Пятница, 03.04.2020, 00:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОНЯТИЯ «ПРАВОПОРЯДОК» В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАДЖИКИСТАНА

Ф.Р.ШАРИФЗОДА,

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОНЯТИЯ «ПРАВОПОРЯДОК» В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАДЖИКИСТАНА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием «правопорядок» в качестве одной из функций национальной безопасности государства, представляется авторская характеристика этой категории. Однако предложенное автором понятие не означает отрицания правовой природы таких понятий, как «общественный порядок», «общественная безопасность», «охрана общественного порядка». Тем актуальнее представляется это понятие в контексте обеспечения законных прав и интересов гражданина и человека, борьбы с преступностью и правонарушениями, которые представляет собой реальную угрозу безопасности Таджикистана. Указывается, что правопорядок в этой области может быть обеспечен лишь скоординированными действиями всех ветвей власти.

Ключевые слова: национальная безопасность, правопорядок, права человека, борьба с преступностью, общественный порядок.
 

В озникновение новых очагов военной напряженности и конфликтов на Ближнем Востоке и в других уголках мира, возрастание глобальных и региональных угроз и вызовов, беспрецедентное расширение международного терроризма и организованной преступности, незаконного оборота нар - котических средств и оружия, усугубление экономических, социальных и экологических проблем многократно увеличивают значимость решения вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности. Ее приоритет был озвучен в начале нового тысячелетия, когда Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон, подчеркнул, что «главной целью и стратегической линией наших усилий является обеспечение национальной безопасности, мира и стабильности, сплочение нации, развитие и сохранение добрых национальных обрядов и культурных традиций, развитие экономики Таджикистана и повышение на этой основе уровня жизни населения» [10]. Отсюда - национальная безопасность как состояние правовой стабильности жизни таджикского общества и государства выступает основным фактором самосохранения государственности. Как справедливо подчеркивают исследователи: «Нации, не создавшие надежной системы безопасности, рискуют потерять свою самоидентичность, раствориться в бурном потоке истории, а то и вообще сойти с исторической сцены» [3, с. 23].

Таким образом, сфера национальной безопасности представляет собой социально- политическое пространство, заключающее в себе фундаментальные основы общественного бытия Таджикистана. Следует подчеркнуть, что подлинные возможности и перспективы на будущее должны строиться с учетом реальных возможностей, поэтому специального регулирования в интересах защиты от угроз и опасностей требуют не все явления и процессы, характеризующие конкретную совокупность отношений, а те из них, которые определяют жизненную основу функционирования таджикского общества и его граждан.

Путем целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов страны, в соответствии со своей Конституцией, конституционными законами и другими законодательными актами таджикское государство осуществляет регулирование политической, экономической и социальной основ объектов национальной безопасности. И тем не менее реальность обеспечения национальной безопасности во многом зависит от критического анализа устоявшихся в юриспруденции и правоохранительной практике стереотипов в теоретическом осмысливании ее концептуальных положений, форм и методов практической реализации в современных условиях.

Примеров тому достаточно. Так, в научных публикациях нередко смешиваются понятия «национальная безопасность» и «общественная безопасность». Причем речь идет не о схоластических спорах. Научная значимость вызывается решением «методологических проблем общей и специальных теорий безопасности, в частности, отбор и оценка исследовательских подходов, приемов, методик, позволяющих более эффективно разрабатывать и анализировать проблемы безопасности государства» [8, с. 8]. Кроме того, верное сущностное определение понятийного аппарата дает надежный вектор приложения практических усилий в реализации поставленных задач. Это тем более важно, когда реальным «узким местом» является система правоприменения, институциональное и функциональное построение, прежде всего, судебных и правоохранительных органов. Страна подошла к такой фазе, когда дальнейшее процветание Таджикистана в значительной мере будет предопределяться состоянием институтов государственной власти и местного самоуправления [9].

Некоторые авторы утверждают, что «силы и средства обеспечения национальной безопасности и обеспечения режима чрезвычайного положения при активизации социально-политических процессов в Республике Таджикистан сосредоточивают свои усилия и ресурсы во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности» [4, с. 38]. Здесь наблюдается смешение понятий «национальная безопасность» и «общественная безопасность». Если проанализировать концептуальные подходы (систему взглядов - Ф.Ш.), можно убедиться, что общественная безопасность, под которой понимается «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - одно из приоритетных направлений государственной политики [12]. Термин «общественная безопасность» включает в себя лишь внутригосударственный компонент общественных отношений, связанный с готовностью к превентивным, пресекательным мерам воздействия на неблагоприятные условия жизнедеятельности. Как авторитетно замечает профессор А.М. Воронов, при таком подходе приоритет отдан оперативно-розыскной деятельности субъектов безопасности (правоохранительных органов), которая заключается именно в выявлении, предупреждении, раскрытии и профилактике преступлений, а также административных правонарушений в сфере общественной безопасности [4]. В то же время «национальная безопасность» характеризует состояние защищенности от угроз как внутригосударственного характера, так и воздействующих на национальные интересы извне. В подтверждение этому можно сослаться на мнение Х.К. Холова, который подчеркивает, что национальная безопасность выступает в форме обобщенного критерия, характеризующего способность страны сохранить свою территориально-государственную целостность, суверенно решать политические, экономические, социальные и иные вопросы и выступать в качестве самостоятельного субъекта системы межгосударственных отношений» [12].

Обеспечение национальной безопасности связывается, прежде всего, с состоянием благополучия государства и его граждан, с созданием достойных условий жизни народа. Именно цель «дальнейшего развития страны, выполнения национальных приоритетов и повышения на этой основе уровня и качества жизни народа» была положена в основу разработанной и принятой в 2016 г. Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Тем самым органы государственной власти, исходя из конституционного принципа признания человека, его прав и свобод вышей ценностью, задают ключевые ориентиры деятельности органов внутренних дел в направлении эффективного обеспечения прав и свобод личности, безопасности и правопорядка [7].

Отсюда видно, что по смысловому содержанию понятия «национальная безопасность» и «правопорядок» находятся достаточно близко. Анализ научной категории «правопорядок» приводит к выводу о том, что хотя существуют многочисленные различные толкования самого термина, однако в исследованиях нет единой общепризнанной дефиниции. Научные работники обращают внимание на то, что в юридической литературе существуют два основных подхода к пониманию категории «правопорядок»: как явление, состояние, совокупность общественных отношений и как результат нормотворческого и правореализа- ционного процессов, включая осуществление предписаний правовых норм всеми субъектами права [11]. Так, например, признавая, что система органов внутренних дел Республики Беларусь функционирует эффективно, белорусские исследователи в первую очередь связывают это с тем, что «состояние правопорядка, борьбы с преступностью и другими негативными явлениями находится на постоянном контроле у главы государства, по его инициативе и при непосредственном участии формируется государственная политика, государственная стратегия и правовая основа противодействия преступности» [5].

В самом простом значении правопорядок характеризуется разумной упорядоченностью всех устоев существования любого государства. В монографическом исследовании В.Н. Амельчаковой отмечается, что «национальная безопасность как состояние правовой упорядоченности жизни общества и государства выступает ведущим условием самосохранения российского общества» [2]. Далее автор справедливо утверждает, что «характеризуя национальную безопасность Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что ее гарантиями будет соблюдение всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов, а также способность государства создать условия, обеспечивающие безопасность человека, общества и самого государства от внутренних и внешних угроз» [2].

Поэтому, обращаясь к изначальному смыслу правопорядка, мы должны подчеркнуть, что его источником является закрепление в общественных отношениях и законодательных нормах, их регулирующих, таких гуманистических начал, как свобода, равенство, справедливость. Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон неоднократно подчеркивал, что Таджикистан является правовым, демократическим и светским государством, в нем гарантировано обеспечение прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона и правопорядок. С целью осуществления этой конституционной ценности в период государственной независимости совершенствованы все правовые основы страны, в этом направлении принято множество нормативных правовых актов [9].

Однако далеко не все общественные отношения, даже если они регламентированы законом, могут быть признаны правовыми, не всякий узаконенный общественный порядок является правовым. Это свидетельствует о несостоятельности позитивистских концепций права и правопорядка, которые любое фактически распространенное отношение признают правовым, независимо от его содержания. Не может быть признан правовым общественный порядок, основанный на властно-приказных отношениях, которые приводят к отчуждению человека от власти и труда, не создают условий для раскрытия творческого потенциала личности.

Гуманизм - сущностное, определяющее качество правового порядка. Только общественные отношения, где человек и его свобода являются главной социальной ценностью, могут стать основой для формирования в стране прочного правопорядка, обеспечивающего общественный прогресс [6].

Правопорядок формируется и поддерживается деятельностью отнюдь не только одной группы каких-либо специализированных органов или даже одной ветви государственной власти. Правопорядок есть, по сути, условие существования самого социального института государства, поэтому он (правопорядок) является целью государства как такового, а потому и деятельность по охране правопорядка должна рассматриваться не иначе, как государственная функция, присущая любому типу государства, действующему в любой исторической эпохе. По существу, замечают исследователи, «национальная безопасность и правопорядок несут одинаковую функциональную правовую нагрузку, результатом которой является осуществление законности в охране жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, обеспечениее общественного спокойствия, создание нормативных условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности» [11]. Причем правопорядок, как и национальная безопасность, не может существовать на неправовой материи. В противном случае определяющим в правопорядке всегда будут такие внешне привлекательные лозунги, как государственная или политическая целесообразность или необходимость [2].

С учетом сказанного остановимся на следующем определении: под правопорядком понимается система общественных отношений, которые устанавливаются в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Здесь нужно учитывать, что предложенная характеристика категории «правопорядок» не означает отрицания правовой природы таких понятий, как «общественный порядок», «общественная безопасность», «охрана общественного порядка». Эти категории наполняют тот функционал, который необходим материальному уголовному и административному законодательству при формулировании основного или факультативного объекта противоправного посягательства; криминологии - при анализе ею пространственно-территориального распределения преступлений и правонарушений; правоохранительной и управленческой практике органов внутренних дел - при анализе обоснованности и эффективности расстановки и использования сил и средств для охраны правопорядка на территории обслуживания; органам исполнительной власти для решения комплекса вопросов, связанных с обеспечением прав и законных интересов граждан [11].

Таким образом, можно утверждать, что категории «национальная безопасность» и «правопорядок» объединяет социально-политическое пространство правовой защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества и государства, при которой органы государственной власти, местного самоуправления в тесном сотрудничестве с общественными объединениями формируют и охраняют фундаментальные основы общественного бытия Таджикистана путем создания системы условий политического, экономического, военного, социального, экологического и иного характера для предотвращения внутренних и внешних угроз, борьбы с антиобщественными явлениями.

Как справедливо отмечено, «обеспечивается национальная безопасность, значит, существует должный правовой порядок; нарушается правопорядок - нарушаются отношения, связанные с национальной безопасностью. Поэтому они выступают как общее и частное» [12].

Правопорядок является краеугольным камнем прочного фундамента национальной безопасности. В целях дальнейшего укрепления правопорядка, национальной безопасности, в стране необходимы скоординированные действия всех ветвей власти, нацеленные на коренное изменение криминальной ситуации, создание условий для эффективного противодействия антиобщественным деяниям, неотвратимости наступления ответственности за совершение преступления, обеспечения надежной защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов таджикского общества и государства.

Библиографический список

1. Аврутин, Ю.Е. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование : монография / Ю.Е. Аврутин, В.Я. Кикоть, И.И. Сыдорук. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
2. Амельчакова, В.Н. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации : монография / В.Н. Амельчакова. - М.: Московский университет МВД России,2007.
3. Атаманов, Г.А. Диалектика безопасности / Г.А. Атаманов // Национальная безопасность России в перспективах современного развития : межвузовский научный сборник. - Саратов. 2005.
4. Воронов, А.М. Концепция общественной безопасности: вопросы реализации / А.М. Воронов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2014. - № 4 (26).
5. Григорьев, А.В. Современная система и функции органов внутренних дел Республики Беларусь / А.В. Григорьев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2013. - № 2 (20).
6. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. - М.: Изд-во Эксмо, 2007.
7. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. - URL: http://www.carecprogram.org/uploads/docs/TAJ-National-Development-Strategy-ru.pdf.
8. Основы теории национальной безопасности : учебное пособие / под ред. Е.А. Матвиенко. - М.: ДГСК МВД России, 2014.
9. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Мад- жлиси Оли Республики Таджикистан 22 декабря 2016 г., город Душанбе. - URL: http://www. president.tj/ru/node/13747.
10. Послание Президента Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона Маджли- си Оли (Парламенту) Республики Таджикистан 16 апреля 2005 г. - URL: http://president.tj/ru/ node/874.
11. Степанов, А.В. Правопорядок: понятие, анализ точек зрения. Миграционный правопорядок как один из видов правопорядка / А.В. Степанов // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - № 4 (33).
12. Холов, Х.К. Особенности национальной безопасности Республики Таджикистан в контексте вызовов и угроз современности : автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Х.К. Холов. - Душанбе, 2011.

Источник: Научно-практический журнал "Вестник Сибирского юридического института МВД России" № 4 (37) 2019


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (27.02.2020)
Просмотров: 26 | Теги: Национальная безопасность, правопорядок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь