Суббота, 03.12.2016, 20:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

НЕПРАВОМЕРНОЕ НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ В УВЕДОМЛЕНИИ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛ

НЕПРАВОМЕРНОЕ НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ В УВЕДОМЛЕНИИ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ

Начиная с 2013 г. налогоплательщики обязаны извещать налоговые органы о совершенных ими в прошедшем календарном году контролируемых сделках. О том, какие именно сделки являются контролируемыми, когда и в какой налоговый орган должно быть представлено уведомление, а также о том, какая ответственность предусмотрена за непредставление данного уведомления в установленный срок или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, вы узнаете из настоящей статьи.

 

Прежде напомним, что контролируемыми являются сделки, которые проверяются налоговыми органами с точки зрения ценообразования на предмет полноты исчисления и уплаты налогов. Это сделки между взаимозависимыми лицами, отвечающие определенным стоимостным критериям, а также сделки, приравненные к ним (то есть имеющие тот же правовой статус, что и контролируемые). Контролируемыми сделками также признается совокупность сделок с лицами "прослойками", в том числе посредниками, которые обслуживают торговлю с взаимозависимыми лицами и не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Отметим, что данное положение будет распространяться на сделки с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход только с 1 января 2014 г.

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми.

Контролируемыми сделками также признаются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень, установленный Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)", например, Республика Кипр и тому подобные, в том числе и постоянное представительство российской организации в этом государстве.

Сделка между взаимозависимыми (или приравненными к ним) лицами признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает за 2012 г. - 3 млрд руб.; за 2013 г. - 2 млрд руб.;

- если предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для участника сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.;

- если хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: единый сельскохозяйственный налог или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб., так что автомобильные перевозки без НДС становятся строго контролируемыми;

- если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций, то есть применяет упрощенную систему налогообложения или получила статус участника проекта "Сколково", если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб., при этом другая сторона платит налог на прибыль, образовательные и медицинские организации пока вне подозрений; если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций, например, в Калининградской области, то есть внутренние офшоры, при этом другая сторона сделки не является резидентом такой особой экономической зоны, но данный контроль применяется только с 1 января 2014 г., если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.;

- если сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;

- если хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 НК РФ.

Не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, установленной гл. 3.1 НК РФ, исключение составляет НДПИ, причем контроль не распространяется не только на налог на прибыль, но и на НДС.

Также не признаются контролируемыми сделки, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает за 2012 г. 3 млрд руб., если лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов, не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций.

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав следующих товарных групп:

- нефть и товары, выработанные из нефти;

- черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни, а также если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб., такое же положение и для резидентов офшорных зон.

Пределы, указанные выше, ФНС России вправе также проверить (ст. 105.14 НК РФ).

Налогоплательщики в соответствии со ст. 105.16 НК РФ обязаны уведомлять свои налоговые органы обо всех совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Направить такое уведомление в свою налоговую инспекцию налогоплательщик обязан не позднее 20 ноября 2013 г. (ч. 8.1 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"). Напомним, что сделать это необходимо, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в 2012 г. с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает 100 млн руб.

Крупнейшие налогоплательщики в те же сроки представляют уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

При этом уведомление подается налогоплательщиком либо по установленной форме в бумажном виде, либо по установленным форматам в электронной форме.

В целях обеспечения сбора, хранения и анализа информации о совершении налогоплательщиком контролируемых сделок Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-13/298@ утверждены Состав реквизитов и Порядок формирования информационного ресурса "Трансфертная цена" (ИР "ТЦ"). В соответствии с Письмом ФНС России от 27 декабря 2012 г. N ПА-4-6/22359@ проведены работы по подготовке баз данных к введению с 21 января 2013 г. в промышленную эксплуатацию программного обеспечения формирования ИР "ТЦ" согласно Приказу ФНС России от 27 декабря 2012 г. N ММВ-7-6/1009@.

Соответствующие форма, Формат, а также регламенты заполнения и представления утверждены Приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме" (вместе с Порядком заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, Порядком представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме) (далее - Порядок N ММВ-7-13/524@).

По выбору налогоплательщика уведомление можно представлять на бумажном носителе в виде утвержденной машинно ориентированной формы, заполненной от руки или распечатанной на принтере, или в электронной форме по установленным форматам.

В соответствии со ст. 105.16 НК РФ основанием для приема уведомления является представление уведомления по установленной форме (установленному Формату) налогоплательщиком (его представителем) в территориальный налоговый орган. Если налогоплательщик (его представитель) представляет уведомление на бумажном носителе в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства), территориальный налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии уведомления.

Должностное лицо территориального налогового органа, ответственное за прием уведомлений, проверяет наличие следующих реквизитов:

- для физического лица - фамилии, имени, отчества (при наличии), для организации - полного наименования организации;

- ИНН, если иное не предусмотрено НК РФ (налогоплательщик - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, вправе не указывать ИНН);

- вида документа: первичный, корректирующий;

- кода территориального налогового органа;

- подписи лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в уведомлении.

В случае выявления факта отсутствия в представленном уведомлении вышеуказанных реквизитов должностное лицо информирует об этом налогоплательщика (его представителя) и предлагает устранить выявленные недостатки.

Если налогоплательщик (его представитель) отказывается устранить указанные недостатки, уведомление подлежит приему. При этом должностное лицо территориального налогового органа, ответственное за прием уведомлений, проставляет на титульном листе отметку о дате получения уведомления.

Согласно п. 12 Порядка N ММВ-7-13/524@ уведомление не считается принятым налоговым органом:

- в случае представления налогоплательщиком (его представителем) уведомления в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этого уведомления;

- в случае если уведомление не соответствует утвержденному формату;

- в случае отсутствия в уведомлении усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика или несоответствия усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - ЭП), подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика.

При получении уведомления в электронном виде по ТКС должностное лицо территориального налогового органа, ответственное за прием уведомлений в электронном виде, с использованием программных средств территориального налогового органа не позднее следующего рабочего дня за днем получения уведомления выполняет следующие действия:

- проверяет наличие обстоятельств, предусмотренных п. 12 Порядка представления уведомления;

- при наличии оснований, предусмотренных п. 12 Порядка представления уведомления, формирует уведомление об отказе в приеме, с указанием причины;

- заверяет указанное уведомление личной ЭП и отправляет его налогоплательщику (его представителю);

- в случае представления уведомления в соответствии с установленным форматом и соответствия ЭП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме уведомления;

- заверяет указанную квитанцию личной ЭП и отправляет налогоплательщику (его представителю);

- регистрирует принятое уведомление в информационном ресурсе территориального налогового органа.

При получении уведомления об отказе в приеме налогоплательщик устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру представления уведомления.

Должностное лицо, ответственное за прием уведомлений, обязано сохранить в электронном виде в архиве территориального налогового органа все принятые уведомления и технологические электронные документы.

Согласно ст. 105.16 НК РФ в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. В соответствии с п. 3.4 Порядка заполнения уведомления при представлении в налоговый орган первичного уведомления по полю показателя "номер корректировки" проставляется "0--", при представлении уточненного уведомления - указывается соответствующий номер корректировки (например, "1--", "2--" и так далее). Каждое вновь уточненное уведомление подается взамен ранее представленного документа.

Территориальные органы ФНС должны регулярно информировать налогоплательщиков о разработанном программном обеспечении программного комплекса "Налогоплательщик - ЮЛ" и программного комплекса Tester, позволяющем формировать файл в формате передачи данных уведомления и машинно ориентированной формы с двумерным штрихкодом, а также проводить проверку файлов уведомления на соответствие форматам представления в электронной форме.

Актуальные версии указанного программного обеспечения должны регулярно выкладываться в Фонде алгоритмов и программ ФНС и размещаться на сайте ФНС в разделе "Электронные услуги", подраздел "Программные средства для юридических и физических лиц". Приказ ФНС России N ММВ-7-13/524@ в электронном виде размещен на сайте ФНС в разделе "Трансфертное ценообразование", подраздел "Документы".

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. Таков регламент ст. 129.4 НК РФ.

В данном случае объектом налогового правонарушения являются правоотношения по уплате налогов между организацией и контролирующим органом, возникшие вследствие заключения налогоплательщиками сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой.

Объективной стороной является либо бездействие налогоплательщика относительно его обязанности представления документов, предусмотренных НК РФ, в налоговый орган или предоставление указанной информации позже положенного срока, либо действия налогоплательщика, направленные на представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.

Также Минфин России разъяснил, что в соответствии с требованиями налогового законодательства в налоговый орган за прошедший календарный год должно представляться лишь одно уведомление, в котором отражаются все совершенные налогоплательщиком в календарном году контролируемые сделки, указанные в ст. 105.14 НК РФ. Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок применяется в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок или представленного с недостоверными сведениями (Письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. N 03-01-18/7-142). Таким образом, размер штрафа не зависит от количества контролируемых сделок, информация о которых не включена в уведомление или недостоверна.

Отметим, налогоплательщик вправе игнорировать полученный до 1 декабря 2013 г. запрос о представлении документов относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок). Сделанный вывод подтверждается Письмом ФНС России от 30 августа 2012 г. N ОА-4-13/14433@, которое размещено на официальном сайте ФНС (http://www.nalog.ru) в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами". В такой ситуации можно направить в инспекцию письменный ответ с отказом от представления документов и указанием причины.

В.В.Семенихин

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (27.06.2014)
Просмотров: 548 | Теги: налогообложение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016