Суббота, 03.12.2016, 22:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Экология

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

Л.А.Тимофеев, Е.Н.Абанина

Аннотация. В статье рассматриваются понятие, содержание, классификация экологических прав граждан. Раскрываются две тенденции развития института экологических прав в современной российской правовой системе. Первая тенденция - активное законодательное признание вопросов о необходимости соблюдения и реализации экологических прав граждан. С этой целью в статье рассматриваются стратегические и концептуальные экологические документы: «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации» на период до 2030 года; Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы; Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы и др. Вторая тенденция - ущемление и ограничение экологических прав граждан нормативными актами. С целью выявления неявных, опосредованных случаев нарушения экологических прав граждан исследуются нормы природно-ресурсного и природоохранного законодательства (Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»). Делается вывод: опосредованное нарушение возможно неверным толкованием, неисполнением соответствующих обязанностей других лиц и должностных лиц государства по обеспечению экологических прав граждан и законными действиями по реализации собственных прав. Рассматриваются нормы, которые способствуют нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду (например, ограничение прав граждан свободно пребывать в лесах путем огораживания лесных участков или разрешенное загрязнение атмосферного воздуха путем установления временно согласованных выбросов). Предлагаются способы защиты экологических прав граждан, осуществляющиеся законными действиями иных лиц.

Ключевые слова: экологические права, право на благоприятную окружающую среду, нарушение экологических прав, способы защиты экологических прав, экологическое законодательство.
 

Под экологическими правами понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права человека в сфере взаимодействия с окружающей средой в целях удовлетворения своих потребностей и не ставящие под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений. В теории экологические права граждан подробно исследованы, однако до сих пор нет согласия по поводу их происхождения, правовой природы, содержания, перечня [3; 10]. Экологические права классифицируются в зависимости от субъекта (принадлежащие общему и специальным субъектам) [9], от объекта (общее - право на благоприятную окружающую среду, специальные права - в отношении отдельных видов природных ресурсов и природных объектов) [там же], от интереса (личные, политические, культурные, социальные, экономические) [4; 5, с. 132-160]; от содержания (фундаментальное, иные и смежные права) [7]. Интересно, что в европейском праве термин «экологические права граждан» не употребляется, о них говорится в рамках различных институтов и субинститутов права окружающей среды [14]. А под экологическими правами понимается целый комплекс прав, включая основное, или фундаментальное, право - право на благоприятную окружающую среду; публичные права (право на судебную защиту от действий экологических правонарушителей, на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды, участие в оценке воздействия на окружающую среду) и частные права (на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением) [13, с. 238]. В российском экологическом законодательстве совокупность экологических прав, аналогичных европейским публичным и частным правам, служит одновременно «гарантиями реализации и защиты основного экологического права» [7]. Такие права установлены в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». К ним относятся: право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы власти, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны окружающей среды; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде и осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В юридической литературе уже не раз обсуждался вопрос о содержании экологических прав граждан. Включает ли это право только права, «которые непосредственно связаны с содержанием и реализацией головного конституционного права (ст. 42)» [6]? Или экологические права рассматриваются в широком смысле, включая и права природопользователей, закрепленные в природно-ресурсном законодательстве, и экологические права, закрепленные в иных, смежных нормативных актах, направленные не только на реализацию права на благоприятную окружающую среду, но и на реализацию своих иных, в том числе имущественных, прав? Нам очень импонирует позиция М.И. Васильевой о необходимости установления внутреннего признака, «определяющего экологичность прав, а именно - движущий мотив, конечная цель, направленность защищаемого законом интереса», и в итоге возможность «признания прав экологическими в том случае, когда сохранение качества окружающей среды и ее объектов - цель единственная и конечная» [там же].

Кроме экологических прав, направленных на реализацию конституционного права на благоприятную окружающую среду, к экологическим относят права граждан на удовлетворение личных потребностей, которые не нарушают прав и законных интересов иных лиц и не наносят вреда окружающей среде. Например, согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов.

Исходя из изложенного экологические права человека образуют совокупность:
- основного экологического права - права на благоприятную окружающую среду, представляющего собой «возможность для каждого человека, народов и всего человечества жить при таком состоянии биосферы Земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использование системы средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью» [2];
- прав, направленных на реализацию основного права, закрепленных в п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (права - гарантии);
- прав на использование природных ресурсов в целях удовлетворения личных потребностей (общего природопользования).
Отрасль экологического права - довольно молодая отрасль права, молоды и ее институты. Институт экологических прав граждан стал все активнее развиваться. Мы усматриваем следующие тенденции:

Первая тенденция - актуализация вопросов о необходимости соблюдения и реализации экологических прав граждан в стратегических и концептуальных документах государства.

Экологические вопросы становятся все более «популярными» у государства. Так, 2013 г. в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Указом Президента РФ от 10 августа 2012 г. № 1157 был объявлен Годом охраны окружающей среды.

«Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.», утвержденные Президентом РФ 30 апреля 2012 г., стратегической целью государственной политики признают решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. При этом реализация Основ осуществляется в соответствии с установленными принципами, среди которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, стратегической целью такого развития является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан (включая конституционное право на благоприятную окружающую среду).

«Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р, направлена на решение многих задач, среди которых и обеспечение права граждан России на благоприятную окружающую среду.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2593-р, закрепляет, что в целом реализация мероприятий Программы будет способствовать обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду, повышению качества жизни на основе дополнительных эффектов, связанных с улучшением экологической ситуации в регионах страны.
Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации является одним из ключевых факторов реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. № 1235-р, «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.» направлена, в том числе, на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2552-р, среди результатов выполнения основных мероприятий Программы видит реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

Другая, противоположная, тенденция - ущемление и ограничение экологических прав граждан нормативными актами. Реализация экологических прав возможна посредством исполнения корреспондирующих обязанностей от соответствующих лиц - государства и других экологопользователей (не препятствовать и создать необходимые условия для реализации права). Безусловно, прямое нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду законодательством не закрепляется. Опосредованное нарушение возможно неверным толкованием или неисполнением соответствующих обязанностей других лиц и должностных лиц государства по обеспечению экологических прав граждан. В подтверждение своих суждений целесообразно привести несколько примеров.

1. Лесным кодексом РФ закрепляется право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Одновременно кодекс закрепляет права арендаторов возводить изгороди на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства; возводить временные постройки при осуществлении рекреационной деятельности в лесах; возводить здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения на лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности. Толкование таких положений кодекса и анализ судебной практики позволяют авторам сделать вывод, что реализация названных прав арендаторами является препятствием к реализации гражданами права пребывать в лесах. В указанных случаях важно увидеть тонкую грань между обоснованностью возведения изгородей и их необоснованностью, но законностью. Например, арендатор законно и обоснованно огораживает лесной участок при ведении охотничьего хозяйства (в том числе разводя в полувольных условиях охотничьи ресурсы), огораживание такого участка позволяет обеспечить сохранность объектов животного мира и этими же действиями сохранить жизнь и здоровье граждан от разводимых животных. Другое дело - огораживание участков при ведении рекреационной или религиозной деятельности в лесах. Установление заборов, изгородей, иных заграждений, препятствующих гражданам посещать леса, осуществляется в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ. Представляется, что таких действий, нарушающих права граждан пребывать в лесах, можно было бы избежать, если бы закон четко конкретизировал правила установления таких ограничений.

2. Благоприятная окружающая среда в целом зависит от нормального состояния всех природных ресурсов и природных комплексов. В связи с этим законодательное попустительство в отношении сокращения ресурсов также нарушает экологический баланс, что сказывается на здоровье граждан и их конституционном праве на проживание в благоприятной окружающей среде. В контексте этой проблемы внимание авторов привлекают вопросы сокращения лесных ресурсов вследствие их неконтролируемой вырубки. Незаконная рубка лесных насаждений приносит не только колоссальный экономический ущерб государству, но и экологический вред окружающей среде, так как нарушается состояние всей лесной экосистемы: происходит ухудшение среды обитания объектов животного мира, нарушается гидрологический баланс, происходит заболачивание местности или эрозия почв и др. Незаконные заготовка и оборот древесины уже давно приобрели статус теневого и приносящего высокий доход бизнеса. Незаконный оборот древесины состоит из нескольких стадий: подготовительная, рубка лесных насаждений и реализация древесины. За одну из указанных стадий деятельности - незаконную рубку лесных насаждений - Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность. На наш взгляд, объективная сторона опасного экологического преступления - незаконного оборота древесины - сужена до одной стадии - незаконной рубки [1]. Между тем сама рубка - это не конечная цель преступников, это деятельность по достижению истинной цели - извлечения выгоды от реализации древесины, пользующейся высоким спросом, а уход от ответственности за весь процесс незаконного оборота древесины приводит в конечном итоге к большому экологическому ущербу и нарушению состояния окружающей среды.

3. Бесспорно, загрязнение атмосферного воздуха является нарушением права каждого человека на здоровье и благоприятную окружающую среду. По данным Росгидромета, в 2012 г. в 138 городах Российской Федерации (57 % городского населения) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий, при этом более 2,4 млн чел. подвергается воздействию концентраций более 300 мкг/м3 [11, с. 8]. Данные государственного и региональных докладов о состоянии окружающей среды показывают тенденцию к увеличению загрязнения окружающей среды, чему, на наш взгляд, способствуют положения основного нормативного акта в этой сфере - Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с ним в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов, территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. Как справедливо подчеркивают авторы комментария к указанному закону, разрешение предприятию осуществлять временно согласованные выбросы заранее означает, что сами нормативы предприятием соблюдены не будут, тем самым предприятием «допускается загрязнение атмосферного воздуха и причинение экологического и экогенного вреда» [8]. Еще с самого момента принятия закона профессор В.В. Петров утверждал, что установление лимитов на выбросы и (или) сбросы является противоправным, так как временно согласованные выбросы снижают ответственность предприятия за загрязнение окружающей среды и нанесение вреда здоровью человека [12, с. 209]. К сожалению, по прошествии почти 20 лет ситуация не изменилась. Если первоначально установление таких временных выбросов было оправданным, так как нормативы были жесткими, а оборудование предприятий устаревшим, такие временные выбросы были своеобразным способом сохранения предприятий, то в настоящее время, в эпоху модернизации и инновационного развития экономики, об устаревшем оборудовании говорить не приходится. При этом отсутствуют научно обоснованные принятые объемы выбросов, возможные формы и способы контроля (надзора) за выполнением мероприятий, направленных на достижение нормативов, сроки действия выбросов не ограничиваются (планы по модернизации производства можно растянуть на десятилетия) и др. [16]. В итоге временно согласованные выбросы приобретают форму узаконенного загрязнения атмосферного воздуха, тем самым нарушая права граждан на благоприятную окружающую среду.

Анализ экологического и природно-ресурсного законодательства позволяет выявить достаточное число случаев, когда в содержании нормативных актов допускается возможность загрязнения окружающей среды, нарушения состояния природных объектов и комплексов и, как следствие, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. В контексте этой проблемы можно говорить об изменении перечня объектов экологической экспертизы (о необоснованном исключении экологически и экономически значимых объектов из перечня); о возможности осуществления экологического туризма на территориях заповедников [17] (которые раньше являлись резерватами природы, специально закрытыми для сохранения природной среды в естественном состоянии); о реально предполагаемом установлении права частной собственности на леса и другие законодательные пробелы.

Классический вариант нарушения экологических прав граждан - это одновременно и нарушение норм экологического законодательства. Например, осуществляя захоронение отходов в водном объекте, субъект хозяйственной деятельности нарушает право гражданина на благоприятную окружающую среду (на чистую воду) и совершает экологическое правонарушение, предусмотренное ст. 8.13-8.14 КоАП РФ. Из приведенных выше примеров следует сделать вывод, что нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду происходит не в связи с экологическим правонарушением, а в связи с реализацией своих прав корреспондирующими субъектами. Думается, что способы защиты экологических прав граждан от таких нарушений изыскать довольно сложно. Обычно защита экологических прав правонарушений (экологических преступлений и проступков) осуществляется в административном и судебном порядке. Это означает, что на защите граждан выступает закон и государство в лице органов государственной власти (органов исполнительной власти, прокуратуры, суда). В исследованных нами случаях защитить свое нарушенное право на благоприятную окружающую среду загрязнением окружающей среды, разрешенным или допущенным самим законом, достаточно непросто. По мнению авторов, вариантами выхода из сложившегося положения могут быть: совершенствование экологического и природно-ресурсного законодательства, содержащего нормы, противоречащие смыслу сохранения благоприятной окружающей среды; ужесточение ответственности за загрязнение окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания; обобщение практики обращений граждан за защитой нарушенных прав; осуществление экологического просвещения, воспитания и образования (например, посредством развития в вузах системы эколого-правовых магистратур [15]), а также посредством информирования граждан об их экологических правах и способах их защиты.

Каждый человек имеет право проживать в благоприятной окружающей среде, дышать чистым воздухом, пить чистую воду. Авторы оптимистично выражают надежду, что такая цель достижима. Этому способствуют активные исследования и разработки научного сообщества и явная заинтересованность государства, выраженная на заседании Совета безопасности 20 ноября 2013 г., посвященном обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. По итогам заседания было принято решение о необходимости разработки «Стратегии экологической безопасности России» до 2025 г., конечной целью которой может быть обеспечение экологических интересов общества и государства и экологических прав человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абанина, Е. Н. Об объективной стороне лесонарушений / Е. Н. Абанина // Новая правовая мысль. - 2014. - № 2.
2. Анисимов, А. П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду / А. П. Анисимов // Гражданин и право. - 2009. - № 2. - С. 72-80.
3. Анисимов, А. П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Анисимов Алексей Павлович. - Волгоград, 1997. - 30 с.
4. Анохин, С. А. Правовое регулирование субъективных экологических прав и способы их защиты / С. А. Анохин // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 12. - С. 5-9.
5. Бринчук, М. М. Экологическое право / М. М. Бринчук. - М. : Юристъ, 1998. - 688 с.
6. Васильева, М. И. Экологические права граждан / М. И. Васильева. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.miningwatch.ru/content /view/65/97. - Загл. с экрана.
7. Калиниченко, П. А. Защита экологических прав в законодательстве Европейского сообщества / П. А. Калиниченко, Д. Н. Рациборинская // Экологическое право. - 2003. - № 2. - С. 55-59.
8. Комментарий к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) / отв. ред. О. Л. Дубовик. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс», 2010.
10. Копылов, М. Н. Экологические права граждан в системе международно-признанных прав человека / М. Н. Копылов, А. М. Солнцев // Государство и право. - 2010. - № 3. - С. 23-32.
11. Нарушение экологических прав граждан Российской Федерации в 2010 г. - СПб., 2011. - 308 с.
12. Петров, В. В. Экологическое право России / В. В. Петров. - М. : Бек, 1995. - 557 с.
13. Рыженков, А. Я. Правовой опыт охраны окружающей среды в зарубежных странах: вопросы взаимовлияния / А. Я. Рыженков // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2012. - № 4 (21). - С. 237-241.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2014. № 2 (23)

Категория: Экология | Добавил: x5443x (04.12.2015)
Просмотров: 313 | Теги: окружающая среда, экологическое право | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016