Среда, 07.12.2016, 11:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Л.В. Петракова

Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Посвящена вопросам реформирования российских органов внутренних дел, обосновывается необходимость продолжения реформ, направленных на повышение результативности деятельности указанных органов, уделяется внимание проблемам совершенствования правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, органы внутренних дел, органы полиции, принципы деятельности, реформирование, правовое регулирование и регламентация деятельности органов полиции.

 

В конце ХХ столетия в России начались коренные изменения во всех сферах общественной жизни, которые естественным образом затронули все институты российского государства. Целью таких изменений явилось построение демократического правового государства и гражданского общества. Российское государство, в соответствии с действующим законодательством, обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Кроме того, оно гарантирует защиту и покровительство гражданам РФ, находящимся за её пределами. Основными исполнительно-распорядительными органами государства, выполняющими обеспечительную функцию в сфере охраны правопорядка, защиты прав и законных интересов человека, а также борьбы с преступностью являются органы внутренних дел МВД РФ.

Важнейшим элементом политической системы общества всегда было и остаётся государство, а его обеспечительная функция имеет, будет иметь существенное значение. Отсюда есть основания констатировать: с одной стороны - существует объективная возможность и необходимость изменения функций (компетенции) органов внутренних дел, а с другой - возрастает их роль в жизни нашего общества как отраслевой подсистемы органов государственного управления и одновременно правоохранительного органа [17]. Центральное место в обеспечении безопасности граждан на территории любого государства всегда отводилось правоохранительным органам, которые специально создавались государством и существовали главным образом для осуществления правоохранительной деятельности. Россия исключением не является. Учитывая, что в правовом демократическом государстве правоохранительные органы выступают в ином качестве, возникла серьёзная необходимость в их всестороннем реформировании.

Справедливо заметить, что в Конституции Российской Федерации понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» не содержится. Вместе с тем в ст. 72 Конституции РФ отмечается, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата [1]. В указах Президента РФ также отсутствуют формулировки понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы». Однако указанные словосочетания встречаются во многих ненормативных документах Российской Федерации, таких как федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, где говорится о правоохранительной деятельности, правоохранительной системе, взаимодействии правоохранительных органов и пр. Одновременно ст. 317 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность граждан за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа [2]. Вместе с тем УК РФ не даёт ни перечня правоохранительных органов, ни толкования понятия «правоохранительный орган». Таким образом, в основе понятия «правоохранительные органы» заложена и выступает их триединая задача - охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина, а также борьба с преступностью. Надо заметить, что вокруг указанного понятия до настоящего времени ведётся полемика как теоретиками, так и правоприменителями. Это обстоятельство объясняется тем, что до сих пор в российском законодательстве отсутствуют однозначные и чёткие установки относительно понятия «правоохранительные органы». Российское законодательство использует разные термины: «правоохранительные органы», «спецслужбы», «контролирующие органы», «органы государственной охраны», при этом не имеется чётких критериев отнесения того или иного органа к соответствующей группе. Важно и то, что законодательно не определён перечень структур, относящихся к правоохранительным органам. Необходимо учесть, что термин «правоохранительные органы» является собирательным. Им объединяются несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями [9].

Одним из основных звеньев в системе правоохранительных органов России являются органы внутренних дел. Система самих органов внутренних дел сегодняшней России - это целостное, но достаточно сложное структурное образование, выстроенное по принципу строгой централизации власти. Элементы этой системы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Вместе с тем особенности российских органов внутренних дел находятся в непосредственной зависимости от их системных качеств и свойств, которые и обуславливают их функции и направления деятельности. Поэтому проблемы совершенствования и реформирования органов внутренних дел РФ следует рассматривать в целом, учитывая их социально- правовой статус, объём и дифференциацию их полномочий на всех уровнях.

Реформирование органов внутренних дел в современной России, особенно создание полноценных, отвечающих требованиям времени, органов, таких как полиция в системе МВД РФ - длительный и непростой процесс. Результаты его сегодня неоднозначны, но реформирование продолжается и необходимость этого процесса неоспорима. По справедливому замечанию Ф. Энгельса, «полиция также стара, как и государство» [14]. Слово «полиция» происходит от греческого слова politeia (polis - город), так Аристотель называл городское или, если учесть, что в то время представление о государственности было связано только с городом, - и в целом государственное управление, устройство. Основой смысла усилий государственной власти сводился к обеспечению внешней безопасности. Римляне заимствовали слово «полиция», с конца XVI в. оно входит в лексикон европейских государств, при этом употребляется в самом неопределённом смысле, включая «доброту нравов, хорошую нравственность, охраняемую законом» [15]. Со временем понятие «полиция» сузилось и стало означать систему особых органов, обеспечивающих правопорядок и внутреннюю безопасность государства путём надзора и принуждения. Слово же «милиция» (лат. militia) у римлян первоначально обозначала службу солдат-пехотинцев (лат. miles), что, в свою очередь, производится от mille (тысяча, легион). Со времени учреждения постоянных армий в противоположность им милицией стали называть войско, формализуемое только на время войны, совокупность всех обученных военному делу военно-способных граждан, срок обучения которых сводился до минимума. В мирное время кадров для образования милиции не содержалось или они содержались в самом незначительном составе. Термин «милиция» использовался, кроме того, «для обозначения обывательских дружин, формируемых для несения полицейской службы и охранение порядка в тех случаях, когда правительственная власть силою обстоятельств (народное волнение, эвакуация в виду наступления неприятеля) лишается возможности правильно отправлять свои функции» [16]. Органы милиции в советской России были созданы после Октябрьской революции и ликвидации новой властью практически всех правоохранительных органов, в том числе полиции царской России. Переименование указанных органов подчёркивало свержение старого государственного строя по всем направлениям. В правильности выбора названия никто в то время не сомневался.

В настоящее время российские органы полиции (преобразованные из состава сотрудников органов милиции в 2011 г.), в случаях регламентированных законодательством, вправе: ограничить личную свободу гражданина (задержание, арест); нарушить неприкосновенность жилища и собственности (обыск, выемка, арест или использование транспортных средств и т.п.); нарушить неприкосновенность частной жизни (контроль корреспонденции, прослушивание); нанести вред здоровью или лишить жизни человека, применив физическую силу (в том числе с помощью огнестрельного оружия) и др. Признак принудительности как сущностный признак полицейских органов дополняется признаком «вооружённости». Предоставленное полиции как подсистеме исполнительной власти право применять силу для достижения законных целей - её главная отличительная особенность, позволяющая данной структуре занять особое место в системе правоохранительных органов [4]. Ещё одной отличительной особенностью российской полиции, более важной, чем прямое принуждение, является административно-надзорная деятельность полиции, как гласная, так и негласная, предупреждающая правонарушения [5]. Правом осуществлять оперативно-розыскные действия располагают не все правоохранительные органы, а лишь те, которые указаны в ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». Таким правом, что и отличает их от других органов, обладают органы полиции только по делам о преступлениях, отнесённых федеральным законодательством к их компетенции. Отличительной чертой деятельности полиции в этом направлении является в определённой степени её закрытый характер. Объясняется это тем, что оперативно-розыскная деятельность органов полиции носит специфический характер и включает добывание и оценку информации, которая не может быть до конца «прозрачной», и посвящён- ным в неё может быть узкий круг специалистов [6].

Деятельность правоохранительных органов немыслима без принуждения либо реальной возможности такого принуждения для достижения определённых целей (с точки зрения права - исполнения обязанностей), главной из которых является пресечение правонарушений. Принуждение, безусловно, присутствует в природе полномочий правоохранительных органов, но характеризует, прежде всего, их права. Правами же данные органы наделяются в целях выполнения обязанностей, которые первичны. Государственное принуждение применяют многие государственные органы, оно разнообразно по формам и методам осуществления, однако непосредственное (т.е. прямое, не опосредованное каким-либо управленческим или процессуальным решением) принуждение доступно только правоохранительным органам [7]. Полиция действует путём непосредственного принуждения. Она не выносит решений, предваряющих применение силы, каких-либо постановлений о применении насилия. Она просто его осуществляет и вправе применять в целях пресечения правонарушений непосредственное принуждение, силу, причём в широком смысле - от простого прикосновения до насильственного лишения жизни. В этом обнаруживается социальная и правовая сущность, назначение всех правоохранительных органов [8]. Должностные лица полицейских органов должны обладать правами, позволяющими им исполнять возложенные на них государством обязанности по пресечению правонарушений: доставлять, задерживать граждан, производить досмотр (осмотр), изъятие; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; применять полицейскую силу (или - что одно и то же - меры непосредственного принуждения: физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную (полицейскую) технику и пр.). Причём права доставления, задержания в совокупности с правом применения полицейской силы играют главенствующую роль в обеспечении выполнения возложенных на правоохранительные органы обязанностей [7]. Свою деятельность органы полиции России осуществляет в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, координируя свою деятельность с деятельностью министерств внутренних дел государств-участников СНГ, что позволяет более успешно решать стоящие перед ними задачи. Президент Российской Федерации издаёт указы по вопросам, относящимся к сфере деятельности органов полиции, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью; назначает на должность федерального министра внутренних дел и освобождает его от должности; принимает также другие меры, направленные на укрепление правопорядка и общественной безопасности.

Правительство Российской Федерации также участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения по вопросам управления в сфере деятельности органов внутренних дел, проверяет их исполнение; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, борьбе с преступностью; объединяет и направляет работу органов исполнительной власти в сфере внутренних дел. Важными полномочиями в сфере внутренних дел обладают представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Они принимают соответствующие законы, указы, постановления, распоряжения, в которых детализируются и конкретизируются принципиальные положения федеральных законодательных и иных нормативных актов России применительно к конкретным территориальным и иным особенностям соответствующего субъекта Российской Федерации; принимают нормативные акты, необходимые для регулирования вопросов управления внутренними делами республиканского, краевого, областного, городского, окружного значения. Представительные органы субъектов Российской Федерации принимают законы и иные правовые нормативные акты по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на соответствующей территории.

Правительства республик, администрации (правительства) краёв, областей, городов федерального значения, округов осуществляют меры по защите и обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан на соответствующей территории субъекта Российской Федерации, осуществляют меры по защите интересов государства и общественной безопасности. Они издают соответствующие нормативные акты, осуществляют руководство и контроль за деятельностью органов внутренних дел, оказывая им всемерную помощь [10]. Органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по формированию органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел. Они образуют министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов, городские и районные органы внутренних дел (управления, отделы). На основе двойного подчинения органов внутренних дел правительство (администрация) субъекта Федерации направляет деятельность подчинённых им органов внутренних дел и координирует их работу с другими государственными органами и общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка; рассматривает вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и принимает по ним правовые акты; ставит перед органами внутренних дел задачи, координирует планы работы органов внутренних дел, направляет работу органов внутренних дел по подбору и обучению кадров органов внутренних дел, создаёт им необходимые материальные условия для работы и улучшает жилищно-бытовые условия сотрудников органов внутренних дел. Компетенция органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, конституциями, законами республик, уставами, законами и иными правовыми актами краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов [11].

Изменение социально-политической ситуации в стране, развитие процессов демократизации в обществе, в том числе в органах внутренних дел, поставили на повестку дня проблему социального взаимодействия. Как в целом в стране, так и в органах внутренних дел общественные объединения и организации являются одной из форм проявления демократизации. В настоящее время существуют эффективные формы совместной деятельности полиции и граждан по охране правопорядка: добровольные и казачьи дружины, оперативные отряды и отряды содействия полиции, в том числе молодёжные [12]. Реализация поставленных государством перед правоохранительными органами целей осуществляется решением следующих задач: своевременным и объективным информированием граждан о государственной политике в сфере внутренних дел, а также о предпринимаемых МВД России мерах по повышению эффективности борьбы с преступностью; созданием адаптированного к современным социальным условиям механизма взаимодействия органов внутренних дел России с общественными объединениями, деятельность которых направлена на формирование правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции; разработкой критериев информационной открытости органов внутренних дел России и дальнейшим их совершенствованием; разработкой комплекса мер как на федеральном, так и на региональном уровне по организации обратной связи, повышением взаимного доверия и партнёрства между населением и органами внутренних дел через общественные объединения; участием в разработке организационно-правовых механизмов доступа граждан к открытой информации о деятельности МВД России; формированием открытых информационных ресурсов, повышением эффективности их применения; использованием возможностей сети государственных образовательных и научных учреждений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников пресс-служб, подразделений информации и общественных связей системы МВД России, осуществляющих взаимодействие со СМИ и общественными объединениями; воспитанием у населения активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений [13].

Реформирование системы правоохранительных органов необходимо продолжить и осуществлять на основе следующих принципов: повышения уровня открытости правоохранительных органов, их доступности для внешнего государственного и общественного контроля; освобождения от избыточных функций; концентрации усилий на обеспечении защиты личности и общества от преступных посягательств; законодательного закрепления единых подходов к оценке деятельности правоохранительных органов, в том числе органов полиции, в сфере осуществления уголовного преследования.

Принятые в последнее время изменения в уголовно-процессуальном законодательстве, в том числе связанные с созданием Следственного комитета РФ, позволяют повысить процессуальную самостоятельность следователя, разграничить функции расследования и надзора за ним. Вместе с тем реформу в этой сфере необходимо продолжить. Чёткое разграничение полномочий и ответственности всех участников уголовного процесса на досудебной стадии обеспечит их взаимный контроль при осуществлении оперативно-розыскных и процессуальных действий, что затруднит возникновение так называемых заказных уголовных дел, минимизирует возможности необоснованного прекращения уголовных дел, явится существенным шагом на пути устранения причин и условий, порождающих коррупцию и злоупотребления в правоохранительных органах [18]. Одним из непременных условий реформы системы правоохранительных органов является изменение принципов подхода к определению качественных и количественных критериев оценки их деятельности. Деятельность правоохранительных органов в соответствии с Конституцией Российской Федерации должна быть в первую очередь направлена на защиту жизни и здоровья человека, охрану собственности и общественной безопасности.

Возложение на правоохранительные органы функций, не связанных с защитой прав и свобод граждан, общества и государства от противоправных посягательств, распыляет их силы и средства [19]. Основными функциями полиции должны являться: выявление, предупреждение и пресечение преступлений; розыск лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, а также расследование преступлений небольшой и средней тяжести в форме дознания; производство по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; приём, регистрация и проверка заявлений (сообщений) о готовящихся или совершённых преступлениях; возбуждение уголовных дел; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия. Иные функции должны быть перераспределены между другими правоохранительными органами и государственными структурами. Исходя из перечисленных функций, должны быть определены и соответствующие полномочия полиции. Процедура реализации полицией отдельных полномочий, в наибольшей степени затрагивающих права и свободы граждан, в целях предоставления гражданам дополнительных гарантий их соблюдения также должна быть детально закреплена законом [19]. Реформируя систему российских органов внутренних дел, имеет смысл создать систему нормативно-правовых актов, регламентирующих правовой статус этих органов и их сотрудников.

Список литературы

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
3. Тарасов А.М. Чёрные дыры в Российском законодательстве // Законодательство. 2002. С. 13-15.
4. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. М., 2007. С. 145.
5. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965.С. 83.
6. Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
7. Бекетов О.И., Опарин В.Н. О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов РФ // Полицейское право. 2005. № 1. С. 46.
8. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в РФ. Омск, 1993. С. 119.
9. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Былина, 2001. С. 5.
10. Административное право / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: ЮРИСТЪ, 2001. С. 56.
11. Вахмистрова С.И., Лукичев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Полный курс. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2000. С. 14-18.

12. Милиция и общество: проблемы взаимодействия // Офицеры. 2006. № 2 (22). С. 27.
13. Концепция совершенствования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы. Утв. приказом МВД России № 718 от 05.09.2005 г.
14. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 118.
15. Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву. СПб. С. 20.
16. Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. Арсеньева К.К. Т. 26. 511 с.
17. Алферов В.А., Статкус В.Ф. и др. Органы предварительного следствия в системе МВД России: история, современное состояние и перспективы. М.: Спарк, 2000. С. 203.
18. Громов Н.А., Францифоров Ю.В. Правоприменительная деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и судов. Основные начала. М.: Приор, 2009.
19. Лебедев А.Е. Концепция реформирования системы правоохранительных органов Российской Федерации. М., 2009. С. 14-20.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (13.03.2016)
Просмотров: 511 | Теги: правоохранительные органы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016