Воскресенье, 04.12.2016, 21:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫ

А.В.Иванов, Вестник Северо-Восточного государственного университета. Магадан 2013. Выпуск 19

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

С позиции компетентностного подхода автор статьи обращается к проблеме разработки показателей сформированности результатов обучения при реализации образовательных программ высшего профессионального образования. Показано, что в основе оценки сформированности компетенций должны лежать вполне определенные индикаторы - диагностические задания, учитывающие специфику используемых образовательных технологий.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, деятельностно-компетентно- стный подход, компетентностно-ориентированная образовательная программа.

 

Появившись сравнительно недавно, компетентностный подход претендует на прочное укоренение именно в системе образования. При этом подходе в системе профессиональной подготовки, а также в системе дополнительного профессионального образования акцент делается на формировании системного набора компетенций, а не простого получения знаний и навыков.

Главный результат образования при ком- петентностном подходе - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых, в том числе профессиональных, ситуациях.

Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т. е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. Следовательно, построение практико-ориентированного образования должно быть основано на новом, деятельностно-компетентностном подходе (термин введен Ф.Г. Ялаловым [3]). В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение еще и опыта практической деятельности. В рамках деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности. Таким образом, при деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада «знания - умения - навыки» дополняется элементом «опыт деятельности».

В процессе образования, в том числе и профессионального, деятельностная модель предполагает постоянную трансформацию видов деятельности. Первоначально учащийся совершенствует опыт учебно-познавательной деятельности академического типа, где (при использовании интерактивных форм учебной деятельности) моделируются профессиональные действия, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Далее осваивается опыт квазипрофессиональной деятельности путем моделирования условий, содержания и динамики реальной профессиональной деятельности, отношений между специалистами; при этом могут быть использованы (опять-таки как реализация требования ФГОС об обязательном применении интерактивных форм обучения) такие активные формы, как деловая игра, мозговая атака, кейс-стади и т. д. Трансформация содержания деятельности продолжается уже в процессе реальной профессиональной деятельности.

Компетенция отражает многомерность образовательного процесса и единство всех его составляющих. Поэтому она не может быть сформирована в традиционном линейном учебно-воспитательном процессе, где все явления изучаются посредством фрагментарного усвоения их частей, следуя дидактическому принципу от частного к общему. В рамках многомерной пространственной модели образовательного процесса процесс познания строится на дедуктивной логике, где сначала схватывается структура явления, а затем организуется деятельность по ее конкретизации и дифференциации в многомерном пространстве учебной, социальной и рефлексивной деятельности.

Формирование компетенций, рассматриваемых как единый и целостный новый образовательный результат, затрагивает не только содержание, но и организационные формы, методы и средства обучения, а также оценку достижений учащегося.
Обоснованные теоретически и используемые в практике уровни компетенций, отражающие динамику их формирования, основаны на элементах формируемой профессиональной деятельности (коммуникативной, познавательной и т. д.). Вне зависимости от количества и степени детализации уровней их взаимосвязь, в общих чертах, осуществляется следующим образом: репродуктивные операции без учета субъектного опыта (на нейтральном для учащегося предметном материале) → продуктивные действия (способы работы с информацией, зависимые от решаемой задачи и позиции ученика) → деятельность по решению ситуации, связанная с мотивами будущего профессионала и его ценностными ориентациями. Данная схема иллюстрирует, что компетентностный подход не отрицает традиционный, а дополняет его, включая как обязательный элемент субъектность учащегося. То есть в идеальной модели компетентностного подхода результат образования принципиально зависит не только от предложенного извне содержания, но и от личностных особенностей будущего профессионала.

Обучение при компетентностном подходе - это процесс приобретения всеми субъектами образовательного процесса опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.

Основой методического инструментария для оценки сформированности компетенций как результатов образования являются [2]:
- компетентностно обозначенные цели образовательных программ (на основе планирования результатов образования в форме компетенций);
- разработанность показателей сформированности каждой из компетенций;
- определение образовательных технологий, целесообразных для реализации конкретной компетентностно-ориентированной программы;
- обеспеченность показателями для оценки сформированности компетенций в рамках конкретной образовательной технологии (наличие банка индикаторов);
- разработанность процедуры использования индикаторов сформированности компетенций в рамках конкретной образовательной технологии (наличие диагностического инструментария).

Следует иметь в виду, что не существует универсального варианта определения всех элементов этого методического инструментария. В каждом конкретном случае разработка компетентностно-ориентированной программы предполагает свое содержательное наполнение каждого из элементов.

Формулировка целей компетентностно- ориентированной программы предполагает, прежде всего, определение набора компетенций как образовательного результата. Методические рекомендации по формирова - нию целей компетентностно-ориентирован- ных программ наиболее полно представлены в работах В.И. Байденко [1].

Следующий элемент методического обеспечения компетентностно-ориентированной программы - показатели сформированности компетенций, то есть свойства (характеристики) учащегося, объективно выражающие наличие в его поведении определенных компонентов компетенции: когнитивных, деятельностных, личностных. Это достаточно конкретные, легко идентифицируемые свойства.

Поскольку «архитектура» компетенции включает три составляющие - когнитивную (знание и понимание), деятельностную (практическое и оперативное применение знаний) и ценностную (ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте), то, как справедливо отмечает В.И. Байденко, каждая из них должна быть учтена в системе показателей сформированности компетенций.

В связи с тем, что при деятельностно-компетентностном подходе опыт деятельности приобретает смысл дидактической единицы, а содержание деятельности постоянно трансформируется, возникает необходимость разработки новых способов оценивания. Это объясняется еще и тем, что для оценивания триады «знания - умения - навыки» разработано достаточное количество традиционных методов и форм контроля и оценивания, в то время как для оценивания формируемых компетенций технологии контроля и оценки находятся только на стадии становления. Ведь в новом подходе ставятся сложные и многомерные цели, выходящие за рамки традиционной парадигмы образования. Известно, что качество усвоения теоретических знаний может быть проверено в ходе устного экзамена или интернет-экзаменов. Проверка уровня усвоения прикладных технологических или социальных знаний и ряда умений возможна на основе специально разработанных тестов. Совершенно новой является проверка компетентности или некомпетентности учащегося, проверка наличия или отсутствия у него опыта профессиональной или социальной деятельности.

Деятельностно-компетентностный подход предполагает также переход от оценивания преподавателем к сооцениванию при участии самих учащихся.

Оценка сформированности компетенций в рамках конкретной образовательной программы должна осуществляться на основании определенных индикаторов, в качестве которых могут выступать специальные диагностические задания.
Л.Г. Смышляева и А.Г. Яковлева сформулировали основные требования к моделированию индикаторов для оценки сформиро- ванности компетенций:
- опора на операциональные особенности образовательной технологии, в рамках которой используется индикатор;
- доминанта деятельностного начала в характере заданий-индикаторов (актуализация метода анализа продуктов деятельности в процессе оценки сформированности компетенций);
- целевая и критериальная определенность индикаторов (наличие диагностично поставленных целей у заданий-индикаторов и обозначение критериев их достижения);
- введение шкалы для оценки уровня сформированности компетенций;
- использование специальных диагностических карт для оценки уровня сформированности компетенций в рамках конкретной технологии.

Данные требования позволяют сконструировать типовые задания-индикаторы для оценки сформированности компетенций при использовании различных активных образовательных технологий в реализации образовательных программ.

Основываясь на материалах исследований Л. Г. Смышляевой и А. Г. Яковлевой, приведем примеры таких индикаторов.
Индикаторами оценки сформирован- ности компетенций при использовании кейс- технологий могут быть:
- решение обучающимся кейсов, содержательно включающих ситуации, адекватные для оценки сформированности отдельных компетенций;
- самостоятельное моделирование обучающимся кейсов по заданной проблеме;
- экспертиза обучающимся решений кейсов, предложенных другими.

Индикаторами оценки сформированнос- ти компетенций при реализации проектной технологии могут быть:
- выполнение обучающимся диагностических упражнений по оценке сформированности отдельных умений (целеполагания, формулировки проблемы; определение плана проектных работ; определение результативности проекта и т. д.);
- осуществление обучающимся публичной защиты проектов;
- деятельность обучающегося по сопровождению внедрения проектов;
- экспертиза обучающимся проектов, разработанных другими.

Подобными индикаторами при использовании игровых (в том числе и деловых игр) технологий могут выступать:
- самостоятельное моделирование обучающимся игровых сюжетов в соответствии с заданными темами (проблемами);
- осуществление обучающимся игровых ролей, определенных ведущим;
- самооценка обучающимся проигрывания собственных игровых ролей, определенных ведущим и др.

Применение тренинговых технологий может сопровождаться следующими индикаторами оценки сформированности компетенций:
- самостоятельное моделирование обучающимся тренинговых упражнений для оценки сформированности той или иной компетенции;
- выполнение обучающимся диагностических упражнений в тренинге, позволяющих оценить сформированность той или иной компетенции и др.

В собственной практике при реализации образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» мы используем довольно обширный набор индикаторов - показателей сформированности компетенций. Приведем примеры лишь некоторых.

Задания-индикаторы для оценки сформированности компетенций при использовании технологии диагностичного целеполагания в педагогическом процессе:
- точное и определенное описание формируемого качества личности, свойства, умения, опыта (результата педагогического процесса);
- выполнение обучающимся задания по самостоятельному поиску диагностического инструментария, позволяющего замерить уровень развития или сформированности предполагаемого результата;
- разработка обучающимся диагностического инструмента, позволяющего выявить формируемое качество, свойство, умение, опыт;
- проведение оценивания самостоятельно отобранного или предлагаемого диагностического инструментария на соответствие требованиям объективности, надежности, валидности и др.

Индикаторы для оценки сформированности компетенций диагностирования достижений обучающихся и воспитанников:
- распознавание в педагогической ситуации собственно диагностической ситуации и постановка диагностической задачи;
- формулирование диагностической проблемы;
- определение объекта, целей и задач педагогического диагностирования;
- первичное накопление информации об объекте, констатация определенных особенностей и симптомов;
- выдвижение гипотезы, в которой делается предположение о причине существующих затруднений;
- выбор средств диагностирования (определение критериев и показателей диагностики, уровней, методов и методик), их адаптация, уточнение сообразно данным условиям, целям, возможностям и их применение в соответствии со сформулированной гипотезой;
- сбор информации о диагностируемом объекте;
- количественная и качественная обработка полученной информации;
- построение обобщений, выводов диагностического исследования и др.

Предлагаемые индикаторы оценки сформированности компетенций выступают одновременно и средствами формирования компетенции внутри определенной образовательной технологии.

При разработке инструментария выявления уровня сформированности посредством компетентностно-ориентированных образовательных программ компетенций предпочтительно применение метода экспертных оценок. Оценку уровня компетенций следует проводить до и после организуемого цикла обучения. На ее основе может быть разработана индивидуальная программа коррекции результатов или программа дополнительного образования.

Смеем предположить, что качество образования, в том числе профессионального, с помощью компетентностно-ориентированных образовательных программ может быть существенно повышено, если:
- в содержании учебных дисциплин четко выделить базовые компетенции, владение которыми позволит выпускнику в дальнейшем успешно решать широкий круг профессиональных задач;
- для выделения набора базовых компетенций использовать комплексную методику на основе интеграции метода экспертного опроса, выявления структурно-логических связей учебных дисциплин и их модулей в структуре основных образовательных программ;
- для управления процессом формирования необходимого уровня компетенций применять метод самооценки в качестве механизма использования потенциальных возможностей обучающихся, а, следовательно, и их саморазвития, а при проектировании технологии обучения активно использовать рефлексивные методики.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 54 с.
2. Смышляева Л.Г. Реализация компетентностно- ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности / Л.Г Смышляева, А.Г. Яковлева // Вестн. ТГПУ. - 2009. - Вып. 8 (86). - С. 22-27.
3. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Электрон. интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 15 янв. - Режим доступа : http:// www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (17.10.2016)
Просмотров: 25 | Теги: компетенции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016