Понедельник, 23.07.2018, 11:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Нетрадиционные средства развития игрового внимания спортсменов, занимающихся настольным теннисом

Д.М.Баширова, Е.В.Бурцева

Нетрадиционные средства развития игрового внимания спортсменов, занимающихся настольным теннисом

Аннотация. В статье рассматривается содержание методики развития игрового внимания юных теннисистов. Авторами описаны средства, методы, методические приемы, формы организации занятий, объем нагрузки, которые позволяют повысить уровень развития игрового внимания у юных теннисистов.

Ключевые слова: настольный теннис, методика, игровое внимание, юные теннисисты.

 

На современном этапе развития настольного тенниса поиск и разработка новых средств и методов повышения результатов является основой повышения спортивного мастерства российских игроков [1].Одним из перспективных направлений является совершенствование психологической подготовки спортсменов, в частности, развитие психических функций и процессов, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности. Развитие и совершенствование внимания имеет большое значение для повышения эффективности спортивной деятельности, и, прежде всего, как функции, обеспечивающей контроль за происходящим [2, 3] .

Анализ научной литературы показал, что современное состояние теории и методики подготовки в настольном теннисе характеризуется недостаточным освещением вопросов развития функции внимания в тренировочном процессе, хотя и признается важная ее роль в повышении эффективности игровой деятельности.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать эффективность методики формирования игрового внимания у спортсменов 12-13 лет, занимающихся настольным теннисом.

Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности проявления свойств внимания у теннисистов 12-13 лет.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики формирования игрового внимания у спортсменов 12-13 лет, занимающихся настольным теннисом.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, психодиагностика, педагогический эксперимент, математическая статистика.
Результаты исследования и их обсуждение. При разработке экспериментальной методики учитывалось содержание Учебной программы ДЮСШ «Олимп» по настольному теннису (2012 г.) для юных теннисистов второго года обучения.

Разработанная нами методика внедрялась в вариативный компонент учебно-тренировочного занятия и составляла 20-30 мин., при этом задачи и структура не изменялись и соответствовали Учебной программе ДЮСШ «Олимп» (Г. В. Барчукова с соавт., 2012) (рис.1) .

Основными средствами методики являлись физические упражнения с предметами и без предметов, упражнения в очках-тренажерах, подвижные игры, учебно- тренировочные игры, гимнастика для глаз, комплекс восстановительных упражнений для глаз.

Основным методическим приемом при развитии внимания было наличие различного рода усложнений выполнения упражнений, которые реализовывались за счет:
— увеличения количества используемых предметов;
— изменения пространственно-временных границ (использование очков-тренажеров);
— применения дополнительного стимула привлечения внимания
— а также включение в одно занятие упражнений на развитие объёма, распределения и переключаемости внимания.

Кроме того, процесс формирования игрового внимания, на наш взгляд, должен следовать реализации принципа выполнения заданий на высоком уровне трудности, т.е. решение в ходе выполнения двигательных действий сложных задач, требующих одновременного включения в работу сразу нескольких функциональных систем организма, обеспечивающих развитие распределения и переключения внимания, уменьшения объёма внимания.

Основными организационными формами являлись:
— индивидуальная тренировка, когда тот или иной игрок выполняет задание индивидуально. Эта форма занятий использовалась на всем протяжении педагогического эксперимента и являлась основной;
— групповая тренировка после разделения на группы. Эта форма занятий использовалась в подготовительном периоде.

Средства формирования игрового внимания распределялись с учётом его свойств.

Методика применялась нами в подготовительном и предсоревновательном периодах.

Основная направленность в подготовительном периоде характеризуется созданием общей подготовки процессов внимания, на базе которой постепенно будут решаться более сложные задачи, поставленные в соревновательном периоде. В этом периоде спортивной тренировки преобладает применение упражнений с предметами и без предметов, упражнения в очках- тренажерах, подвижные игры, гимнастика для глаз и комплекс восстановительных упражнений для глаз.

Всего продолжительность подготовительного периода составила восемь недель. Тренировочные занятия проходили в условиях спортивного зала продолжительностью 20-30 минут. Всего в подготовительном периоде проведено 40 тренировочных занятий, которые имели следующие методические особенности и содержание:
— основная форма организации занятий — индивидуальная и групповая;
— нагрузка общей направленности, величина средняя с интенсивностью — 80% (130-150 уд/мин);
— отдых между упражнениями — активный (30с);
— основные средства — физические упражнения с предметами и без предметов, упражнения в очках- тренажерах, подвижные игры.
— основными методами реализации нагрузки является повторный и игровой, способствующий закреплению формирующихся навыков;
— методические приемы — увеличения количества используемых предметов; изменения пространственно- временных границ (использование очков-тренажеров); применения дополнительного стимула привлечения внимания; включение в одно занятие упражнений на развитие распределения и переключаемости внимания, уменьшение объёма внимания.

Выводы. Разработанная методика развития игрового внимания, позволит наиболее эффективно в сравнении с традиционным подходом развивать внимание юных теннисистов, и будет способствовать повышению результативности их игровой деятельности.

Литература:

1. Барчукова, Г. В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Барчукова, В. М. Богушас, О. В. Матыцин; под ред. Г. В. Барчуковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.— 528 с.
2. Команов, В. В. Тренировочный процесс в настольном теннисе / В. В. Команов.— М.: Советский спорт, 2014.— 400 с.
3. Медведев, В. В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / В. В. Медведев. — М.: б.и.., 1992.— 74 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (20.06.2018)
Просмотров: 17 | Теги: настольный теннис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь