Среда, 22.01.2020, 12:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

О.Н.Владимирова, О.В.Ломоносова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация. Приведены данные исследования нормативно-правового регулирования разработки и реализации мероприятий по профессиональной реабилитации инвалидов, включая мероприятия по профессиональному образованию, актуальные вопросы межведомственного взаимодействия между учреждением медико-социальной экспертизы и органами исполнительной власти в сфере образования и занятости населения Санкт-Петербурга, предусмотренного вступившими с 01.01.2016 г. в силу изменениями в законодательстве, действующем в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

Представлены сведения о нуждаемости инвалидов Санкт-Петербурга в мероприятиях по профессиональной реабилитации, а также дана оценка выполнения и эффективности данных реабилитационных мероприятий согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

Проанализированы организационно-правовые проблемы межведомственного взаимодействия учреждений и организаций, занятых в системе профессиональной реабилитации инвалидов на современном этапе.

Ключевые слова: инвалиды, реабилитация, индивидуальная программа реабилитации и абилитации, ограничения жизнедеятельности, закон.


В настоящее время, в связи с проведением Правительством Российской Федерации дополнительных мер по реализации предусмотренных Конвенцией ООН от 13.12.2006 г. прав инвалидов на образование, труд и занятость, одним из важнейших направлений деятельности учреждений медико-социальной экспертизы становятся разработка индивидуальных программ реабилитации, включая определение мероприятий по профессиональной реабилитации инвалидов и межведомственное взаимодействие, направленное на создание условий для эффективного трудоустройства инвалидов и обеспечение им доступности профессионального образования.

Необходимость выработки оптимальных подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов продиктованы вступившими с 01.01.2016 г. в силу изменениями в законодательстве, действующем в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

Так, статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ) предусмотрен обмен информацией о разработке и реализации мероприятий по реабилитации и абилитации инвалидов между бюро МСЭ и органами исполнительной власти, а также организациями, непосредственно участвующими в реализации рекомендованных реабилитационных и абилитационных мероприятий [1].

Наряду с этим приказом Минтруда России от 13.06.2017 г. №486н утверждены форма и порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее - ИПРА), согласно которому информация о нуждаемости в проведении мероприятий по профессиональному образованию направляется в орган исполнительной власти по субъекту Российской Федерации в сфере образования.

Определение потребности инвалида в мероприятиях по общему и профессиональному образованию осуществляется с учетом заключения психолого- медико-педагогической комиссии.

В ходе организации обмена информацией о разработке и реализации мероприятий по профессиональному образованию в Санкт-Петербурге, выявлен ряд проблем, таких как отсутствие нормативного определения порядка предоставления услуг по реабилитации инвалидов в целом, нормативного определения порядка разработки Перечня мероприятий по реализации программ реабилитации, ведомственной подчиненности организаций, непосредственно выполняющих реабилитационные мероприятия по профессиональному образованию органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования и др.

Так, например, профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обу- чающихся.При наличии уже имеющегося профессионального образования у гражданина, признанного инвалидом, возникает потребность скорее в его профессиональном обучении и переобучении, которое осуществляется органами службы занятости при трудоустройстве инвалида и подборе подходящего рабочего места. Однако, предоставление информации о нуждаемости в профессиональном обучении инвалида в органы службы занятости действующим законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, межведомственное взаимодействие по вопросам разработки и реализации реабилитационных мероприятий инвалида (ребенка- инвалида) по профессиональному образованию в Санкт-Петербурге организовано через Городскую психолого-медико-педагогическую комиссию, подведомственную Комитету по образованию Санкт-Петербурга, и Санкт- Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Охтинский колледж».

Профессиональная реабилитация инвалидов - важнейшая составная часть комплексной реабилитации инвалидов, которая направлена, прежде всего, на возвращение или включение инвалидов в общественно полезный труд в соответствии с состоянием их здоровья, трудоспособностью, личными склонностями и желаниями.

Потребности инвалидов в мероприятиях по профессиональной реабилитации, включая профессиональное обучение устанавливаются на основании наличия стойкого ограничения способности к обучению, стойких нарушений функций организма (40-100%), определенных исходя из количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами [2] либо методом суммарной оценки [2] и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) [3] (наличие затруднений в выполнении различных элементов следующих доменов активности МКФ):

Раздел 1. Обучение и применение знаний:

  •  целенаправленное использование органов чувств (d110-d129);
  •  базисные навыки при обучении (d130-d159);
  •  применение знаний (d160-d179);

Раздел 8. Главные сферы жизни:

  •  образование (d810-d839)

Анализ результатов переосвидетельствования инвалидов за 2015-2017 гг. свидетельствует о том, что число трудоустроенных инвалидов по-прежнему составляет лишь 25-30%.

Таблица 1
Потребность в профессиональной реабилитации инвалидов г. Санкт-Петербурга старше 18 лет за 2015-2017 гг. (в % от разработанных ИПР, ИПРА)

Таблица 2
Рекомендации о необходимости профессиональной реабилитации в ИПР инвалидов старше 18 лет (по материалам бюро МСЭ Санкт-Петербурга за 2015-2017 гг.)

Эффективность реализации ИПРА у взрослых и детей оценивается специалистами бюро МСЭ при переосвидетельствовании инвалидов.

В 2017 году проведена оценка 21989 ИПРА взрослых, разработанных в 2016 году. Положительный эффект реабилитации достигнут у 8622 инвалидов -39,2%.

Программа профессиональной реабилитации выполнена полностью или частично у 2454 инвалидов - в 11,2% случаев (для сравнения: данный показатель по итогам 2016 г. составлял 3,2%), получили новую профессию, повышена квалификация, повышен уровень общего, профессионального образования - 4,4%.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о необходимости формирования системы комплексной реабилитации инвалидов, а также программы её развития [4], целью которой является интеграция инвалидов в общество, повышение уровня их жизни, включая повышение уровня обеспеченности реабилитационными услугами, а также повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов.

Список литературы

  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.11.1995 г. №181 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №48. Ст. 4563; 2001, №53. Ст. 5024; 2004, №35, Ст. 3607; 2013, №27. Ст. 3475.
  2.  Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико- социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 22.01.2016 (дата обращения: 15.02.2018).
  3.  Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Женева: ВОЗ, 2001. 342 с.
  4.  Основы управления реабилитационными ресурсами / А.В. Шошмин, Н.В. Мартынова, Я.К. Бесстрашнова, Т.В. Зима. СПб.: Знакъ, 2009. 96 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (10.12.2019)
Просмотров: 27 | Теги: реабилитация, инвалиды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь