Суббота, 03.12.2016, 20:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

НЕУПЛАТА ИЛИ НЕПОЛНАЯ УПЛАТА СУММ НАЛОГА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ КОММЕРЧЕСКИХ ИЛИ ФИНАНСОВЫ

НЕУПЛАТА ИЛИ НЕПОЛНАЯ УПЛАТА СУММ НАЛОГА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ КОММЕРЧЕСКИХ ИЛИ ФИНАНСОВЫХ УСЛОВИЙ, НЕ СОПОСТАВИМЫХ С КОММЕРЧЕСКИМИ ИЛИ ФИНАНСОВЫМИ УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ

В настоящем материале приведен комментарий к ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает ответственность за применение налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным.

 

Глава 16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регламентирующая виды налоговых правонарушений, сравнительно недавно была пополнена новыми статьями.

Так, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) в данную главу введены две статьи:

- ст. 129.3 "Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми";

- ст. 129.4 "Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках".

Итак, согласно ч. 1 ст. 129.3 НК РФ неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Обратите особое внимание на минимальный размер штрафа, специально определенный данной нормой.

Часть 2 ст. 129.3 НК РФ закрепляет случаи освобождения от ответственности по рассматриваемой статье НК РФ. Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной этой статьей, при условии представления им федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

Считаем, что такая возможность освобождения от ответственности является очень правильной, ведь в подобном правонарушении наличествует много оценочного.

Статья 105.15 "Подготовка и представление документации в целях налогового контроля" НК РФ регламентирует, что налогоплательщик по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, представляет документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании.

Под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащий следующие сведения:

1) о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:

- перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;

- сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении;

2) в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ, следующие сведения об использованных методах:

- обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;

- указание на используемые источники информации;

- расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;

- сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

- сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);

- сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);

- произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ (в случае их осуществления).

Напомним, что в силу ст. 105.7 гл. 14.3 НК РФ при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует в порядке, установленном данной главой, следующие методы:

- метод сопоставимых рыночных цен;

- метод цены последующей реализации;

- затратный метод;

- метод сопоставимой рентабельности;

- метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов.

Также согласно ст. 105.15 НК РФ налогоплательщик вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.

Указанная в ст. 105.15 НК РФ документация может быть истребована у налогоплательщика федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).

Следует отметить, что в соответствии с Письмом ФНС России от 30 августа 2012 г. N ОА-4-13/14433@ "О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля" рекомендуемое содержание документации, представляемой в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ, следующее:

- титульный лист: полное и сокращенное наименование налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), идентификационный номер налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), адрес государственной регистрации налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), государственный регистрационный номер налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), наименование контролируемой сделки (группы однородных сделок);

- описание основных характеристик сферы (вида) деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), необходимое для понимания особенностей процесса ценообразования;

- анализ взаимозависимых лиц или описание основных характеристик группы компаний, в которую входит налогоплательщик (лица), совершивший контролируемую сделку (группу однородных сделок);

- сведения о контролируемой сделке и функциональный анализ;

- выбор методики ценообразования для целей налогообложения и источников информации;

- определение интервала рыночных цен или рентабельности.

Смотрите также Письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/15678@ "О разъяснениях ФНС России".

Согласно Закону N 227-ФЗ указанная в п. 1 ст. 105.15 НК РФ документация относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), доходы и (или) расходы по которой (которым) признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ в 2012 г., может быть истребована у налогоплательщика федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не ранее 1 декабря 2013 г.

Положения ст. 105.15 до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

- в 2012 г. - 100 млн руб.;

- в 2013 г. - 80 млн руб.

Привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 129.3 НК РФ, осуществляется в следующем порядке:

- при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, истекшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется порядок, действовавший до дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ;

- при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 - 2013 гг. налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 129.3 НК РФ, не применяется;

- при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2014 - 2016 гг. налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 129.3 НК РФ, применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога;

- при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды начиная с 2017 г. применяются положения п. 1 ст. 129.3 НК РФ.

В заключение отметим, что до вступления в силу Закона N 227-ФЗ контролирующий орган вправе был привлекать к ответственности налогоплательщиков ввиду неуплаты или неполной уплаты сумм налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в рамках ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)" НК РФ.

В.В.Семенихин

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (27.06.2014)
Просмотров: 279 | Теги: налогообложение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016