Воскресенье, 04.12.2016, 17:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

НЕКОТОРЫЕ СХЕМЫ СОВЕРШЕНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА В СФЕРЕ ЖКХ

Г.А.Алиева

НЕКОТОРЫЕ СХЕМЫ СОВЕРШЕНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА В СФЕРЕ ЖКХ

На основе анализа уголовных дел о взяточничестве и коммерческом подкупе в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены и охарактеризованы наиболее распространенные способы совершения данных преступлений, рассмотрена их криминалистическая специфика. Автором обосновывается тезис о том, что существующая в России организационно-техническая структура и нормативно-правовое регулирование деятельности работников ЖКХ являются факторами, детерминирующими криминальную активность коррупционной направленности, в том числе и в организованных формах, создают причины и условия совершения работниками сферы ЖКХ иных преступлений.

Ключевые слова: коррупционные преступления, взяточничество, дача взятки, получение взятки, посредник во взяточничестве, коммерческий подкуп, преступления в ЖКХ, схема совершения преступлений.

 

Результаты проведенного нами исследования убедительно свидетельствуют о том, что в современных условиях жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее криминогенных отраслей экономики России. Как и другие дотационные отрасли экономики, частично субсидируемые из бюджета страны, сфера ЖКХ является весьма притягательной для преступников. Ситуация усугубляется отсутствием надлежащего государственного контроля за расходованием денежных и иных материальных средств, выделяемых на развитие и модернизацию ЖКХ, что в свою очередь создает благоприятные условия для распространения коррупции и организованной преступности.

 

В числе основных факторов, обусловливающих сложную криминогенную обстановку в сфере ЖКХ, следует указать весьма сложное, изобилующее правовыми институтами, многоуровневое, зачастую противоречивое правовое регулирование деятельности в сфере ЖКХ. На данное обстоятельство указало более половины (53%) опрошенных следователей СК РФ и ОВД РФ.

В центре системы ЖКХ находится многоотраслевое жилищно-коммунальное предприятие, интегрирующее в себе функции собственника жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, заказчика на выполнение работ по ремонту и обслуживанию жилищно-коммунального имущества и подрядчика - исполнителя работ. Проведенное нами исследование позволило выявить ряд коррупционных схем, связанных с его функционированием.

Первая схема основывается на взаимоотношениях между муниципальным предприятием и подрядчиками, которые чаще всего строятся следующим образом.

 

Подрядные организации, а также субподрядчики передают взятку и незаконное вознаграждение лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации или муниципальных предприятиях, для заключения с ними договора на выполнение работ или оказание услуг, подписания актов сдачи-приема и иных документов, необходимых для перечисления на счета их организаций денежных средств, для обеспечения выигрыша при проведении конкурса на заключение государственных контрактов в сфере ЖКХ и т.п. Далее полученные из федерального или регионального бюджета целевые денежные средства перечисляются взяткополучателями и лицами, получающими незаконное вознаграждение, на аффилированные счета организации за якобы выполненные работы либо предоставленные услуги.

 

Примером реализации такой схемы может служить уголовное дело по обвинению заместителя начальника Департамента ЖКХ администрации г. Перми Б. в получении от подрядчика взятки в 1,3 миллиона рублей за подписание договоров долевого финансирования капитального ремонта общего имущества нескольких многоквартирных домов в г. Перми и выделение бюджетных денежных средств ТСЖ, с которыми у данного подрядчика были заключены договоры подряда на проведение указанных работ <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://prokuror.perm.ru.

 

Суть второй типовой схемы совершения преступлений коррупционной направленности в сфере ЖКХ заключается в следующем. Органы местного самоуправления передают взятки представителям ЖКХ регионов и подчиненным им подразделениям на региональных и местных уровнях за выделение из федерального или регионального бюджета денежных средств для развития ЖКХ в конкретном регионе. Схематически это выглядит следующим образом.

 

Типичным примером реализации данной схемы преступной деятельности может служить уголовное дело в отношении заместителя министра ЖКХ и энергетики Якутии Р. по обвинению в получении взятки в размере 300 тысяч рублей от заместителя директора отраслевого муниципального казенного учреждения Якутска за положительное решение вопроса о выделении федеральных бюджетных средств на капитальный ремонт городского жилищного фонда <2>.

--------------------------------

<2> URL: http://www.rg.ru.

 

Третья схема совершения преступлений коррупционной направленности в сфере ЖКХ основывается на объективной необходимости привлечения муниципальными предприятиями сторонних организаций для осуществления жилищного строительства, поддержания в надлежащем состоянии жилищного и коммунального хозяйства. В первую очередь имеются в виду предприятия по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, ресурсоснабжению, управляющие организации, жилищные кооперативы (далее - ЖК), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК), товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ). Как показало исследование, наиболее часто с коррупционными проявлениями приходится сталкиваться при предоставлении в пользование жилого помещения по договорам социального найма или найма жилого помещения; при проведении мероприятий по содержанию и ремонту жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме; при вывозе бытовых отходов; обслуживании лифтов; уборке мест общего пользования и придомовой территории; установке телевизионных антенн. Схематически это выглядит следующим образом.

 

Договоры на осуществление вышеуказанных видов деятельности заключаются между государственными унитарными предприятиями (ГУП), государственными казенными учреждениями (ГКУ), различными юридическими лицами (ОАО, ООО и пр.) и собственниками помещений в многоквартирных жилых домах в лице управляющих компаний (УК), ТСЖ или ЖК. Как показывает следственная практика, представители поставщиков услуг и заказчики нередко являются членами одной организованной преступной группы. Путем подкупа должностных лиц правоохранительных органов и органов местного самоуправления (УК, ТСЖ, ЖК) поставщики услуг оформляют фиктивные договоры на выполнение работ и (или) оказание услуг, реализуют свою деятельность без получения лицензий и иных разрешительных документов, используют фирмы-однодневки либо несуществующие коммерческие организации для перевода денежных средств на их лицевые счета.

 

Так, директор МУП "Инзенские теплосети" Л., его заместитель В., подчиненные М. и В., используя документы фиктивных компаний, организовывали реализацию топлива, в результате которой ими был извлечен преступный доход в размере свыше 7 миллионов рублей. Для прикрытия своей деятельности Л. способствовал передаче сотруднику правоохранительных органов денежного вознаграждения за непринятие мер по пресечению их преступной деятельности, за что был задержан <3>.

--------------------------------

<3> URL: https://mvd.ru.

 

Еще одна распространенная схема совершения взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ связана с проведением конкурса на определение исполнителя жилищных услуг. Схематически данные механизмы выглядят следующим образом.

 

Основу функционирования данной преступной схемы составляют положения Жилищного кодекса РФ, согласно которым при отсутствии решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления домом орган местного самоуправления самостоятельно проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации, с которой заключается договор на срок не менее одного года. Именно это создает почву для преступного сговора между должностными лицам и представителями организации-претендента. В данный сговор нередко вовлекаются также и представители УК, ТСЖ, ЖК, а также собственники помещений в многоквартирном доме. Преступники, используя служебное положение, за вознаграждение лоббируют интересы той или иной управляющей компании, обеспечивая ей победу в данном конкурсе. В дальнейшем ими же визируется фиктивная исполнительная документация (акты приема выполненных работ и др.).

 

Примером реализации такой преступной схемы может служить уголовное дело по обвинению заместителя главы городского поселения Талинка Ханты-Мансийского автономного округа по ч. 3 ст. 30, подп. "б", "в" ч. 5 ст. 290 УК РФ. Так, Б., возглавляя комиссию по проведению конкурса, получила взятку в размере 400 тысяч рублей за покровительство и лоббирование интересов одной из подрядных организаций при заключении договоров на выполнение ремонтных работ на территории городского поселения <4>.

--------------------------------

<4> URL: http://genproc.gov.ru.

 

Еще одна типичная преступная схема основывается на отсутствии в законодательстве РФ каких-либо норм, предписывающих ТСЖ в обязательном порядке проводить конкурсы при выборе организации-подрядчика. Такая ситуация также позволяет лицам, выполняющим управленческие функции в ТСЖ, получать незаконное вознаграждение за заключение договоров подряда с конкретными организациями. Подкупленные должностные лица администраций муниципальных образований и учреждений, используя свой административный ресурс, вынуждают руководителей ТСЖ домов, расположенных на территории в юрисдикции, сделать выбор в пользу указанных ими организаций, мотивируя такие действия возможным отказом для ТСЖ в участии в государственной программе.

Весьма уязвимой в коррупционном отношении является и сфера коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, очистка сточных вод, электроснабжение, газоснабжение, отопление, сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов). В общем виде коррупционная схема в данной области может быть изображена следующим образом.

 

Результаты изучения уголовных дел показывают, что управляющие компании, пользуясь покровительством подкупленных чиновников управ районов, префектур округов и др., не перечисляют поступающие от собственников жилых помещений в многоквартирных домах коммунальные платежи ресурсоснабжающим организациям, а присваивают их, похищают с последующей перепродажей топлива и др. В итоге происходит образование необоснованной задолженности перед ресурсоснабжающими организациями и некачественное оказание коммунальных услуг.

 

Нижеприведенная схема иллюстрирует совместную преступную деятельность представителей управляющих, ресурсоснабжающих организаций и муниципальных органов власти по искусственному завышению тарифов на коммунальные услуги.

 

Примером реализации подобного рода преступного сговора может служить уголовное дело по обвинению мэра г. Кеми П. в том, что П., получив взятку от УК "Жилфонд", подписал постановление, разрешающее им повышать тарифы на коммунальные услуги, несмотря на то что муниципальный контракт с управляющей компанией запрещал внесение каких-либо изменений в тарифы <5>.

--------------------------------

<5> URL: http://rk.karelia.ru.

 

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что практически все существующие схемы взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ невозможно было бы реализовать без противоправного покровительства должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и контрольно-надзорных органов, которым представители управляющих компаний передают заранее обговоренное "вознаграждение". В результате чего последние также становятся фигурантами уголовных дел о коррупции в сфере ЖКХ. Так, сотрудниками отдела по выявлению преступлений в сфере ЖКХ N 8 УЭБиПК ГУ МВД России по Волгоградской области задержан директор ТСЖ Дзержинского района г. Волгограда Г. за передачу незаконного денежного вознаграждения в сумме 200 тысяч рублей оперуполномоченному УЭБиПК ГУ МВД России по Волгоградской области за непроведение дальнейшей проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ <6>.

--------------------------------

<6> URL: https://mvd.ru.

Литература

1. Жилищный кодекс Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".

2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")" (ред. от 14.02.2015) // СПС "КонсультантПлюс".

3. Приказ Росстата от 22.12.2014 N 719 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" // СПС "КонсультантПлюс".

4. ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия (утв. Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст) (ред. от 22.07.2003) // СПС "КонсультантПлюс".

5. Информационное агентство "Республика". URL: http://rk.karelia.ru.

6. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru.

7. Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru.

8. Официальный сайт прокуратуры Пермского края. URL: http://prokuror.perm.ru.

9. Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http://sledcom.ru.

10. Российская газета. URL: http://rg.ru.

Российский следователь. -2016. - № 1

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (16.04.2016)
Просмотров: 884 | Теги: ЖКХ, взяточничество | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016