Суббота, 27.05.2017, 18:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

НОРМАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАНИЛЕНКОВ А.В.,
директор ГБОУ СПО Калининградской области
«Озёрский техникум природообустройства»


НОРМАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В современных условиях нормы и нор-
мативы выступают в качестве критериев
реально достигнутого уровня количествен-
ных показателей функционирования обра-
зовательных учреждений. Соблюдение ряда
нормативов является обязательным в дея-
тельности образовательного учреждения, до-
стижение другой части нормативов является
желаемым и экономически целесообразным
уровнем для обеспечения благоприятных
условий образовательного процесса [1].
Место и роль системы нормативных по-
казателей в системе управления образователь-
ным учреждением представим на рисунке 1.
В настоящий момент в системе управ-
ления деятельностью образовательного
учреждения используется определенная си-
стема норм и нормативов, которая включает
в себя федеральные, региональные, мест-
ные, отраслевые, внутренние нормы и нор-
мативы [2].
В общем виде система нормативных
показателей образовательного учреждения
представлена на рисунке 2.
Система нормативных показателей,
сгруппированных по функциональному на-
значению, включает нормы и нормативы
учебного процесса, социальные нормы и
нормативы, нормы и нормативы материаль-
ного обеспечения, трудовые нормы и норма-
тивы, финансовые нормы и нормативы.
В рамках данной статьи рассмотрим
содержание финансовых норм и нормати-
вов, а также подходы к их формированию.
Финансовые нормы и нормативы ре-
гламентированы постановлением Прави-
тельства Калининградской области [3] (та-
блица 1).
Норматив материальных расходов на
организацию учебного процесса устанавли-
вается в зависимости от «затратности» спе-
циальностей. Специальности ранжированы
на три группы:
1. Малозатратные. В данную группу спе-
циальностей включены специальности эконо-
мического и гуманитарного профилей (менед-
жмент, коммерция, земельно-имущественные
отношения и т.д.). К данной группе специаль-
ностей применяется коэффициент 1 к норма-
тиву материальных расходов.
2. Среднезатратные. К данной груп-
пе специальностей относят следующие
специальности: землеустройство, лесное
и лесопарковое хозяйство и т.д. К данной
группе специальностей применяется ко-
эффициент 1,5 к нормативу материальных
расходов.
3. Высокозатратные. В данную группу
специальностей включены специальности
технического профиля, подготовка по кото-
рым требует наибольших материальных за-
трат (строительство и эксплуатация автомо-
бильных дорог и аэродромов, механизация
сельского хозяйства и т.д.). К этой группе
специальностей применяется коэффициент
2 к нормативу материальных расходов.
Правовым основанием введения нор-
мативно-подушевого финансирования об-
разовательных учреждений и модернизации
системы оплаты труда являются статьи 29, 41
Закона Российской Федерации «Об образо-
вании», Постановление Правительства Кали-
нинградской области №18 от 28.01.2009 г. «О
новых системах оплаты труда работников го-
сударственных учреждений Калининградской
области, оплата которых в настоящее время
осуществляется на основе тарифной системы
оплаты труда», Постановление Правительства
Калининградской области от 05 февраля 2010
года № 32 «Размеры нормативов бюджетного
финансирования услуги на подготовку рабо-
чих кадров и специалистов в государственных
образовательных учреждения начального и
среднего профессионального образования на
одного учащегося (студента) на 2010 год», ре-
комендаций министерства образования Кали-
нинградской области по разработке системы
оплаты и стимулирования работников образо-
вательных учреждений.
Норматив бюджетного финансирова-
ния образовательного учреждения опреде-
лён в расчёте на одного студента и состоит
из нескольких составляющих: оплата труда
с начислениями, материальные расходы на
организацию учебного процесса, расходы на
содержание зданий и сооружений, расходы
на социальную поддержку обучающихся.
При этом доля расходов на оплату труда со-
ставляет около 70% от размера норматива.
Расчёт фонда оплаты труда осущест-
вляется путём умножения контингента сту-
дентов на норматив заработной платы. Фонд
оплаты труда формируется на календарный
год исходя из лимитов обязательств област-
ного бюджета, в соответствии с нормативом
бюджетного финансирования, средств бюд-
жетов государственных внебюджетных фон-
дов и средств, поступающих от приносящей
доход деятельности. Таким образом, в осно-
ву формирования фонда оплаты труда поло-
жена его прямая зависимость от количества
студентов в учреждении среднего профес-
сионального образования.
Переход к новой системе оплаты труда
в образовательных учреждениях проводился
по следующим этапам: 1) создание рабочей
группы из числа руководителей и специали-
стов по экономическим вопросам, представи-
телей профессиональных союзов, других не-
зависимых экспертов с целью формирования
положения об оплате труда; 2) проведение
анализа штатного расписания по всем груп-
пам персонала; 3) проведение анализа пе-
речня, условий и размеров выплат компен-
сационного и стимулирующего характера;
4) подготовка нового штатного расписания
и определения соотношений базовой и сти-
мулирующей частей фонда оплаты труда,
а также соотношение доли базовой части
фонда оплаты труда педагогического пер-
сонала и остальных категорий работников;
5) разработка критериев эффективности ра-
боты персонала и порядка выплаты средств
компенсационного и стимулирующего харак-
тера; 6) разработка положения о новой си-
стеме оплаты труда и его утверждение об-
щим собранием коллектива.
Рассмотрим региональный опыт при-
менения новой системы оплаты труда для
работников учреждений СПО Калининград-
ской области, которая включает в себя долж-
ностные оклады, ставки заработной платы,
выплаты компенсационного и стимулирую-
щего характера.
Фонд оплаты труда состоит из базо-
вой и стимулирующей частей. Базовая доля
составляет не менее 70% в общем размере
фонда оплаты труда, а стимулирующая - не
более 30%. Конкретное соотношение опреде-
ляется в соответствии с размером норматива
заработной платы в общем нормативе финан-
сирования учреждения, экономией и перерас-
ходом фонда оплаты и другими параметрами.
Базовая часть предназначена для обе-
спечения гарантированной заработной платы
работников учреждений и складывается из
фонда оплаты труда педагогических работ-
ников, непосредственно осуществляющих
воспитательно-образовательный процесс,
и фонда оплаты труда административно-
управленческого и учебно-вспомогательного
персонала.
Заработная плата преподавателей
состоит из базовой и специальной частей.
Базовая часть заработной платы препода-
вателя определяется на основе стоимости
образовательной услуги, рассчитанной на
одного студента, объёма учебной нагрузки и
численности студентов в группе. Специаль-
ная часть включает в себя выплаты компен-
сационного характера (классное руковод-
ство, заведование кабинетом, доплата за
категорию, вредные условия труда и т.д.).
Стимулирующая часть фонда оплаты
труда включает разовые выплаты и поощри-
тельные надбавки. Разовые выплаты вы-
плачиваются в виде материальной помощи
сотрудникам, попавшим в экстренную жиз-
ненную ситуацию, по случаю торжественных
событий в личной и общественной жизни.
Перечень разовых выплат определяется кол-
лективными договорами.
Поощрительные надбавки выплачива-
ются за интенсивность, высокие результаты
работы и качество выполняемых работ, со-
гласно критериям оценки профессиональ-
ной деятельности.
Стимулирующая часть фонда оплаты
труда распределяется между педагогически-
ми и штатными сотрудниками по установлен-
ным критериям, с использованием балльной
оценки, на основе представленных отчётов
работников и утверждается руководителем
учреждения и председателем попечитель-
ского совета.
Для педагогических работников вы-
делено 3 основных показателя качества тру-
да: 1) Обеспечение современного качества
образования; 2) Обеспечение результатив-
ности и эффективности воспитательной
работы; 3) Обеспечение современного ка-
чества организационного, информационно-
методического, психолого-педагогического
и материально-технического сопровождения
образовательного процесса педагогически-
ми и другими работниками учреждения.
Данные показатели детализированы
рядом критериев с указанием диапазона
возможной балльной оценки. После опре-
деления балльного рейтинга преподавате-
лей осуществляется расчёт поощрительных
надбавок. Для этого совокупное количество
баллов, набранное всеми преподавателями,
делится на размер стимулирующей части.
Полученная стоимостная оценка одного бал-
ла пересчитывается на количество баллов,
набранных конкретным преподавателем.
Предлагаемая система стимулирования
позволяет производить выплаты не только пе-
дагогическим работникам, но и всему персона-
лу. Для всех категорий работников определены
критерии оценки эффективности деятельности
и порядок начисления поощрительных выплат.
Положение об установлении выплат
стимулирующего характера может преду-
сматривать систему понижающих коэффи-
циентов. Понижающие коэффициенты при-
меняются в случаях нарушения сотрудником
правил трудового распорядка, охраны труда
и техники безопасности, причинения мате-
риального ущерба. Понижающие коэффици-
енты уменьшают общую сумму начисленных
стимулирующих надбавок работника.
Проведенный анализ регионального
опыта по формированию нормативов бюд-
жетного финансирования среднего профес-
сионального образования позволяет сфор-
мулировать вывод о том, что нормативы
бюджетного финансирования устанавлива-
ются на основе индивидуальных расчетов
без разработки и утверждения соответству-
ющих методик. Такая практика может при-
вести к формальному использованию и дис-
кредитации идеи введения нормативов, к
невозможности в полной мере реализовать
заложенные в методике их расчетов стиму-
лы. В связи с этим представляется целесоо-
бразным формирование однородной мето-
дической базы для перехода на нормативное
финансирование во всех регионах РФ.

Библиографический список:
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.
2. Гавриленко В.Г., Мясникович В.М., Никитенко П.Г. и др. Деловой энциклопедический словарь. Мн.: Право и экономика, 2006.
3. Постановление Правительства Калининградской области от 5 февраля 2010 года №32 «Размеры нормативов бюджетного финансирования услуги на подготовку рабочих кадров и специалистов в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования на одного учащегося (студента) на 2010 год».






 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (20.12.2012)
Просмотров: 1251 | Теги: норматив бюджетного финансирования, новая система оплаты труда, система нормативных показателей обр, нормы, нормативы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь