Вторник, 23.05.2017, 10:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Нормативно-правовая основа приоритетных национальных проектов

 

Белякова Н.В.*

 

Нормативно-правовая основа приоритетных национальных проектов

 

Национальные проекты, как показывает зарубежный и отечественный опыт, всегда базируются на твердой законодательной основе. Реализуемые в настоящее время в Российской Федерации приоритетные национальные проекты не являются исключением. Сформирована достаточно развитая система правовых актов, которая обеспечивает функционирование эффективных, на наш взгляд, правовых механизмов реализации приоритетных национальных проектов.

Нормативно-правовую основу приоритетных национальных проектов в России, несомненно, составляет Конституция Российской Федерации. Не случаен, на наш взгляд, и выбор приоритетных путей и направлений модернизации и реформирования сфер деятельности государства  и общества – образование, здравоохранение, право на доступное жилье, развитие сельского хозяйства. В данном случае следует провести параллель с тем, как имплементированы права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ.  Мы имеем в виду то, что существующие приоритетные проекты призваны реализовать прежде всего основные права и свободы граждан, т.е. если говорить с точки зрения конституционно регулирования этого вопроса, то экономических прав граждан, прав граждан на образование, выбор места жительства, неприкосновенности жилища, и, в конечном итоге, реализации экономического блока прав граждан. Таким образом, государственная политика по реализации приоритетных национальных проектов направлена прежде всего на реализацию основных прав граждан, неотъемлемых прав – права на достойную жизнь, на гарантии реализации правового статуса личности. Остановимся на данном аспекте более подробно.

Исследуя правовой статус личности, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в Конституции Российской Федерации применяются такие основных понятия, обуславливающие правовой статус лица, как «человек», «гражданин», «каждый» и «личность». Совокупность базовых, отправных понятий, отражающих юридическую природу прав человека, специфику их реализации образует понятийно-категориальный аппарат, который выступает ядром специальной методологии, с позиции которой появляется возможность осуществить исследование. В связи с этим при исследовании правового статуса личности представляется необходимым конкретизировать это понятие. В юридической литературе распространилась практика обозначения прав и свобод человека и гражданина одним термином – «права человека».

Это обосновывается смысловым разнообразием понятия «права человека», проявляющемся в их родовом и видовом подразделении. Систему прав человека можно рассматривать как совокупность гражданских, политических, экономических, социальных прав и прав в области культуры в зависимости от сфер государственной и общественной жизни, по генезису (правовые и законные), по поколениям (первое, второе, третье и в стадии определения четвертое поколение прав), по способам реализации (позитивные и негативные), по формам закрепления (естественные и позитивные), по связи с государством (права человека и гражданина) и т.п.

Правовой статус личности может быть охарактеризован как система прав и обязанностей, законодательно закрепленных государством в конституциях и иных нормативно-правовых актах. Права и обязанности — основной исходный элемент права. Система прав  и обязанностей - сердцевина, центр правовой сферы и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем.

В правах и обязанностях не только фокусируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Конституция Российской Федерации закрепляет соотношение интересов личности и государства. В ней (статья 2) закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и обладают приоритетом перед целями и правами государства. Именно поэтому установление правового положения личности составляет главную обязанность государства, которое выполняет эту обязанность путем закрепления прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации на конституционном уровне.

Законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности и есть ее правовой статус. Правовой статус – это сердцевина нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством. По своей сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушений государством и, как правило, одобряемых обществом.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации. Нормативно на высшем законодательном уровне определены ее базисные понятия правового статуса и закреплена система наиболее значимых (основных) прав и свобод человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации в целом дается наиболее полное представление об основах правового положения личности в обществе и государстве. Оно характеризуется рядом принципиальных положений

Правовой статус личности отражает наиболее сложные связи, возникающие между государством и индивидом, является одной из важнейших политико-юридических категорий.

Достаточно большой круг специалистов в области конституционного права понимает под основами правового положения личности совокупность прав, свобод, обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.

Ряд авторов в сложную структуру конституционно (государственно) – правового статуса человека в России включают следующие элементы: гражданство, правосубъектность, принципы, конституционные права, свободы и обязанности, а также гарантии.

В качестве части правового статуса выделяются законные интересы – интересы личности, которые непосредственно не охватываются содержанием установленных законом прав и свобод, но подлежат защите со стороны государства. Однако интересы личности – это категория неюридическая, не закрепленная в юридических правах и обязанностях, и едва ли обоснованно выделять ее в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо о того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Правовое выражение и защита интересов индивидов – одна из важнейших функций правовой системы общества.

Основы правового положения личности выделяются из всей совокупности отношений, образующих правовое положение человека в государстве, их содержание определяется Основным Законом. Ни одна из прежних конституций не содержала термина «правовое положение (статус) личности», хотя наше законодательство использовало подобное понятие.

Не секрет, что на протяжении достаточно долгого времени степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина, а в особенности его экономических и социальных прав в России, являлась достаточно низкой. Иными словами права граждан декларировались не в полной мере, не реализовывались и не гарантировались государством. С нашей точки зрения, приоритетные национальные проекты призваны восполнить правовой вакуум, образовавшийся за 10-15 лет реформ, доверие к государственной власти и законодательству, гарантирующему, а не декларирующему конкретные социально-экономические права. Данное воззрение наиболее полно согласуется с понятием социальной справедливости, правовой и организационной стабильности в государстве.

Гарантирование – есть разновидность реализации, т.е. такой особенной формы всеобщего взаимодействия элементов действительности, при которой одни элементы (или продукты их деятельности) выступают условием существования или функционирования других элементов. Появление в данной сфере субъекта социального (в первую очередь – государственного) управления требует (для достижения целей такого управления) усиления обеспечительного воздействия в отдельных аспектах, что достигается с помощью дополнительных средств (гарантий). Гарантии призваны осуществлять специальное (повышенное) обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами, целенаправленно создающими в комплексе требуемые условия (среду) существования и функционирования обеспечиваемого объекта.

Вопрос о гарантиях возникает всегда, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии во всех случаях есть проблема реальности правового явления. Известно, что гарантии – есть один из главных вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности.

При исследовании механизма конституционного гарантирования прав и свобод человека и гражданина следует различать в нем отдельные формы их осуществления, каждая из которых обусловливает соответствующие ей гарантии.

В качестве экономических гарантий могут быть рассмотрены конституционные установления, предусматривающие многообразие форм собственности (часть 2 статьи 8 Конституции РФ), охрану частной хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, осуществляемой на основе принадлежащего им имущества, т.е. их частной собственности (статья 35 Конституции РФ). Именно на базе частной собственности (при использовании возможностей всех других форм собственности) создаются необходимые условия, при которых материальная обеспеченность граждан становится основой для подлинно свободного осуществления ими своих прав.

Гарантируя приоритет прав и свобод человека и гражданина, Конституция  закрепляет принцип свободы экономической деятельности (пункт 1 статьи 8) в качестве основы для провозглашения прав граждан в области экономики: права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34); права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (свобода труда), гарантируемое правом граждан на труд и защиту от безработицы (статья 37); права (свободы) научного, технического творчества (статья 44).

Объективная природа таких конституционных принципов, как свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства и др. очевидна. Их отсутствие в Конституции не позволило бы создать рыночную экономику. Конституционные принципы рыночной экономики имманентно присущи этому типу экономики. Если в Конституции не закреплены в качестве принципов свобода договора, неприкосновенность частной собственности, свобода передвижения и т.д., в обществе не смогут функционировать экономические основы рынка. Права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статьи 35 и 36 Конституции РФ) соответствуют таким рыночным категориям, без которых рыночная экономика немыслима, как свобода обладания недвижимостью, рынок недвижимости и свобода рынка земли. Следовательно, состояние экономики является лишь предпосылкой обеспечения прав и свобод. В механизм конституционно-правовой гарантированности прав и свобод, как ядра правового статуса личности, входят конституционно установленные принципы функционирования экономики.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина в целом имеют государственный характер независимо от их конкретного содержания. В условиях подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических правовых условий их действительного осуществления. Социальное назначение гарантий – обеспечить фактическое функционирование институтов и учреждений государства в соответствии с принципами народовластия и свободы личности.

Применительно к законодательному регулированию и осуществлению института прав и свобод человека и гражданина следует отметить, что защита прав и свобод граждан имеет несколько правовых уровней их закрепления и реализации через органы власти:

1) на федеральном уровне – это Конституция РФ, которая гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации - часть 1 статьи 45 Конституции РФ;

2) на уровне субъектов РФ – законодательные и учредительные акты субъектов РФ, содержащие положения о защите прав и свобод человека и гражданина;

3) нормативные акты муниципальных образований, которые также предусматривают защиту прав и свобод граждан на своей территории. Практически во всех уставах муниципальных образований гарантирование и обеспечение прав и свобод населения, проживающего на территории муниципального образования, определено в качестве основной цели или задачи деятельности органов местного самоуправления.

Представляется, что территориальный фактор имеет существенное значение в проблеме реализации конституционного статуса личности и оказывает непосредственное влияние на возможность пользования принадлежащими человеку правами и свободами.

В указанном разрезе приоритетные национальные проекты призваны прежде всего на федеральном уровне обеспечить равномерность гарантированности и развития, точнее сказать, создания предпосылок в отсутствии разрывов в развитии граждан, в реализации их прав вне зависимости от территориальной составляющей.

На наш взгляд, следует проанализировать в данном случае достижения в реализации приоритетных национальных проектов таким образом, чтобы наглядно отразить наиболее важный инструмент реализации и гарантированности прав граждан – законодательное регулирование.

Рассмотрим, какими правовыми механизмами обеспечиваются основные цели и задачи указанных проектов на примере приоритетного национального проекта «Образование».

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» предполагает модернизацию и реформирование всей системы образования, усиление степени гарантированности прав граждан на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов, определяющих в некотором смысле  идеологию данного проекта. Это выявление и поддержка своего рода «точек роста», то есть стимулирование учреждений, а в отдельных случаях, целых регионов, внедряющих инновационные программы и проекты, поощрение лучших учителей, выделение премий талантливой молодежи, поощрение тех, кто может и хочет работать.

Приоритетный национальный проект «Образование» включает в себя ряд основных направлений, ориентированных на поддержку и развитие лучших образцов отечественного образования, внедрение современных образовательных технологий, создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня, повышение уровня воспитательной работы в школах, развитие системы профессиональной подготовки в армии.

Основными мероприятиями по первому направлению являются оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд. руб.) и 6 000 школ (на общую сумму 6,0 млрд. руб.), активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая  предоставление ежегодно 2 500 грантов; поощрение ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в размере 100 000 рублей, что позволит поддержать лучшие педагогические кадры, повысить престиж учительской профессии. На эти цели из федерального бюджета было выделено 9,2 млрд. руб. в 2006 году и 19,2 млрд. руб.  в 2007 году.

Правовое регулирование первого направления осуществляется рядом нормативных правовых актов, среди которых Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 № 324 «О денежном поощрении лучших учителей»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы»; Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи».

По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования, а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

Подключение 20 000 школ к сети Интернет (по 10 000 школ ежегодно) и оснащение ежегодно не менее 2 500 школ компьютерными классами, что в комплексе с ранее реализованными государственными программами информатизации общего образования позволит обеспечить техническую основу для внедрения современных образовательных технологий.

Для разработки и размещения в открытом доступе на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ из федерального бюджета выделено 0,15 млрд. рублей в 2006 году и 0,15 млрд.рублей в 2007 году, а оснащение в 2006-2007 годах ежегодно не менее 8000 школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием потребовало выделения денежных средств на сумму 4,8 млрд.рублей.

Правовое регулирование второго направления осуществляется рядом нормативных правовых актов, среди которых Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании», а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2006 № 1032-р «Об организации подключения к сети Интернет за счет средств федерального бюджета государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

По направлению «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня» основными мероприятиями являются: создание к 2008 году в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый - в Южном и Сибирском федеральных округах, а также  двух  бизнес-школ (по 500 мест каждая) в московском регионе и Санкт-Петербурге. На эти цели из федерального бюджета было выделено 3,0 млрд.руб. в 2006 году и 6,0 млрд.руб. в 2007 году, а также привлечены средства субъектов Российской Федерации и частных инвесторов.

По направлению  «Повышение уровня воспитательной работы  в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов. Дополнительное ежемесячное вознаграждение выплачивается из расчета 1000 рублей за полнокомплектный класс, пропорционально численности в случае меньшего количества учеников. При этом базовый норматив наполняемости для сельских и городских школ разный: 25 учеников – для городских школ и 14 – для сельских. На эти цели в федеральном бюджете на 2006 год было предусмотрено 7,7 млрд.рублей.

По направлению «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» основными мероприятиями являются: расширение  возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.

Для реализации этого направления были предусмотрены создание в воинских частях 100 учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы, организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц,  отслуживших не менее трех лет по контракту в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации (включая выплату им специальных стипендий). На эти цели из федерального бюджета было выделено 0,3 млрд. рублей в 2006 году и 0,6 млрд. рублей в 2007 году.

Кроме того, для реализации проекта «Сельский школьный автобус» в 2006-2007 годах субъектам Российской Федерации были предоставлены субсидии в сумме 2,08 млрд. руб. (в том числе 1,0 млрд. руб. в 2006 году) на приобретение ежегодно не менее 3 500 школьных автобусов на условиях паритетного финансирования.

В целом следует отметить, что система правовых актов, обеспечивающих нормативно-правовую базу реализации приоритетных национальных проектов, находится еще на стадии своего развития. Однако по мере углубления процессов реализации приоритетных национальных проектов будет развиваться и их законодательная база. Следует не забывать и то, что в общий нормативно-правовой массив будут вливаться не только федеральные акты, но и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, отраслевые правовые акты министерств и ведомств, отвечающих за развитие национальных проектов, что предполагает, на наш взгляд, серьезные перспективы формирования единой системы нормативно-правовых актов, обеспечивающих устойчивую реализацию приоритетных национальных проектов.

 

 

* Белякова Наталья Викторовна – ст.преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института (Санкт-Петербург).

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (30.12.2012)
Просмотров: 1152 | Теги: гарантии, Конституция Российской Федерации, права человека, статус личности, Национальные проекты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь