормативные акты, Министерство образования и науки РФ, образование.

 
Известно, что нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками: во-первых, они имеют правотворческий характер; во-вторых, должны издаваться в пределах компетенции правотворческого органа; в-третьих, всегда облекаются в документальную форму и должны содержать следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, принявший его орган, дата, место принятия акта, номер; в-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу. Исходя из этих теоретических положений, нормативный правовой акт Министерства образования и науки РФ можно определить как официальный документ, принимаемый министерством, носящий государственно-властный, обязательный характер, которым устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, относящиеся к широкому кругу лиц и рассчитанные на многократное применение в сфере образования.

Акты Министерства образования и науки РФ представляют собой внешне выраженные действия органов исполнительной власти и поэтому определяются как правовая форма управления. А. П. Коренев обоснованно подчеркивал, что 1 Статья подготовлена в рамках государственного задания от 27 января 2016 г. № 27.259.2016/НМ на выполнение проекта «Анализ состояния нормативно- правовой базы, регулирующей деятельность в сфере высшего образования, и разработка предложений по ее совершенствованию, а также информационно-методическое сопровождение реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере высшего образования».

«Характерная черта правовой формы управления заключается в том, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов государственного управления и их должностных лиц». Особенностью правовой формы управления является то, что посредством нее реализуются задачи и функции органов государственного управления. Она может реализоваться посредством принятия нормативных актов, издания индивидуальных актов, заключения административных договоров [1].

Наибольшее внимание в деятельности органов государственного управления уделяется принятию нормативных актов, значение которых достаточно велико, поскольку посредством их раскрывается содержание закона и нормы, закрепленные в нем, получают практическую реализацию.

Согласно постановлению Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, разрабатывает государственную политику и осуществляет правовое регулированию в сфере образования .
Министерство образования и науки РФ устанавливает нормы, регулирующие отношения своих органов, образовательных учреждений с гражданами, иными учреждениями, организациями, не входящими в систему этого министерства. Такие акты являются общеобязательными и подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Нормативные правовые акты издаются Минобром РФ в пределах своей компетенции в виде приказов. Правовые акты, которые имеют ненормативный характер, издаются в виде приказов и распоряжений.

В п. 5.2 Положения о Министерстве образования и науки РФ перечисляются направления в сфере образования, по которым министерство принимает нормативные правовые акты. Этот список является открытым. К основным вопросам относятся1:
— порядок формирования перечней профессий и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, и направлениям подготовки;
— порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровней и направленности или по соответствующему виду образования;
— порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
— случаи и порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное;
— порядок и основания предоставления обучающимся академического отпуска;
— перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов и т. д.

Нормативные акты, принимаемые Министерством образования и науки РФ, можно классифицировать следующим образом:

1. Приказы (например, Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 мая 2012 г. № 367 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования»).

2. Распоряжения (например, Распоряжение Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2014 г. № Р-225 «Об утверждении Методики по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки»).

3. Письма (например, письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. № 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования»3, письмо Министерства образования и науки РФ от 10 июня 2015 г. № 05-3485 «О контрольных цифрах приема», письмо Министерства образования и науки РФ от 3 июня

4. Решения (например, решение президиума Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ от 2 марта 2012 г. № 8/13 «О перечне рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций» ).
Органы исполнительной власти могут принимать такие акты, которые не содержат нормы права и не являются источниками права. Как правило, они носят разъяснительный, информационный либо инструктивный характер, не содержат императивных норм, не порождают юридических последствий (например, рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн ).

С помощью нормативных актов Министерства образования и науки РФ регулируются общественные отношения в сфере образования, конкретизируется действие законов и иных правовых актов органов государственной власти в данной области.

Нормативный акт принимается компетентным органом в определенном процедурном порядке.

Информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещается в сети Интернет на официальном сайте regulation.gov.ru в соответствии с правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 851. Структурное подразделение министерства направляет директору департамента информационной политики министерства уведомление (письмо с приложением проекта нормативного правового акта) о намерении разместить проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru для общественного обсуждения не позднее чем за два дня до даты указанного размещения. Ответственность за исполнение данной обязанности возлагается на руководителя структурного подразделения министерства, ответственного за указанное размещение .

При признании Министерством юстиции РФ нормативного правового акта не нуждающимся в государственной регистрации его текст публикуется в журнале «Вестник образования» или «Учительской газете». Один экземпляр издания, в котором опубликован нормативный правовой акт, направляется в Министерство юстиции РФ.

Заключения на проекты нормативных правовых актов министерства, относящиеся к сфере деятельности Рособрнадзора, подписываются руководителем данной федеральной службы и представляются в министерство в течение пяти дней с даты поступления проектов в Рособрнадзор. По договоренности между руководителями Рособрнадзора может быть установлен иной срок подготовки заключений, но не более 30 дней.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

Нормативный акт считается официально опубликованным при выполнении следующих условий:
— текст документа размещен в общедоступном издании;
— издание, в котором публикуется документ, законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида нормативного акта;
— акт опубликован в официальном издании.

Акты Минобрнауки России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу с момента их размещения на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), если самими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу .

В Регламенте внутренней организации Министерства образования и науки РФ установлено, что нормативные правовые акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации, размещаются (публикуются) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) с 7 июля 2016 г. (ранее публиковались в журнале «Вестник образования» или «Учительской газете» ).

Таким образом, процесс создания Министерством образования и науки РФ нормативных правовых актов обладает всеми признаками правотворческого процесса:
— регулирован законодательством;
— является процессуальной формой реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти РФ на принятие нормативных актов, установленных материальными правовыми нормами;
— принятием нормативного акта разрешается тот или иной вопрос в сфере образования;
— при создании соблюдаются правила юридической техники, а результат обязательно оформляется в виде правового акта.
Принятый нормативный правовой акт может применяться или использоваться лишь после вступления его в силу.

Список литературы

1. Коренев, А. П. Административное право России : учебник : в 3 ч. Ч. 1 / А. П. Коренев. — M. : МЮИ МВД России : Щит-М, 1999. — 280 с.

Библиографическое описание: Кузнецова, О. В. Нормативные правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации: понятие, сущность, классификация, принятие, применение / О. В. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 3. — С. 16—19.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (04.07.2017)
Просмотров: 48 | Теги: образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь